Автор: Елизавета Короткова
Фестиваль воздухоплавания — это когда десятки воздушных шаров взлетают с одного поля одновременно. А вы в этот момент летите в одном из них или смотрите на массовый старт с земли.
Один из самых известных в России проходит в Переславле-Залесском — в паре часов езды от Москвы. Небо над городом несколько раз в год выглядит так:
Чисто технически где-то на этом фото есть Дарья Мурушкина из Переславля. Она пилот воздушного шара, и её обычный «рабочий день» летом начинается в четыре утра.
Дарья участвует в соревнованиях по воздухоплаванию, летает на фестивалях и берёт с собой пассажиров. А вообще, полетать на воздушном шаре в России можно не только на фестивале и не только в Переславле.
Умение вставать ни свет ни заря летом для пилота реально важно. Есть две причины летать рано утром. Во-первых, это красиво:
Во-вторых, безопасно. Дело в том, что в середине дня летнее солнце прогревает одни части рельефа лучше других. Получается, какое-нибудь поле уже прогрето хорошо, а лес рядом — ещё не очень. На границе между холодным и тёплым возникают коварные термические потоки, куда шару лучше не попадать. Зато рано утром с этим проблем нет: атмосфера ещё спокойная и воздух прогрет плюс-минус равномерно. Летними вечерами, когда земля снова остывает, тоже летают — ровно по той же логике. Часа за три-четыре до заката — самое то.
Чисто технически летать можно в любой сезон. Главное, чтобы ветер был меньше 5 м/с и чтоб без низкой облачности, дождя, грозы или густого тумана. Зимой с погодой везёт реже. Зато воздух тогда холоднее — это значит, больше подъёмной силы и места для манёвра. Разноцветные шары на белоснежном зимнем фоне — вообще особый жанр:
Впервые Дарья Мурушкина полетела в семь — тогда ещё как пассажир. Потом выросла и вслед за отцом стала пилотом Федерации воздухоплавания Ярославской области. Аэронавты оттуда уже больше 20 лет летают на тепловых аэростатах (так воздушные шары называются по документам) и проводят с ними фестивали. Всего в Федерации сейчас шестеро пилотов.
Знакомьтесь, вот ещё одна воздухоплавательница из Переславля —
Ксения Романова. Раньше они с Дарьей учились в одном классе, а
теперь летают вместе. Ксения «заразилась» от подруги
воздухоплаванием ещё в школе. Сначала пилотом стал её отец, а потом
и она сама. Сейчас за сезон с мая по сентябрь она делает около 100
полётов
Чтобы стать пилотом теплового аэростата, надо окончить специальную лётную школу: пройти курсы теории и практики, а потом сдать экзамен. Например, в школе пилотов «Аэровальс» весь курс занимает 250 часов: из них 136 на теорию (метеорология, навигация, лётные характеристики и другие предметы) и 114 на практику (полёты на тренажёре, сборка аэростата, отработка полётов на разных высотах и в разную погоду). В конце получают пилотское удостоверение — и в небо.
Воздушный шар считают одной из самых безопасных придумок человечества, на которых вообще можно летать. Если шар и спускается против воли пилота, то делает он это как большой парашют. Вертикальная скорость при приземлении аэростата — 1–2 м/с. Это в два раза плавнее, чем приземление парашютиста.
Фотограф Елена Лисейкина
Как шутят пилоты, ломаться в аэростате практически нечему. Вот есть корзина, а по углам у неё четыре газовых баллона. Топлива в них всегда с запасом: если лететь планируют один час, то газа берут, как на четыре. По специальным шлангам газ поднимается в горелку, которая закреплена над корзиной:
Газ сгорает, горелка делает громкий «пыш», и тёплый воздух поднимается в оболочку — за счёт этого шар летит.
Оболочка крепится к корзине на стропах. Ткань купола огнеупорная, влагоотталкивающая и очень плотная. То есть если в аэростат вдруг врежется какая-то сумасшедшая птица, то он не лопнет. А если шар вдруг всё-таки что-то травмировало, то с небольшим «ранением» ещё можно будет лететь. Своими оболочками шары могут безболезненно соприкасаться друг с другом. На языке аэронавтов это называется «воздушный поцелуй»:
Оболочка, вообще, самая дорогая часть шара. На ней ведь можно что-то эффектно прорекламировать: чем ярче и качественнее дизайн, тем дороже аэростат. Самый маленький одноцветный шар без рисунка на момент написания статьи (в мае 2024 года) стоит примерно два миллиона рублей. Маленький — то есть там поместится не больше четырёх человек. Ксения чаще всего летает как раз на таких — объёмом 2550 кубометров. Эти шары идеально подходят для пар.
В воздушном шаре ни руля, ни штурвала — только горелка. С её помощью пилот управляет аэростатом. Оболочка греется от горелки — шар летит вверх. Оболочка охлаждается — летит вниз. Если вообще не поддавать тепла, аэростат начнёт спускаться. Вверху оболочки есть специальный клапан: если за него потянуть, то воздух из купола выйдет резче и шар сядет быстрее.
Направление «вверх-вниз» регулирует сам пилот: если нет цели ставить рекорды, то обычно выходит от 300 метров до километра. А направление «вправо-влево» — только ветер. В целом воздушный шар ведёт себя как большой парус и почти полностью зависит от ветра: двигается не быстрее его скорости. Поток ветра для шара — что-то типа дороги, с которой нельзя свернуть. Куда ветер, туда и шар. А пилот в это время подстраивается и управляет высотой — на разной бывают разные направления потоков ветра.
Так что очень важно хорошо подготовиться к полёту и проанализировать погоду заранее. Обычно всё происходит примерно так:
1. За несколько дней до старта нужно проверить газ в баллонах и всё оборудование, глянуть прогноз погоды и получить разрешение на полёт от авиадиспетчера. К каждой территории прикреплено своё диспетчерское управление — заявку на полёт подают в электронном виде.
2. В день вылета проводят предполётный брифинг. Это общий сбор, где пилоты окончательно решают, лететь не лететь. Если погода лётная, то самое время определить направление ветра и хотя бы примерно продумать маршрут. По карте оценивают, где именно будут стартовать и в каком направлении лететь. Точку взлёта определяют чётко, а точку посадки — приблизительно.
Привычка постоянно смотреть погоду — профдеформация аэронавта. Погоду мониторят даже в отпуске, когда лететь никуда априори не надо. Просто так. Для души. Чтобы понимать: «Эх, вот сейчас бы полетел!». Ну или наоборот.
3. Когда определили точку взлёта и направление, можно выезжать на место. Оболочка шара хранится в специальной относительно компактной сумке.
Корзину, баллоны, горелку и вентилятор везут отдельно. Всё это умещается в обычный автомобильный прицеп.
4. Дальше все части, как конструктор, собирают в один большой тепловой аэростат. Раскладывают корзину, закрепляют в ней баллоны, стойки и горелку. Горелку перед полётом обязательно проверяют — смотрят, выходит ли из неё пламя.
Оболочку аэростата расстилают по полю как большой ковёр и стропами цепляют к корзине. На ней можно немного отдохнуть перед полётом:
Потом наступает звёздный час вентилятора, который всё это время зачем-то ехал с нами. Его направляют в оболочку, которую постепенно наполняют холодным воздухом.
Когда оболочка становится похожа на горизонтальную каплю, можно и горелку подключать.
За счёт горячего воздуха капля становится вертикальной — шар готов ко взлёту. Вот тут видно сразу несколько промежуточных этапов процесса:
5. Когда все пассажиры в корзине, пилот поддаёт жару горелкой и шар взлетает. У аэронавта с собой рация, смартфон с картой и GPS, высотомер (измеряет высоту), вариометр (измеряет скорость изменения этой высоты). Главная задача пилота по ходу дела — следить, как шар «дружит» с ветром. А то воздушные массы могут перемещаться не только по горизонтали, но и по вертикали — от этого шар может резко подняться или опуститься.
Да и вообще, ветер — штука коварная. Он поменялся в процессе, и вот шар уже летит куда-то в сторону леса. Тогда пилот старается посадить аэростат как можно скорее, чтоб не унесло слишком далеко.
Тот же Переславль не зря называют Залесским. Лесов в окрестностях города реально много, поэтому, если неправильно выбрать точку взлёта, с полями для посадки будет сложновато. Лётная зона здесь, хоть и не самая простая, но очень зрелищная: тут и почти идеально круглое Плещеево озеро, и леса те самые, и древние храмы.
6. А теперь посадка. Чтобы посадить шар мягко, пилот постепенно охлаждает оболочку. В хорошем случае посадка ощущается как лёгкое касание земли. В плохом — пассажиров просят сгруппироваться и корзина ещё пару десятков метров едет по полю, эпично качаясь, как корабль под парусами на волнах. Пилоты говорят, что такие приземления самые весёлые и больше всего запоминаются.
Иногда (редко) приходится заходить на посадку несколько раз. У Дарьи однажды такое было: на высоте дул слабый ветер, а внизу — сильный. В итоге, снижаясь, шар ускорялся настолько, что раз за разом пролетал точку приземления. Сесть в итоге получилось только с третьей попытки.
Во время полёта за шаром всегда едет машина сопровождения. Аэростат, конечно, далеко не всегда летит над дорогой, но в большинстве случаев на поле посадки вас уже поджидает знакомая машина с прицепом.
Полёты бывают индивидуальные (только для вашей небольшой компании) или групповые (с другими людьми в корзине). За «горелкой» в любом случае сертифицированный пилот. Полёт в группе обычно стоит от 8 тысяч рублей с человека за час полёта (в мае 2024 года).
Есть два способа полетать:
1. На одном из фестивалей воздухоплавания. Это более зрелищно — в небе больше аэростатов. Правда, суеты и людей вокруг тоже.
2. Самостоятельно вне фестиваля. Тут вы сами выбираете удобный день — например, отмечаете так день рождения или годовщину. Шаров может полететь и несколько. Например, в летний сезон в Переславле даже вне фестиваля летает по пять—восемь аэростатов одновременно.
Вот несколько мест России, где можно полетать на тепловом аэростате:
1. Переславль и Суздаль: фестивали «Золотое кольцо России», «Золотая осень на Золотом кольце», «Яблоки на снегу», «Весна в Переславле»
На самом деле это четыре сезонных интерпретации одного фестиваля, который проводит Федерация воздухоплавания Ярославской области. Чаще фестиваль делают в Переславле, реже в Суздале. Длится он три—четыре дня и повторяется раз в сезон. Зимний обычно проходит в январе, весенний — в апреле, летний — в июле, а осенний — в сентябре.
Можно не летать, а посмотреть на общий старт бесплатно. Места взлёта на фестивалях и все новости выкладывают в этом канале.
Вне фестиваля полетать в Переславле тоже можно — только нужно заранее оставить заявку на сайте. Полёты бывают групповые, индивидуальные, корпоративные. В мае 2024 года часовой полёт в группе стоит от 9 тысяч рублей с человека, а индивидуальный, когда вообще вся корзина ваша, — от 26 тысяч рублей.
2. Рязань: фестиваль «Небо России»
Именно в Рязани состоялся первый в России фестиваль воздухоплавания. На «Небе России» аэростаты не просто летят, но и соревнуются между собой. Если заранее записаться по телефону, который указан на сайте, есть шанс оказаться в корзине.
Массовый взлёт со стороны разрешают посмотреть просто так. А ещё в безветренную погоду тут можно увидеть свечение аэростатов: в сумерках воздушные шары наполняют тёплым воздухом и подсвечивают горелкой — при этом все они остаются на земле.
Подробности про фестиваль можно найти тут.
3. Нижний Новгород: фестиваль «Приволжская фиеста»
На аэростате можно полетать и над столицей закатов — летний фестиваль в Нижнем обычно проводят в августе. Полёт в группе стоит от 15 тысяч рублей (в воздухе вы будете полчаса-час).
Индивидуальные полёты не во время фестиваля тоже есть. Вот список возможных сценариев с ценами.
4. Великий Новгород: фестиваль «Великий Новгород — сердце России»
В Великом Новгороде проводят фестивали сердец (это когда над городом летают только аэростаты в форме сердец). А вот здесь можно записаться на полёты вне фестивалей. Шар-сердце иногда бронируют специально, чтобы сделать предложение.
5. Пермский край: фестиваль «ПРОНЕБО»
Можно полетать в обычном варианте (по записи) или на привязи (спонтанно). И, как всегда, никто не запрещает просто поглазеть со стороны. Сюда приезжают на несколько дней, чтобы пожить в палаточном лагере, сходить на концерты и мастер-классы.
Подробности в этой группе.
Индивидуальные полёты вне фестивалей организуют аэроклубы по всей России. Например, Федерация воздухоплавания Ярославской области, клубы «Аэровальс» и «Аэронавт» — в Подмосковье. Piter Polet и «Небо Питера» — в Санкт-Петербурге, «Воздухоплаватели. Сибирь» — в Новосибирске, «Шары в небе» — в Красноярске, «Наше небо» — в Приморском крае.
Если надумали полетать, то вот несколько советов:
— Если едете из другого города, то лучше оставаться на несколько дней. Так в случае чего у вас будет больше шансов переждать нелётную погоду и, если будут места, полетать в другой день.
— Если хотите оказаться в одном из шаров на фестивале, то записываться нужно заранее. Лучше прямо очень заранее — обычно аэростатов гораздо меньше, чем желающих полетать.
— Просто посмотреть на взлёт с земли и пощупать оболочку шара на фестивале, можно бесплатно и без записи. Только нужно приехать на своей машине, чтобы оперативно добраться до поля взлёта.
— Если боитесь летать, а смотреть на шары с земли вам скучно, можно попробовать привязной полёт. Такие, например, организует Федерация воздухоплавания Ярославской области на праздниках и фестивалях. Шар привяжут к земле за верёвку, а вы в нём подниметесь. Никуда лететь по ветру не придётся — будете просто привыкать и смотреть, как оно устроено.
— В корзине наверху обычно не намного холоднее, чем на земле. Во многом потому, что от горелки идёт тепло. Но лучше всё-таки возьмите с собой что-нибудь накинуть (после заката может быть прохладно, да и комаров в полях никто не отменял).
В целом событий для любителей воздухоплавания в России много. Если вам интересно, можете заглянуть вот сюда. На сайте собраны все ближайшие активности, которые хоть как-то связаны с тепловыми аэростатами. Там и соревнования, и фестивали, и встречи воздухоплавателей.
А с нами сегодня были Ксения Романова и Дарья Мурушкина. Фото предоставлено Федерацией воздухоплавания Ярославской области.
Комментарии