«Вообще-то, я не собиралась в Новый Уренгой, во всём виновата распродажа. Только купив билеты, я обнаружила, что во-первых, это на Ямале, во-вторых, это в тундре, в-третьих, посмотрела прогноз погоды и ужаснулась: −8 ощущается как −22, ветер 18 м/с, снег по пояс без преувеличения».
Это рассказывает Екатерина Мосина @mosk_vrn из нашего сообщества путешественников. Катя начала своё путешествие из Невинномысска, затем остановилась в Воронеже, потом доехала на машине до Москвы и самолётом отправилась в Новый Уренгой. Вот её история и рекомендации самых любимых мест.
«Я живу где-то между Воронежем и Невинномысском (Ставропольский край). Последние лет 10 самый частый вопрос, который слышу: „Катя, куда ты едешь?“ Это стало хештегом ко всем моим публикациям о путешествиях.
В Новом Уренгое вообще некуда сходить. Несколько памятников и муралов, и всё... Это очень молодой город, ему в следующем году исполнится только 50 лет, 100 тысяч жителей, и все заняты работой. Это город не для отдыха, а для заработков. Из интересного — этнопарк „Душа Ямала“. В тёплом чуме женщина-экскурсовод в подробностях рассказывала о своём кочевом детстве, объясняла особенности быта, учила ставить и собирать чум, поила чаем из трав, кормила местными деликатесами: бульон из оленины, строганина из чира, которого прям при нас и строгали, поясняя подробности, морошка и водяника к чаю. Потом катались на оленьей упряжке, было весело и морозно (ветер в этот день уже утих, и можно было хоть как-то высунуть нос наружу). Нам очень понравилось, очень рекомендую!
Затем мы взяли в аренду кроссовер и поехали по единственной круглогодичной трассе в тундре (которую два дня назад перекрывали из-за бурана и снежных заносов) в столицу Салехард. Путешествие заняло порядка 10 часов, дорога где-то в снегу, где-то разбитая, где-то её просто нет... но зато она не тает по весне :) Салехард уже поинтереснее. Посетили Обдорский острог (реконструкцию), местный рынок (там можно купить всяких деликатесов, у нас был копчёный муксун — краснокнижная рыбка), пересекли полярный круг (стела находится практически в самом городе), посмотрели на ледовую переправу через широчайшую в России реку Обь — впечатляет!
На самом деле самое интересное было по пути. Во-первых, мы встретили несколько стойбищ настоящих оленеводов — с чумами, снегоходами, огромные стада оленей, которые в предчувствии весны, видимо, скакали как ошалелые. Во-вторых, посмотрели местных птичек — кедровки, пуночки, белые куропатки. Ну и в-третьих, вдоль дороги, начиная от города Надыма (единственный, кстати, город по этой трассе), то тут, то там виднеются заброшенные объекты знаменитой 501-й стройки. Это сталинский проект, трансполярная магистраль (или „мёртвая дорога“), осуществлявшаяся заключёнными ГУЛАГа. Предполагалось, что эта железная дорога должна соединить Баренцево море и Чукотку. Зимой, к сожалению, объекты недоступны ввиду глубины снега. Однако к одному из лагпунктов были всё-таки протоптаны дорожки. То и дело проваливаясь по пояс, мы подошли почитать памятные таблички. После амнистии стройку забросили — работать стало некому... Хочется теперь походить там летом.
Местные доброжелательные, но в большинстве своём очень заняты своими делами. Искренне пытались помочь найти хоть какие-то достопримечательности в Новом Уренгое и очень удивлялись что мы туристы. Удивило, что люди действительно до сих пор живут в чумах. Что это не какие-то мифические персонажи для туристов, а вполне себе обычные семьи.
И несколько полезных советов:
Вопросы, советы и отзывы пользователей
Напишите комментарий