Туту.ру Путеводитель Туту журнал Транспорт Экспериментальный вагон с капсулами вместо плацкартов

Экспериментальный вагон с капсулами вместо плацкартов

21 июля 2021
Автор Сергей Абдульманов

В общем, выглядит это вот так и большая часть полки скрыта в глубине шахматной расстановки:

Расстановка вот такая:

Возможно, вы помните опыты ТМХ по тому, как должен выглядеть новый плацкартный вагон: сначала появились концепции капсульных плацкартов со шкафом посреди купе, потом в габарите Т — куча доработок по отзывам на первый вариант, уже длинные полки и модульная компоновка, когда можно делать часть блоков капсулой, а часть как обычно. Плюс занавески на каждом месте. Тогда же стало понятно, что в капсульный модуль не затащить велосипед или лыжи, плюс было много других комментариев. На заводе опять получили обратную связь и показали следующий прототип.

Теперь это вагон, архитектура которого вообще не привязана к модулям плацкартов. А когда вы не ограничены прямоугольной компоновкой, можно делать диагональное расположение, ставить места в обе стороны от прохода и не выравнивать их друг по другу по сетке, а заполнять пространство в стиле биоформы.

В общем, вот новый вагон экономсегмента. Ну и можно посмотреть, что стало с обратной связью и как опять поменялась эргономика после неё.

Что это такое

Как обычно, когда демонстрируется прототип вагона (а этот несколько дней показывался на ВДНХ), люди сразу думают, что он такой пойдёт в серию, типа, это ёжик, живите с ним. На самом деле нет, цель ТМХ — показать разные варианты вагонов и собрать максимум данных о том, что нравится и что не нравится пассажирам. Но граждане к такому не привыкли, потому что мнение у них спрашивают редко. В том числе и про вагоны. Итак, основные ограничения:

  • Это прототип. Это значит, что он сделан из временных материалов, выглядит как половина вагона (целый делать не стали), в нём всё может ещё три раза поменяться, и единственная его задача — визуализировать интерьер, чтобы можно было смотреть не на схемы или картинки, а пощупать всё в реальном мире.
  • Цель — не внести правки в этот прототип, а понять, что в нём удачно, и, возможно, забрать эти решения в следующие прототипы. Процесс изменения вагона эволюционный. ТМХ делает вариант интерьера, показывает его экспертному сообществу, заказчикам (проводникам и работникам железной дороги), пассажирам. Первые два шага уже сделаны, и на втором мы видели, что они реально очень много чего меняют. Третий шаг выглядит уже не как попытки доработать имеющиеся вагоны, а как полноценная переработка с учётом накопленного опыта. Планируется ещё одна радикально отличающаяся от привычной компоновки «ёлочка» позже. После этого будет делаться выбор, и в финал войдёт симбиоз всего хорошего из каждого прототипа.
  • Если прошлые два прототипа были только и исключительно для ночных экспрессов с 8-часовым циклом (это где люди заходят в поезд спать, а не бродить по вагонам и знакомиться), то этот уже для чуть более далёких поездок — рассчитан на маршруты не больше 12 часов. То есть это либо ночной экспресс, либо же просто ночной поезд, либо короткая дневная перевозка.
  • Это компоновка вагона экономкласса, то есть она должна вмещать столько же человек, сколько плацкарт. В данной ситуации населённость вагона 56 человек, это на два человека больше, чем требуется по техзаданию.
  • Сам вагон в этой компоновке требует существенных изменений, поскольку здесь используются кластеры небольших окон вместо обычных. В прошлом прототипе это показывалось как разделённое на два-четыре окна привычное вагонное, в этом уже сделали кластеры. В смысле, что конструкция вагона ещё будет пересчитываться с учётом новых требований по прочности конструкции.
  • Расчёт и проектирование инженерии будет делаться полностью после выбора окончательного варианта интерьера, и тогда сверху наложатся нормы инсоляции, вентиляции и противопожарной безопасности. Сейчас они соблюдаются «на глаз» из опыта проектировщиков, но некоторые элементы могут поменяться — равно как и расположение воздуховодов и других коммуникаций.

 Всё, теперь вы готовы смотреть новый вагон.

Полномасштабный макет первого капсульного некупейного пассажирского вагона РЖД и ТМХ на туристическом форуме «Путешествуй!» в Москве
Полномасштабный макет первого капсульного некупейного пассажирского вагона РЖД и ТМХ на туристическом форуме «Путешествуй!» в Москве

Габарит Т в двухвагонном сцепе рулит

Похоже, возможность проектировать вагоны в габарите Т (это габарит электропоездов, обычный вагон 1-ВМ короче на 73 сантиметра и уже на 28 сантиметров, при этом внутренний пассажирский салон длиннее на 3 метра за счёт перекомпоновки) очень сильно развязала руки конструкторам по возможностям изменения интерьера. Во-первых, он банально больше и шире, что позволяет умещать самые разные компоновки, про которые раньше просто нельзя было думать. Во-вторых, это будут новые вагоны, а не модернизация старых, то есть не обязательно попадать в имеющиеся перегородки. Если раньше ещё стояли вопросы, какой габарит будет основным для перспективной техники, то теперь ответ однозначный. В смысле, сейчас далеко не все маршруты готовы к проходу вагонов габарита Т: они шире, а габарит приближения зданий кое-где просто не даст им пройти. Чаще всего речь про сложные дуги, тоннели и всякие металлоконструкции над путями, но иногда встречаются и такие вещи, как водонапорная башня в Шуе (мимо неё сейчас всё же ходят «Ласточки»). В общем, в будущем будет всё больше мест, где пройдёт такой вагон. Можно спокойно использовать его как базовый.

Водонапорная башня в Шуе
Водонапорная башня в Шуе

Вот тут видно стандартное окно и четыре пассажирских индивидуальных
Вот тут видно стандартное окно и четыре пассажирских индивидуальных

Вторая особенность — за базу теперь можно считать двухвагонные сцепы. Напомню, изначально про эту концепцию думали математики ещё больше века назад в разрезе «один туалет на два вагона, разделяем поезд по 2 вагона». С учётом, что РЖД всё равно нужно иметь дела с поездами, которые разделяются не повагонно (как те же «Ласточки» или «Сапсаны», где локомотив по факту распределён по составу), то переход на новые процессы по работе с кластерами вагонов тоже уже данность. Двухвагонный сцеп даёт возможность делать вещи, которые нужны не в каждом вагоне, а всего пару раз за поезд. В самом начале вагона сейчас есть модуль, так называемая функциональная зона. Это штука, где может быть багажное отделение, рекреационная зона (мы её знаем как аналог бара «Гранд-Экспресса») и дополнительное рабочее купе. То есть где-то будет багаж, а где-то кафе в зоне отдыха. Эта самая рекреационная зона на самом деле в 12-часовом поезде из капсул — место, где можно поговорить по телефону не мешая соседям (хотя в плацкарте это обычно никого не останавливает), спокойно поесть и вообще посидеть без потолка ровно над головой. То есть она нефункциональна с точки зрения задачи «перевезти максимум людей дёшево при приемлемом уровне комфорта», но её появление — одна из тех вещей, на которых пассажиры особенно настаивали.

Вот так выглядит багажная зона:

Видите щитки? На самом деле, вагоны ТВЗ уже давно программно управляемые из купе проводника, из штабного или удалённо (в этом же будет физическое разделение Wi-Fi пассажиров и сети поезда, что требовалось по стандартам безопасности для удалённого управления некритичными системами). Это круто, потому что всего 20 лет назад по локомотивам надо было бегать с перемычками. А щитки на фото только для макета, в настоящем вагоне их не будет.
Видите щитки? На самом деле, вагоны ТВЗ уже давно программно управляемые из купе проводника, из штабного или удалённо (в этом же будет физическое разделение Wi-Fi пассажиров и сети поезда, что требовалось по стандартам безопасности для удалённого управления некритичными системами). Это круто, потому что всего 20 лет назад по локомотивам надо было бегать с перемычками. А щитки на фото только для макета, в настоящем вагоне их не будет.

Вот крепления для лыж и велосипедов:

На этом месте может быть автомат с недоедой и газировкой:

Вагоны делаются для возможности автономной работы, но при этом по умолчанию предполагаются в сцепах по два.

В конце вагона будет душ и два туалета по разные стороны от прохода — этот модуль точно такой же, как на прошлом прототипе габарита Т (на этом макете не моделировали). Основная часть модели — изменённые спальные места и вообще индивидуальные «капсульные номера».

Капсульные номера

За счёт увеличения габарита вагона стало можно увеличить и длину полки. Обычная полка плацкарта имеет длину 170 сантиметров, боковушка — 173 сантиметра. Это причина, почему патологоанатомы иногда ловят флешбэк прихода на работу при посадке в плацкартный вагон — если тело пассажира длиннее этой сакральной величины, ненакрытые ноги часто торчат в проход в лица тем, кто идёт по вагону. В общем, про длину полок было понятно чертовски давно и на прошлом макете габарита Т уже показали вариант, где они на 15 сантиметров длиннее, плюс учитывают геометрию лежащего человека (ещё и шире в районе головы и груди). Новые полки похожи: длина 188 сантиметров (95% пассажиров умещаются целиком с учётом подушки). Компоновка нужна шахматная, чтобы увеличить населённость.

Все капсулы закрываются занавесками полностью
Все капсулы закрываются занавесками полностью

Вот так выглядит часть для ног, в ней столик. То есть у вас в столике чьи-то ноги, но хорошо заизолированные.
Вот так выглядит часть для ног, в ней столик. То есть у вас в столике чьи-то ноги, но хорошо заизолированные.

А вот столик
А вот столик

Вот ещё вид сверху, здесь более понятно, как расположены полки
Вот ещё вид сверху, здесь более понятно, как расположены полки

После размещения полок по вагону стало нужно размещать всё остальное. Изучив, что делает пассажир в поезде, стало понятно, что ему критично иметь под рукой 220 В для ноутбука, USB для телефона и качественное персональное освещение. То есть да, кто-то заметил, что пассажиры не знают, когда в вагоне выключают свет — сразу после этого начинаются шевеления с телефонами в руках, чтобы что-то найти. А просто свет у головы на полке мешает остальным в плацкарте. В итоге сначала пришли к занавескам по контуру полок, а потом вот к этим капсулам, где освещение тоже изолируется только у вас, и если вы хотите читать — никому не мешаете.

Индивидуальное освещение
Индивидуальное освещение

Панель управления на столике (включатель, выключатель и USB-розетка: как и раньше, в вагонах ТВЗ 220 В не поднимается выше уровня 1 метра).
Панель управления на столике (включатель, выключатель и USB-розетка: как и раньше, в вагонах ТВЗ 220 В не поднимается выше уровня 1 метра).

Следующее, что беспокоило пассажира, — это ручная кладь. Лучше всего было лежать на ней, когда она лежала в рундуке под полкой. Надёжно и практично. Но рундуки сначала не уложились в нормы санитарии по уборке вагона, а потом на них подозрительно посмотрели безопасники и дали новые рекомендации по количеству укромных мест в вагонах. В итоге рундуков не стало, а желания пассажиров никуда не делись. Теперь ручная кладь лежит прямо за вами, внутри «номера» за полкой. Точнее, можно поставить туда вещи, а можно опустить туда ноги и смотреть в окно.

Вот это место для ручной клади
Вот это место для ручной клади

Есть отдельное место для одежды. С ним тоже важный момент: опять же, по обратной связи выяснилось, что лучше всего потайные крючки, которые не выпирают и не создают препятствий. И вешать пассажиру надо не только пальто, а ещё пиджак и брюки.

Крючки для одежды
Крючки для одежды

Столики не открываются, они по факту — продолжение стеновой панели.

Естественно, такая компоновка в принципе была бы невозможна с общим большим окном. Окна разделили. Теперь у каждого пассажира своё окно. При этом окна нужны не только, чтобы смотреть в них на багульник и читать названия станций, но и чтобы эвакуироваться.

Новые окна всё ещё подпадают под нормы возможности эвакуации, но это как раз та часть, которая будет досчитываться. Будут отдельные эвакуационные окна и молотки, сделанные так, чтобы их не хотелось своровать (то есть подходящие только для разбивания окон). При этом окна не предусматривают открывающиеся форточки, вентиляция только через воздуховоды и через систему очистки (пакет УФ-ламп в кондиционере). В прошлом модульном вагоне вентиляция была регулируемая по типу как в самолёте, а здесь всё заподлицо у оконных панелей, регулироваться не будет. Возможно, вагоны нужно будет оснащать вторым кондиционером (он доготавливает забортный воздух и гонит его по системе).

Лестницы новой формы, не самые удобные, чтобы ставить ногу (сравнительно с теми, что прямо поручнями формировали нужную позу в 1-ВМ), но зато очень безопасные
Лестницы новой формы, не самые удобные, чтобы ставить ногу (сравнительно с теми, что прямо поручнями формировали нужную позу в 1-ВМ), но зато очень безопасные

Бортовая сеть, как и раньше, это 220 В, а не «домашние» 230 В, потому что стандарт дома обновили, а стандарт поезда всё ещё 220. Заземление возможно на рельс или на систему уравнивания потенциалов. Пока это не проектировалось, но, кажется, если вы приложите голову к рельсу послушать, идёт ли поезд, реквием не услышите.
Бортовая сеть, как и раньше, это 220 В, а не «домашние» 230 В, потому что стандарт дома обновили, а стандарт поезда всё ещё 220. Заземление возможно на рельс или на систему уравнивания потенциалов. Пока это не проектировалось, но, кажется, если вы приложите голову к рельсу послушать, идёт ли поезд, реквием не услышите.

Отдельного модуля для эвакуации не будет. Сейчас рассматриваются варианты с откидывающимися полками и эвакуацией из зон общего доступа в пассажирском салоне. Например, во входной группе окна стандартного крупного размера.

Проектирование

На этот раз получилось узнать, как именно проектируются такие прототипы. Пресс-служба ТМХ прислала три следующих фотографии из лаборатории, где очень хорошо видно, что делаются габаритные макеты, которые потом несколько раз переделываются:

Как видите, показывать такое публике нельзя, но для тестов картон идеально подходит — можно оценивать эргономику на ходу и сразу смотреть, где какой кабель, где какая трасса, где розетка, где выключатель.

Итак, задача была показать разные концепции и собрать мнения пассажиров и экспертов по каждой. Эта концепция показывает, как можно сделать, отбросив привычные ограничения. Задача же была — сделать максимально изолированные капсулы, сохраняя населённость вагонов. Следующий шаг — компоновка «ёлочкой» по диагонали с сохранением похожей эргономики. Это потому что сейчас пассажиры не очень любят боковушки, а тут целый вагон боковушек, по сути. В следующем будет целый вагон диагоналей.

Больше всего в этой истории радует то, что, кажется, это первая длинная история с интерьерами вагонов, где их сначала показывают тысячам людей и всем заинтересованным сторонам, а уже потом пускают в производство. Понятно, что большая часть пассажиров далеко не эксперты, но это гораздо лучше, чем не показывать.

И да, можно написать в комментарии мысли про этот вагон — ТВЗ (завод в составе ТМХ) очень внимательно к ним относится — ещё несколько лет назад мы делали аналитику по сотням тысяч отзывов наших пассажиров специально для них, чтобы понять, что не так или так с вагонами.

Спасибо Валерии Шарафутдиновой с ТМХ за кучу полезных ответов на наши вопросы.

Комментарии

Написать комментарий
Как вас зовут?
Ваш комментарий
Спасибо! Ваш комментарий отправлен на модерацию. После проверки он будет виден другим пользователям.
Показать еще

Похожие статьи

Обновлено 21 ноября 2024 Открытие границ 2024 Какие страны открыли границу, куда есть рейсы, можно ли уже покупать билеты, что надо знать заранее. Здесь мы, аналитический центр сервиса поездок и путешествий Туту.ру, собираем последние новости по ситуации с открытием границ. Информация постоянно обновляется. Ситуация меняется очень быстро, все оперативные новости мы выкладываем вот в этом теле
У нас есть огромное сообщество постоянно путешествующих людей. В день в нём задаётся несколько сотен вопросов о том, что правильно делать на месте, как оформлять документы, что нужно и так далее. Примерно треть полезных ответов — это ссылка на какой-то местный чат или телеграм-канал. Собственно, мы решили собрать советы путешественников на одной странице. Вот суперлокальные чаты и каналы,
  Армения Условия въезда: российский паспорт или загранпаспорт. Важно знать: российским паспортом Можно воспользоваться только при перелёте. При въезде на машине обязательно нужен загранпаспорт, который будет действовать ещё три месяца после выезда из страны. Детям до 14 лет для любой поездки нужен отдельный загранпаспорт. Срок разрешённого пребывания — 180 дней.
Саргассово море – самое необычное на планете: у него нет берегов, нет чётких границ, оно на 1–2 метра выше уровня вод остального Атлантического океана и к тому же самое большое. Этот природный феномен у берегов Америки создали течения и саргассы – водоросли, плотным ковром покрывающие поверхность моря. С Саргассовым морем связано множество мистических легенд о кораблекрушениях. На е