Уганда — это сапсёрфинг по Нилу, местные, которые любят начинать разговоры издалека, и отдых на любой кошелёк. Александр уже год организует сафари-туры по Уганде и делится своими впечатлениями про страну. А также советует, куда поехать, чтобы с первого раза и сразу правильно.
«Я из Санкт-Петербурга. Год назад я влюбился в Африку с первого взгляда и решил перебраться сюда жить и вести дела в сфере туризма и спорта.
Мой первый приезд в Уганду произошёл как во сне. То есть я ехал безо всякой информационной подготовки и чтения информации о стране. Ехал по зову друзей, поселившихся здесь годом ранее. Ехал из русской зимы в вечное экваториальное лето тренироваться в любимых видах спорта: беге и каякинге. А человек я чувствительный и мир воспринимаю в первую очередь эстетически. Таким образом, и первые мои впечатления об Уганде были по сути эстетические. Буйство красок, запахи придорожных лавок и жаровен, броуновское движение транспорта, неведомая музыка, неведомый язык, поведение людей, невыразимая красота лиц и телосложения угандийцев — вся эта лавина образов накрыла меня с головой с первых же минут по выходе из аэропорта Энтеббе. А ещё Уганда — страна молодых, ведь средний возраст здесь 14 лет.
Лишь через несколько дней пребывания в Уганде начало приходить понимание базовых вещей и явлений. Так сказать, „кто все эти люди“? Чем живут город и деревня? Какое и как хозяйство ведут? Что с безопасностью? Каков ассортимент продуктов? Как и на чём добраться из пункта А в пункт Б? Прозрения на эти практические вопросы происходили с запозданием. Слишком широко был открыт рот и удивлённые глаза, что мешало здравомыслию».
«Уганда — уверенно развивающаяся страна. Тут 48 миллионов человек и средний возраст 14 лет. Это — страна молодых. Страна преимущественно сельская, аграрная. Столица Кампала, хотя и кажется местами многолюдной, в реальности город с населением 1,6 миллиона человек и с большим отрывом — самый крупный город Уганды. Правда, города в Уганде очень плавно перетекают в деревни и слабо от них отличаются.
Уганда очень выгодно отличается от соседей климатом, обилием воды и, как следствие, плодородием и богатством даров природы. Температура не часто и не сильно превышает +30 °С, в основном 24–28 градусов. В Москве в июле бывает жарче, ей богу. По несколько урожаев самых вкусных овощей и фруктов снимают в год местные фермеры. Изумительные и недооценённые пока миром сорта кофе и чая растут в предгорьях на западе и востоке страны».
«Угандийцы добродушны по природе. Возможно, потому что в этих местах не было лютых межплеменных войн за ресурсы, всем в этом оазисе хватало пищи. Почём зря гостя не обидят. Ни разу не видел уличной агрессии и между самими угандийцами. На мой взгляд, риски безопасности в Уганде сопоставимы с рисками в больших европейских или американских городах. Однако опасность краж в крупных городах есть, будьте внимательны к своим вещам. Также важно в любой ситуации оставаться людьми, уважать местные обычаи, избегать рискованного поведения, откровенной одежды или демонстрации предметов роскоши.
Африканские общества известны своей формальной вежливостью, которая отличается от привычной в Европе, Америках или Азии. Например, прежде чем перейти к делу, важно основательно поприветствовать, спросить „как дела?“, выслушать ответ, ответить на встречные вопросы. Если ты не уверен, что твой вопрос будет понят адекватно, стоит обратиться к своему гиду как посреднику-переводчику. Если твой вопрос был просьбой, к примеру просьбой сфотографировать, то отсутствие ответа ещё не означает „да“. Также недопустимо имитировать „местный акцент“ или высмеивать некорректную английскую речь.
Кстати, о языке. В Уганде проживает более 56 племён, говорящих на более 30 языках. Государственные языки в Уганде — английский и суахили. Самый распространённый коренной язык для межплеменного общения — луганда».
«Любому. Уганда, конечно, страна контрастов и местами может некрепкую душу шокировать, но в общем и целом предлагает все типичные виды отдыха и туризма: от культурного до пляжного. Но это в общем смысле. Конечно, есть особенности. Те, кто уже решился или подумывает о поездке в Африку, наверняка по натуре искатели приключений и люди широкого мировоззрения. „Домашним мальчикам“, предпочитающим дальним странствиям и некоторым лишениям соседний бар или как максимум сити — туры по барам иногородним, путешествие в Африку, хотя и рекомендовано как форма терапии, но требует „консультации со специалистом“. Ведь, как всем известно, в Африке акулы, в Африке гориллы, злые крокодилы и Бармалей.
Остальным — добро пожаловать: можно въехать в страну на автомобиле или прилететь на аэроплане в аэропорт Энтеббе».
«Большинство скажет: сафари и визит к горным гориллам. В самом деле, наблюдение за животным миром — любимое развлечение для впервые приезжающих в Африку. Но я бы поставил на первое место людей и опыт познания самобытных культур. Не взглянуть на мир их глазами, не ощутить их связи со своей землёй — значит не понять Африку, не осознать её красоту. Посему рекомендую совместить посещение национальных парков с интерактивным погружением в жизнь местных сообществ.
В Уганде 10 крупных национальных парков: Мёрчисон-Фолс, парк Королевы Елизаветы, долина Кидепо, горы Рувензори, лес Бвинди, гора Элгон, парк Кибале, парк горилл Мгахинга, Озеро Мбуро, Семулики. Каждый из них особенный, с уникальными ландшафтами, популяциями зверей, разнообразием флоры. Уже из названий следует, что ряд из них — саванны, другие — лесные заповедники, третьи — горные вершины и долины, четвёртые — озёрные и болотные края.
Если у вас не много времени, но очень хочется увидеть «большую пятёрку» зверей (львов, слонов, буйволов, леопардов и носорогов) и бескрайние просторы саванны, то ваш путь лежит в парки Мёрчисон-Фолс или Королевы Елизаветы с захватом небольшого заповедника Зива, в котором можно наблюдать за белыми носорогами, практически истреблёнными в дикой природе. Если у вас на сафари заложена целая неделя или даже больше времени, то горячо рекомендую отправиться в тур по нескольким паркам, включив в репертуар наблюдение за лесными приматами (горными гориллами, шимпанзе, десятками видов мартышек и колобусов) и хайкинг в горах, полных эндемичной флоры и фауны. На севере и северо-востоке Уганды: Мёрчисон-Фолс — долина Кидепо — Маунт-Элгон. На западе и юго-западе: Королевы Елизаветы — лес Бвинди — горы Рувензори.
Моё любимое направление — на северо-восток, в глушь, подальше от проторенных туристических троп. В Карамоджу с долиной Кидепо. Карамоджа — удивительный край древних нилотских племён, буйства дикой природы, самых живописных саванных пейзажей, россыпи скалистых гор и всех красок Африки. Но самое важное — это люди, которые с гордостью сохраняют свои обычаи, культуру и традиционный уклад жизни в полной зависимости от благополучия своих стад. Молоко с кровью и мясо на их столах, навоз служит строительству, шкуры животных в одежде и жилище, а ещё скот — это валюта, приданое, сюжеты мифологии, неолитические рисунки в местных скалах. Карамоджонги облачаются в яркие клетчатые накидки, известные как накатукок, напоминающие масайские. Мужчины носят накатукок, накидывая на одно плечо, тогда как женщины делают из него короткие юбки и дополняют наряд красочными ожерельями. Цвета накатукок часто указывают на социальный статус, уважая тем самым старейшин. Некогда воинственные сегодня карамоджонги ласково принимают тех редких гостей, кто решается пуститься в столь дальний от столицы путь. Вы будете приглашены и к столу, и на ночлег в их маньяттах. Не отказывайтесь от такого уникального в жизни опыта.
Просторный парк долины Кидепо на крайнем севере Уганды на границе с Южным Суданом — самый нетронутый цивилизацией край непуганых зверей и самобытных племён. Парк делится на две долины, вырезанные реками Кидепо и Нарус, и каждая из них предлагает уникальный репертуар сафари в амфитеатре долины, на которую сурово взирают гряды гор Лониилли и Морунголе. Эти резко вздымающиеся горы не только создают потрясающие декорации к спектаклю дикой природы, но и дом народа ик, одной из самых уникальных и изолированных этнических групп в Уганде со своим языком и обычаями, населяющей склоны горы Морунголе. В Кидепо обитает более 77 видов млекопитающих, включая тех, кого нельзя встретить в других парках Уганды. Зрители могут видеть большие стада слонов, буйволов и зебр, бродящих по равнинам, в то время как львы и леопарды скрываются в тени, готовые напасть на ничего не подозревающую добычу. Один из главных персонажей парка — гепард, редко встречающийся в других частях Уганды. Этих грациозных кошек часто можно видеть мчащимися по саванне в погоне за антилопами. Пятнистые гиены, полосатые шакалы и скрытные ушастые лисицы участвуют в этом пиру. Широко представлены травоядные животные, включая жирафа Ротшильда, антилопу Джексона, канну и находящегося под угрозой исчезновения капского буйвола. И, конечно, долина с более чем 475 зарегистрированными видами птиц, включая страуса, кори-бустарда и карамоиджийского апалиса — рай для орнитологов».
«А сам я живу близ города Джинджи, на берегу Нила, в нескольких километрах от его истока из озера Виктория. Первые двадцать километров течения Нила — красота неописуемая и „разрыв шаблона“ об этой реке, какой мы её себе представляем по фильмам и книгам. Верховья Нила — каскад из десятка порогов и водопадов. Это природный аквапарк, в котором бурная и тёплая вода не иссякает круглый год. Лучший в Африке бурноводный рафтинг, каякинг и сапсёрфинг — здесь, на Ниле. По берегам пасутся венценосные журавли и цапли. Сосновые леса сменяются ананасовыми и банановыми плантациями. Местные рыбаки промышляют тилапию и сильвер фиш, которые вечером окажутся на вашем столе с гарниром из бананов матоке, риса и кассавы, заправленных арахисовым соусом. Категорически нельзя, приехав в Уганду, оставить в стороне приключения и активный отдых на Ниле.
Сфера услуг в Уганде предлагает отдых на любой кошелёк. Здесь можно жить и путешествовать как в „колониальном духе“ с бассейном во дворе, сверкающим Фордом для сафари и винтовым Эмбраером для быстрого перемещения по стране, так и по-спартански бюджетно — жить в сафари-тентах, ездить на местном мототакси („бода-бода“), питаться в сельских харчевнях. Но вот что я заметил уже давно и не только в Уганде... Чем выше в горы, глубже в степь и вообще дальше в провинцию — тем вкуснее и сытнее простая деревенская еда. Особенно если она заслужена чревом, хорошими физическими упражнениями, хотя бы прогулкой. Дары садов, полей и стад в Уганде — исключительно местные. „Ножек Буша“ и процессированной пищи здесь нет в принципе. И это прекрасно! Я себя не узнаю в зеркале, и вы не узнаете».
«1. Спать с комарами. Конечно, если ты в Африке в отпуске, то лучше его не омрачать и с комарами не спать. Для этого повсеместно кровати оборудованы противомоскитными сетками. А я дружу с комарами с первых дней. Окна настежь открыты, и сетки нет. Поболел нетяжело малярией три раза, но это всё индивидуально. В первый раз потребовался курс из трёх инъекций. Быстро исцеляют, но дорого. Второй и третий раз отделался дешёвыми таблетками. Главное в этом деле начать их пить в первый же день симптомов.
— Малярия из нот френдли, — внушал мне доктор-индус. И был прав, конечно. Без лечения в Африке погибают от малярии сотни тысяч в год.
— Она же живая, — отговаривала меня от вакцинации от другой дряни врач в России. Речь шла о живом ослабленном штамме жёлтой лихорадки в соответствующей вакцине против этой более опасной вирусной инфекции. Вспоминаю всегда с улыбкой эти слова отечественного доктора. Зато теперь я с гордостью могу достать из широких штанин жёлтого цвета паспорт вакцинации от жёлтой лихорадки. Читайте, завидуйте...
2. Есть раз в день. В первые месяцы по приезде я по инерции питался как не в коня. Мясо два раза в день. Первое, второе, десерт. И набрал кило пять, несмотря на подвижный образ жизни. Затем я осознанно ограничил себя в питании и мой метаболизм ожидаемо ответил ещё большим накоплением жира, как естественной реакцией на стресс.
Дни сменялись ночью, зима весной... Моя первая зима в шортах и майке. Наконец, я адаптировался к тропической диете. Теперь у меня завтрак часа в 2 после полудня. Он же обед и ужин. Есть с утра совсем не хочется, а на ночь иногда для крепкого сна ем фрукты. Слышал от некоторых бегунов-марафонцев, что и они едят только раз в день. В общем, на жаре есть не особо хочется. К тому же сельская жизнь не искушает соблазнами фастфуда и сладостей. Самая вредная еда, что можно найти в местной лавке, — булочка мандази на манер нашего кекса «Столичный» и фейковая «Кола». Остальное — чудесные фрукты, овощи, орешки.
3. Не гневаться. В Уганде не приняты те формы конфликтного поведения, что торжествуют в России. У других народов в Африке бывает высокая агрессия, а угандийцы сдержанны. Лучшая стратегия в ссоре здесь — взять паузу и попытаться решить проблему путём убеждения, с привлечением других влиятельных персон. Я в целом и раньше умел держать себя в руках, но в Уганде даже недобрый взгляд может оппонента напугать или замкнуть. Навыки быть сдержанным я тренирую успешно, а вот долгая коммуникация меня утомляет. Для этого есть мой друг и партнёр.
Кстати, у русских тут репутация вполне международная — людей вспыльчивых. Недавно приятель мне заявил: «Тебя попросили покамест не говорить тем людям „идите лесом“. Ты русский, ты можешь».
Недавно в наш автобус на хорошей скорости влетел мотоциклист. Лбом разбил лобовое стекло. Мотоцикл вдребезги, сам цел. Первое, что он заявил, — поблагодарил за то, что мы не двигались, иначе бы наехали на него. Затем последовал разговор приличных, культурных людей. Впрочем, такая формальная вежливость не удержала его от претензий и вызова полиции.
Это так, заметки на полях. Каждый день учусь чему-то новому. Софт-скилс, которыми я владел в России, в Африке не очень применимы. Тут тоже люди живут и с ними можно дружно жить и работать, но по-другому.
P.S. Что-то я забыл. Ах да, ссылку на сайт добавить и сказать: „Африка ближе, чем кажется“, так что приезжайте в гости!»
Если поедете в Уганду, заказать экскурсию у Александра можно вот тут https://sportsafari.africa/ru/.
Вопросы, советы и отзывы пользователей
Напишите комментарий