С началом строительства железных дорог в России пришло понимание о том, каковы истинные масштабы страны. В 1837 году первый поезд, пущенный по направлению Санкт-Петербург — Царское Село, был технологической сенсацией, которая, как эхо, расползалась вглубь страны. От столицы к периферии меняются и вокзалы новых станций: от величественных и монументальных ансамблей до небольших сооружений. И если вокзалы крупных городов не могли не стать памятниками архитектуры, то провинциальные вокзалы отвоевывали себе это право.
Станция Тихорецкая (г. Тихорецк, Краснодарский край) была заложена в 1874 году в незаселенной тогда местности. В 1882 году на станции проживал только 41 человек, но объем грузовых и пассажирских перевозок рос с каждым годом. В 1886 было выстроено кирпичное здание вокзала и характерные для того времени функциональные помещения: пакгаузы — небольшие склады для кратковременного хранения грузов и хлебные ссыпки — помещения, куда свозилось зерно для его последующей отправки. К началу XX века на станции работало уже 2000 человек. Долгое время Тихорецкая оставалась крупнейшим железнодорожным узлом Кубани, а небольшое здание вокзала и сегодня имеет первоначальный вид.
Калужскому вокзалу повезло меньше. Несмотря на небольшую удаленность от Москвы, город Калуга остался в стороне от железнодорожных веток, которые активно прокладывались в центральном регионе в 1870–1880 гг. Для города это, в первую очередь, означало ухудшение торговли зерном. Ситуация разрешилась к 1898 году, когда железная дорога по настоянию местных властей все же была проложена в 3-х верстах от городских границ. Двухэтажное кирпичное здание вокзала в стиле модерн стало подарком жителям и символом технологического прогресса.
Вокзал станции Калуга-1
Первый Рыбинский вокзал (г. Рыбинск, Ярославская область) был построен архитектором Карлом Рахау, который работал над проектами особняков в Москве, Санкт-Петербурге, Ессентуках, и плоды работ которого сегодня уже нельзя найти в Рыбинске — в 1902 году вокзал сгорел. За три года под руководством инженера и архитектора Симы Минаш вокзал был отстроен заново. Здание сохранило пространственную композицию и предназначалось не только для тех, кто прибывал или покидал город. Здесь проходили балы и приемы, что отразилось на внутренней отделке: на второй этаж вели винтовые лестницы, потолки украшали хрустальные люстры, по периметру залов шла лепнина. За последующие 100 лет историческое здание вокзала пришло в негодность, но было отреставрировано и вновь открыто в 2014 году.
Еще один город России в своей истории видел несколько первоклассных вокзалов. Приграничный Смоленск всегда был воротами государства, поэтому первый Смоленский вокзал представлял собой архитектурный ансамбль из двух зданий, обращенных к разным железнодорожным веткам. Два здания в стиле неоклассицизм объединялись аркой с часами и были визитной карточкой города с 1868 по 1941 год. В 1941 территория Смоленска попала под оккупацию и оба здания были разрушены в результате налетов. Новый вокзал был построен в 1949-52 годах в неоклассическом стиле. Снаружи главное здание украшают арочные проемы и колоннады, внутри — декоративная лепнина, деревянные наличники, а также художественные полотна, среди которых есть и один подлинник — картина «Смоленск православный» художника Анатолия Булдакова.
Смоленский вокзал
Железнодорожную станцию Слюдянка (г. Слюдянка, Иркутская область) также можно по-своему считать воротами — станция открывает 200 километров путей на восток вдоль Байкала. Свое название населенный пункт Слюдянка получил в честь открытых в середине XVIII века месторождений слюды. Статус железнодорожного поселка Слудянка приобрела с началом строительства Кругобайкальской железной дороги в 1856 году, тогда же было запланировано строительство вокзала. Итальянские архитекторы выбрали в качестве материала белый и розовый нешлифованный байкальский мрамор. Здание вокзала станции Слюдянка сегодня является уникальным зданием в России, полностью выполненным из мрамора.
Мраморное здание вокзала Слюдянки
В век интернета впечатления о новых местах появляются еще до того, как мы там побывали. Но провинциальные вокзалы по-прежнему сохраняют свою историческую привлекательность и вызывают желание увидеть именно их своими глазами среди более чем 350 вокзалов России.
Ваши платежные и личные данные надежно защищены.
Платежные шлюзы партнеров Туту.ру соответствуют международным стандартам безопасности систем Visa и MasterCard, стандарту повышенной надежности PCI DSS 3.2.