Кто не бывал в Санкт-Петербурге? Если кто не бывал — повезло. Потому что маршрутов и обязательных мест для первого визита — полно. Кто бывал — тоже повезло, потому что главные громадины вроде Исаакиевского собора, Эрмитажа и Спаса на Крови позади. Теперь можно гулять и осваивать арт-пространства. Однако обстановка заставляет тянуться и к классике. Хорошо, что классика научилась предлагать себя в обновлённом виде. Рассказываем, как заново открыть для себя Казанский собор, Главный штаб Эрмитажа, Манеж и даже киностудию «Ленфильм».
И в первый, и в следующие визиты в Петербург мы гуляем по Невскому. И проходим мимо Казанского собора. Ну, может быть, в первый раз заходим туда. В этом году собор предлагает главную, но пока почти секретную туристическую новинку города. Казанский кафедральный собор — действующий, тут находится Казанская икона Божией матери — и к ней стоят длинные очереди. А ещё это мемориал в честь победы в Отечественной войне 1812 года, о чём напоминают установленные перед собором памятники полководцам Михаилу Барклаю-де-Толли и Михаилу Кутузову. Похоронен Кутузов тут же в соборе.
Казанский собор в Санкт-Петербурге. Фото: Дина Бабаева
Внешне Казанский храм похож на собор святого Петра в Риме и это не случайно. Его и строили по приказу Павла I с 1801 по 1811 год с оглядкой на римский образец. Но если колоннада собора в Риме образует замкнутый круг, то колоннада Казанского — полукруглая. Храм как будто «обнимает» город и делает его достойным объектом для открыточных фотографий с противоположной стороны Невского проспекта.
С лета 2022 года оценить махину собора можно с ранее недоступного туристам ракурса — с новой смотровой площадки на восточном крыле колоннады. До купола отсюда — рукой подать.
Купол Казанского собора — вид со смотровой площадки на колоннаде.
Фото: Дина Бабаева
Ещё отсюда можно рассмотреть барельефы на колоннаде, которых снизу почти не видно.
С площадки открывается панорамный вид на Невский проспект. Слева — Малая Конюшенная улица, справа — воды канала Грибоедова и купол базилики Святой Екатерины, а по центру — дом Зингера.
Вид на Невский проспект и дом Зингера со смотровой площадки
Казанского собора. Фото: Дина Бабаева
Те, у кого хорошее зрение (или профессиональная камера), могут получше разглядеть стеклянный купол здания. С 2010 года в нём находится петербургский офис «ВКонтакте», и попасть сюда могут только сотрудники.
В ноябре 2022 года на первом и втором этажах здесь после реставрации открылся «Петербургский Дом книги». При этом на втором появилась игровая площадка для детей и кафе. Цокольный этаж реставрируют и обещают открыть весной 2023-го.
Лестница на смотровую площадку на колоннаде Казанского собора.
Фото: Дина Бабаева
Как попасть
В отличие от давно существующей и популярной смотровой на Исаакиевском соборе, площадка Казанского совсем небольшая — вместить может одновременно не больше 15 человек. Подняться сюда получится только в сопровождении гида. Ведь наверх ведёт узкая служебная лестница, на которой едва разойдутся двое. Пользуются ею служители храма и устраивать здесь столпотворение из гостей города не планируют.
Режим работы
Экскурсии водят ежедневно с 12:00 до 17:00 каждые полчаса. Максимум в группе — 15 человек, если к старту экскурсии уже больше — придётся подождать, если меньше — всё равно проведут.
Билеты
Билет стоит 250 рублей, и купить его можно в лавке экскурсионной службы прямо при входе в собор со стороны Невского проспекта.
Прогулка по Невскому традиционно завершается на Дворцовой площади. На неё попадают через триумфальную арку Главного штаба. Арке, увенчанной скульптурой «Колесница славы», почти 200 лет — и это один из образцов стиля ампир авторства итальянца Карла Росси.
Сейчас Главный штаб, здание справа от арки, если идти от Невского, — часть музейного комплекса Эрмитажа с полотнами Винсента Ван Гога, Поля Гогена, Клода Моне, Анри Матисса, Пабло Пикассо и скульптурами Огюста Родена.
Чуть больше года назад завершили реставрацию чердака арки. И теперь прямо под «Колесницей славы» гуляют туристы.
Стропила свода над аркой Главного штаба. Фото: Дина Бабаева
Главный экспонат — сам чердак. В нём хорошо видны оригинальные конструкции XIX века: деревянные балки стропильной системы и зенитный фонарь.
Конструкция зенитного фонаря на чердаке Главного штаба. Фото: Дина
Бабаева
Зенитный фонарь — это застеклённый проём в кровле. Фонари обеспечивают естественное освещение помещения: лучи солнца проникают вертикально или слегка под наклоном. Зенитные фонари есть в нескольких залах Эрмитажа. И в них хранятся произведения искусства, которым противопоказаны прямые солнечные лучи.
Экспозиция на чердаке арки Главного штаба. Фото: Дина Бабаева
Ни стропила из лиственницы, ни кирпичные стены за два века почти не утратили прочности. Тем не менее, чтобы снизить нагрузку для сохранности, в ходе работ по консервации своды укрепили металлическими конструкциями. А для удобства туристов на чердаке проложили пешеходные трапы с перилами, лестницами и стеклянными мостками.
Всё же чердак — это тоже часть экспозиции Главного штаба. Тут есть стенд с артефактами XVIII — XX веков, которые нашли во время реставрации здания.
Артефакты, найденные при реставрации Главного штаба. Фото: Дина
Бабаева
Росси возвёл Генштаб в Немецкой слободе, где жили русские морские офицеры и иностранцы — голландские и немецкие моряки, купцы, строители. На небольшом стенде представлены разнообразные находки археологов, которые рассказывают об их быте.
Здесь можно увидеть китайский фарфор. До 1710 года фарфор в Европе делать не умели, а когда научились в Мейсене, это ещё долгие годы было государственной тайной. Поэтому изделия из фарфора очень высоко ценились. Например, если на балу появлялась дама с фарфоровым украшением, всё внимание было приковано к ней. Фарфоровые тарелки, представленные на стенде, часто служили украшением дома.
Белые трубки на стенде — курительные трубки из гаудской глины, такие любил император Пётр. Их завозили в город по его указу огромными партиями, потому что гаудская глина — очень хрупкий материал. Трубки постоянно бились.
На другом стенде на чердаке представлены забытые в Эрмитаже вещи посетителей. Так авторы экспозиции хотели показать, по каким предметам учёные будут изучать наш быт.
Артефакты XXI века — вещи, забытые посетителями Эрмитажа, выставка
на чердаке Главного штаба. Фото: Дина Бабаева
Ещё один необычный объект чердака — медиа-инсталляция «Птица Будущего». Её для выставки создала студия «ARKI — кинетическая архитектура». На подвесную конструкцию проецируются произведения импрессионистов — так авторы показывают независимость искусства, которое всегда стремится двигаться вперёд.
Медиа-инсталляция «Птица Будущего» на чердаке Главного штаба. Фото:
Дина Бабаева
Как попасть
Оказаться на чердаке можно в рамках экскурсии по выставке «Эрмитаж в Главном штабе. 20 лет выставочной деятельности».
Режим работы
Экскурсии проводят в 15:00 по средам, четвергам и пятницам.
Билеты
Билеты лучше покупать заранее на сайте: день в день в кассе Главного штаба есть риск, что билетов не достанется. Стоит 1000 рублей, скидки и льготы не предусмотрены.
От Главного штаба и Эрмитажа традиция велит идти по Адмиралтейской набережной или Александровскому саду к Медному всаднику. А современность диктует заглянуть в Манеж. До реконструкции Манеж был просто выставочным залом, после — превратился в культурное пространство, подходящее для концертов, мультимедийных представлений, конференций и дискуссий с художниками.
Осенью 2022 года здесь открылась выставка «Зерцало», посвящённая раннему провинциальному портрету XVIII — XIX веков. Когда первый раз читаешь название, представляется скучный выставочный зал с портретами на стенах. Но не в новом Манеже. С помощью зеркальных инсталляций, игры света и теней и разнообразного зонирования обычная выставка картин превратилась в настоящее путешествие во времени.
В аванзале посетителей встречает подвесная конструкция, похожая на церковь или колокольню. Пустоты в конструкции — это про «время, которое всё поглощает, и даёт нам возможность прикоснуться лишь к фрагментам, в том числе фрагментам, выраженным в живописи», — говорит экскурсовод.
Фрагмент экспозиции «Зерцало» в петербургском Манеже. Фото: Дина
Бабаева
Как бы продолжая купольную тематику, но уже на полу по кругу расставлены зеркальные пластины — отсылка к зерцалу. Почему зеркала? Чтобы увидеть себя со стороны без прикрас, настоящим.
Ранний провинциальный портрет — это про первые попытки показать на картине живого человека. До середины XVII века единственным регламентированным видом станкового искусства была иконопись. Изображения были строго подчинены канонам православной церкви: личность была не важна, изображался образ. Позднее художники начали пытаться запечатлеть человека «с натуры».
Фрагмент экспозиции «Зерцало» в петербургском Манеже. Фото: Дина
Бабаева
На первом этаже экспозиции — портреты купечества. Лица всё ещё «плоские», как принято в иконописи. А задачу показать человека, черты его характера, его образ жизни — решают с помощью деталей. Белый платок в руках говорит о финансовой зависимости от родителей, супруга или супруги, книга — об образованности, свиток с молитвой — об отношениях с верой.
Картина из экспозиции «Зерцало» в петербургском Манеже. Фото: Дина
Бабаева
Второй этаж отведён под изображения «высокого» сословия — знати и духовенства. Символов на картинах тут меньше. Зато портреты явно показывают достаток героев: на них вычурные наряды и дорогие украшения.
Картина из экспозиции «Зерцало» в петербургском Манеже. Фото: Дина
Бабаева
Интерьер выставочного пространства «Манеж» в Санкт-Петербурге.
Фото: Павел Одокиенко
Посетители на выставке «Зерцало» в петербургском Манеже. Фото:
Павел Одокиенко
Как попасть
Выставка «Зерцало» открыта для посетителей до 8 января 2023 года.
Режим работы
Ежедневно с 11:00 до 20:00, а по средам — до 21:00.
Билеты
Билеты стоят 400 рублей. Бесплатно для детей и школьников, многодетных семей, участников ВОВ, ветеранов боевых действий, музейных работников, студентов художественных учебных заведений, военнослужащих, посетителей с инвалидностью.
На Петроградской стороне города обычно смотрят Петропавловскую крепость, Музей артиллерии, Ботанический сад Петра. И мало кто знает, что тут до сих пор работает старейшая в России киностудия «Ленфильм».
В этом году в пятом павильоне киностудии запустили иммерсивный проект «Пропавшие в кинохронике» — о том, как снимали кино в годы Великой Отечественной войны. Создатели проекта — молодая команда «Невский баталист».
Граффити на стене киностудии «Ленфильм». Фото: Павел Одокиенко
«В основе — истории кинооператоров, актёров и режиссёров, сотрудников киностудии, фотокорреспондентов. Они стали рассказчиками и „проводниками“ для посетителей в мир нашего общего прошлого», — говорят авторы проекта.
Фрагмент проекта «Пропавшие в кинохронике» на Ленфильме. Фото:
Павел Одокиенко
Над экспозицией работали более 100 художников, скульпторов, постановщиков и бутафоров. По архивным кадрам и документам они воссоздали в натуральную величину элементы зданий, макеты техники и фигуры участников событий.
Фрагмент проекта «Пропавшие в кинохронике» на Ленфильме. Фото: Дина
Бабаева
Фрагмент проекта «Пропавшие в кинохронике» на Ленфильме. Фото: Дина
Бабаева
Фрагмент проекта «Пропавшие в кинохронике» на Ленфильме. Фото: Дина
Бабаева
15 эпизодов собраны в одну историю, которую рассказывает аудиогид.
В том же пятом павильоне Ленфильма есть зал виртуальной реальности. Тут дают VR-шлем и 15 минут вы летаете над Санкт-Петербургом под атмосферную музыку и стихотворения про город.
Зал виртуальной реальности на Ленфильме. Фото: Дина Бабаева
Используются съёмки с квадрокоптера в панораме 360 — когда можно крутить головой и смотреть в любую сторону. «Полетать» над Питером хорошо в конце поездки, чтобы закрепить в памяти всё то, что увидели. Только теперь с высоты птичьего полёта: вот Манеж, Невский проспект с домом Зингера, купол Казанского собора, триумфальная арка Главного штаба, Дворцовая площадь, а вот и Ленфильм.
Как попасть
Чтобы попасть на выставку «Пропавшие в кинохронике» придётся подождать сеанса: начало сеансов в будни — каждые 20 минут, в выходные — каждые 10 минут. В VR-кинотеатре можно никого не ждать, достаточно купить билет и выбрать, что смотреть. Всего в проекте «История моими глазами» три фильма: «Полёт над Санкт-Петербургом», «Средневековый Выборг», тур по экспозиции «Поезд Победы» с аудиогидом, озвученным Екатериной Гусевой.
Режим работы
Ленфильм работает ежедневно, кроме понедельника, с 12:00 до 20:00, вход и касса закрываются в 19:00.
Билеты
Билет на выставку стоит — 300 рублей, в него входит аудиогид. Для студентов и пенсионеров — 200 рублей.
Цена билета в VR-кинотеатр зависит от количества фильмов, которые хочется посмотреть: 1 фильм — 300 рублей, 2 — 500, 3 — 700.
За раскрытие новых секретов известных туристических локаций Санкт-Петербурга благодарим туристический портал Visit Petersburg.
Фото: Павел Одокиенко
Автор: Дина Бабаева
Комментарии