30 ноября 2021
Автор Сергей Абдульманов
У нас тут новый плацкарт, который имеет все шансы стать основной версией для ночных экспрессов. Это пример того, как ваши отзывы помогали менять вагон. Поскольку эта история прототипов уже длинная, отлично видно и тупиковые ветки, от которых отказались, и удачные решения. Вот что есть сейчас:
ТМХ показали четвёртый, близкий к финалу плацкартный вагон в диагональной компоновке. Сначала у нас был капсульный отель со шкафом вместо стола, потом целый вагон боковушек, а теперь есть тот вариант, который больше всего похож на китайский диагональный плацкарт, только с учётом всего того, что до этого говорили эксперты и пассажиры. Первый пост собрал 538 комментариев, второй 888 — ещё куча обратной связи была с выставок, других публикаций и от тех, кто зашёл на макеты (они были на Ярославском, Павелецком вокзалах и ВДНХ).
Значит, главное: будут и «капсулы», и привычные плацкарты со столом, в вашей тумбочке всё так же останутся ноги соседа, а багаж теперь не будет торчать в проход, а станет надёжно лежать между полкой и окном, плюс наверх можно будет лазить с бутылками. Естественно, новый свет, розетки везде и компромисс с багажными полками в проходе вместо третьих.
Традиционный плацкарт хорош, но если стоит задача удлинить полки и решить ещё кучу вещей, накопившихся за последние лет так 50, то нужна перекомпоновка. Именно её мы сейчас видим.
Как и во всех прототипах, полка теперь 188 сантиметров. Это на 18 сантиметров длиннее обычной плацкартной полки без упора в стену (где носки торчат в проход) и на 15 сантиметров длиннее боковушки, которая 173 сантиметра. В прошлые разы были вопросы, почему такая длина. Ответ очень простой: потому что это 95-й перцентиль по распределению роста. То есть 95% русских землян помещаются на неё без остатка. Остальные 5%, увы, всё так же могут ехать, немного скрючившись или выставив носки в проход, с этим ничего не поделать. Варианты с длинной койкой за дополнительную плату слишком сложны в реализации и поддержке, но могут быть реализованы в купейных вагонах. Поэтому если вам критично иметь полку 195 сантиметров, а не 188 — увы, вам не в плацкарт. Как и во всех других плацкартах, тут не предполагается проезд инвалидов на колясках: для этого есть специальные огромные купе и пандусы в штабных вагонах поездов, и там же специальные огромные туалеты. В новых штабных вагонах планируется вариант, где таких купе для инвалида и сопровождающего — два.
В прототип полностью вошли туалеты и душ из v2.0 и v3.0. Тут их уже даже не моделировали. В габарите Т можно уместить в нетормозном конце вагона два туалета напротив друг друга, плюс одну душевую. Душевая очень важна, поскольку одна из задач такого нового плацкарта — дать возможность путешествовать с хотя бы каким-то комфортом без удорожания билета. То есть если СВ «Гранд-экспресса» часто заменяет отель в дороге (и есть сегмент людей, которые целенаправленно едут поездом вместо самолёта ради этого комфорта), то здесь будет попытка сделать если не отель, то хотя бы хостел или капсульный отель. Да, туда, возможно, будет очередь, но это лучше, чем одна душевая в штабном вагоне, как сейчас. В смысле, что раньше не было никакой, и если она вас беспокоит — можно не пользоваться, как в старые добрые времена. И туалеты, и душевая имеют встроенную систему дезинфекции ультрафиолетом из потолочной панели между сеансами. Они куда легче убираются и вообще лишены родовых травм старых туалетов. Тут вообще надо сказать, что ничего надёжнее туалета гравитационного типа на железной дороге нет, но гадить на рельсы и закрывать дверь на станциях — идея так себе. В двадцать первом веке принято мучать людей морально, а не физически. Ну и в итоге мы получили сначала баки с отрицательным давлением, которые можно было случайно выплеснуть обратно в пользователя при некоторой неполадке, потом решения с компрессором (весь вагон слышал его из-за трассы в полу в нетормозной конец), которые также обладали рядом очень редких багов, становившихся время от времени хорошими такими байками. В общем, теперь оба туалета в одном конце вагона, что означает один компрессор без длинной трассы. Сам бак-накопитель в состоянии покоя стабилен, давление только в насосе и только в нужный момент. Диафрагма насоса не вызывает каскад реакций при попытке прощупать её шваброй (но экспериментировать всё ещё не рекомендуется), унитазы могут иметь сменное полимерное покрытие (в смысле, новое полиэтиленовое сидение может накатываться по кнопке). Точнее, всё для этого по инженерке будет, а вот что поставит перевозчик в конкретном заказе — это уже его выбор. Для нашей истории важно то, что вопрос с туалетами и душем уже решён.
Аналогично на v3.0 решили вопрос с купе проводника, зоной для еды и универсальной зоной. Они просто войдут в новый интерьер в предыдущем виде с небольшими доработками по типам креплений для лыж и велосипедов. В смысле, крупный багаж можно будет оставить в специальном отсеке в тормозном конце вагона. Ну, потому что там возможно расположение купе проводника, а ручной тормоз должен быть около него. Мастер-вагоны в сцепе идут с купе проводника и зоной для еды, ведомые в сцепе — например, с багажной зоной. В этот слот можно устанавливать любое расширение функциональности вагона — от мини-бара или кафе до кинотеатра, было бы желание. Типовых сейчас три: диванный салон, багажная зона + автоматы с едой, багажная зона + купе проводника.
Больше всего изменений во внутренней части, собственно, на местах пассажиров.
Появились две разных компоновки: «капсулы» и «открытые плацкарты». Капсулы — это полки, где вы максимально изолированы от других пассажиров. И не просто собственными занавесками по периметру полки, как было в v1.0, а максимально конструкциями вагона, то есть стенами. У пассажира появляется собственное пространство, где можно окуклиться и вообще никак не взаимодействовать с окружающим поездом. Похожий подход был в третьем прототипе капсульного вагона, но там была разница, чётная у вас пара мест или нет: одни были ближе к проходу, другие уютно в глубине. Там же была проблема с тем, что багаж стоял прямо за занавеской в проходе на половине мест, а на другой половине был надёжно упрятан между полкой и окном. Так вот, вторые места пассажирам очень понравились, а первые показались несправедливыми. Багаж не должен быть доступен из прохода, но и полка должна быть не «боковушкой с занавеской», а полноценно своим личным пространством. Поэтому диагонали — так можно выставить в проход минимум полки.
Капсулы выглядят так:
Фото от производителя с человеком
Ноги класть сюда (слева на фото):
Собственно, сюда перекочевали из прошлых прототипов и все розетки, выключатели и остальное. Там была важная история с интерфейсом, чтобы пользователь понимал интуитивно, от чего какой выключатель. Инженеры поработали с прототипами, и теперь пассажиры в экспериментах не путаются, а сразу разбираются, что и для чего.
Выключатели в нужных местах, управление потоком воздуха аффордансное, то есть сразу по внешнему виду становится понятно, что можно сделать с этим всем. По крайней мере, так они утверждают. USB-розетка на вид стала прочнее, но она всё ещё А, а не C, было мнение, что её сразу сломают. Этот элемент менялся и по составу, и по компоновке: в v1.0 он был за головой, и туда лезли длинные волосы, в v2.0 был так, что кабель из розетки было легко выбить рукой.
Пассажиры очень хотели уравнять в функциональности верхнюю полку и нижнюю. В прошлых прототипах были серьёзные движения, чтобы наверху можно было работать с ноутбуком и так далее, но места не хватало, и получались полумеры. Точнее, удобнее, чем в обычном плацкарте, но всё равно, глядя на четвёртую версию, уже понятно, что это были промежуточные формы. Из важного — тут будет удобно с крупным ноутбуком, есть слоты для бутылок и стаканов (это на верхней-то полке, куда обычно с этим даже не лезли), и вообще много места. И да, вернулась крутая лестница, которая сразу позиционирует вас как надо, когда вы долезете до верха! Правда, теперь она выглядит странновато:
Эта штука — накладка для проезда стоя. В результате экспериментов выяснилось, что пассажиры в дороге зачем-то хотят стоять. Возможно, они разговаривают друг с другом, возможно, вдумчиво смотрят вдаль. В общем, теперь есть штука, на которую можно опереться. Такая же есть в Иволге, кстати.
Немного поменялся свет, он теперь такой:
Индивидуальное освещение
Остались два выдвигающихся крючка для одежды вместо одного:
Появился вот этот карман на липучке в ногах:
Кстати, вот эта самая тумбочка, в которой ноги соседа:
В капсулах у каждого пассажира своё окно, это примерно ¼ от большого, но они сделаны как отдельные отверстия в стенке вагона, а не делением большого окна на зоны.
Обратите внимание, пропало окно с задвижкой к соседней полке. Было это нужно в прототипах v1.0 и v2.0 для родителей с детьми и пар, чтобы соединять верхнюю часть полки в одно пространство. Стало понятно, что это неудобно, и вместо такого решения просто вернули открытые плацкарты, где можно ехать вчетвером безо всяких капсул. Так что вторая компоновка — старый добрый плацкарт (точнее, открытое купе плацкарта без боковых полок), но только диагональный.
Выглядит это так ещё раз:
В одном вагоне, похоже, могут сочетаться обе компоновки, что показано на прототипе.
То есть здесь есть всё, что было в привычном плацкарте модульного вагона v2.0, но только в стиле капсул. Полка не расширяется к голове, как было в первых прототипах.
Стол чуть поменялся, оброс слотами для бутылок, но хорошо видно, что с него всё так же можно есть, а вагон при этом всём не потерял в просторности.
На второй полке есть прикольные держатели:
У этих прекрасных широких плацкартов с занавесками на полках, местами под ноутбуки и возможностью сидеть на верхней полке не скрючившись, есть только один большой недостаток — пропала третья полка! В v1.0 и v2.0 это решалось огромным шкафом на месте стола. В v3.0 — слотами рядом с полкой. В этом прототипе есть решение и рядом с полкой, и в виде верхнего крепления в проходе. Похожее решение используется в привычных нам купе, если что. Лезет туда чемодан габарита М, то есть тот, который обычный человек ещё способен поднять, а не только катить:
Потолок в v3.0 был 2,1 метра, теперь под полками 1,9 метра. Но зато на них дополнительные светодиодные лампы рассеянного света, что делает вагон сильно освещённее визуально при том же нормативе на плотность потока.
Теперь багаж пассажиров нижних полок. Несколько лет назад по требованиям транспортной безопасности в антитеррористических целях стали делать нижние полки без рундуков. То есть внизу под полкой просто пустое место, а не стенки. Это не очень нравилось пассажирам, но таковы требования норматива. В итоге тут решили так: полки по умолчанию типовые, как в обычных современных плацкартах (то есть без стенок). Но есть дополнительная опция установить металлические рольставни, типа дверей гаража, которые будут подниматься при виде транспортной полиции. Это дороже, но решает обе задачи. Если перевозчик выберет такое — можно скомпоновать полки с ними.
Везде занавески:
Пропал шкаф для белья, который был в нетормозном конце вагона, но зато появились две техническое зоны в начале и в конце вагона из-за компенсации диагоналей:
В них можно хранить уборочный инвентарь и другие нужные поездной бригаде вещи.
Окна открытых плацкартов стали больше: типовое сейчас 1020 миллиметров в ширину, новое будет 1200 миллиметров.
Роутеры для Wi-Fi и табло будут в тормозном и нетормозном концах вагона. Их, как и открывашки для бутылок, на макете не моделировали.
Итак, у нас вагон без боковых полок, с уважением к личному пространству и общими плацкартами на выбор, всей инженеркой с розетками и прочим, хорошим ярким светом, который управляется индивидуально, более-менее хорошо спрятанным багажом (не как прошлый раз на нечётных парах мест), более длинными и широкими полками. Хорошие блоки сохранили, верхняя полка в результате уже трёх эволюционных преобразований стала похожа на рабочую. Дизайн — наша 2050.ЛАБ, вагон будет производиться на Тверском вагоностроительном (это где сейчас делают большую часть пассажирских вагонов, Иволги и двухэтажные вагоны). Расчётная скорость — 160 километров в час, расчётный межремонтный пробег в 8 раз больше (25 тысяч километров).
Изначально мне казалось, что эта история про «мы разработали три новых компоновки, но покажем их по одной, чтобы вы не были шокированы сразу», потому что рендеры «ёлочки» вообще-то были ещё на стадии прототипа v1.0 1-ВМ. Но если посмотреть, что было тогда, и что есть сейчас — можно увидеть, что это реально путь итерационных улучшений.
Ну, в общем, а теперь ссамое время поблагодарить Валерию Шарафутдинову из ТМХ за ответы на наши вопросы. Ну и если у вас есть мысли и комментарии про этот вагон — пишите в комментарии, ТВЗ (завод в составе ТМХ) имеет целую службу, исследующую отзывы пассажиров, мы ещё до ковида делали аналитику по сотням тысяч отзывов наших пассажиров специально для них, чтобы понять, что не так или так с вагонами.
ТВЗ планирует поставить все прототипы вместе где-то на всеобщее обозрение и досбор обратной связи (как было на вокзалах и ВДНХ) чуть позже, но в наше ковидное время не факт, что это получится. Вот предыдущие посты про эту серию прототипов: 1-ВМ, неоклассический Т, капсульный Т.
Комментарии