23 июня 2020
Автор Наталия Хомякова
Светлана Габова и Вера Трупякова из Саратова изучают города России и Европы, занимаются танцами и наслаждаются жизнью. При этом обе девушки уже много лет находятся в инвалидных колясках.
Когда Светлана получила травму, ей был всего 21 год. Девушка повредила позвоночник, как сама признается, по собственной глупости – пыталась покончить с собой. Она больше не могла ходить. Тогда ей казалось, что это приговор. На протяжении 13 лет она практически не выходила из дома, передвигаться на инвалидном кресле не умела, желания жить, общаться с людьми, появляться на улице у неё не было.
«Только в 34 года я поняла, что надо как-то продолжать жить: в магазин ходить, детей воспитывать, у меня две дочери. Постепенно стала осваивать коляску, передвигаться по городу. В Саратове общественный транспорт мало адаптирован для инвалидов. Бывало такое, что я по полтора часа стояла на остановке и ждала автобуса, в который меня можно было бы закатить»,— рассказывает Светлана.
В 2012 году она впервые поехала в Москву на поезде. Сейчас Светлане 49 лет, она много путешествует на поездах и знает лайфхаки для инвалидов, которые хотят посмотреть страну.
На железнодорожных вокзалах маломобильным гражданам помогают специальные люди: носят багаж, толкают коляску, поднимают людей в вагон. Инвалиды бывают разной весовой категории, иногда, чтобы поднять человека на кресле в тамбур и завезти к его месту, требуется четыре помощника.
Светлана Габова в путешествии в Анапу. Фото из архива Светланы Габовой
«Тебя на коляске поднимают в тамбур, там пересаживают в специальное узкое кресло, от него откручивают одно колесо. И вот так на одном колесе человека везут по проходу, иначе не пролезть».
Но помощь инвалидам есть не всегда. Летом 2019 года Светлана ехала из Сочи на поезде вместе со своей 70-летней мамой и маленьким внуком. Сотрудник вокзала помог девушке тащить багаж и катить коляску. Когда Светлана и её семья оказались на перроне, их помощник поставил вещи и вернулся в здание вокзала. Поезд стоял всего две минуты.
«Почему он так сделал, я не знаю, но мы боялись опоздать, поэтому неслись к вагону на всех парах. К счастью, успели».
В другой раз, когда Светлана выезжала из Саратова, пришел поезд дальнего следование огромным составом – 36 вагонов. Перрон вокзала не рассчитан на такую длину. Пришлось катиться по насыпи и траве, но когда Светлана подъехала к своему вагону, выяснилось, что ступенька, ведущая в тамбур, находится на большой высоте, больше полутора метров. Если бы был перрон, проводники и помощники могли бы поднять Светлану, но перрона не было.
«Даже здоровые люди не могли задрать ноги, чтобы залезть. Пришлось возвращаться обратно до того вагона, где можно хоть как-то вскарабкаться, мужчины меня поднимали в тамбур и уже внутри я пробиралась через несколько вагонов до того, который мне был нужен, где было оборудовано специальное купе для инвалидов».
Такие купе есть не во всех поездах. В московском направлении из Саратова и обратно маломобильным людям можно разместиться в специализированных комнатах. Но таких купе немного: в некоторых поездах по 2-3, в некоторых – по одному. Находятся они в конце вагона, поближе к уборной.
Есть специальный подъёмник. Человек на него заезжает, проводник поднимает пассажира в тамбур, после чего инвалид может спокойно заехать в свое купе. На нижней полке располагается маломобильный пассажир, на верхней – его сопровождающий. Площадь купе разная. В некоторых можно свободно передвигаться, а в некоторых – достаточно тесно, но всё равно удобно.
«Иногда я попадала в ситуацию, когда не было мест в купе для инвалидов. А денег, чтобы остаться в Москве ещё на день и ждать следующего поезда до Саратова, у меня не было. Приходилось брать верхнюю полку плацкарта. Туда меня загружали, а потом, по прибытии, снимали. Хорошо, что ехать недолго, всего 15-16 часов».
В обычных плацкартных вагонах инвалид на коляске не может заехать в уборную. Поэтому мужчины справляют нужду в бутылки, а девушки чаще всего терпят либо просят сопровождающих, попутчиков или проводников как-то донести их до туалета. Если организм не может терпеть долго, пользуются памперсами для взрослых.
В специальных купе уборные широкие, коляска туда входит. Можно умыться, сходить в туалет без помощи сопровождающего.
Цена билета в купе для маломобильных граждан такая же, как за билет в плацкартном вагоне. При покупке нужно предъявить паспорт и удостоверение инвалида.
Если в специальные купе билетов нет, придется покупать обычные места. Никаких льгот для путешествий инвалидов не предусмотрено. Бесплатно можно получить проезд на поезде только тем, кто едет в другой город на лечение.
Светлана посетила не только Москву, Сочи, Ижевск, Калугу, Кострому, Муром, Пензу, Анапу, Геленджик, но и многие другие города России.
«Почти в каждой гостинице есть номера для маломобильных граждан. Но они почему-то очень дорогие. Поэтому мы либо заранее созваниваемся с отелями, либо останавливаемся в тех местах, где уже были наши знакомые».
Главное, чтобы в номерах были широкие дверные проемы, иначе коляска не пройдет. Иногда администрация отеля идет навстречу и предоставляет инвалидам полулюксовые или люксовые номера без доплат, чтобы гостям было удобно.
В одной из гостиниц Пензы, в которой Светлана собиралась остановиться, администратор даже согласилась измерить линейкой дверные проемы в номер и в уборную: в стандартные двери коляски не проходят, расстояние должно быть не меньше 90 см.
Светлана занимается бальными танцами. В их коллективе 9 человек на инвалидных креслах. Такого количества спецкупе в поездах нет, поэтому на соревнования и балы танцоры едут в плацкартных вагонах.
В свой очередной визит в Москву в прошлом году Светлана с друзьями решила прогуляться по Старому Арбату. Оказалось, что ни одно заведение не приспособлено для инвалидов. Ни в кафе, ни в магазин – никуда невозможно зайти человеку на коляске.
Выступление Светланы. Фото из архива Светланы Габовой
«Про Красную площадь и говорить нечего. Это самая нелюбимая достопримечательность колясочников. По брусчатке ехать очень сложно, всё себе стрясёшь. Но я понимаю, что это памятник культуры, поэтому тут никаких вопросов. Но пандусов, конечно, в Москве недостаточно».
Столичные автобусы для инвалидов сделаны удобно, заехать можно без особых проблем. А вот пройти в метро – целый квест. Самостоятельно скатиться в переход практически невозможно, особенно в снежную или дождливую погоду, когда и скаты мокрые, и колеса кресла. Через турникеты метрополитена коляски иногда не проезжают, расстояние между платформой и входом в вагон, особенно в старый, большое, без помощи посторонних инвалиду не заехать.
Зато в торговых центрах столицы и других городов России инвалиды чувствуют себя вполне комфортно. В большинстве комплексов оборудованы и въезды, и лифты, и уборные для маломобильных людей.
В регионах ситуация с доступностью среды еще сложнее. Светлана ездила в Кострому в ноябре.
«Красивейший старинный город, но посмотреть его было проблематично. Тротуаров практически нет, найти кафе, чтобы перекусить, тоже сложно – в них просто не попасть. Но мы к такому уже привыкли. Каждый раз, выходя из дома, я заранее продумываю маршрут: где на моем пути будет торговый центр со специальными уборными, где есть пандусы и удобные скаты, где поменьше ступенек».
Светлана в Геленджике. Фото из архива Светланы Габовой
В другие страны Светлана пока что не ездила, до знакомства с Верой она не знала, как инвалиду можно летать на самолёте. Вере 35 лет. 15 лет назад она попала в автомобильную аварию, повредила спину и оказалась в инвалидном кресле. За последние 5 лет Вера побывала не только в регионах России, но и в городах Чехии, Испании и Австрии.
В аэропортах процесс перемещения инвалидов-колясочников налажен. При входе Вера нажимает специальную кнопку, говорит, что ей нужна помощь сопровождающего. Он помогает Вере до посадки в самолёт. Авиационные компании сами сообщают в аэропорт прилёта, что у них на борту есть маломобильный пассажир, которого встречают другие сопровождающие, помогают спуститься с трапа, перемещаться по аэропорту и получить багаж.
Для передвижений человека по самолёту есть специальная коляска. Она уже стандартной, поэтому спокойно проезжает по проходам воздушного судна.
При покупке билета Вера не указывает, что она инвалид. Никаких льгот нет, удостоверение никто не спрашивает. В первые путешествия Вера ездила с попутчиком: другом, братом или мамой – но сейчас уже не боится и путешествует одна.
Вера Трупякова в путешествии по Австрии. Фото из архива Веры
«Я вообще не переживаю, что приеду в аэропорт и не смогу сесть в самолёт. Везде есть специалисты либо обычные люди, которые готовы помочь», — с улыбкой говорит Вера.
Из Саратова мало прямых рейсов в Европу. Поэтому Вера часто ездит с пересадками через Москву. Если она путешествует в одиночку, не стесняется обращаться к людям за помощью, для передвижений от аэропорта до отеля берёт такси.
По словам Веры, 80% инфраструктуры и достопримечательностей в тех странах, в которых она была, доступны для инвалидов. В Праге много брусчатки, поэтому передвигаться не очень удобно. Но съезды, пандусы, перила есть.
В Барселоне для человека на коляске оборудовано всё: и музеи, и магазины, и общепит, и улицы. Нет тротуаров, длинных лестниц без скатов, пешеходные зоны широкие.
Вера в венском метро. Фото из архива Веры Трупяковой
«На мой взгляд, Вена – идеальный город для маломобильных граждан. Ты даже не задумываешься о препятствиях, когда идёшь куда-то. Я 100% знаю, что попаду в любое место или заведение, куда мне хочется».
В интернете есть форумы, где опытные путешественники с ограниченными возможностями, делятся своими историями, дают советы. Члены общественной организации «Ты не один», в которой работают Светлана и Вера, охотно рассказывают о своих поездках, им хочется, чтобы люди, которые оказались в сложной ситуации и с трудом могут двигаться, не оставались один на один со своей проблемой, а продолжали жить.
Вера и Светлана планируют выступить в Большом театре со своим танцем, съездить в новые города России, посмотреть разные страны Европы и Азии. Девушки уверены, что счастье в жизни не в том, чтобы ходить, а в том, чтобы чувствовать себя свободным и получать удовольствие от каждого дня. Путешествие дают новые эмоции, знакомства и идеи. Страшно только в первый раз, нужно всё-таки попробовать, потом уже не остановишься.
Вера в Барселоне, в путешествие девушка ездила самостоятельно. Фото из архива Веры Трупяковой
Комментарии