В поездки по нашей стране ежегодно отправляются около трёх миллионов человек, у которых есть сложности со слухом, зрением или передвижением. Такие данные приводят агентства, которые занимаются организацией этих туров. Рассказываем, как делают туризм в России ещё доступнее.
Автор: Ксения Досегаева
С социальной точки зрения — для того чтобы именно такой вопрос не возникал. Все те, кто путешествует несмотря или вопреки ограничениям по здоровью, будь то колясочники или слабовидящие, мечтают, чтобы их не считали героями, которые преодолевают трудности. Ведь путешествовать — нормальная часть жизни любого человека. И неважно, делает ли он это на коляске или в сопровождении специального гида. Важно, чтобы это можно было делать.
При этом инклюзивный туризм — потенциально прибыльный рынок. На Дубайском международном саммите по доступному туризму в январе 2022 года были приведены данные: мир недополучает 142 миллиарда долларов прибыли от отсутствия сервисов для людей с ограниченными возможностями здоровья. По России финансовых оценок нет, но подсчитано, что минимум раз в год путешествуют больше трёх миллионов россиян с инвалидностью. И есть компании, в том числе среди известных туроператоров, которые делают инклюзивные туры.
Первое и самое важное — это доступная среда. Если обычный турист может жить в любом отеле, пользоваться любым транспортом и передвигаться по любому маршруту, то туристам-колясочникам нужны пандусы, транспорт с подъёмником, лифты, специальные туалеты с поручнями и многое другое. Ну и организовывать путешествия — если мы говорим про страны с континентальным климатом — приходится в тёплое время года: зима и коляски, как правило, несовместимы. Среди других требований, например, гиды, которые говорят на жестовом языке, — они нужны людям с нарушением слуха.
Что касается содержания программ, то это уже дело вкуса.
Музей современного искусства «Гараж» предлагает программы для
глухих и слабослышащих посетителей, а РЖД предлагает поезда с
вагонами, оборудованными подъёмниками, для посадки с низких
платформ, и рампами — для посадки с высоких. Фото:
wikimedia/Трансмашхолдинг
Многие колясочники путешествуют без сопровождения. Но это люди, которые точно знают, что они самостоятельно справятся с передвижением и бытовыми вопросами.
Есть и те, кому без сопровождения не обойтись. Они ездят либо с родственниками, либо с друзьями, знакомыми. Некоторые просят подыскать волонтёра на месте. Но чаще всё же компаньонов приглашают заранее.
Отдельная категория — люди с рассеянным склерозом. У них разная степень тяжести болезни и, соответственно, самостоятельности. Есть те, кому не нужно ассистировать, помогать переодеваться, например. Но им нужны волонтёры, которые бы катали по маршруту коляску. Таких сопровождающих можно найти на месте.
Светлана Нигматуллина, директор Центра развития социальных и образовательных проектов «Аура» (Калининградская область): «В этом году мы с командой открываем школу „1+1“ для профессиональных сопровождающих в путешествиях. В России такие запросы есть. Многие люди не путешествуют только потому, что им не с кем. Я сама как колясочница уже много лет пользуюсь услугами компаньонов и точно понимаю, что профессиональному сопровождению нужно учиться — как себя вести, как общаться, чтобы всем было комфортно».
Страхи и барьеры есть у тех, кто никогда не путешествовал и уверен, что это очень сложно. Так, в маленьких городах, люди повсюду сталкиваются с отсутствием пандусов, подъёмников, обученных гидов. Им кажется, что путешествовать — это лишь создавать себе сложности. Ещё один страх маломобильных людей — не справиться в случае форс-мажора. Да и близкие не всегда готовы отпустить человека, поскольку привыкли его опекать. Также люди боятся мошенников: вдруг обманут, не встретят, заселят в отель, где нет доступной среды. Но страх уйдёт, если хотя бы раз попробовать.
Многие не путешествуют еще и потому, что не хотят сдавать коляски в багаж на время перелёта. Хорошая коляска может стоить до 800 тысяч рублей, и если она сломается, то страховка от авиакомпании не покроет потерю. Некоторые даже на время путешествия берут в аренду коляску попроще.
Марина Козикова, писательница, передвигается на коляске: «Страхов навалом: неизвестно куда, неизвестно зачем, неизвестно с кем. Я в первый раз поехала в составе специализированной группы, чтобы всё-таки не одной, чтобы было с кем поговорить и чтобы помогли, если вдруг что.
Всё равно страхи и беспокойство остаются всегда, потому что каждый раз это новый город или новая страна. Однако тут вариантов два — либо ты боишься и сидишь дома, либо ты боишься и едешь. Я трусливая авантюристка, я боюсь и еду».
Ирина Дружинина, директор туроператора по Сибири «Статус»: «Люди делятся на две категории. Есть активные, для кого ограничения не проблема. Они адаптированы к среде, у них хорошая техника.
А есть люди, которые практически никогда никуда не выезжали, потому что боятся. Они не верят, что могут куда-то добраться, что для них это будет безопасно. Любой вопрос, который у них возникает, может стать тормозом».
В идеале для них нужен специально оборудованный автобус: с подъёмником, местами, где можно закрепить коляски, устройствами для зарядки электроколясок. В России такой идеальный автобус пока существует в единственном экземпляре. Его разработала компания Foxbus по заказу директора Центра развития социальных и образовательных проектов «Аура» Светланы Нигматуллиной. Этот автобус используют для путешествий по Калининградской области.
Директор АНО «Центр развития социальных и образовательных проектов «Аура» Светлана Нигматуллина — первый в России профессиональный экскурсовод-колясочник. Организует путешествия для людей с ограниченными возможностями и помогает обустраивать для них доступную среду.
Пример экскурсионной программы от Центра развития социальных и образовательных проектов «Аура» по Калининградской области
Первый день отведён на прогулку по острову Канта с кафедральным собором и на Музей мирового океана. Во второй день туристы едут в Светлогорск, в третий — в Знаменск, где их ждёт сплав на байдарках. Четвёртый день посвящён Калининграду: в программе форт Дёнхофф и зоопарк. На пятый день запланирована прогулка на яхте, а на шестой — поездка в Зеленоградск и на Куршскую косу. Везде на маршруте предусмотрены доступные туалеты, а для трансфера используется фирменный автобус с подъёмником.
Точных цифр нет. По данным Росстата, в России инвалидность есть примерно у 11 миллионов человек. «Путешествует примерно 30 процентов людей с инвалидностью», — говорит Светлана Нигматуллина. То есть примерно 3,3 миллиона. Источник — данные опроса, который проводила её компания. Эти же цифры приводит и Ренат Анпилогов, сооснователь портала инклюзивного туризма Globe4all.
Тактильный макет Мраморного дворца в Русском музее. Фото:
предоставлено Русским музеем
И да и нет. С одной стороны, адаптированные номера есть лишь в сетевых отелях уровня 4–5*, а они недёшевы. По стоимости ниже стандартного номера их забронировать нельзя. Кроме того, если с человеком с инвалидностью едет сопровождающий и они живут в сообщающихся номерах с внутренней дверью, придётся платить за оба. Либо за двухместный номер — если они живут вместе.
Транспортные услуги из-за небольшого выбора адаптированных автобусов тоже обходятся дороже.
Зато, с другой стороны, «Российские железные дороги» предоставляют скидки людям с инвалидностью и сопровождающим — условия оформления можно узнать на сайте. А многие авиакомпании предлагают для таких путешественников и их сопровождающих субсидированные билеты на определённые направления.
В музеи людей с инвалидностью часто пускают бесплатно или продают билеты со скидкой.
Светлана Нигматуллина, директор Центра развития социальных и образовательных проектов «Аура» (Калининградская область): «Стереотип, что инвалиды неплатёжеспособны, в корне неверен. Да, платить за путешествия могут не все, но это касается и людей без инвалидности. Бывают и бесплатные поездки. Например, мы организуем такие экскурсии в рамках грантов — но в основном для семей, в которых есть дети с инвалидностью».
Турист должен сказать об этом с самого начала. Если кто-то может есть только в полулежачем состоянии, об этом договариваются с ресторанами. Обычно в этом не отказывают. Если человек вегетарианец и не ест мяса или мусульманин и не ест свинину, тоже нужно предупредить заранее, как и об аллергии или пищевой непереносимости.
При поездке по России специальную страховку не делают — помощь в рамках обязательного медицинского страхования доступна и так. Для путешествий за границу страховка необходима. И страховую компанию надо обязательно уведомлять об ограничениях по здоровью при покупке полиса. Не откажут в услуге «Сбер-Страхование», «Альфа-Страхование» и «Тинькофф». И это неполный список.
В Дарвиновском музее доступны основная экспозиция, выставки и
интерактивные зоны для всех категорий посетителей. Здесь
рассказывают о законах природы, используя тактильные модели,
натуральные предметы (мех, кости, окаменелости) и художественные
произведения (скульптуры), подписанные шрифтом Брайля. Можно
послушать голоса животных и узнать как ароматы влияют на человека.
Регулярно проводятся разноформатные инклюзивные программы и
мероприятия
Если выбран самолёт. При покупке билета нужно оповестить авиакомпанию, что человек летит с инвалидной коляской, указать её габариты и вес. Если коляска электрическая — также параметры аккумуляторов.
Авиакомпании принимают к перевозке не все типы аккумуляторов. Также готовить их к полёту надо по-разному: гелевые, например, достаточно просто отключить, а литиевые — снять с коляски и герметично упаковать.Это вопрос безопасности, поскольку гипотетически аккумуляторы могут загореться в процессе полёта — как и любые пауэрбанки.
В аэропорту есть служба сопровождения, куда можно обратиться. Сотрудники встретят у входа, помогут зарегистрироваться, сдать багаж, пересесть в аэропортовскую коляску — свою придётся сдать вместе с чемоданом.
В крупных аэропортах есть комнаты ожидания с диванами и кулерами, туалетом, телевизором. Где-то предлагают разместиться на диване, дают одноразовые подушки и пледы.
На посадку человек с инвалидностью приглашается в числе первых. В самолёт поднимают на специальном лифте, а в салон завозят на специальной узкой коляске, которая проезжает по проходу прямо до кресла. Есть ограничение — его никогда не посадят около аварийных выходов. Потому что в случае инцидента на борту необходимо быстро открыть двери для эвакуации.
Сложности в полёте могут быть с санитарными вопросами. В небольших самолётах не предусмотрены адаптированные туалеты. Приходится либо терпеть, либо на время поездки использовать памперс. Но кто-то обходится без этого: просто не ест и не пьёт перед полётом.
В дальнемагистральных самолётах есть большой туалет и бортовая коляска для движения по салону в полёте. Стюардессы пересаживают пассажира — это входит в их обязанности — и довозят до санитарной комнаты, но внутри помощь не оказывают.
Также на борту стюардесса может помочь снять верхнюю одежду, убрать ручную кладь на полку, пристегнуть ремень. В полёте её можно просить что-то достать из сумки, принести воды. Когда разносят еду, она может налить стакан сока, открыть сэндвич, но кормить не обязана.
По прилёте особые пассажиры покидают самолёт последними. Им помогают сесть в самолётную коляску, получить багаж, переместиться в своё средство передвижения, добраться до парковки или такси.
Если выбран поезд. При покупке билета на сайте РЖД нужно зарегистрироваться как «маломобильный пассажир» и оформить заявку на сопровождение. На вокзале специальная служба встречает такого пассажира с тележкой для багажа, доводит до поезда и сажает в вагон в специальное купе.
Вагон оборудован подъёмником, для посадки с низких платформ, и рампами — для посадки с высоких. Коридор вагона достаточно широкий, туалет тоже большой и удобный. В купе можно перемещаться на коляске, подъезжать к столу. Купе на двоих: нижнее место предназначено для человека с инвалидностью, верхнее — для сопровождающего. Единственная неприятность — узкие полки для сна.
Если выбран автобус или машина. В России нет междугородних автобусов, которые оборудованы подъёмниками. Доступен только городской транспорт — автобусы, трамваи, троллейбусы, метро. Поэтому для перемещения между городами заказывают спецтранспорт или, если коляска складывается и влезает в багажник машины, берут обычное такси.
Вагон поезда из Корсакова, где предусмотрены места для
маломобильных пассажиров. Фото: wikimedia/Svetlov Artem
Туроператор по Сибири «Статус» делает экскурсии для людей с нарушением слуха и зрения. Неслышащих сопровождают специальные гиды, которые используют язык жестов.
С людьми с нарушением зрения всё намного сложнее. Экскурсия должна быть безопасной от момента посадки в автобус. И хотя обычно с особыми туристами едут родственники или сопровождающие, всё равно необходима осторожность: передвигаться на новом месте таким людям сложно. Всё должно быть адаптировано.
Ещё нужны, например, тактильные элементы, которые люди смогли бы исследовать. И экскурсовод должен иметь свою методику: давать дотронуться до поверхностей, подключить осязание и обоняние, слух. Например, на экскурсии в католическом храме в Калининградской области незрячему гостю как-то предложили сыграть на органе.
Марина Козикова, писательница, передвигается на коляске: «В наших маленьких красивых городах есть что посмотреть, однако многие музеи пока недоступны. В Ярославле можно попасть в кремль, в Вологде — в Музей кружева и картинную галерею. В Костроме мне удалось посетить только Музей истории Костромского края. Там есть лифт, удобный пандус. Остальные вообще не приспособлены. Бедные служители разводят руками. Они бы рады, но никак, старые здания. В Москве и Санкт-Петербурге, где я живу, многие музеи оборудованы. Служители обучены и всегда приветливо встречают. В Питере, например, некоторые музеи пускают не с главного входа, а со внутреннего двора. То есть всегда можно найти выход».
Ирина Дружинина, директор туроператора по Сибири «Статус»: «В Новосибирске люди на колясках могут побывать на экскурсии в Театр оперы и балета (НОВАТ). Там адаптированные туалеты и лестницы, есть лифты и специальный подъёмник для инвалидных колясок. В Новосибирском краеведческом музее адаптирован первый этаж. В художественный музей тоже можно попасть, но не на все этажи. Принимает колясочников музей „Галерея времени“. Частично адаптирован Колыванский музей в часе езды от Новосибирска. Но самый современный музей в нашем регионе сейчас — это научно-образовательный центр НГУ „Эволюция земли“, который находится в Академгородке».
Марина Козикова, писательница, передвигается на коляске: «Я ездила в Лазаревское плавать с дельфинами. Там целая семья обученных дельфинов: мать, отец и дельфинёнок. И дети, и взрослые с ними плавают».
Умеет и готов работать с людьми с инвалидностью «Сочи парк». В отеле «Богатырь» есть отдельный корпус с номерами, которым присвоен международный стандарт доступности. В парк можно попасть через отдельные широкие калитки и пандусы у входов. Оборудованы просторные туалетные комнаты, а операторы аттракционов прошли специальные тренинги для сопровождения людей с инвалидностью.
Ещё один сочинский парк с доступной средой — «Скай-парк». Колясочникам там предлагают полёт с высоты 69 метров на банджи — резиновом канате, катание на троллее или качелях со свободным падением.
А предложения по активному отдыху в Новосибирске включают экскурсию на пасеку. Ждут и незрячих гостей — они слушают гул пчёл, вдыхают запах мёда.
Светлана Нигматуллина в своих турах чередует активности: если в первой половине дня были музеи, во второй люди готовят марципаны на мастер-классе или отправляются, например, на Куршскую косу. В конно-спортивном центре «Каприоль» в Калининграде можно покататься на лошадях: есть пандусы, чтобы подъехать и подняться на коляске до уровня седла, а пересесть помогут обученные сотрудники. Ещё в её программах есть прогулка на яхте, сплав на байдарке, дайвинг.
Вообще, в Калининградской области была проведена системная работа по созданию доступной среды, и она может служить примером другим регионам. Туда едут не только группы, но и индивидуальные туристы. Те, кто может самостоятельно составить маршрут, посещают музеи, природные заповедники и другие достопримечательности. В их числе Куршская коса, Музей мусора в Зеленоградске, Дом-музей Германа Брахерта в Светлогорске, кафедральный собор в Калининграде и многое другое (карта здесь).
Светлана Нигматуллина, директор Центра развития социальных и образовательных проектов «Аура» (Калининградская область): «Люди даже не подозревают, что они могут сесть в байдарку. Мы приглашаем инструктора, он гребёт за двоих, но туристы ощущают себя полноценными участниками. А перед дайвингом человек проходит трёхчасовой инструктаж, на него надевают настоящий костюм, акваланг. Два-три дайвера, которые находятся рядом, погружают его на дно озера».
Полезные ссылки
Информационный ресурс Globe4all пишет про безбарьерные путешествия, тут есть ссылки на туры, экскурсии, отели, трансферы и прочее.
Сайт туристической компании «Либерти», которая организует туры в Петербург, Москву, Калининград, Казань и другие города России для людей с ограниченными возможностями. Здесь же собрана база доступных объектов и инфраструктуры.
«Медицинское такси XXI век» в Петербурге, чьи автомобили оснащены подъёмниками для колясок. Также водители помогают с преодолением лестниц.
Комментарии