Для поездок в Архангельскую область не нужна виза.
Туту.ру Путеводитель Россия Архангельская область Один день в аэропорту на краю земли

Один день в аэропорту на краю земли

Текст и фото Елизаветы Коротковой

Самолёт на лыжах только что приземлился около деревянного аэропорта:

Берег Белого моря, Архангельская область. Рейс встречает Александр Васильевич — начальник аэропорта и старожил поморской деревни Лопшеньги:

Он здесь единственный сотрудник. Сейчас сидит в кресле авиадиспетчера, а за час до этого чистил полосу от снега лопатой и топил печку. Потом ещё будет выписывать билеты пассажирам и взвешивать их багаж.

Так уж повелось, что на Русском Севере не всегда и не везде можно передвигаться по земле. Где-то автомобильных дорог просто нет. Лодка тоже не всегда вариант, потому что вода большую часть года — лёд. И вот тогда спасает малая авиация.

Так живут и в деревне Лопшеньге на Онежском полуострове. Сюда не ведут автомобильные дороги, но аэропорт в деревне есть. «Не роскошь, а необходимость», — говорят местные. Зимой единственная альтернатива самолёту — снегоход. Летом — лодка.

В Архангельской области осталось всего с десяток старых деревянных аэропортов с регулярным авиасообщением. И один из них как раз здесь, в Лопшеньге:

 Он работает ещё и как музей малой авиации Севера
Он работает ещё и как музей малой авиации Севера

В лётную погоду до Архангельска и обратно отсюда ходит своя «маршрутка» — самолёт Ан-2. Сейчас посмотрим, как всё это работает.

Утро в аэропорту: топим печку и оформляем билет от руки

Зимой рабочий день у Александра Васильевича начинается в 07:30. Он пешком приходит в аэропорт со своей собакой Ярославой и первым делом проверяет полосу. В разное время года «полоса» — это разное. Летом — грунтовая часть поля. Зимой — снежное ничего, которое разравнивают трактором из местного колхоза.

Если с полосой всё хорошо, Александр Васильевич заходит в здание аэровокзала: «Самое сложное — согреться с утра. Приходишь, на улице минус 20°С, а внутри — минус 18°С. Ручка замерзла, приборы все замерзли — приходится дожидаться, пока всё отогреется». Так что пора растапливать печку.

Вот. Теперь пассажиры греются в ожидании рейса:

А ведь бывает, за ночь и снега нападает. Тогда с утра Александр Васильевич сам подравнивает площадку лопатой.

 Сюда садится самолёт
Сюда садится самолёт

Когда с погодой всё хорошо, рейс из Лопшеньги обычно дают в 12:30. Пассажиры стягиваются в аэропорт уже с восьми утра. Вот зал ожидания:

Так рано — это потому что билет обычно оформляют прямо в день вылета, вживую. А вот бронируют — за две недели. Нужно лично подойти к Александру Васильевичу и предупредить о планах. Количество рейсов определяют как раз исходя из этого. Например, летом и на праздники бортов дают больше.

«Пассажиры придут утром. Карандашом запишешь данные и отправляешь людей домой: „Идите грейтесь“. Отогреются, а я пока билет выпишу. Придут — получат», — это Александр Васильевич объясняет, как правильно покупать билеты в Лопшеньге.

Онлайн купить тоже можно, но обычно зимой так продают только два билета из 12. Местные в основном берут всё-таки вживую.

Парковка перед аэропортом тем временем уже почти переполнена:

Приезжают сюда чаще всего на «Буранах». К ним крепят специальные самодельные багажники — деревянные сани-волокуши.

А теперь предполётный досмотр (собаками)

Проходить через рамки на входе не нужно — их тут просто нет. Так что ремень и часы снимать в кои-то веки не придётся.

 Предполётный досмотр проводят разве что местные собаки
Предполётный досмотр проводят разве что местные собаки

Потом Александр Васильевич взвешивает багаж пассажиров. Бесплатно с собой можно взять 10-килограммовый чемодан и ручную кладь массой 5 кг. Никаких калибраторов, естественно, нет. Зато есть вот такие ручные весы:

 Вариант, проверенный временем
Вариант, проверенный временем

Если что, с животными на борт можно!

По грузовому тарифу отсюда как-то раз лет 20 назад увезли телёнка. Он пришёл в Лопшеньгу из соседней деревни Летней Золотицы, которая в 40 километрах отсюда. Хозяева пропажу заметили и попросили вернуть беглеца воздушной «маршруткой». Ну делать нечего: посадили телёнка на брезент, привязали верёвками, чтоб не сбивал центровку, и отправили вместе с пассажирами. Благо, в Летней Золотице аэропорт тоже есть.

Когда все предполётные формальности пройдены, на руках появляется вот такой посадочный талон:

 Все данные заполняют вручную
Все данные заполняют вручную

Теперь можно спокойно ждать самолёт. А единственный сотрудник площадки в это время у себя в диспетчерской — ведёт связь с пилотами. Раньше свой диспетчер был и в Пертоминске — ещё одном соседнем посёлке со своим деревянным аэропортом. Но теперь остался один Александр Васильевич: его диспетчерская зона — от Пертоминска до Соловков. Он работает как промежуточное звено между Соловками и Большой землёй.

Встречаем воздушную «маршрутку»

Над Белым морем наконец-то борт. Сегодня — вовремя:

При хорошем раскладе зимой Ан-2 появляется в Лопшеньге дважды в неделю. А бывает, так завьюжит, что и самолёты не летят. Когда погода резко портится уже на месте, пилоты ночуют у местных в деревне, вспоминает начальник аэропорта.

Длина пробега при посадке у Ан-2 короткая: при нормальных условиях хватает 200–400 метров. Вот уже и приземлился:

На зиму Ан-2 заботливо обувают в лыжи. Это такое сезонное шасси. Летом вместо лыж у него стандартные колёса, а в межсезонье — специальные шасси, где и лыжа, и колесо.

Иногда не без сложностей: «‎Бывает, что запускается самолёт у нас от аккумулятора. Аккумулятор пришёл в неисправность — и всё. И стоит он, запуститься не может. Верёвкой за пропеллер и дёргаешь. Ну, года три, наверное, назад такое было, я уже и не помню», — говорит Александр Васильевич.

Вообще, Ан-2 — это такой вездеход в мире самолётов. Как «Буханка» — только для передвижения по воздуху: управляется легко, ремонтируется — тоже, так ещё и садится почти на любое поле. Раньше Ан-2 много использовали в сельском хозяйстве, поэтому в народе он до сих пор «кукурузник». Это один из самых массовых самолётов в нашей стране и вообще в мире.

По конструкции это биплан, то есть крыло у него двухэтажное. Так больше подъёмная сила. За счёт этого Ан-2 умеет взлетать с короткой полосы и при необходимости двигаться очень медленно, не уходя в штопор. В гражданской авиации сейчас такого почти не встретить.

Наш Ан-2 летит с остановками — как и положено маршрутке. Обычно маршрут строится вот так: Архангельск — Пертоминск — Лопшеньга — Летняя Золотица — Лопшеньга — Пертоминск — Архангельск. Но зависит от желания пассажиров и от погоды.

Вот из самолёта выходят пассажиры, у которых остановка «Лопшеньга».

А кто брал билет до Летней Золотицы, ещё дальше полетит — до конечной. Потом по той же схеме обратно: самолёт вернётся в Лопшеньгу и заберёт народ уже на Архангельск. В целом от Лопшеньги до Архангельска можно добраться вот так примерно за полтора часа с одной остановкой в Пертоминске.

Всего влезает 12 пассажиров. Ответственный за посадку на борт — тоже сам Александр Васильевич.

Ему надо многое успеть, потому что остановки недолгие: обычно минут через 10 самолёт-лыжник уже снова в небе. По пути можно любоваться природой Беломорья — Ан-2 летает низко.

В конце маршрута в салон выйдет сам пилот и лично, глядя в глаза пассажирам, объявит погоду и время в городе прилёта. Самолёт приземлится в конечной точке, а значит, Александр Васильевич в Лопшеньге сможет выдохнуть — до нового рейса.

Про музей в аэропорту

Этот аэропорт — он ещё и портал в семидесятые заодно. Там внутри прямо в здании аэровокзала есть музей. В нём можно понять кое-что и про конкретно этот аэропорт, и про малую авиацию на Севере в целом.

Например, билетная касса здесь раньше выглядела вот так:

Когда Александр Васильевич начинал тут работать, ещё пользовался такими счётами.

А вот реконструкция буфета:

За неимением действующего кафе конфеты с весов странным образом постепенно пропадают. Здесь же — уголок забытых вещей.

Во время экскурсии Александр Васильевич шутит, что он «и сам стал уже музейной редкостью». Работает здесь с 1980-х, хоть и с перерывами.

А первый самолёт в Лопшеньге приземлился и того раньше — ещё в 1930-е. Рейс был санитарный: в 1937-м врачи с Большой земли прилетели спасать роженицу. «Ероплан» тогда с трудом сел прямо на берег — на линию отлива. Женщину в итоге спасли. Так в Лопшеньге началась история санитарной авиации.

Ещё несколько десятилетий сюда изредка прилетали такие вот санитарные рейсы, а в деревню обычно добирались по побережью: сначала на лошадях, потом на тракторах. Летом — по морю. Грузы (в том числе и продукты) завозили сюда на целый год, вспоминают местные.

А в 1965 году в Лопшеньге открыли аэропорт. Строили всей деревней: рубили деревья, ровняли поле лопатами, пахали землю. Александр Васильевич тогда ещё в школе учился: помогал таскать камни, чтобы расчистить площадку. Здание аэровокзала появилось не сразу — и не сразу на этом месте. Конкретно вот это стоит тут с начала семидесятых.

Летали сюда не только «кукурузники», но и Як-12, и вертолёты Ми-6 и Ми-8. В советское время из Лопшеньги по воздуху вывозили рыбу, шкуру нерпы, крупный рогатый скот. А сейчас что — сейчас только пассажиры. Скучно.

Если придёте в музей-аэропорт, экскурсию вам, возможно, будет проводить сам Александр Васильевич Федотов.

Что ещё здесь смотреть

Полетать на «кукурузнике» над Белым морем и испытать малую авиацию Севера в действии можете и вы. Тем более вокруг ещё много интересного. Как минимум сама Лопшеньга — старинная деревня прямо на берегу моря, где ещё помнят поморские традиции.

Чтобы взять максимум, от Архангельска до Лопшеньги можно добраться по земле, а обратно улететь уже на Ан-2. У национального парка «Онежское Поморье» можно заказать полноценный трансфер: летом — на вездеходе «Трэкол» и на катере, а зимой — на снегоходе. Будете путешествовать по Онежскому полуострову вместе с местными: ловить рыбу, жить в деревянных домиках на природе, топить печку, любоваться Белым морем, ходить в музеи и много общаться с поморами.

А ещё — есть вот такую только что пойманную местную рыбу:

Вот здесь можно почитать, как организовать поездку через нацпарк. А из Лопшеньги или Летней Золотицы уже удобно улететь в Архангельск на Ан-2. Если с погодой повезёт, конечно.

С нами сегодня были Александр Федотов и сотрудники национального парка «Онежское Поморье».

Вопросы, советы и отзывы пользователей

Написать комментарий

Напишите комментарий

Как вас зовут?
Электронная почта
можно не указывать
Ваш вопрос, совет или отзыв
Спасибо! Ваш вопрос отправлен на модерацию. После проверки он будет виден другим пользователям.
  • 16.03.2025 09:43 Инна:
    Полезность: 0 0

    Было очень интересно! Спасибо

    21.03.2025 18:34 :

    Здравствуйте, Инна! Спасибо, что с удовольствием нас читаете.

  • 15.03.2025 13:45 Наталья Возжаева:
    Полезность: 0 0

    С огромным удовольствием читаю ваши рассылки. Был момент, когда хотела пометить «спам», пока не открыла и не прочитала одно из писем. Это потрясающе. Потрясающе и точка. Обожаю письма от Туту.ру. Это маленькие путешествия, пускай и виртуальные, но… Вы так «вкусно» пишете, что некоторые из них станут реальностью. Спасибо за труд.

    21.03.2025 17:15 :

    Добрый день, Наталья! Спасибо за добрые слова и спасибо, что с интересом читаете наши статьи.

  • 15.03.2025 12:21 Наталья:
    Полезность: 0 0

    Спасибо за статью и снимки. Познавательно, интересно.

    21.03.2025 18:15 :

    Здравствуйте, Наталья! И вам спасибо!

Показать еще

Другие курорты России

Одна из главных достопримечательностей Сибири и всей планеты, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, озеро, которое даже имеет свой праздник, причём в разные дни в трёх прибайкальских регионах: в Республике Бурятия (первое воскресенье августа), Иркутской области (первое воскресенье сентября) и Забайкальском крае (второе воскресенье сентября). Озеро Байкал считается самым глубоким (максималь
Москва — это наша столица и большой транспортный хаб. Через город идёт очень много маршрутов, поэтому рано или поздно вы сюда точно попадёте. Вообще, Москва — один из самых посещаемых туристами городов мира, самый крупный и населенный город Российской Федерации. Официально в Москве живут 13,1 млн человек (данные на 2023 год) — это даже больше, чем население целой Греции, Португалии или Бельгии.
Евпатория, Россия Евпатория стала главным детским курортом страны еще в советское время. Теплое и неглубокое море, песчаные пляжи, благоприятный климат и сильная лечебная база делают город идеальным местом для семейного оздоровительного отдыха. Городу есть что предложить как маленьким, так и взрослым гостям — детская развлекательная инфраструктура здесь соседствует с массой археологи
Екатеринбург, Россия Екатеринбург — город-миллионник, столица Урала, крупный промышленный, деловой, финансовый и культурный центр. Исторический центр города имеет чёткую планировку, тут хорошо видна и старая застройка и новая архитектура. А его отличительная черта — рабочие соцгородки со своим стилем и атмосферой. В Екатеринбурге насыщенная культурная и музейная жизнь. Зачем еха
Сочетание целых пяти климатических зон сформировали здесь совершенно особенный природный мир. На небольшой территории полуострова можно встретить субтропические леса и степь, солёные озёра и грязевые вулканы, выжженную солнцем пустыню и горные ландшафты. Всё это в сочетании с огромным количеством исторических памятников делает регион отличным местом для всех видов отдыха — пляжного, оздоровител
Петрозаводск, Россия Карелия – это регион с целым набором туристических брендов: практически все слышали о Кижах и Валааме, Онежском озере и горном парке Рускеала. Это один из самых популярных туристических регионов России, куда едут любоваться на шедевры деревянного зодчества и живописный Мраморный каньон, отдыхать на чистых пляжах и искать затонувшие корабли, покорять леса и л