Автор: Елизавета Короткова
Недалеко от Ульяновска можно погулять с сурками. Их здесь много, и они могут подходить к вам довольно близко.
Вот что может случиться: вы сядете в беседке на экотропе и какое-то время будете смотреть на соседний холм, пока не услышите пронзительный вопль. Это специальный дозорный сурок вас заметил и предупреждает сородичей. Если посмотрите туда, откуда кричали, — увидите сурчиное семейство.
Всё это происходит в национальном парке «Сенгилеевские горы». Здесь есть пеший маршрут «По следам сурка». Тропа короткая и простая, поэтому сюда удобно приезжать всей семьёй. Можно погулять среди меловых холмов и показать детям, чем байбак отличается от бабайки.
В России вообще сурков много. Но именно здесь на них можно посмотреть близко, предсказуемо и со специальной экотропы. На каждый квадратный километр тут примерно по 108 сурков — это местные учёные посчитали.
Сурки бывают разные, но здесь именно степной (он же байбак). Это, по сути, здоровенная такая «белка», которая живёт в норе. Сурки же из семейства беличьих — одни из самых крупных его представителей. Взрослый байбак-самец может вымахать до 10 килограммов.
Но это и немудрено. Летом сурки хотят запасти побольше жира перед новой зимовкой. Иногда они с этим перебарщивают и с трудом влезают в норы. Вот из-за таких моментов за ними и интересно наблюдать. Сурки — звери достаточно социальные.
А ещё — семейные: живут большими многолетними колониями. Если на земли байбака пришёл чужак из другой колонии, начинается нешуточная драка. Вот такая:
Сурки стоят и мутузят друг друга передними лапами — решают земельный спор, в общем.
А вот так выглядит часть сурчиной колонии:
Из норки торчит отец семейства — это по габаритам понятно. Рядом мама с сурчатами. Ещё месяц-полтора назад детёныши были слепыми и голыми, но сейчас уже начали добывать корм самостоятельно.
Обычно одна семья — это сурки-родители и два поколения детёнышей, но бывает, что ещё не подросший сурок, как настоящий сложный подросток, уходит из дома. Таких детей-сирот байбаки с радостью принимают в свои семьи. Когда молодой байбак отпраздновал свой третий день рождения, он, как правило, уже готов съезжать от родителей по-настоящему: искать семью и переселяться в свою нору.
Вот часть сурчиной семьи пошла подкрепиться:
Но просто так беззаботно пастись нельзя. У сурка полно естественных врагов: лисы, собаки, хищные птицы. Так что всегда есть часовой байбак — тот самый дозорный, который дежурит возле норы (на фото выше он справа). Обычно их в семье даже двое. Пока одни стоят на стрёме, другие едят. Потом смена меняется.
У охранника два проверенных способа поднять тревогу. Первый — свист. Когда дозорный свистит, все остальные отрываются от еды и оценивают ситуацию. Либо сразу эвакуируются в нору.
Второй способ более радикальный — это побег самого дозорного. Когда охранный сурок прячется в нору, остальные действуют по логике «все побежали, и я побежал». До 15 км/ч байбаки разгоняются только так. Причём видят сурки даже лучше, чем слышат — между ними всегда есть зрительный контакт, чтобы следить друг за другом.
В «Сенгилеевских горах» живут сурки-спортсмены. Они самоотверженно роют норы в меловых холмах — то есть в достаточно плотной для них породе.
Вот такой ландшафт по душе байбакам
Эти горные породы сформировались в меловой период — около 140 миллионов лет назад, когда здесь плескалось тёплое море. Сам мел — это осевшие на дно известковые панцири беспозвоночных. Таким в школе пишут и такой копает сурок. В итоге получается нора:
Нам снаружи виден только вход, а внутри это 50–60 метров подземных ходов, где всё продумано до мелочей. Примерно вот так может выглядеть планировка квартиры сурчиной семьи:
Норы бывают постоянные (чтобы жить и выводить потомство) и временные (чтобы экстренно прятаться от орла какого-нибудь или от вас). Постоянные ещё делятся на зимние и летние.
Зимние — чтобы долго и сладко спать, пережидая холода. В зимней норе можно особо не заморачиваться с планировкой: главное оборудовать «спальню» — вернее гнездовую камеру. Сурок обустраивает её на глубине 5–7 метров — там, где почва зимой не промерзает. Чтобы согреваться, делает внутри подстилку из сухой травы и корешков. И точно таким же натуральным утеплителем, как пробкой, закрывает вход в нору. В итоге температура внутри не опускается ниже нуля даже в холодные зимы.
Ну а летняя нора — это что-то вроде дачи. Она может быть устроена сложнее зимней: там целая система входов и выходов, комнат и коридоров, а спальня ближе к поверхности земли. Ещё в постоянной норе у байбака обычно есть туалет — прямо в виде отдельной «комнаты».
В большинстве случаев вы будете наблюдать сурка именно рядом с норой — для него так безопаснее. Поэтому сначала ищите глазами нору, а уже потом торчащего оттуда байбака. Здесь это делать довольно удобно: экотропа специально устроена таким образом, что вы смотрите на сурков с соседнего склона. То есть, как правило, они сидят прямо напротив вас, но на каком-то удалении.
Понять, где нора, глядя на соседний холм, легко. Во-первых, вы наверняка заметите сурчину. Это, если что, не самка сурка, а небольшая земляная возвышенность — уплотнённый грунт, который сурок набросал рядом, пока копал нору. Входная группа, короче. Во-вторых, на светло-бежевом меловом склоне хорошо заметны островки зелени. Если видите такие, значит, где-то рядом нора. Сурок там регулярно удобряет, вот трава и растёт.
Абы какой склон сурку не подойдёт. По наблюдениям сотрудников, в нацпарке байбаки чаще всего роют норы на южных или юго-западных. Чем больше сочной травы, тем лучше. На одном склоне, например, живут сурчиные короли — там элитная недвижимость.
На другом — уже не такая плодородная почва. Там, как шутят сотрудники, живут сурки-маргиналы.
В «Сенгилеевских горах» сурки уже привыкли к людям: подпускают их достаточно близко, но бдительность всё же не теряют. Вот несколько советов от сотрудников нацпарка, которые помогут вам выследить байбака как надо:
1. Сурки не любят резкие запахи и яркие цвета. Если задумали приехать к ним в гости, лучше не использовать парфюм и пахучую косметику. А одеваться стоит неброско (идеально, если получится в зеленовато-коричневых природных тонах).
2. Сурки активнее всего ранним утром и вечером до заката. Жару они не любят, поэтому в полдень обычно сидят по норам. Дождь, кстати, им тоже не по душе.
3. Чем вы тише и спокойнее, тем лучше. К сурку нужно подбираться постепенно, чтобы не вызвать подозрений у дозорного. Но прямо близко всё же не подходите — сурки переносят болезни.
4. С собой логично брать бинокль (его, кстати, можно арендовать в нацпарке заранее). Иногда на горизонте или где-то на соседнем холме много сурков, но рассмотреть их без дополнительной оптики проблематично.
Ну и на всякий случай: местных сурков кормить нельзя. Вот вообще ничем. Это всё-таки национальный парк. Он тут с 2017 года, и во многом из-за него популяция сурков здесь начала восстанавливаться. Раньше на них тут охотились из-за жира, и сурки даже входили в местную Красную книгу.
Байбаки — фишка «Сенгилеевских гор», но живут они, конечно, не только тут. Например, в Хвалынском нацпарке (это Саратовская область) есть и сами сурки, и даже музей в виде норы сурка. Ещё сурков можно увидеть в заповеднике «Приволжская лесостепь» в Пензенской области. Да и в целом искать логично по всему Среднему Поволжью, на юге Приуралья и на Дону.
Если бы у сурка была профессия, то он, возможно, был бы метеорологом. Так уж повелось, что его поведение всегда связывали с погодой. Байбак проснулся после спячки — значит, весна пришла, говорят. От момента пробуждения байбака раньше даже отсчитывали, когда выходить работать в поле после зимы.
У сурка и правда строгий распорядок (и дня, и года). Если хотите застать зверька бодрствующим, приезжайте на тропу с апреля по сентябрь. В идеале, конечно, летом, потому что весной и осенью сурок сонный и ленивый. В мае-июне можно посмотреть сурчат. Их каждый год выводят весной.
В целом годовой цикл жизни сурка в "Сенгилеевских горах« строится примерно так:
1. Март-апрель: сурок выходит из спячки и сразу же начинает налаживать свою личную жизнь — выводит потомство ещё до выхода на поверхность. А уж потом можно и из норы показаться. Обычно это происходит в солнечный день, когда ветер дует с юга, а дневная температура держится около плюс четырёх по Цельсию. У проснувшегося сурка много дел: нужно полинять и найти себе пропитание после долгой зимы.
2. Май: сурок питается, ухаживает за потомством и занимается «хозяйством».
3. Июнь-август: зажировка. В этот период сурок самый активный, потому что целыми днями ищет себе пропитание. Шутка ли — за день съедать по 1–1,5 килограмма растительной пищи. Сурки в основном едят траву, но и какой-нибудь гусеницей полакомиться не прочь. Такие труды оправданы — во время зимовки байбаку предстоит потерять примерно треть веса.
4. Конец августа-сентябрь: время хозяйственных дел. Надо нору к зиме обустраивать и потихоньку готовиться к спячке.
5. Сентябрь-октябрь: сурок засыпает. Спят байбаки вповалку, одним комочком — так теплее.
6. Октябрь-март: сурок спит до тепла.
Приехать на тропу сурка можно самому (без записи, но, оплатив вход и получив разрешение на сайте) или с группой на автобусе. Можно просто погулять, а можно заранее договориться на экскурсию от сотрудников.
В «Сенгилеевские горы» можно съездить на выходные из Ульяновска. От города на машине примерно час.
Первым делом тут, конечно, смотрят меловые холмы. С тропы сурка, например, открываются вот такие виды:
Здесь же, в селе Тушна, можно пожить в глэмпинге с видом на холмы.
Отсюда, кстати, удобно ходить на фотоохоту ранним утром. До экотропы — полчаса пешком по холмам. Заодно и до приезда основной массы туристов успеете.
Ещё стоит заехать на Арбугинскую гору — это вообще одна из самых эффектных смотровых на всей Волге.
Здесь река изгибается вокруг мыса, поэтому угол обзора на воду очень широкий. В хорошую погоду даже Ульяновск на горизонте можно рассмотреть.
Недалеко отсюда есть и другая экотропа — через Шиловскую лесостепь.
Рядом с ней можно остановиться в палатке или в кемпинге — с видом на самую широкую Волгу. И сурки здесь тоже есть.
Вопросы, советы и отзывы пользователей
Напишите комментарий
Спасибо от внезапного фаната статей туту)
Спасибо за такие интересные, увлекательные и познавательные рассказы. Благодаря им, узнала много милых подробностей о жизни в отдаленных местах страны. Как будто побывала там. Живу в Москве. Передвигаюсь мало. Болею.
Здравствуйте, Елена! Спасибо, что с удовольствием читаете наши рассказы.