Туту.ру Путеводитель Туту журнал Разное Жигулист Василий: на ВАЗ-2102 от Таджикистана до Мурманска

Жигулист Василий: на ВАЗ-2102 от Таджикистана до Мурманска

В 14 лет Василий купил редкую модель ВАЗ-2102 1977 года выпуска. За следующие несколько лет он разобрал машину до винтика, собрал назад так, чтобы она снова была на ходу, — и отправился из Москвы знакомиться со страной. С 2019 года на этом автомобиле он накрутил уже больше сотни тысяч километров: объездил Европейскую часть России, Сибирь, Алтай, побывал в Дагестане и на Кольском полуострове, доехал до Монголии и Средней Азии, а теперь готовится к путешествию по Европе. Когда советские автоконструкторы создавали ВАЗ-2102, они вряд ли могли представить, какие приключения его ждут через 40 лет после схода с конвейера. А повышенное внимание на дороге к необычной машине часто помогает её владельцу справиться с трудностями.

Герой: Василий, 22 года, автолюбитель и путешественник

ЖиГараж

 

Ютуб: https://www.youtube.com/channel/UCHU9PL5LWr7MqWfpLQWJT7g

 

Фотографии: из личного архива Василия

Текст: Мария Шаипова, журналист и путешественница

 Урочище Бозжыра, Казахстан
Урочище Бозжыра, Казахстан

Про плюсы и минусы советских автомобилей

Как вышло, что я купил 40-летний автомобиль производства СССР? Сначала я хотел что-то из популярных европейских или японских марок. Но потом понял, что по финансам мне, тогда ещё школьнику, будет проще выбрать что-то из отечественного автопрома. Моя «двойка» обошлась всего в 21 тысячу рублей — эти деньги я накопил за несколько месяцев подработок.

После долгих поисков остановился на одном из редких кузовов «Жигулей» — ВАЗ-2102. Преимущества «жиги» в том, что починить такой автомобиль можно практически в любом месте и с помощью подручных материалов. Свою «двойку» я восстанавливал несколько лет. Учился всему по ходу дела, с нуля, а потому теперь знаю в этой машине каждый винтик и ремонта в пути совсем не боюсь.

Могу признать, что советский автопром ругают небезосновательно: это нередко проблемные машины, а качество автозапчастей оставляет желать лучшего. Но зато и запчасти доступны по цене, а главное, повторюсь, починить автомобиль можно практически где угодно. В любой, даже самой глухой деревне найдётся дедушка, который знаком с ВАЗами и поможет. Либо вы сами почините машину, что называется, на коленке.

 Ушгули, Сванетия, Грузия
Ушгули, Сванетия, Грузия

Ну и, конечно, имеет значение то, как ухаживать за автомобилем, как его обслуживать. Если все детали новые и смазаны, то особых хлопот машина не доставит.

ВАЗ-2102, который я купил, был не на ходу. На доведение машины до ума у меня ушло не менее трёх лет. Можно было бы всё сделать быстрее, но, во-первых, я хотел разобраться во всём сам, а во-вторых, немаловажным был и финансовый вопрос.

Я поменял двигатель, оптимизировал подкапотное пространство, убрав оттуда всё лишнее (так называемый шейвинг), заменил элементы ходовой, сделал шумоизоляцию. А вот салон трогать не стал: мне показалось, что путешествовать в нём достаточно удобно.

 Слева: Памирский тракт, Таджикистан, справа: Монголия
Слева: Памирский тракт, Таджикистан, справа: Монголия

Про первое большое путешествие на «жиге»

Это была поездка в Пермский край — почти 1,5 тысячи километров в одну сторону! Нам было 18–19 лет, и в нас почти никто не верил: говорили, что машина не выдержит дороги или мы сами бросим её в пути. Но мы не только прекрасно съездили, но и замахнулись на гораздо большие расстояния. И позже реализовали задумки — побывали на севере и на юге России, в Монголии и на Памире.

Кстати, какого-то самого любимого путешествия у меня нет: каждое по-своему ценно. Кроме того, каждый год мы поднимаем планку, так что я уверен, что дальше будет только интереснее.

О преимуществах путешествия на своём авто

За рулём я как в отдельном мире — просто наслаждаюсь красивыми видами за каждым новым поворотом, а трудные мысли оставляю за дверью машины. Путешествия на автомобиле — это прежде всего свобода двигаться в своём режиме, останавливаться, где и когда захочется и добираться в самые отдалённые и красивые места. Автомобиль позволяет увидеть больше, чем поезд и уж тем более самолёт. Вдобавок для меня это возможность провести время в хорошей компании, потому что путешествую я с друзьями.

Про машину как способ знакомиться

ВАЗ-2102 — приметная машина и на дорогах притягивает взгляды. Она вызывает много положительных эмоций не только у нас, экипажа, но и у других водителей. К нам часто подходят, чтобы познакомиться, сфотографироваться, зовут на различные фестивали.

Контакты завязываются сами собой на заправках, на стоянках, в кафе. Потом наши новые приятели подписываются на наш канал. И, кстати, наши подписчики уже не раз выручали нас в ЧП в поездках — помогали найти запчасти или отремонтироваться в пути. Так что за это им большое спасибо.

Про спутников

С самого начала я езжу не один. Команда — важная составляющая любого путешествия, это мои единомышленники. С некоторыми ребятами я знаком бóльшую часть жизни. В путешествие мы можем отправиться вдвоём, втроём или вчетвером, но состав сильно не меняется. Прежде всего это Лена: она не только привносит в нашу группу красоту, но и снимает в поездках захватывающие видео для блога. А Тёма может решить любой вопрос в пути — от поиска квартиры до срочной переборки мотора. С недавних пор он ещё и второй водитель, так что ездить стало легче. В 2021 году к команде присоединился Даня. Его главное качество — способность оставаться спокойным в любой, даже самой экстремальной ситуации. Кроме того, Даня — отличный фотограф, так что теперь у нас есть не только видеосъёмки, но и прекрасные фотографии из путешествий. Наконец, Валера — он чаще всего сопровождает нас на своём ретро-автомобиле и не раз приходил на выручку в пути. Например, во время поломки на Кольском полуострове именно на Валериной машине мы ездили за новым радиатором для моей «двойки».

В дороге мы весело проводим время, и наша сплочённость — это то, что я ценю больше всего. Тут представилась возможность сравнить: я один ехал через всю Турцию и Болгарию — и вот тогда точно убедился, что для меня путешествие без ребят теряет значительную часть своего очарования. Кроме того, путешествовать одному всё-таки страшновато. Да, с одной стороны, ты ни от кого не зависишь, а с другой — и помощника у тебя тоже нет.

Про ремонт на обочине

Вообще, поломки в пути — нормальное явление для «жиги». Практически каждая поездка приносит в этом смысле новый опыт. Хотя случается, что мы проезжаем тысячи километров без единой проблемы. Например, во время путешествия по Грузии, Турции и Болгарии мне ни разу не пришлось доставать гаечный ключ.

Когда-то, когда я восстанавливал автомобиль, оборудовал в багажнике большое пространство для инструментов, которые могут потребоваться в пути, и запчастей на случай поломки. Такой своеобразный мини-гараж на месте для запаски. Поэтому теперь к внезапным поломкам отношусь спокойно. А благодаря полученному в дороге опыту могу починить автомобиль, как я в шутку это называю, «с помощью палки и изоленты».

В целом сообщество автомобилистов, равно как и сообщество путешественников, — это люди, которые всегда готовы помочь и что-то подсказать или даже приехать лично. В наших перемещениях сообщество играет очень важную роль.

Иногда в пути происходят удивительные истории. Запомнилось, как в 2021 году мы пробили радиатор в глуши на Кольском полуострове. Это произошло в 150 километрах от Мурманска. И до цивилизации мы добирались с помощью военных. Они прицепили нас к своему грузовику и протащили на буксире через все лужи и топи. А потом мы с Валерой на второй машине, «копейке», добирались в город за новым радиатором и по пути преодолели несколько порогов и подъёмов, на которых вообще-то «Жигулям» делать нечего. Потом была замена радиатора на «двойке», которую мы произвели в полевых условиях на берегу Северного Ледовитого океана.

А во время путешествия по Памирскому тракту, в отдалённой глухой местности, мы встретили ещё пару отчаянных туристов из России, которые рискнули забраться в такую даль. Конечно же, сразу познакомились. Всегда приятно пообщаться с единомышленником, который разделяет твои ценности и идеалы.

Ещё в тот раз нам очень помог блог: люди следили за нашим путешествием, давали советы, помогали финансами и контактами. Так, во время одной из поломок мой сетевой знакомый помог найти в узбекском городе Андижане и место для ремонта, и все необходимые запчасти, а потом сам участвовал в починке машины. Благодаря ему мы смогли вернуться домой.

В том путешествии у нас вообще сломалось, наверное, всё, что могло сломаться. То, что мы неоднократно пробивали колёса, уже не считалось серьёзной проблемой. Ещё мы пробили бензобак. А на одном из горных перевалов у нас накрылась коробка передач, и мы долго добирались до цивилизации без возможности её починить. Но нам удалось продолжить и закончить путешествие, так что о нём остались самые тёплые воспоминания.

 Село Мургаб, Памирский тракт, Таджикистан
Село Мургаб, Памирский тракт, Таджикистан

Про подготовку

Все поездки я планирую заранее, минимум за полгода. Это позволяет как следует собраться и качественно подготовить автомобиль. Мотор, подвеска, трансмиссия, тормоза — все технические элементы «двойки» я поддерживаю в идеальном состоянии. С собой беру запас всех жидкостей и электрику, плюс несколько ремкомплектов для самых важных технических элементов.

Плюс я заранее прокладываю маршрут, изучаю локации, в которых хочу остановиться, планирую ночёвки и так далее. Правда, бывают у нас и спонтанные решения. Например, решение, по какой дороге ехать в Монголию — через Россию или с заездом в Казахстан — мы принимали с помощью монетки. Просто остановились перед одним из перекрёстков и подбросили её. Но это, скорее, исключение.

Про финансы

Такие путешествия, как у нас, уверен, доступны большинству граждан. Я езжу на собственные сбережения и начинаю откладывать на поездку где-то за полгода. В первые годы я курьерил, подрабатывал в нескольких местах сразу, а после окончания вуза пошёл менеджером в офис и при случае не отказывался от подработок фотографом.

Но тут важно понимать, что у всех разная потребность в комфорте. Нам нравится ночевать в палатках, а кому-то необходимы гостиницы. Мы готовим еду на костре или горелке, а в рестораны заглядываем по случаю. Кому-то же требуется, чтобы еда была от шеф-повара.

В своём блоге я активно призываю путешествовать. Даже если бюджет небольшой, можно найти варианты. Необязательно ехать далеко. Поездка в соседний регион или на юг, равно как и на север, уверен, по силам большинству. А эмоции от такого приключения останутся с вами на всю жизнь.

 Казахстан. Слева: Бектау-Ата, справа: Мангистауская область
Казахстан. Слева: Бектау-Ата, справа: Мангистауская область

Про планы

Они у нас амбициозные — хочется побывать практически везде. В ближайшее время мы планируем объехать на «жиге» бóльшую часть Европы, побывать в скандинавских странах и полюбоваться их природой. Конечно, сейчас это сложнее организовать, чем раньше, с юридической точки зрения. Но до сих пор у нас всё получалось, так что, думаю, и с этим проблем не возникнет.

Ещё одна заветная мечта — покататься на «двойке» по Африке. Проехать через Европу, потом заехать в Марокко и другие страны. Это будет точно уникальное путешествие, я пока знаю всего два случая, когда ребята рискнули отправиться в Африку на «Жигулях».

Для этого придётся особенно тщательно подготовить автомобиль. Но я уверен, что с этим маршрутом он справится. Многое зависит и от подписчиков. Если у нашего канала будет поддержка, какое-то спонсорство, то мы готовы даже в кругосветку отправиться на «Жигулях»!

 Национальный Парк Ергаки, Красноярский край
Национальный Парк Ергаки, Красноярский край

Говорят, что поездки на автомобиле могут и надоесть, но мне это нравится, сил хватает, так что в ближайшее время я точно от автомобиля не откажусь.

Конечно, я могу путешествовать и без «жиги». Например, когда мы с командой присматривались к поездке по Юго-Восточной Азии, стало понятно, что в этом регионе будет проще и правильнее купить автомобиль на месте, а по окончании путешествия — продать его.

Также понимаю, что однажды «двойка» всё-таки встанет на покой в гараж, но даже в этом случае мы будем периодически на ней выезжать — чтобы порадовать и себя, и других водителей на дорогах. Эта машина уже стала важной частью меня, я вложил в неё всю душу.

Комментарии

Написать комментарий
Как вас зовут?
Ваш комментарий
Спасибо! Ваш комментарий отправлен на модерацию. После проверки он будет виден другим пользователям.
Показать еще

Похожие статьи

У нас есть огромное сообщество постоянно путешествующих людей. В день в нём задаётся несколько сотен вопросов о том, что правильно делать на месте, как оформлять документы, что нужно и так далее. Примерно треть полезных ответов — это ссылка на какой-то местный чат или телеграм-канал. Собственно, мы решили собрать советы путешественников на одной странице. Вот суперлокальные чаты и каналы,
Саргассово море – самое необычное на планете: у него нет берегов, нет чётких границ, оно на 1–2 метра выше уровня вод остального Атлантического океана и к тому же самое большое. Этот природный феномен у берегов Америки создали течения и саргассы – водоросли, плотным ковром покрывающие поверхность моря. С Саргассовым морем связано множество мистических легенд о кораблекрушениях. На е
  Армения Условия въезда: российский паспорт или загранпаспорт. Важно знать: российским паспортом Можно воспользоваться только при перелёте. При въезде на машине обязательно нужен загранпаспорт, который будет действовать ещё три месяца после выезда из страны. Детям до 14 лет для любой поездки нужен отдельный загранпаспорт. Срок разрешённого пребывания — 180 дней.
Обновлено 20 декабря 2024 Открытие границ 2024 Какие страны открыли границу, куда есть рейсы, можно ли уже покупать билеты, что надо знать заранее. Здесь мы, аналитический центр сервиса поездок и путешествий Туту.ру, собираем последние новости по ситуации с открытием границ. Информация постоянно обновляется. Ситуация меняется очень быстро, все оперативные новости мы выкладываем вот в этом тел