Для поездок в Рыбинск не нужна виза.
Туту.ру Путеводитель Россия Рыбинск Про рыбинские вывески

Про рыбинские вывески

Автор Елизавета Короткова

Когда берутся за ремонт, обычно старое меняют на новое. А в Рыбинске Ярославской области наоборот. Там уже почти 10 лет новые вывески меняют на «старые» — ну то есть на стилизованные под старину. Привычных современных вывесок в центре уже почти не найти, поэтому сюда едут за максимально киношными историческими кварталами:

Таких вывесок в городе уже больше 300. Например, вот «обычный»‎ магазин косметики по-рыбински:

Вот компания, которая помогает банкротам:

 На самом деле название «‎Помоги мне»‎ — это калька с английского. Бренд просто мимикрирует под рыбинский стиль
На самом деле название «‎Помоги мне»‎ — это калька с английского. Бренд просто мимикрирует под рыбинский стиль

А вот туристско-информационный центр:

 Если дёрнуть за верёвочку справа, медведь и стерлядь послушно зазвонят в колокольчик
Если дёрнуть за верёвочку справа, медведь и стерлядь послушно зазвонят в колокольчик

Чем оригинальнее оформление вывески, тем больше к ней внимания.

Как Рыбинск решился?

Раньше Рыбинск был «обычным городом на Волге», куда в основном заглядывали только во время речных круизов.

Конечно, ради Волги сюда едут до сих пор, но главную фишку город нашёл в стилизованных вывесках. А началось всё вот с этого человека:

 Фото Мити Кузнецова
Фото Мити Кузнецова

Это Митя Кузнецов — фолк-музыкант родом из Рыбинска. В 2015-м он оформлял афишу для постановки «Евгений Онегин». Нужна была качественная стилизация, поэтому пришлось покопаться в архивах XIX века. В процессе Митя пересмотрел кучу исторических фотографий, а заодно и влюбился в старый Рыбинск с его мостовыми, фигурными фонарями, ерами (ъ) и ятями (ѣ). Так родилась почти невоплотимая на тот момент идея — вернуть Рыбинску аутентичные вывески с дореволюционной орфографией и снова заполнить улицы города русским языком.

С этим Митя пошёл ни много ни мало в городскую администрацию. Задумку там приняли на ура и очень скоро начали воплощать. Дизайн первой партии вывесок для Красной площади сделал сам Митя, а изготовление доверили рекламным агентствам.

Беда в том, что у них в арсенале были только современные материалы — в проект закрался пластик. А по мнению Мити, «XIX век» пластиковым быть ну никак не может. Если уж и браться за стилизацию, то гулять так гулять: вместо пластика — дерево, вместо принтеров и валиков — кисти, вместо рекламщиков — профессиональные художники. Нужны «живые» материалы, старинные технологии и ручной труд — иначе эффект машины времени просто-напросто не сработает. В общем, тогда для Мити Кузнецова проект реализовался только наполовину. А идея — идея никуда не делась.

Тогда Митя решил взяться за работу хоть над какой-нибудь вывеской полностью сам — по-партизански, без помощи рекламных агентств. «Жертвой» стала букмекерская контора, которая тогда как раз собиралась открыться на Красной площади. Большую часть расходов Митя взял на себя с условием в виде полной свободы творчества. Полтора месяца работы с другом в холодном гараже — и всё было готово. Мало того что зима выдалась морозная — так в процессе Митя ещё и ногу сломал. Вывеской. Ну ничего — повесили.

 Фото Мити Кузнецова
Фото Мити Кузнецова

Этот момент стал поворотным: скоро в администрации наконец нашёлся человек, который признал, что «живые» материалы работают лучше пластмассы.

И ведь сработало — в 2023-м сюда приехало больше полумиллиона путешественников. Это, если что, почти как три таких же Рыбинска.

Как вывески узаконили?

Когда стало понятно, что у Рыбинска с вывесками всё серьёзно, автора проекта попросили разработать дизайн-код. Это такой специальный свод правил по облику городских вывесок и орфографии в них. Сейчас он аж на уровне местного законодательства закреплён.

Если очень упрощённо, то по нему Рыбинск делится на три зоны: историческую, новую и переходную между ними. Логика такая: чем ближе к историческому центру, тем строже правила по вывескам. В центре города вывески причёсанные, единообразные и их много. Отходите подальше — концентрация уже пониже. Ещё подальше — и аутентичные вывески придётся поискать.

После создания дизайн-кода стали реконструировать Стоялую улицу — это тоже в центре. Вот одна из первых вывесок там:

А вот ещё один экземпляр оттуда же:

 Сюда ходят за рыбинской (и не только) рыбой
Сюда ходят за рыбинской (и не только) рыбой

И ещё:

Работу над проектом теперь координировал сам Митя Кузнецов. Он вспоминает: как прораб, бегал от дома к дому, замешивал краску и призывал подрядчиков менять валики на кисти‎.

Кистью большие площади красить, ясное дело, гораздо сложнее. Но такие «заморочки» нужны по двум причинам:

1. Кисть фактурней. Ею можно подчеркнуть исторический облик зданий, неровную текстуру фасадов.

2. Валик двигается ровно и создаёт цельный пласт краски. А потом этот же пласт разом отваливается, если под краску вдруг попадает влага.

Кисть наоборот — оставляет за собой небольшие выемки и канавки. Если краска и начнёт сыпаться от влаги, то постепенно. Структура покрытия тут уже другая.

Как договариваются с магазинами?

На первых порах идея с вывесками понравилась далеко не всем. Кто-то говорил «лубок», а кто-то предлагал пустить по улицам телеги с лошадьми вместо машин — чтоб уж до кучи. Но ещё сложнее было договариваться с предпринимателями — некоторые из них соглашались ну прямо со скрипом («а как же узнаваемость бренда?»). Например, с «Магнитом» Митя Кузнецов лично вёл переговоры полтора года.

Или вот — с магазином «Виномания» была целая история. В какой-то момент власти обратились к нему с просьбой сменить вывеску — мол, у города новый дизайн-код, а магазин этот как раз в центре. Получили твёрдый отказ. Потом ещё и ещё. Когда дело почти дошло до суда, Митя Кузнецов решил съездить к владелице магазина и поговорить с ней лично. Для этого он заранее разработал два варианта будущей вывески: один — с минимальными изменениями, второй — более радикальный. Час переговоров — согласие владелицы — вывеска. Теперь вот красуется в центре:

Но это раньше бренды приходилось «уламывать» на стилизованные вывески. Теперь предприниматели сами проявляют инициативу.

Вот, например, владелица одного сувенирного магазина в центре попросила команду Мити Кузнецова сделать для неё вывеску «чтоб мимо никто не проходил». Получилась такая — с хитросплетённым шрифтом в билибинском стиле:

Для путешественников вывески — развлечение. Для брендов — оригинальная реклама, которая непременно должна быть «‎круче, чем у соседа»‎. Туристы же потом будут в соцсети выкладывать.

Как делают вывески в Рыбинске?

Допустим, вы хотите открыть магазин в центре Рыбинска и сообразить для него красивую вывеску. Тогда вам нужно заглянуть в дизайн-код города и понять, в какой зоне вы находитесь.

Дальше читаете правила по этой зоне, делаете по ним эскиз вывески (вместе с дизайнером или художником) и несёте его в Художественный совет. Это специальная такая рыбинская комиссия, которая рассматривает проекты вывесок и, если всё хорошо, даёт на них добро. Чем ближе ваш магазин к центру, тем внимательнее будут смотреть на мелочи.

Потом нужно найти, кто вам вывеску изготовит, и договориться по цене. Вывесками в городе занимаются и рекламные агентства (многие из них уже научились попадать в дизайн-код), и художники. Например, в «артели» Мити Кузнецова, кроме него самого, ещё четыре мастера: художник, резчик, плотник и кузнец.

А вот и главный художник проекта — Нина Матвеева как раз работает над новой вывеской:

К дореволюционной орфографии она уже привыкла. Даже не на работе, когда пишет что-то от руки, так и норовит поставить где-нибудь ер, ять или и десятеричное.

На одну вывеску у Нины обычно уходит от двух недель до месяца — зависит от сложности работы. Сначала готовят деревянный подрамник, потом обивают его железом и грунтуют. Дальше уже Нина наносит фон, буквы и рисунки. Тут у художницы два главных оружия: кропотливо собранная база исторических шрифтов и хорошая насмотренность. Важно суметь сделать не кальку, а качественную современную стилизацию — хорошую вывеску «пишут», как картину.

 Фото Мити Кузнецова
Фото Мити Кузнецова

А в процессе художнику нужно подумать как минимум вот про что:

1. Орфография

Вообще, стихийно понаставить загогулин-твёрдых знаков на концах слов — дело нехитрое. По России таких вывесок много, но можно же и не повторять ошибок. Перед созданием эскиза каждое слово лучше десять раз перепроверить: свериться с дизайн-кодом, словарями и старыми учебниками по русскому.

2. Цвет и материал

Мало продумать цвета вывески — надо ещё и почву для неё подготовить. Речь сейчас про фасад, который вообще-то — половина успеха. В идеале его нужно покрасить примерно как в XIX веке — тогда вывеска на нём заиграет и по-настоящему приживётся.

Колористику для фасадов центра Рыбинска Митя Кузнецов разработал ещё в 2018-м. Тогда он замешивал оксиды железа с базовой краской и искал ту самую формулу. Идея была в том, чтобы заменить искусственные краски на натуральные пигменты — так правдоподобнее. В итоге центр города получился такой вот красочный.

3. Пропорции

Чтобы работать над вывеской примерно размером с себя, художнику нужно разбираться в пропорциях и мерах. Одна из самых масштабных работ Нины (а заодно и самых фотографируемых вывесок Рыбинска) — вот эта:

Смысл в том, чтобы эти «Шторы» читались и с противоположной стороны улицы, и из-под вывески. А ещё вывеска должно гармонировать с обликом здания.

Про метры и сантиметры в мастерской Мити Кузнецова можно забыть. Художники делают эскизы исключительно в саженной системе — это помогает переключить мышление в «режим XIX века».

Хорошая вывеска в Рыбинске сейчас стоит от 100 тысяч рублей. Если вам как предпринимателю всё это неинтересно, то в принципе можете и без вывески работать. Но бойкотирующих, мягко говоря, немного.

Что за «язык» на вывесках?

Есть такая штука — дореформенная орфография русского языка. Вот её-то в Рыбинске и воскресили на вывесках.

Эта орфография была в ходу со времён Петра I и до реформы правописания 1917–1918-го. Тогда изменений ввели сразу несколько, но самое главное — из алфавита «упразднили» буквы ять (ѣ), и десятеричное (i), ижицу (ѵ) и фиту (ѳ). С ером (ъ) вышло сложнее: он исчез с конца слов, а вот как разделительный знак остался.

Ещё с реформой поменялись правила написания окончаний. Ну например, в Рыбинске сейчас можно встретить пекарню «Добрыя булки». Это потому, что прилагательные женского рода во множественном числе раньше оканчивались либо на «ыя», либо на «iя».

Но главной головной болью для дореформенных гимназистов был, конечно же, ять. Для разработчиков дизайн-кода Рыбинска и художников вывесок это до сих пор так. С ятем вообще целый свод правил и исключений, когда он пишется, а когда нет. Так что дореволюционные учебники по русскому в Рыбинске популярны до сих пор.

Чтобы увидеть рыбинские вывески, достаточно просто пройтись по центру — точно не пропустите.

Вопросы, советы и отзывы пользователей

Написать комментарий

Напишите комментарий

Как вас зовут?
Электронная почта
можно не указывать
Ваш вопрос, совет или отзыв
Спасибо! Ваш вопрос отправлен на модерацию. После проверки он будет виден другим пользователям.
Показать еще

Другие курорты России

Волгоград, Россия Волгоград — один из крупнейших городов на юге России, промышленный, научный и культурный центр. В течение четырёх веков он назывался Царицын, затем, с 1926 по 1961 год — Сталинград. Под этим именем вошёл в историю страны как пример мужества, стойкости и героизма: Сталинградская битва продолжалась 125 дней и ночей и завершилась капитуляцией армии Фридриха Паулюса. Эт
Санкт-Петербург, Россия Санкт-Петербург — второй по численности населения город России. С 1712 по 1918 год был столицей Российской империи. Сейчас — культурная столица страны: тут работает больше 200 музеев и более 70 театров. Исторический центр и связанные с ним комплексы памятников входят в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Над архитектурным обликом города в разное время р
Севастополь, Россия Севастополь – город русской славы, с конца XVIII века выступающий главной базой российского флота на Чёрном море. Это город-герой с доблестной историей и напоминающими о ней многочисленными памятниками, стелами, монументами. А ещё Севастополь известен как наследник Херсонеса Таврического и просто «белый город» с синими бухтами и зелёными бульварами. Заче
Сочетание целых пяти климатических зон сформировали здесь совершенно особенный природный мир. На небольшой территории полуострова можно встретить субтропические леса и степь, солёные озёра и грязевые вулканы, выжженную солнцем пустыню и горные ландшафты. Всё это в сочетании с огромным количеством исторических памятников делает регион отличным местом для всех видов отдыха — пляжного, оздоровител
Туапсе, Россия Туапсе — это одновременно и город-порт, и крупный субтропический курорт на берегу Чёрного моря. Его называют воротами Большого Сочи. Скалы и море Туапсе прославил известный русский пейзажист Александр Киселёв, дикий пляж около Скалы слёз известен благодаря сцене из «Бриллиантовой руки», а древние дольмены считаются «местами силы» и привлекают поклонников тайн. А ещё ряд
Махачкала, Дагестан Дагестан — одно из немногих мест в стране, где отдых у моря можно совместить с изучением природы, истории, традиций и этнографии Северного Кавказа. Здесь проживает более трех десятков народностей, сохранивших свой самобытный облик, фольклор и народные промыслы, а по количеству культурных памятников республика занимает первое место в России. Зачем ехать в Даге