Плёс — городок на Волге: набережная с купеческими домиками, избы и церкви, разбросанные по холмам. Провинциальный, но очень притягательный. В 2022 году его посетили 136 тысяч туристов — при 2 тысячах человек населения. Едут сюда чаще всего за красивыми пейзажами и вдохновением. Возвращаются отсюда с картинами, набросками или хотя бы фотографиями — и с мечтой однажды взять в руки кисть — и вот это своё притяжение Плёс сохраняет уже больше 100 лет. Рассказываем, в чём магия места.
Автор Елена Соломенцева
Редактор Анна Черникова
«Я никогда ещё не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда ещё так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всём... оно не поддаётся разуму, анализу, а постигается любовью», — написал Исаак Левитан о плёсских пейзажах в 1888 году. И показал их на своих картинах. И это место стало синонимом слова «пленэр» — это когда художник работает не в мастерской, а на природе.
«Вечер. Золотой Плёс», Исаак Левитан, 1889 год
До Левитана считалось, что скромный русский пейзаж не лучший объект для живописца. Художники ездили на этюды в Италию, Францию, Швейцарию. Исаак Левитан думал по-другому. Неброский, часто угрюмый северорусский вид он любил больше прочих и мастерски раскрывал на холсте его душу. На картинах Левитана природа испытывает целый спектр эмоций: печалится, ликует, негодует.
В свои 28 лет, вернувшись из Крыма, весной 1888-го он отправился в круиз по Волге в поисках любимой натуры. По пути из Нижнего Новгорода речные пейзажи не задевали за живое и не будили дремавшую музу. Но за Кинешмой художник увидел холмисто-лесные берега, круто убегающие вверх от воды, и обратился к капитану:
— Что за место?
— Городок Плёс, точнее сказать, городишко...
— Сходим!
Левитан побежал в каюту за мольбертом и саквояжами. Путешествующие с ним друзья-художники Алексей Степанов и Софья Кувшинникова лишних вопросов задавать не стали — просто тоже сошли на берег.
Воскресенская церковь в Плёсе. Фотография Сергея
Прокудина-Горского, 1910 год
«Плёс сразу нас обворожил, и мы решили остановиться. Привлекла нас больше всего та маленькая древняя церквушка, которую потом не раз принимались писать и другие художники, да и вообще городок оказался премилым уголком, удивительно красивым, поэтичным и тихим. Мы нашли две комнатки недалеко от берега и с помощью сена, ковров, двух столов и нескольких скамеек устроили бивуак...» — вспоминала потом первый день в Плёсе Кувшинникова. Её рассказ записал искусствовед Сергей Глаголь в 1907-м.
А начиналось всё в двенадцатом веке и довольно традиционно: на севере Ивановской области, на правом берегу Волги, в устье речки Шохонки выросло поселение. Первый раз Плёс упоминается в Новгородской первой летописи в 1141 году как форпост для отслеживания вражеских кораблей на Волге.
«После дождя. Плёс», Исаак Левитан, 1889 год
Выбор места обусловило расположение. Тогда, во времена частых набегов с Востока, важно было заметить врага как можно раньше — чтобы обеспечить безопасность города. Так что для него выбрали самую высокую и неприступную точку на Верхней Волге: семь холмов, одной стороной упирающиеся в воду, а с другой защищённые глубокими оврагами. Про название: словари определяют «плёс» как отрезок реки от поворота до поворота или как место, где плещет волна.
Однако, кажется, теория о безопасности места не сработала. В тринадцатом веке Плёс снова в летописи, но как крепость, уничтоженная Батыем. Московский князь Василий, сын Дмитрия Донского, предпринял ещё попытку: повелел срубить здесь новую крепость в 1410 году. Но и эту сожгли во время набега казанского хана. И снова город восстал из пепла, да так хорошо, что Афанасий Никитин упомянул его в своём «Хождении за три моря».
Вид с Соборной горы, начало двадцатого века
В семнадцатом веке к территории России присоединились Среднее и Нижнее Поволжье, границы отодвинулись и набеги с Востока прекратились. Горожане поверили в лучшее, место крепости в центре поселения в 1699 году занял Успенский собор. А гора, на которой его построили, получила название Соборной.
Вид с неё считается самым живописным: наползающие друг на друга деревенские дома с палисадниками, контраст синих вод Волги и зеленеющего города. Именно его предпочитают сегодня художники, пишущие плёсскую природу с натуры. Формировался он так. В восемнадцатом веке Плёс, как и вся Россия, развернулся в сторону промышленности и торговли. Уездный город Костромского наместничества превратился тогда в главный порт текстильного края Иваново-Шуи и богател на глазах. Сюда по Волге на баржах доставляли ткани из соседних городов и хлеб с юга, чтобы дальше везти всё в Москву и Петербург — на телегах. Источников дохода местным жителям хватало.
Река Шоханка около Плёса. Фотография Сергея Прокудина-Горского,
1910 год
Плёс обзавёлся маленькими ткацкими фабриками, на которых создавали яркие равендуки, то есть льняную парусину, и пестряди — ткани из разноцветных ниток. И они высоко ценились в России. А изделия местных кузнецов, кустарей и ювелиров традиционно славились за пределами плёсской округи. Местные плотничьи топоры из уральского железа и резные железные украшения были постоянным ассортиментом Нижегородской ярмарки, главной в России, — до неё вниз по Волге около 270 км. Потомственные лоцманы из Плёса помогали судам обойти волжские мели. Река сформировала их сама, но во времена набегов жители усилили это оборонительное преимущество. Карта отмелей передавалась лоцманами по наследству — без их помощи торговому кораблю здесь было не пройти.
Доходными были рыбная ловля и пивоварение: местные снабжали добычей и пенным напитком даже столичных жителей.
Плёс бурлил и разрастался — склады, лавки, заводы и фабрики чем дальше, тем больше нуждались в людях, а люди — в крыше над головой. На вершинах холмов не осталось места для новых домов — принялись строить на склонах, создавая уступы. Город «побежал» вниз к воде, так и получился очаровательный провинциальный пейзаж.
А сохранился он вопреки прогрессу вот почему. Наступил век железных дорог. Линию Иваново — Кинешма провели в 1871 году в обход Плёса. По слухам, местные купцы оплатили такой расклад, боясь остаться без привычных источников прибыли, но прогадали. Отправка товаров гужевым транспортом сразу стала невыгодной. Торговые потоки переместились с рек и телег на рельсы. Плёс утратил роль логистического центра, но остался зажиточным «захолустьем». Население сократилось почти в два раза за счёт покинувших город в поисках дохода купцов, извозчиков, грузчиков и приказчиков.
Зато сохранился провинциальный шарм, хотя в 1910 году появился водопровод — редкость даже для больших городов России в то время! Всё это позволило Плёсу примерить на себя новую роль — курортного городка для дачников и столичных жителей. Например, летний дом на местной пустоши Хмельницы заказал себе оперный певец Фёдор Шаляпин.
Отход почтового парохода из Плёса, начало двадцатого века
Речные круизы в это время стали доступными и очень популярными. Многие прибывали по Волге теплоходами и задерживались надолго. На одном из них летом 1888 года сюда приплыл с друзьями малоизвестный тогда художник Исаак Левитан. Вскоре он превратил Плёс в самое известное пейзажное место на Волге.
Художники сняли комнаты в мезонине дома купца Андрея Солодовникова — сейчас в нём дом-музей Левитана по адресу ул. Луначарского, 4/1 — с окнами на реку и деревенскими завтраками. С самого раннего утра Левитан выходил из дома с мольбертом на перевес: бродил по холмам, выбирал лучшие точки обзора, писал пейзажи с натуры, возвращался затемно.
«Плёс», Софья Кувшинникова, 1895 год
На три лета Левитан и его друзья-художники сделали Плёс своей творческой резиденцией. Здесь было вольготно: размеренная жизнь маленького города, простые люди, близость к любимой природе. Даже не смущало внимание местного населения, которое первое время смотрело на художников как на труппу бродячего театра. Они давали повод: Левитан в белом жабо часто посещал местные чайные, полные бородатых старообрядцев, Софья Кувшинникова ходила с ним на охоту в мужских брюках и виртуозно стреляла вальдшнепов — немыслимое поведение для барышни по тем временам. Огромные белые зонты от солнца, которые художники использовали на этюдах, тоже удивляли провинциальную публику.
«Осень. Мельница. Плёс», Исаак Левитан, 1888 год
Работал Левитан в Плёсе страстно и радостно. Написал в общей сложности больше 200 картин, включая теперь признанные шедевры: «Тихую обитель» (1890), «Вечер. Золотой Плёс» (1889), «Берёзовую рощу» (1889). Близкий друг художника Антон Чехов, увидев его пейзажи из Плёса, сказал, что «...на них появилась улыбка».
Более поздняя работа «Над вечным покоем» (1894) произвела настоящий фурор на 22-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок — «передвижников» — в Санкт-Петербурге, хотя пейзаж был вымышленным. Левитан скомпоновал его из вида на озеро Удомля под Вышним Волочёком и на плёсскую Церковь Святых Петра и Павла. «Церковь в натуре была другая, некрасивая, и Левитан заменил её уютной церквушкой из Плёса», — объясняла Софья Кувшинникова Сергею Глаголю.
«Над вечным покоем», Исаак Левитан, 1894 год
Сейчас той церкви уже нет — сгорела в 1903-м. На её место на холме перенесли похожую деревянную церковь Воскресения из села Билюково — семнадцатого века постройки. Вид на Волгу и Плёс от неё открывается всё такой же головокружительный. По соседству — следы древнего Петропавловского погоста. А подняться к церкви можно по той же тропе, по которой взбирался Левитан, — сейчас тут удобная лестница.
Холм с церковью теперь называют горой Левитана. Стоя на нём, художник написал большинство местных пейзажей, здесь теперь стоит памятник ему — в полный рост. А в 1900–1910-е за Левитаном в Плёс потянулись профессиональные и начинающие художники. И поток не останавливается до сих пор. Всем нужны пленэры.
Пленэр (от фр. plein air — «открытый воздух») — это техника создания картин вне мастерской, на природе, при естественном освещении. Задача художника — фиксировать изменения света и цвета сиюмоментно, а не дописывать увиденное по памяти.
«Вечер на Волге», Исаак Левитан, 1888 год
Пейзажный жанр возник в живописи около 600 лет назад, в эпоху Раннего Возрождения, то есть в первой половине пятнадцатого века. Но многие годы было принято делать на природе только наброски, а остальное дорабатывать в студии. Настоящая пленэрная живопись родилась в Англии в начале девятнадцатого века. Всё придумали два британских художника: Джон Констебль и Ричард Паркс Бонингтон. Первая пленэрная картина «Строительство лодки возле мельницы Флэтфорд» принадлежит кисти Констебля и написана в 1815 году.
Дальше тренд подхватили во Франции художники Барбизонской школы — Камиль Коро и Теодор Руссо — и, конечно, импрессионисты — Клод Моне, Камиль Писсарро, Альфред Сислей. В Англии адептами пленэров были прерафаэлиты: Данте Габриэль Россетти, Джон Эверетт Милле, Уильям Холман Хант и ещё Уильям Тёрнер. (Интересно, что русский протагонист Уильяма Тёрнера Иван Айвазовский был ярым противником пленэров и всегда писал море в студии по памяти.) Поп-арт-мастер Дэвид Хокни тоже был замечен в этом жанре.
В России главным по пленэрам был, конечно, Исаак Левитан. Но не отставали от него Константин Коровин, Василий Поленов и Валентин Серов.
Правда, поначалу художникам приходилось очень нелегко. Сначала надо было сделать краску: растереть минеральный пигмент в порошок, смешать с маслом до нужной консистенции. Перед тем как отправиться писать на улицу, нужно было упаковать краски в свиные мочевые пузыри и завязать их узелком. Уже на месте, чтобы выдавить краску на палитру, нужно было проткнуть пузырь иглой, а потом заткнуть отверстие гвоздём.
Лист из альбома «Район Волги и её притоков», Сергей
Прокудин-Горский, 1910 год
Постепенно процесс создания красок механизировался, но сложностей ещё долго хватало. Пленэр в современном виде стал возможен только 180 лет назад, когда появились краски в тюбиках. Американец Джон Ренд в 1841 году запатентовал оловянную тубу, завёрнутую с одного края и закручивающуюся колпачком — с другого. Сначала это было очень дорогое удовольствие, потом очень токсичное — тюбики делали из свинца, не зная о его вредных для здоровья свойствах. Но ничто не останавливало художников, которые хотели писать картины с натуры.
Учителя Левитана передвижники Василий Перов и Алексей Саврасов любили пленэры, тянули своего ученика из мастерской на улицу. А он и рад был: налаживал эмоциональный диалог с природой. Постепенно к нему пришло стоическое отношение к погоде: для пленэра нет погоды неподходящей — любое проявление природы ценно. Этот подход художника видно на картине «После дождя. Плёс» (1889): меняются условия, свет и время суток, но от этого картина только наполняется динамикой.
«Уголок в Плёсе», Исаак Левитан, 1888 год
Стоило Исааку Левитану представить широкой публике пару своих философских пейзажей из маленького городка на Волге, как пленэры в Плёсе стали трендом. В конце девятнадцатого — начале двадцатого века сюда потянулись художники и малоизвестные, и с мировыми именами: Алексей Саврасов, Илья Репин, Василий Верещагин, Владимир Маковский. Как недавно Левитан, они гуляли по Плёсу в поисках подходящей для пейзажа точки и переносили увиденное на холст в режиме реального времени.
С 1930-х здесь творили, жили и открывали галереи десятки художников. От потомственного художника Георгия Савицкого и выпускника ВХУТЕМАС Якова Ромаса до прославленного карикатуриста Михаила Куприянова. С 1985 года здесь живёт художник Виталий Панченко, возглавивший творческий союз «Сообщество плёсских художников». В 2006 году в городе обосновался заслуженный художник России Александр Тимофеев. Он открыл в собственном доме музей работ из цветного стекла и акварели.
Любимое время фанатов местного пленэра, конечно, осень, когда деревья в городе горят красно-жёлтым на фоне тёмно-синей Волги. Зато летом провинциальный флёр ощутим: коты греются на солнце, деревья шумят мягкой листвой, набережная золотится или розовеет в предзакатном свете.
Вид на городище с Казанским собором. Фотография Сергея
Прокудина-Горского, 1910 год
За вдохновением можно сходить в Мемориальный Дом-музей Исаака Левитана. Музею в прошлом году исполнилось 50 лет. По этому поводу в городе даже планировали провести международный фестиваль и конкурс пленэрной живописи, но не сложилось. Зато всегда доступны мастер-классы от местных художников — их в Плёсе хватает.
Сегодня, как и 100, и 200 лет назад на холмах Плёса всегда работают художники. Кто-то наслаждается творчеством в одиночестве, кто-то предпочитает делать это в компании. На Соборной горе и горе Левитана каждый год проходят открытые пленэры для детей и взрослых с выставками готовых работ. Панорамы всё тех же плёсских крыш и цветущих садов появляются на новых холстах с новым настроением. И в этих крышах — большая часть успеха Плёса. Ведь за безмятежным провинциальным ретрофасадом скрывается динамично развивающаяся городская экономика. В 2021 году по популярности среди малых городов Плёс уступил только Суздалю. В 2022 году его посетили 136 тысяч туристов: по 80 человек на каждого из 1800 жителей. В чём секрет неспадающего спроса?
Набережная и пристань в Плёсе сегодня
Плёс дорожит своими традициями и духом провинциального живописного городка на Волге. Архитектура, стилистика, приметы восемнадцатого — девятнадцатого веков здесь под охраной властей: никаких новомодных высоток и торговых центров с сайдингом. Не только природа, но и купола церквей, двери кафе, вывески лавок, мощённые брусчаткой мостовые, — как при Левитане. На набережной сохранились старинные купеческие дома — Крыловых (Юрьевская ул., 22), Поляковых (Советская ул., 45), Громовых (Советская ул., 11). Снаружи — на воротах имена прежних владельцев и рассказ о них, внутри — современные бутик-отели. Приезжаешь и попадаешь в размеренную тихую жизнь прошлого или позапрошлого века, и сразу хочется любоваться, вдохновляться и творить.
Церковь Воскресения Христова 1699 года постройки на горе
Левитана
При всём этом Плёс не законсервированная в нафталине старина. Это историческое наследие с комфортом двадцать первого века. Гости в бутик-отелях за двухсотлетними фасадами спят на современных пуховых перинах, пробуют блюда высокой кухни из локальных продуктов и пьют утренний капучино из фарфоровых чашек, и ходят на спа. Антикварные вывески зовут в современные бары, на отреставрированном причале можно арендовать катер, а на пляже — удобные лежак и зонтик.
Через пару дней пребывания в Плёсе привыкаешь дышать ароматом полевых цветов и гулять в туманах.Питаться копчёными лещами, плёсскими углами — пирожками с рыбной начинкой — и традиционной кулейкой, местным аналогом чизкейка. Кататься по Волге на лодке, ловить рыбу и слушать байки про художников от горожан. Ходить в магазины на брусчатую Калашную улицу, скупать льняные скатерти и причудливые вазы в «Лавке археолога». Провожать закаты на верандах под чай с вареньем и «печеньем Левитана», которое, по словам продавцов, было его любимым. И уже кажется естественным взяться за кисть и попробовать себя в пленэре на Соборной горе.
— Экопарк «Иволга» — кемпинг и глэмпинг в лесу, в 15 минутах от Плёса. Летом здесь доступны верёвочный город, рыбалка, прокат велосипедов; зимой — лыжи, санки, баня с купелью; квесты прогулки и мастер-классы — в любое время года.
— Горнолыжная база «Миловка» с парой склонов и тюбингом, сноупарком, освещённой беговой лыжнёй в лесу и детским городком.
— Уроки живописи на пленэре — за 3–4 часа вы овладеете азами жанра и создадите собственный плёсский пейзаж.
Вопросы, советы и отзывы пользователей
Напишите комментарий