Туту.ру Путеводитель Туту журнал Транспорт Новый плацкарт — как капсульный отель

Новый плацкарт — как капсульный отель

4 февраля 2020

Рассмотрим альфа-версию новой компоновки плацкартного вагона. ФПК и ТМХ сделали одну очень офигенную вещь — вместо того, чтобы выкатить новый поезд и сказать: «Вот новый поезд, радуйтесь теперь, это приказ!» компании показали первый концепт и предложили обсудить. Они его катают по выставкам, в следующем месяце повезут на вокзалы в другие регионы. И везде около макетов дежурят сотрудники, которые выслушивают и записывают, что хотят поменять пассажиры.

Понятное дело, пассажиры настроены скептически и не очень готовы ко всему новому. Плюс не все понимают, чем альфа-версия (макет) отличается от опытного экземпляра. Но как по мне — то, что выкатили сейчас — это очень здравая вещь. Со мной можно спорить, а ТМХ — присылать баги и реквесты.

Самое важное

Макет плацкарта разделен пополам шкафом. Верхняя полка полностью изолирована от нижней. Третья полка убрана, и теперь можно нормально сидеть наверху. Есть столик для ноутбука. Полки у изголовья на 20 сантиметров шире, чем в ногах (до середины купе, фактически). Через стену можно открыть окно к соседу и объединить две полки в одно пространство «этажа».

Что происходит

ТМХ показал один вариант интерьера. Надо понимать, что:

  • Это макет, который нужен для одной задачи: обсудить, что хорошо, что плохо и собрать максимальное количество мнений. До настоящей разработки далеко.
  • Это вариант только и исключительно для ночных экспрессов, то есть вся эргономика заточена на то, что человек пришёл «плющить лицо», а не бегать по вагону и меняться едой с соседями, играть в карты и городки и выпрашивать у проводника «хот вотер».
  • Это один из трёх вариантов интерьера вагона. Два других будут куда более странными, и поэтому надо поймать все крики «Дуров, верни стену» до того, как показывать компоновку с диагональными плацкартами и вагон с продольным расположением мест.
  • Это плацкарт, то есть сохраняется требование по 6 человек на модуль.
  • Этот макет максимально сохраняет планировку имеющихся вагонов и позволяет относительно малой кровью поменять интерьер и эргономику, в том числе при обслуживании старых вагонов. Для совсем новых вагонов будут ещё более радикальные компоновки.

Основа концепции в том, что людям для счастья не хватает персонального пространства и розеток. В кафе это давно поняли, а вот в поездах только начали реализовывать. Первое важное изменение — теперь можно отгородить свою полку занавеской и полностью закрыться от внешнего мира.

 

Но так нельзя было сделать, пока на полках было мало пространства. Поэтому сначала пришлось придумать что-то с третьей полкой (её убрали посмотреть, что получится). И попробовали расширить верхние полки до соединения. Получилось очень круто — большие красивые этажи капсульного отеля.

Второстепенные проблемы

  • Сложность получения визы. В сравнении с другими популярными направлениями (исключая, пожалуй, США) виза действительно оформляется достаточно долго и сложно. Эта проблема сейчас решается, и мы видим меры, которые должны облегчить выдачу виз европейским туристам. Вот пара примеров.
  • Стереотип о том, что нужно знать русский язык для поездки. Этот фактор серьёзно ограничивает выезды дальше крупных городов и особенно сокращает поток из наиболее обеспеченных стран западной Европы. Связанный стереотип — что в России почти никто не знает английский язык. Собственно, за пределами крупных городов это уже и не стереотип.
  • Планирование заранее. Европейский путешественник планирует длительную поездку заранее, к отпуску (каникулам ребёнка). Обычно это случается за полгода до даты отправления. В случае с Россией такое планирование частично затруднено: не всегда операторы могут подтвердить экскурсии на местах за такой срок.
  • Иностранные туристы, побывавшие в стране, жалуются на сервис и инфраструктуру. Поскольку для европейца доступность перемещения часто важнее, чем интересность туристского контента, это в долговременной перспективе создаёт тренд, который нужно менять.

Потом между верхними полками поставили деревянную стенку. Получился плацкарт с нижним этажом и верхним этажом.

Упасть с верхней полки уже нельзя.

В этой ситуации нижние пассажиры бы очень страдали от нашествия верхних за столик, поэтому столики сделали на самих полках. И ещё один решили вынести со стойки на бок прохода.

Потом нижние полки тоже увеличили и тоже разделили перегородкой. Получился плацкарт, разделённый пополам полностью — 4 отдельных «номера» капсульного отеля.

В перегородке сделали отсеки для вещей.

Посмотрели, как пассажиры спят. И выяснили, что человек во сне имеет далеко не форму прямоугольного параллелепипеда. А, скорее, усечённого конуса. Голливуд вот давно пробовал L-одеяла, а тут теперь L-полки. То есть вверху у вас на 20 сантиметров больше пространство. Это, фактически, полка шкафа из прошлой версии прототипа, только теперь вы можете спать головой или рукой в шкафу. Звучит странно, но выглядит очень удобно.

На нижней полке сделали столик как на боковых в старых вагонах (только удобнее и меньше), чтобы можно было сидеть вдвоём.

Всё это потянуло за собой кучу проблем в инженерке. Потому что нужно соответствовать массе требований. Основа санитарных требований — проход, свет и воздух. Проход 60 сантиметров сохранён. Воздух стал из-за центральных шкафов циркулировать не совсем так, как раньше в «открытом» вагоне, и поэтому сделали индивидуальные воздуховоды в изголовье каждой полки. Свет теперь как в шкафах Икеи — на полках и разноуровневый.

Пожарные требования — два незагороженных выхода. Поэтому 3 и 7 купе всегда компонуются без шкафа. Там минорная бага — места для багажа только под нижней полкой (третьей-то нет!), но придумали костыль для рейсов, где багажа много — с универсальной зоной в начале вагона. В «вентилируемых» плацкартах столик для тех, кто любит стаканы.

На заднем плане голосовалка — в макете всё учитывается
На заднем плане голосовалка — в макете всё учитывается

Открывашки под столом в макете нет, но она обязательно будет. Как некрасивый самолёт летать не может, так и вагон без открывашки для бутылок по России не ездит.

Вот тут видно створку в стене между плацкартами (это не зеркало)
Вот тут видно створку в стене между плацкартами (это не зеркало)

Она же закрытая
Она же закрытая

На боковых полках сделали шкафы (их можно сделать запирающимися).

Наверху USB-розетки, внизу USB и 220 В. В макете наверху тоже есть 220 В, но в эксплуатации так не будет из-за требований безопасности.

В начале вагона техническая зона (это как в штабных широкий коридор около купе инвалида) — там можно смонтировать один из трёх модулей: бар, хранилище или магазин.

Ну, то есть поскольку это всё-таки вагон, то зону отдыха с парой диванов, место для хранения багажа или пару автоматов с едой. В макете кофемашина, аппарат с едой, пурифаер (это как кулер, только с очисткой воды) и «накладка для проезда стоя».

Собственно, в варианте «багажное хранилище» из открытых купе лишние вещи можно будет положить тут. Видимо, сверху будет камера, чтобы бдить. Вопрос пока выглядит сыроватым, но очевидного удобного всем решения пока не видно. Зато можно будет возить велосипед. ИМХО, если повысить открытому купе нормы бесплатного провоза багажа, то это может скомпенсировать неудобство. Сейчас «лишний» багаж может складываться в штабной вагон, напомню. Но при этом вы и только вы несёте за него ответственность.

Пассажиры предлагают уже ставить в зону в начале вагона холодильник, забывая, что это поезд на 12 часов максимум.

В плацкарте главная проблема — висящие ноги. С этим в текущем габарите можно сделать только компоновку «ёлочкой», то есть по диагонали. Такой вариант с продольным расположением мест тоже в проработке.

Сейчас габарит 1-ВМ (4,56 метра от уровня головки рельса на 3,185 в ширину) снаружи. Внутренняя высота от пола до потолка 2,55, а ширина — 2,89 метра. ФПК рассматривает вариант увеличения габарита вагона почти на 30 сантиметров вширь. Оборудование пока планируется располагать плюс-минус там же, где в текущих версиях плацкартных вагонов, но это не окончательное инженерное решение.

  • Баги, которые уже не надо репортить (отчасти правили между релизами прототипа): Пассажир ест суп на верхней полке и капает на нижнего — столик у прохода.
  • «Когда я заряжаю телефон, некуда облокачиваться на боковой полке» — будет карман для телефона.
  • Шкаф не запирается — добавили возможность запирать.
  • Стакан скользит — 4 подстаканника или шершавый стол (заказчик может выбрать).
  • «Хочу ехать с ребёнком» — дверь между смежными полками.
  • «Я не умею залезать по подковке, я не акробат» — добавили удобную лестницу, поручень между купе и поручень в торце шкафа (я залез наверх с большим рюкзаком с первого раза, и всё было на месте и без чудес растяжки).

Вот эти поручи ровно нужной формы в нужных местах
Вот эти поручи ровно нужной формы в нужных местах

С нами на макете была Валерия Шарафутдинова, руководитель управления продуктового и технического маркетинга дирекции по развитию пассажирского транспорта ТМХ:

В проекте ещё вот такие версии интерьера:

Дизайн прототипа — инжиниринговый центр ТМХ, то есть наш и исполнен нашими инженерами. Когда дойдёт до проработки для опытного вагона, возможно будет заказываться ещё иностранная работа, но на базе холдинга уже есть собственная лаборатория дизайна, поэтому, возможно, и не понадобится. Вагон будет в серии не раньше, чем через несколько лет, поэтому ещё можно поучаствовать в изменении интерьера. Проще всего — дойдя ногами до макета, сейчас он на Казанском вокзале в конце зала ожидания.

Комментарии

Написать комментарий
Как вас зовут?
Ваш комментарий
Спасибо! Ваш комментарий отправлен на модерацию. После проверки он будет виден другим пользователям.
Показать еще

Похожие статьи

Саргассово море – самое необычное на планете: у него нет берегов, нет чётких границ, оно на 1–2 метра выше уровня вод остального Атлантического океана и к тому же самое большое. Этот природный феномен у берегов Америки создали течения и саргассы – водоросли, плотным ковром покрывающие поверхность моря. С Саргассовым морем связано множество мистических легенд о кораблекрушениях. На е
  Армения Условия въезда: российский паспорт или загранпаспорт. Важно знать: российским паспортом Можно воспользоваться только при перелёте. При въезде на машине обязательно нужен загранпаспорт, который будет действовать ещё три месяца после выезда из страны. Детям до 14 лет для любой поездки нужен отдельный загранпаспорт. Срок разрешённого пребывания — 180 дней.
Обновлено 21 ноября 2024 Открытие границ 2024 Какие страны открыли границу, куда есть рейсы, можно ли уже покупать билеты, что надо знать заранее. Здесь мы, аналитический центр сервиса поездок и путешествий Туту.ру, собираем последние новости по ситуации с открытием границ. Информация постоянно обновляется. Ситуация меняется очень быстро, все оперативные новости мы выкладываем вот в этом теле
У нас есть огромное сообщество постоянно путешествующих людей. В день в нём задаётся несколько сотен вопросов о том, что правильно делать на месте, как оформлять документы, что нужно и так далее. Примерно треть полезных ответов — это ссылка на какой-то местный чат или телеграм-канал. Собственно, мы решили собрать советы путешественников на одной странице. Вот суперлокальные чаты и каналы,