Как читать наличники

Автор: Елизавета Короткова

Фото: Иван Хафизов

«А сделай-ка мне наличник круче, чем у соседа» — скорее всего, примерно так раньше звучал один из самых популярных запросов для резчика. Наличник был чем-то вроде современного профиля в соцсети. Резьба не просто украшала фасад, а служила коротким визуальным рассказом о том, как идут дела у хозяина дома. Роскошные наличники подчёркивали богатство и высокий статус.

Вот, например, наличники из города Злынки в богатой лесами Брянской области. В царское время здесь жило много крестьян-отходников: летом они уходили на сезонные заработки, а зимовали дома. С работой в период «отпуска» у них было плохо, поэтому на помощь приходили местные предприниматели — держатели спичечных заводов. Брянские «спичечные короли» заказывали резьбу у свободных резчиков.

Мастеров здесь было предостаточно, и такой объём работы им ничего не стоил. В итоге на фасадах появлялась необычная многоярусная резьба в пять-семь слоёв. От декоративных элементов на таких домах почти не оставалось живого места. Зато сразу становилось понятно, что у владельца спичечного завода неплохо идёт бизнес.

Как делали наличники?

В негласной «гонке наличников» участвовали даже крестьяне, которые вдохновлялись домами своих господ и просили резчиков соорудить для них «что-нибудь эдакое». А для дворян эталонами чаще всего служили казённые здания в стиле классицизма.

При желании в резьбе можно было зашифровать свою биографию, но далеко не все подходили к вопросу настолько осмысленно. Обычно порядок действий выглядел так:

1) пригласить резчика;

2) заказать у него наличник побогаче или наоборот попроще — тут уж как получится;

3) полностью довериться вкусу мастера.

За творческими идеями хозяева домов не ходили дальше границ своего населённого пункта. Процветала оседлость, и вологодский крестьянин, скорее всего, даже не подозревал, что наличники в Томске могут выглядеть как-то иначе. Резчики обычно тоже не отличались изобретательностью. Вдохновлялись разве что местными церквями и пользовались одними и теми же лекалами. Как правило, на село хватало двух-трёх, поэтому отличия между наличниками часто были невелики.

Гораздо реже хозяин дома самоотверженно украшал свой дом наличниками без помощи мастера. Получалось не всегда. Как правило, такие здания — далеко не самые интересные с точки зрения художественной ценности. Если, конечно, хозяин сам не резчик. Бывало, что мастера по резьбе превращали свои дома в свои же визитные карточки, — получались настоящие жемчужины. Но таких примерно 15 штук на 20 тысяч.

А вот ещё из серии «не такие, как все». Иногда пока ты смотришь в наличник, наличник смотрит в тебя. И это почти не шутка — декор в виде человеческих лиц делает своё дело. В камне такое встречается довольно часто, а вот в случае с деревом есть чему удивляться. Наличники с резными портретами можно пересчитать по пальцам.

Приглядитесь к лицам, вырезанным на фасаде этого дома. Если показалось, что вы уже видели что-то похожее, то вы не ошиблись. Легенда гласит, что дом украшает образ Николая II, а женские портреты на наличниках изображают его дочерей. Зачем и почему — история умалчивает, но на то она и легенда.

Вот вам ещё один редкий пример наличника с человеческими лицами родом из Улан-Удэ. Если присмотреться, все портреты здесь разные. По легенде, это изображения артельщиков, которые украшали дом резьбой.

Оригинальных вариантов стало больше уже в наше время. На фото ниже — дом 2000-х годов с одними из самых странных наличников России. Случайных деталей тут нет. Гербы Москвы и МГУ — память о родном городе и университете, где училась хозяйка дома. Деревянные резные лыжи — намёк на одно из спортивных увлечений супругов. Фигурки в виде женских туфелек — напоминание об истории их знакомства (спасибо вовремя застрявшему в эскалаторе каблуку). А ещё наличник украшают мифические существа с барельефов окрестных храмов — всё это важные образы для Владимирской земли, где стоит дом. Найти его можно в Суздале.

Как формировался «язык» наличников?

Конечно, язык наличников существовал не всегда, ведь это украшение появилось на Руси сравнительно недавно, в конце XVII века. Если очень коротко, на то было две главные причины:

1. Началось промышленное производство оконных стёкол. Оконные проёмы расширились, и появилось место, где можно разгуляться с декором. До этого большинство окошек были очень маленькими, и вместо стёкол часто использовали слюду. Те, кто не мог себе этого позволить, вставляли в оконный проём промасленную тряпку, мешковину, рыбий или бычий пузырь. Бедняки в холодное время года прикрывали окно льдинкой, а летом и вовсе оставляли его открытым.

2. На рубеже XVII–XVIII веков в Россию активно проникали западные архитектурные веяния. Так вышло, что по периметру «окна, прорубленного в Европу» уже вовсю красовались наличники. Идею обрамлять оконные проёмы узорами нам подарили итальянцы. Правда, на западе так украшали только каменные здания, а в России наличники постепенно захватили более доступный материал — дерево.

Забавно, что при этом в зарубежной архитектуре вообще нет слова «наличник». Там у каждой составной части оконного обрамления своё название (например, верхушка наличника — фронтон). Это логично, когда мы говорим про камень: кирпичные детали делают независимо друг от друга, а потом наличник собирают как конструктор. А вот в случае с деревом нужен более целостный подход. Деревянное обрамление изготавливают в виде монолитной конструкции, поэтому его удобнее назвать одним словом — «наличник». В некоторых регионах России наличникам придумали локальные названия: ветреники, голяшки, воконники, заоконники, облипы — вариантов много, но все об одном и том же.

Мода на резные наличники шагала по стране плавно. На первых порах деревянным кружевом покрылось богатое тогда Поволжье. С одной стороны, там много леса, с другой — рядом есть большая вода, поэтому корабельные резчики всегда под рукой. За Поволжьем подтянулись другие части страны, и во второй половине XIX века наступил настоящий бум резных наличников. Вот почему так вышло:

  • Резчики открыли для себя всю прелесть работы с лобзиком. Так удобнее, быстрее и качественнее.
  • Деревянные суда стали заменять на пароходы, и бывшие корабельные резчики начали работать с домами. Свободных рук, привычных к лобзику, стало больше.
  • Ряды богатеющих активно пополнялись, и люди хотели держать окружающих в курсе своего благосостояния. Одним из простых способов было заказать роскошную резьбу.

Как мог бы выглядеть ваш наличник сейчас?

Дружеский совет: смиритесь с тем, что тягаться с резчиками России XIX века нам бессмысленно. Мы значительно отстаём от них по уровню насмотренности: с деревянной архитектурой имеем дело гораздо реже, чем с монолитными домами и панельками.

Допустим, вы всё-таки решили украсить свой дом резными наличниками или вам просто интересно, как это могло бы выглядеть сейчас. Задача: отразить в облике наличника своё «я». Иван Хафизов советует использовать формулу «продолжение локальной традиции + самореализация».

С чего начать? С прогулки по своему городу. Вам повезло, если в нём есть наличники. Сфотографируйте 20–30 примеров и посмотрите, чем они похожи друг на друга. Идеально будет, если получится вычленить какой-то стержень — найти основу, вокруг которой будет строиться ваш декор. Например, в подмосковном Егорьевске у многих наличников есть характерные, похожие друг на друга «подолы». В нижней части их обрамления часто помещают три массивные узорчатые доски, причём средняя — длиннее других и украшена богаче. Искать такие детали поначалу бывает сложно, но тут главное начать.

Второй шаг — понять, что в этом мире вы любите настолько, чтобы добавить эту деталь в дизайн наличника. Допустим, это коты. Попытайтесь скрестить этот элемент с традиционным для вашей местности обликом наличника. То есть упрощённый план такой: берём классический «базовый» наличник вашего города, мысленно приделываем к нему котов и наслаждаемся результатом (ну, или переделываем заново).

Где смотреть наличники в России?

В целом практически везде — вот карта с фотографиями на сайте виртуального Музея резных наличников Ивана Хафизова. Вариантов действительно много, но надо с чего-то начинать, поэтому вот несколько идей.

Центральная Россия

  • Кимры, Талдом или Ногинск — там можно посмотреть деревянный модерн.

  • Егорьевск — город, в котором (почему-то) крайне мало заборов. Наличники смотреть очень удобно.
  • Гжель. Лучше исследовать наличники не только в этом селе, но и в окрестных деревнях. Среди них есть очень впечатляющие, кружевные.

  • Борисоглебск в Воронежской области — в городе очень узнаваемые наличники с двойными полуколоннами по бокам.

  • Злынка в Брянской области — те самые многослойные наличники «спичечных королей» из начала статьи.

Поволжье

Это просто кладезь для любителей деревянных наличников. Резьба сильно отличается от города к городу, но почти везде очень богатая. Подойдут Нижний Новгород, Казань, Кинешма, Ижевск, Городец и другие города.

Сибирь

Здесь промахнуться с наличниками очень сложно, они есть практически во всех крупных городах. Много леса = много резьбы. Томск, Иркутск, Омск и Тюмень — базовый набор, с которого стоит начать. В Томске, например, можно увидеть объёмную, воздушную резьбу натурального цвета: наличники здесь не такие яркие, как везде. Этим и примечательны.

В России есть два главных мифа про резные наличники. Первый — про то, что все они похожи друг на друга. Второй — про то, что двух похожих наличников не найти. Чем дольше вглядываешься в них, тем больше понимаешь: правда ни там и ни там.

Украшение домов деревянными резными наличниками — один из способов говорить с миром. С нами сегодня был Иван Хафизов, в памяти которого таких «высказываний» уже больше 20 тысяч. Все они совершенно о разном. Прислушиваться к ним Иван начал от скуки — поводом стала не слишком увлекательная командировка в Энгельс в 2007-м. Вечерами он наматывал километры по городу и фотографировал разноцветные обрамления окон. Энгельсом дело, разумеется, не кончилось. С тех пор Иван ездит по стране и «собирает» наличники, как этнографы собирают сказания по сёлам. В его виртуальном музее — единственном в своём роде — собрана энциклопедия резных наличников.

Комментарии

Написать комментарий
Как вас зовут?
Ваш комментарий
Спасибо! Ваш комментарий отправлен на модерацию. После проверки он будет виден другим пользователям.
Показать еще

Похожие статьи

  Армения Условия въезда: российский паспорт или загранпаспорт. Важно знать: российским паспортом Можно воспользоваться только при перелёте. При въезде на машине обязательно нужен загранпаспорт, который будет действовать ещё три месяца после выезда из страны. Детям до 14 лет для любой поездки нужен отдельный загранпаспорт. Срок разрешённого пребывания — 180 дней.
Обновлено 21 ноября 2024 Открытие границ 2024 Какие страны открыли границу, куда есть рейсы, можно ли уже покупать билеты, что надо знать заранее. Здесь мы, аналитический центр сервиса поездок и путешествий Туту.ру, собираем последние новости по ситуации с открытием границ. Информация постоянно обновляется. Ситуация меняется очень быстро, все оперативные новости мы выкладываем вот в этом теле
Саргассово море – самое необычное на планете: у него нет берегов, нет чётких границ, оно на 1–2 метра выше уровня вод остального Атлантического океана и к тому же самое большое. Этот природный феномен у берегов Америки создали течения и саргассы – водоросли, плотным ковром покрывающие поверхность моря. С Саргассовым морем связано множество мистических легенд о кораблекрушениях. На е
У нас есть огромное сообщество постоянно путешествующих людей. В день в нём задаётся несколько сотен вопросов о том, что правильно делать на месте, как оформлять документы, что нужно и так далее. Примерно треть полезных ответов — это ссылка на какой-то местный чат или телеграм-канал. Собственно, мы решили собрать советы путешественников на одной странице. Вот суперлокальные чаты и каналы,