Не знаем, как вам, а нам уже поднадоело читать и писать про вирус и карантины. Наталья уже почти год живёт в Кракове. Из российской глубинки она уехала учиться в Краснодар, оттуда перебралась в Москву и спустя несколько лет променяла успешную карьеру на путешествия по всему миру. Сменила несколько стран, жила на Бали, а потом бесповоротно влюбилась в Польшу.
Польша никогда не привлекала меня как туристку. Впервые я попала туда в 2019 году — приехала в гости к ребятам, с которыми познакомилась на Бали. В страну влюбилась сразу — никогда бы не подумала, что она окажет на меня такое впечатление. У моих знакомых был свой бизнес, и я устроилась к ним менеджером сайтов и соцсетей. Для этого пришлось подтянуть английский и освоить базовый польский. Я работала удалённо, но три раза за тот год была в Польше. После третьей поездки окончательно решилась на переезд.
К тому моменту мы с мужем развелись, денег осталось немного, а виза и другие расходы отняли целое состояние. Я ехала к чужим людям под честное слово. Переживала ужасно. Однако всё устроилось лучшим образом: мне выделили место в квартире, обеспечили работой, и я начала осваиваться.
Я живу в Кракове. Это самый красивый старинный город Польши. Здесь много исторических мест, и для туриста в Польше — это первый и самый важный пункт путешествия. Варшава мне не понравилась своей серостью, а Краков я полюбила всей душой.
Первое время я жила в Польше по годовому туристическому шенгену. Это неудобно: находиться в Европе можно только три месяца в каждом полугодии. Я решила поступить в местную школу польского языка и оформить учебную визу. Здесь она называется «карта почасового побыту» и выдаётся на весь учебный год.
Документы Кроме привычных документов типа выписки и чека из языковой школы, копий паспорта, нужны:
Делать визу пришлось в Польше, с документами и подачей на визу помогла школа, но результата пришлось ждать семь долгих месяцев: в этот период я не могла выехать из страны, иначе мне бы обнулили все поданные документы и не пустили назад. Но всё закончилось благополучно: учебную визу я получила, а вместе с ней и возможность беспрепятственно путешествовать по всей Европе. Жаль, что коронавирус существенно повлиял на все планы.
Я была уверена, что первое время смогу обеспечивать себя подработками на фрилансе, а потом официально трудоустроюсь. Однако за 9 месяцев в Кракове ни моё отличное резюме, ни владение польским на уровне А1 и английским на B2 не помогли в поисках.
Одним нужен был хороший письменный польский и английский (с чем у меня пока проблемы), другие из-за дороговизны рабочей визы не хотели брать эмигранта и платить за него налоги. Можно было бы устроиться официантом в кафе или ресторан — такой труд здесь оплачивается в среднем в 32 000 рублей. Но я принципиально искала работу по специальности, в рекламе.
Однажды мне пришла в голову идея: на тот момент я вела блог в Инстаграм и увлеклась созданием пресетов и масок. Я попробовала их продавать, и это сработало. Сейчас я зарабатываю этим, а на вырученные деньги планирую поступить в бизнес-школу английского языка. В Европе работодателей не особо интересует российское образование соискателей. Надеюсь, новые знания откроют новые возможности — главное, не отчаиваться!
По моим наблюдениям, тут, как и везде, популярны вакансии, связанные с работой с клиентами: рекламщики, учителя языков.
Цены в Европе выше, но всё относительно. Бензин стоит вдвое дороже, чем в России, а вот продукты можно купить по тем же ценам, что и в обычных супермаркетах типа «Ашана».
Молоко и яйца стоят столько же, сколько в РФ. Цены на одежду в сетевых шопинг-центрах типа ZARA, H&M аналогичны российским, а порой даже дешевле.
Ощутимая разница по стоимости только на чек в ресторанах, топливо, образование, посещение национальных достопримечательностей и за парковку. Здесь вообще нельзя парковаться на обочинах — даже где-нибудь в лесу. Штраф от 100 до 500 злотых (1700–8700 рублей).
Мы с молодым человеком живём в 15 минутах ходьбы от центра города в квартире площадью 48 квадратов. Это новый дом с отличным ремонтом. Подобное жильё обходится в 35000–40000 рублей без учёта коммунальных услуг. А вообще, кому как повезёт. Наши друзья нашли на сайте без посредников двушку со средним ремонтом за 25 000 рублей, в 40 минутах от центра. Цена на жильё здесь примерно как в Москве. Купить домик в пригороде на 2–3 комнаты выходит не дешевле 8 миллионов. Есть и дешевле, но далеко за чертой города.
Жильё здесь ищут так же, как и в России: сайты, агенты, газеты, знакомые. Все поляки-арендодатели очень чистоплотные. Любят цветы, возятся в садиках, создают уют. В российских деревнях и городах так не умеют: у нас любят сделать «дорохо-бохато», но безвкусно, а если жильё под аренду, то условия далеки от идеальных.
Краков — это город, где очень много туристов и эмигрантов, отсюда и многообразие уличной еды. Здесь можно найти стритфуд на любой вкус: вьетнамская кухня, индийская, кебабы. Очень популярны веганские кебабы с фалафелем, и много киосков, где продаются приготовленные на гриле овощи и сосиски в булках. Порции огромные.
Поляки обожают готовить. Но при этом заказ еды — обычное явление среди местных карьеристов. Доставка обходится не дороже 200 рублей, курьеры работают как с кафе-ресторанами, так и с обычными супермаркетами. Для заказа продуктов мы обычно используем приложение Glovo.
В польской кухне популярно мясо. Очень люблю голонку (рулька на огне), журэк (суп с яйцами и колбасками), бигос (густая солянка из капусты и колбас) и пироги с грибами и капустой (один в один наши вареники). Я сама часто готовлю россул (суп с домашней лапшой) — для него продаются наборы овощей и кореньев.
Первое время я ездила только на «Убере» (цены по городу в пределах 200 рублей), но это от непонимания местного транспорта. Потом я всё-таки разобралась и удивилась, насколько всё просто. Билеты в Кракове бывают на поездки и минуты. Цена одной поездки (или 20 минут) на трамвай или автобус стоит примерно 60 рублей. Студенческий безлимитный билет на месяц обойдётся в 1500 рублей.
Точность расписания местных автобусов и трамваев поражает. Отслеживать их движение и искать маршруты можно в популярном приложении Jakdojade. Оно специально подбирает удобные пересадки от адреса к адресу. Билеты покупают в газетных киосках или автоматах на остановках, а в новых автобусах — прямо внутри. Везде стоят компостеры. Зайцем ездить не стоит — штрафы за безбилетный проезд стартуют от 1500 рублей.
Я часто хожу пешком. Это удобно: в небольшом Кракове всё находится в пешей доступности. На дальние расстояния лучше передвигаться на трамвае. Метро в Кракове нет.
А ещё я обожаю ездить на велосипеде — здесь развитая инфраструктура для велосипедистов.
Я быстро освоилась в Польше, так как знала английский и базовый польский. Польский менталитет очень схож с русским. Поляков отличает лишь глубокая религиозность — католицизм очень распространён среди местных.
Адаптация была только физически. Краков — город смога. По вечерам это особенно чувствуется, и часто болит голова. Ещё здесь жёсткая вода — ещё хуже, чем в Москве.
Сложнее всего мне дались цифры и цены. Поляки везде ставят цены без округления, например 89,98 злотых. А на кассе не всегда есть аппарат, и они называют вслух стоимость вашей покупки. Кассирша: «Осемдесонт девянть девндесент пиенть!» А ты стоишь такой, тормозишь и краснеешь.
В Польше, как и в России, сложно знакомиться на улице. Мне почти не удалось найти друзей, несмотря на то, что я очень социальный человек. Сейчас я дружу с компанией моего молодого человека, но это больше похоже на прохладные приятельские отношения.
Русских здесь очень мало. Гораздо больше украинцев — вот они повсюду.
Польша — это шумные места, вечеринки, клубы, театры, бары, парки, озёра и многое другое. Мы часто путешествуем по стране на автомобиле, выбираемся в популярные места. Мои самые любимые — это Морске Око (национальное озеро в красивейшем парке) и соляные шахты Величка. Любителям гор по вкусу придётся Закопане. Здесь можно заняться любым горным видом спорта, посетить термальные источники, попробовать себя в восхождениях на скалы. Очень популярное место, часто на подъезде скапливаются пробки.
В самом Кракове мы часто ходим в бары в центре — «на пивко», как говорят местные.
Без вида на жительство я не могу рассчитывать на бесплатную медицину. Пару раз я посещала платные медучреждения и была приятно удивлена чистотой, обслуживанием и милым отношением. Многие врачи говорят на английском языке, а цены разнятся от краснодарских до московских. Я купила страховку на популярном сайте Планета Млодых, она обошлась примерно в 1500 рублей за год и покрывает все основные случаи.
Конечно, я скучаю по друзьям в России и родителям. Пожалуй, это самый болезненный для меня пункт. Уехав из своей страны, я поняла, что у меня больше не будет близких душ рядом. А ещё убедилась, что с отъездом многие о тебе забывают. В Польше я провела почти полгода, прежде чем нашла добрые и сильные отношения с человеком, близким по духу.
Ещё я какое-то время скучала по русской еде. Но благодаря большому количеству украинских эмигрантов этот пробел удалось заполнить привычными блюдами.
Как бы то ни было, возвращаться я не хочу. Максимум — в гости к близким. Походить по любимым московским улочкам, съесть мамину еду. Здесь, в Кракове, несмотря ни на что, я чувствую себя свободной и вижу для себя большие возможности.
Автор Игорь Хворостянов
Если вы хотите рассказать свою историю о жизни в другой стране, пишите на special@tutu.ru. Мы можем разметить историю анонимно или со ссылкой на ваши соцсети.
Ещё больше рассказов: истории путешественников про разные страны.
Вопросы, советы и отзывы пользователей
Напишите комментарий