В 14 лет Василий купил редкую модель ВАЗ-2102 1977 года выпуска. За следующие несколько лет он разобрал машину до винтика, собрал назад так, чтобы она снова была на ходу, — и отправился из Москвы знакомиться со страной. С 2019 года на этом автомобиле он накрутил уже больше сотни тысяч километров: объездил Европейскую часть России, Сибирь, Алтай, побывал в Дагестане и на Кольском полуострове, доехал до Монголии и Средней Азии, а теперь готовится к путешествию по Европе. Когда советские автоконструкторы создавали ВАЗ-2102, они вряд ли могли представить, какие приключения его ждут через 40 лет после схода с конвейера. А повышенное внимание на дороге к необычной машине часто помогает её владельцу справиться с трудностями.
Герой: Василий, 22 года, автолюбитель и путешественник
Ютуб: https://www.youtube.com/channel/UCHU9PL5LWr7MqWfpLQWJT7g
Фотографии: из личного архива Василия
Текст: Мария Шаипова, журналист и путешественница
Урочище Бозжыра, Казахстан
Как вышло, что я купил 40-летний автомобиль производства СССР? Сначала я хотел что-то из популярных европейских или японских марок. Но потом понял, что по финансам мне, тогда ещё школьнику, будет проще выбрать что-то из отечественного автопрома. Моя «двойка» обошлась всего в 21 тысячу рублей — эти деньги я накопил за несколько месяцев подработок.
После долгих поисков остановился на одном из редких кузовов «Жигулей» — ВАЗ-2102. Преимущества «жиги» в том, что починить такой автомобиль можно практически в любом месте и с помощью подручных материалов. Свою «двойку» я восстанавливал несколько лет. Учился всему по ходу дела, с нуля, а потому теперь знаю в этой машине каждый винтик и ремонта в пути совсем не боюсь.
Могу признать, что советский автопром ругают небезосновательно: это нередко проблемные машины, а качество автозапчастей оставляет желать лучшего. Но зато и запчасти доступны по цене, а главное, повторюсь, починить автомобиль можно практически где угодно. В любой, даже самой глухой деревне найдётся дедушка, который знаком с ВАЗами и поможет. Либо вы сами почините машину, что называется, на коленке.
Ушгули, Сванетия, Грузия
Ну и, конечно, имеет значение то, как ухаживать за автомобилем, как его обслуживать. Если все детали новые и смазаны, то особых хлопот машина не доставит.
ВАЗ-2102, который я купил, был не на ходу. На доведение машины до ума у меня ушло не менее трёх лет. Можно было бы всё сделать быстрее, но, во-первых, я хотел разобраться во всём сам, а во-вторых, немаловажным был и финансовый вопрос.
Я поменял двигатель, оптимизировал подкапотное пространство, убрав оттуда всё лишнее (так называемый шейвинг), заменил элементы ходовой, сделал шумоизоляцию. А вот салон трогать не стал: мне показалось, что путешествовать в нём достаточно удобно.
Слева: Памирский тракт, Таджикистан, справа: Монголия
Это была поездка в Пермский край — почти 1,5 тысячи километров в одну сторону! Нам было 18–19 лет, и в нас почти никто не верил: говорили, что машина не выдержит дороги или мы сами бросим её в пути. Но мы не только прекрасно съездили, но и замахнулись на гораздо большие расстояния. И позже реализовали задумки — побывали на севере и на юге России, в Монголии и на Памире.
Кстати, какого-то самого любимого путешествия у меня нет: каждое по-своему ценно. Кроме того, каждый год мы поднимаем планку, так что я уверен, что дальше будет только интереснее.
За рулём я как в отдельном мире — просто наслаждаюсь красивыми видами за каждым новым поворотом, а трудные мысли оставляю за дверью машины. Путешествия на автомобиле — это прежде всего свобода двигаться в своём режиме, останавливаться, где и когда захочется и добираться в самые отдалённые и красивые места. Автомобиль позволяет увидеть больше, чем поезд и уж тем более самолёт. Вдобавок для меня это возможность провести время в хорошей компании, потому что путешествую я с друзьями.
ВАЗ-2102 — приметная машина и на дорогах притягивает взгляды. Она вызывает много положительных эмоций не только у нас, экипажа, но и у других водителей. К нам часто подходят, чтобы познакомиться, сфотографироваться, зовут на различные фестивали.
Контакты завязываются сами собой на заправках, на стоянках, в кафе. Потом наши новые приятели подписываются на наш канал. И, кстати, наши подписчики уже не раз выручали нас в ЧП в поездках — помогали найти запчасти или отремонтироваться в пути. Так что за это им большое спасибо.
С самого начала я езжу не один. Команда — важная составляющая любого путешествия, это мои единомышленники. С некоторыми ребятами я знаком бóльшую часть жизни. В путешествие мы можем отправиться вдвоём, втроём или вчетвером, но состав сильно не меняется. Прежде всего это Лена: она не только привносит в нашу группу красоту, но и снимает в поездках захватывающие видео для блога. А Тёма может решить любой вопрос в пути — от поиска квартиры до срочной переборки мотора. С недавних пор он ещё и второй водитель, так что ездить стало легче. В 2021 году к команде присоединился Даня. Его главное качество — способность оставаться спокойным в любой, даже самой экстремальной ситуации. Кроме того, Даня — отличный фотограф, так что теперь у нас есть не только видеосъёмки, но и прекрасные фотографии из путешествий. Наконец, Валера — он чаще всего сопровождает нас на своём ретро-автомобиле и не раз приходил на выручку в пути. Например, во время поломки на Кольском полуострове именно на Валериной машине мы ездили за новым радиатором для моей «двойки».
В дороге мы весело проводим время, и наша сплочённость — это то, что я ценю больше всего. Тут представилась возможность сравнить: я один ехал через всю Турцию и Болгарию — и вот тогда точно убедился, что для меня путешествие без ребят теряет значительную часть своего очарования. Кроме того, путешествовать одному всё-таки страшновато. Да, с одной стороны, ты ни от кого не зависишь, а с другой — и помощника у тебя тоже нет.
Вообще, поломки в пути — нормальное явление для «жиги». Практически каждая поездка приносит в этом смысле новый опыт. Хотя случается, что мы проезжаем тысячи километров без единой проблемы. Например, во время путешествия по Грузии, Турции и Болгарии мне ни разу не пришлось доставать гаечный ключ.
Когда-то, когда я восстанавливал автомобиль, оборудовал в багажнике большое пространство для инструментов, которые могут потребоваться в пути, и запчастей на случай поломки. Такой своеобразный мини-гараж на месте для запаски. Поэтому теперь к внезапным поломкам отношусь спокойно. А благодаря полученному в дороге опыту могу починить автомобиль, как я в шутку это называю, «с помощью палки и изоленты».
В целом сообщество автомобилистов, равно как и сообщество путешественников, — это люди, которые всегда готовы помочь и что-то подсказать или даже приехать лично. В наших перемещениях сообщество играет очень важную роль.
Иногда в пути происходят удивительные истории. Запомнилось, как в 2021 году мы пробили радиатор в глуши на Кольском полуострове. Это произошло в 150 километрах от Мурманска. И до цивилизации мы добирались с помощью военных. Они прицепили нас к своему грузовику и протащили на буксире через все лужи и топи. А потом мы с Валерой на второй машине, «копейке», добирались в город за новым радиатором и по пути преодолели несколько порогов и подъёмов, на которых вообще-то «Жигулям» делать нечего. Потом была замена радиатора на «двойке», которую мы произвели в полевых условиях на берегу Северного Ледовитого океана.
А во время путешествия по Памирскому тракту, в отдалённой глухой местности, мы встретили ещё пару отчаянных туристов из России, которые рискнули забраться в такую даль. Конечно же, сразу познакомились. Всегда приятно пообщаться с единомышленником, который разделяет твои ценности и идеалы.
Ещё в тот раз нам очень помог блог: люди следили за нашим путешествием, давали советы, помогали финансами и контактами. Так, во время одной из поломок мой сетевой знакомый помог найти в узбекском городе Андижане и место для ремонта, и все необходимые запчасти, а потом сам участвовал в починке машины. Благодаря ему мы смогли вернуться домой.
В том путешествии у нас вообще сломалось, наверное, всё, что могло сломаться. То, что мы неоднократно пробивали колёса, уже не считалось серьёзной проблемой. Ещё мы пробили бензобак. А на одном из горных перевалов у нас накрылась коробка передач, и мы долго добирались до цивилизации без возможности её починить. Но нам удалось продолжить и закончить путешествие, так что о нём остались самые тёплые воспоминания.
Село Мургаб, Памирский тракт, Таджикистан
Все поездки я планирую заранее, минимум за полгода. Это позволяет как следует собраться и качественно подготовить автомобиль. Мотор, подвеска, трансмиссия, тормоза — все технические элементы «двойки» я поддерживаю в идеальном состоянии. С собой беру запас всех жидкостей и электрику, плюс несколько ремкомплектов для самых важных технических элементов.
Плюс я заранее прокладываю маршрут, изучаю локации, в которых хочу остановиться, планирую ночёвки и так далее. Правда, бывают у нас и спонтанные решения. Например, решение, по какой дороге ехать в Монголию — через Россию или с заездом в Казахстан — мы принимали с помощью монетки. Просто остановились перед одним из перекрёстков и подбросили её. Но это, скорее, исключение.
Такие путешествия, как у нас, уверен, доступны большинству граждан. Я езжу на собственные сбережения и начинаю откладывать на поездку где-то за полгода. В первые годы я курьерил, подрабатывал в нескольких местах сразу, а после окончания вуза пошёл менеджером в офис и при случае не отказывался от подработок фотографом.
Но тут важно понимать, что у всех разная потребность в комфорте. Нам нравится ночевать в палатках, а кому-то необходимы гостиницы. Мы готовим еду на костре или горелке, а в рестораны заглядываем по случаю. Кому-то же требуется, чтобы еда была от шеф-повара.
В своём блоге я активно призываю путешествовать. Даже если бюджет небольшой, можно найти варианты. Необязательно ехать далеко. Поездка в соседний регион или на юг, равно как и на север, уверен, по силам большинству. А эмоции от такого приключения останутся с вами на всю жизнь.
Казахстан. Слева: Бектау-Ата, справа: Мангистауская область
Они у нас амбициозные — хочется побывать практически везде. В ближайшее время мы планируем объехать на «жиге» бóльшую часть Европы, побывать в скандинавских странах и полюбоваться их природой. Конечно, сейчас это сложнее организовать, чем раньше, с юридической точки зрения. Но до сих пор у нас всё получалось, так что, думаю, и с этим проблем не возникнет.
Ещё одна заветная мечта — покататься на «двойке» по Африке. Проехать через Европу, потом заехать в Марокко и другие страны. Это будет точно уникальное путешествие, я пока знаю всего два случая, когда ребята рискнули отправиться в Африку на «Жигулях».
Для этого придётся особенно тщательно подготовить автомобиль. Но я уверен, что с этим маршрутом он справится. Многое зависит и от подписчиков. Если у нашего канала будет поддержка, какое-то спонсорство, то мы готовы даже в кругосветку отправиться на «Жигулях»!
Национальный Парк Ергаки, Красноярский край
Говорят, что поездки на автомобиле могут и надоесть, но мне это нравится, сил хватает, так что в ближайшее время я точно от автомобиля не откажусь.
Конечно, я могу путешествовать и без «жиги». Например, когда мы с командой присматривались к поездке по Юго-Восточной Азии, стало понятно, что в этом регионе будет проще и правильнее купить автомобиль на месте, а по окончании путешествия — продать его.
Также понимаю, что однажды «двойка» всё-таки встанет на покой в гараж, но даже в этом случае мы будем периодически на ней выезжать — чтобы порадовать и себя, и других водителей на дорогах. Эта машина уже стала важной частью меня, я вложил в неё всю душу.
Комментарии