Управление «Сапсаном» - сплав бдительности и высоких технологий
Тот, кто видел поезд «Сапсан» в движении, наверняка задавался вопросом, как эта белоснежная махина ухитряется разгоняться до скорости гоночного болида. А еще – действительно ли кабина машиниста «Сапсана» похожа на кабину пилотов самолета?
Поезд «Сапсан» (Siemens Velaro RUS) был создан по немецким технологиям специально для России. Он не только может развивать внушительную скорость, но и способен работать при температуре до -50 градусов Цельсия. Салон поезда шире европейского на 30 см (из-за особенностей российской железнодорожной колеи), воздухозаборники вынесены на крышу. Последняя особенность позволяет снизить уровень шума в салоне и сделать путешествие на «Сапсане» комфортным.
За тем, чтобы путешествие было безопасным, следит электронный мозг. В компьютер, который находится в кабине машиниста, стекается информация о 5 тысячах возможных неисправностей, которые могут возникнуть в пути «Сапсана» «Москва - Нижний Новгород». Компьютер ежесекундно проверяет работоспособность каждой системы и, если ему что-то не нравится, он сообщает об этом машинисту. И не просто сообщает, а еще и подсказывает, как можно устранить неисправность.
Как разгоняется «Сапсан»
На разных участках дороги «Сапсан» движется с разной скоростью. Это связано с правилами движения и особенностями рельефа. Например, по прямой «Сапсан» летит на 250 км/ч, а на извилистых участках «крадется», не разгоняясь выше 150 км/ч.
Скоростью движения поезда управляет компьютерная система АУДиТ (автоматическое управление движением и торможением). Она подсказывает машинисту, с какой скоростью можно двигаться, например, на текущем участке пути маршрута поезда «Сапсан» «Москва – Санкт-Петербург». На экран транслируются три цветовых показателя: цифры зеленого цвета обозначают заданную скорость, красного — максимально разрешенную скорость на данном участке пути, белые — фактическую скорость движения поезда.
Компьютер запрещает машинисту увеличивать скорость даже на километр выше разрешенной – если такое произойдет, «электронный мозг» заставит поезд притормаживать автоматически.
Чем «Сапсан» похож на самолет
В каждом «Сапсане» установлено особое устройство безопасности. Это одновременно и навигатор, и аналог «черного ящика» авиалайнера. Там хранятся все данные о поездке: маршрут, номер пути, номер поезда, вес состава и многое другое. «Сапсаны» оснащены системой позиционирования GLONASS/GPS: благодаря ей диспетчер в реальном времени контролирует движение поезда. Вся информация – показания приборов, характеристика действий машиниста - записывается. Такой способ контроля позволяет сделать так, чтобы расписание поездов «Сапсан» соблюдалось максимально точно.
С «Сапсаном» важна бдительность
Чтобы машинист не расслаблялся в этом улье современных технологий, в «Сапсанах» установлена особая «рукоятка бдительности». Периодически компьютер начинает истошно свистеть, чтобы удостовериться, что машинист не уснул или не потерял сознание. Отреагировать на сигнал необходимо в течение семи секунд, иначе компьютер остановит поезд. Подобные рукоятки, кстати, устанавливаются в кабинах машиниста в вагонах метро.
Первые восемь поездов «Сапсан» с конца 2009 года курсируют между двумя столицами. Путь «Москва – Санкт-Петербург» «Сапсан» преодолевает в среднем меньше чем за 4 часа. С середины 2010 года продаются билеты на «Сапсан» «Москва – Нижний Новгород».