Меня зовут Дима, мне 29 лет, в Туту работаю системным аналитиком. Живу в Санкт-Петербурге, хотя родом из Владивостока, где и жил до Санкт-Петербурга. Сейчас в Санкт-Петербурге у меня база: есть арендованная квартира, где лежат вещи и где живёт кошка. А я то и дело куда-нибудь езжу, потому что распробовал жизнь в путешествиях. Совмещать работу и поездки тоже, к счастью, удаётся. Увлекаюсь ездой на байках, так что в том числе расскажу об особенностях вождения в Азии.
Первый раз я оказался за границей совсем недавно, всего два года назад. Тогда я только переехал в Санкт-Петербург и был на другой работе. Коллега предложил мне отправиться на зимовку в Азию, и я согласился.
Мы выбирали между Таиландом и Шри-Ланкой. Я почитал отзывы, посмотрел, какие есть активности, и в итоге остановился на Шри-Ланке из-за возможности попробовать сёрфинг.
Естественно, никакого опыта, как правильно выбирать жильё, у меня не было. Друзья рассказали, что лучше искать дом на месте, поэтому мы забронировали отель на Букинге на первое время и отправились в путь. По прилёте стало понятно, что отель просто отвратительный: старый, да ещё и без кондиционера. Хорошо, что через пару недель нам удалось найти хорошую виллу, где мы и провели всю зиму.
Сейчас я понимаю, что нужно брать отели с рейтингом не ниже девяти. А ещё изучать чаты по локальной аренде. Например, если я буду искать жильё на острове Самуи, то просто вобью в поисковой строке samui rent chat telegram. В результатах будет множество ссылок на группы. Также стоит поспрашивать друзей и знакомых, которые уже там были. Наверняка у них остались контакты арендаторов.
Теперь, когда у меня есть опыт в путешествиях, я могу дать несколько советов при выборе жилья через агрегаторы. Во-первых, стоит всегда читать отзывы. Иногда из них можно узнать, что рядом идёт стройка, плохо работает интернет или другие важные для вас вещи. Во-вторых, в странах с тёплым климатом обращайте внимание на наличие кондиционера — AC (air conditioner). Бывает, вместо него ставят бесполезный вентилятор. И в-третьих, обращайте внимание на фотографии. Если они сильно отфотошоплены, значит, в жизни такие варианты окажутся ужасными. А бывает и так, что фото сделаны очень давно. Это может говорить о том, что состояние отеля с годами стало хуже.
Самое первое, что меня шокировало, — это перепад температур. Когда я садился в самолёт, было −25, а когда выходил из него, уже +30. А уже потом — природа. В ту поездку я впервые увидел пальмы и океан вживую. Эта картина произвела на меня огромное впечатление!
Было очень необычным то, что в субботу мы прилетели, в воскресенье отдохнули, а в понедельник начались обычные трудовые будни. Всё было как-то легко и просто: прилетел, заселился, отдохнул, начал работать.
Часовой пояс на Шри-Ланке отличается от екатеринбургского всего на полчаса, поэтому работать было удобно: с десяти до семи. Единственной проблемой был интернет. Он был супернестабильный и плохой. В итоге нам с коллегой пришлось купить несколько симок разных сотовых операторов, чтобы переключаться между ними, когда одна из сетей отваливалась. К тому же в тот год на Шри-Ланке начался экономический кризис и электричество работало по расписанию. Нам приходилось заряжать заранее ноуты, держать на всякий случай пауэрбанки. Но в остальном проблем не было.
Адаптация прошла хорошо: буквально на второй день я привык к климату и никакого дискомфорта не испытывал. Что касается еды, то для меня, наоборот, всё сложилось удачно, так как я обожаю острую еду. Можно даже сказать, что для меня местная кухня была недостаточно острой, поэтому частенько я готовил дома. Все нужные продукты есть в магазинах. Конечно, нужно понимать специфику Азии: найти молочку или кисломолочные продукты не так просто. Возможно, придётся некоторое время походить в магазин с переводчиком, чтобы разобраться что есть что. Но со временем привыкаешь и находишь свой оптимальный набор продуктов.
К поездке я готовился заранее: спланировал разные активности, выбрал достопримечательности, которые хочу посмотреть, забронировал машину, чтобы посмотреть остров. Для жизни выбрал южное побережье и сменил три района: Хиккадува, Галле, Велигама.
Хиккадува для меня — это активное туристическое место с сёрфингом и ночной жизнью. Галле — исторический, более культурный и спокойный город. А Велигама — более расслабленная и тихая, популярная среди сёрферов и тех, кто ищет менее туристическое место.
Исследовать остров удавалось по будням, если было не так много работы. А в периоды с высокой загрузкой я путешествовал по выходным. Мы доезжали до водопадов, смотровых — всё это завораживало! Мне нравилось изучать совсем другой мир. На Шри-Ланке началось моё знакомство с азиатской культурой вождения. В России я вожу мотоцикл, у меня открыта категория А, есть даже международные права. Но на Шри-Ланке я был удивлён трафиком и неуважением на дорогах. Водители автобусов и грузовиков щемят мотоциклистов. Никто не соблюдает полосы, знаки. В общем, пришлось привыкать и повышать своё мастерство вождения.
Обычно все места для посещения бесплатные. Иногда могут брать плату за парковку или предлагать услуги гида.
Водопады:
1. Водопад Дуандувана (Duwili Ella) — находится недалеко от Хиккадувы. Это небольшой, но живописный водопад. Можно забраться наверх и сделать красивые фото.
2. Водопад Диялума (Diyaluma Ella) — тоже недалеко от Хиккадувы, высотой около 220 метров. У него есть каскады, а в них природные бассейны, в которых можно искупаться.
3. Водопад Равана (Ravana Ella) — по легенде царь Равана, в честь которого и назван водопад, спрятал принцессу Ситу в пещере за стеной воды.
Смотровые площадки:
1. На форте Галле (Galle Fort) — вечером можно прогуляться по территории крепости, дойти до маяка и там же проводить закат.
2. Parrot Rock — невысокая скала, отделённая тонкой песчаной полосой от берега. Отличная смотровая для рассвета или заката.
Больше всего мне запомнилось восхождение на пик Адама. В буддистский храм, который находится на высоте более 2200 метров, ведёт около 5000 ступеней. Мы хотели подняться туда на рассвете, но не учли, что ровно в то время шёл период паломничества: огромное количество людей выстраивалось в бесконечные пробки. Тем не менее нам удалось забраться. И, несмотря на толпы людей, это было очень-очень красиво!
Ещё мне было очень интересно проехать по одной из «дорог смерти». Остров славится несколькими опасными серпантинами. Один из них ведёт в высокогорный район Нувара-Элию. Дорога там настолько узкая, что часто на ней помещается только один автомобиль. Кроме того, нет ограждений, а с одного бока — высокий обрыв. На самом деле было очень страшно! В год на таких «дорогах смерти» в Шри-Ланке погибает больше 2000 человек. Так что весь путь и правда был напряжённым. Несколько раз мне приходилось сдавать сильно назад, чтобы разъехаться со встречным автомобилем.
Кстати, за все мои путешествия по Азии, только один раз меня остановили полицейские. Я ехал по платной дороге и превысил скорость. У пункта оплаты меня остановили и сказали, что нужно ехать оплачивать штраф. Я отдал права и спросил, можно ли оплатить штраф на месте. Минут 40 полицейские разбирались с моими международными правами, а потом отдали мне их со словами: «Россия, Шри-Ланка, друзья». И отпустили.
Шри-Ланка оказалась для меня очень красивой страной с разнообразной природой. Там можно проводить время на пляже у океана, а можно отправиться изучать её горную часть. И то, и то выглядит потрясающе!
Шри-Ланка мне сильно понравилась, и я решил исследовать другие восточные направления, продолжая совмещать путешествия и работу. В 2023-м я отправился на Бали.
Первое, что я ощутил, — разницу в инфраструктуре. На Бали всё значительно более развитое: от кафе и ресторанов до доставки еды, такси и, главное, интернета. Но за этот комфорт приходится платить — жизнь в среднем стоит дороже. Я бы сказал, что Шри-Ланка — это как Бали 10 лет тому назад.
Я поселился в районе Кута. И хотя я много слышал про этот район, как шумное место для австралийских тусовщиков, мне так не показалось. Я нашёл удачное жильё, и с точки зрения инфраструктуры меня всё устраивало.
Я пробыл на острове с ноября по февраль: посёрфил, поездил по острову, доехал до его северной части. Потом вернулся в Россию, а в 2024-м опять уехал на месяц на Бали, оттуда во Вьетнам, успел ещё заскочить в Малайзию, и вот теперь на некоторое время беру паузу от путешествий.
Мне рассказали, что в районе пляжа Ловина (Lovina) можно посмотреть на дельфинов и даже поплавать с ними. Я решил, что это может быть отличным поводом взять мотоцикл и проехать с одной стороны острова на другую. Я арендовал байк, при том не скутер, а именно байк, с механической коробкой передач, всё как надо. Мы собрались с другом, забронировали жильё и отправились в путь.
От Куты до Ловины ехать около трёх часов. Дорога живописная: местами идёт по серпантину, с крутыми поворотами, вдоль обрывов, в общем, всё как я люблю. Единственное, мы ошиблись с маршрутом. Оказалось, что есть несколько путей и тот, по которому поехали мы, — худший. Для того чтобы ехать по нормальным дорогам, нужно строить маршрут до водопада Гитгит (Gitgit), а уже оттуда смело ехать дальше. Плохой дороги там не будет.
Мы выехали засветло, но через часа два быстро стемнело, начался дождик и туман. Видимость стала очень плохой. Некоторое время мы поднимались в горку, а за ней начался спуск. Байк набрал прилично ходов, и я хотел оттормаживаться, как вдруг понял, что тормоза не работают: я жал на тормоз, но ничего не происходило, байк просто продолжал реветь.
Впереди крутой поворот с уклоном. Я понимаю, что у меня всего два варианта: закладывать байк и проходить на скорости или ронять нас. С края обрыв, поэтому решать нужно было очень быстро. Машинально я заложил байк, и тот только черканул асфальт подложкой, мы не пострадали. Через некоторое время дорога вышла на ровный участок, и мне удалось оттормозиться двигателем, сбросить скорость и в конце концов остановиться.
Друг, который сидел пассажиром сзади, не понял, что произошло. Он только спросил, зачем я так сделал, но, когда узнал, что случилось, то поблагодарил за спасение наших жизней.
Несмотря на сломанные тормоза, которые, по всей видимости, перегрелись, мы решили двигаться дальше. Сервисов поблизости не было, вызвать эвакуатор или позвать кого-то на помощь тоже было нереально. Очень медленно, тормозя двигателем, мы успешно доехали до Ловины.
На следующий день в пять утра с туристической группой мы вышли в море. Шли около тридцати-сорока минут, пока не наткнулись на стаю дельфинов! Они плыли очень близко к лодке, и мне удалось их очень хорошо рассмотреть. Потом нам предложили нырнуть в воду с маской и трубкой, взяться за специальную палку и плыть, держась за неё, за лодкой. Было интересно! Лодка шла не быстро, поэтому удалось рассмотреть дельфинов и других рыб. Потом мы дошли до рифа и уже спокойно поснорклили там.
Я остался доволен поездкой и всем приключением. Обратно мы добрались без приключений.
Хаос — это самое правильное слово, чтобы описать всё, что происходит на дорогах в Азии. Нужно быть очень внимательным. Смотреть буквально на 360 градусов, потому что в любой момент может вылететь мопед или машина оттуда, откуда совсем не ждёшь. На Бали я ездил на спортбайке Honda СВХ-150. 150 кубов, 16 литров двигатель. Считается, что он тяжёлый и массивный и что на нём не так удобно ездить. Но на самом деле — это дело привычки. Зато на нём достаточно комфортно ездить на длинные расстояния.
Со мной приключилось две аварии. Первая — на Бали. Я ехал 50 км/ч по абсолютно пустой дороге: три полосы в одну сторону, и три — в другую. Вдруг с правой стороны на дорогу выехал мопед и начал движение поперёк, то есть он просто хотел пересечь все шесть полос, чтобы не разворачиваться. Я понимаю, что еду прямо на него и в самый последний момент нажимаю два тормоза. Я был на тяжёлом спортбайке, поэтому от резкого торможения он встал на переднее колесо. Меня перекинуло через него, и я полетел спиной вперёд. Байк полетел следом и приземлился мне на ногу. Водитель, который перегородил мне путь, увидев всё это, просто дал по газам и скрылся. К счастью, я очень удачно упал: на мне не было ни царапины, хотя я ехал в майке и шортах. Только ушиб и растяжение связок на ноге, что мелочи по сравнению с тем, как всё могло закончиться. Мой байк тоже почти не пострадал. В больницу решил не ехать, потому что не чувствовал необходимости. Походил несколько дней с эластичным бинтом и подлечился мазью от ушибов. Может, неделю прихрамывал, но потом всё прошло.
После случившегося я несколько раз прокручивал ситуацию в голове. Понял, что мог бы избежать аварии, если бы попробовал объехать и не тормозить так резко. Но, как говорится, получил опыт.
А вот вторую аварию, которая случилась за день до моего отлёта с Бали, уже избежать никак бы не получилось. Я ехал также на байке в потоке по хорошей дороге, что-то вроде местного автобана. Скорость была километров 60–80. И в какой-то момент, буквально за миллисекунду, я потерял управление, потому что байк просто повело и он начал падать. Оказалось, что из грузовика, ехавшего впереди, посыпался пенопласт. Он попал под колёса и сделал управление просто невозможным. В этот раз меня хорошо протащило по асфальту, продрав кожу на ногах. А вот сверху я был в джинсовке, которую надел чуть ли не впервые за всё время на острове. Думаю, куртка очень сильно помогла избежать более серьёзных травм.
Как только я упал, то сразу сгруппировался, потому что понимал, что сзади несётся поток. Но, к счастью, на меня никто не наехал. Мне помогли отойти с дороги и откатить байк. Водитель грузовика, естественно, даже не остановился.
Вообще надо сказать, что водители на Бали, да и в общем в Азии, не сильно-то приветливые. Например, одних моих знакомых водитель грузовика намеренно выбил с дороги, ударив их в бок на ходу.
1. Всегда надевайте шлем. Просто всегда.
2. Если вы не опытный водитель, возьмите несколько уроков в местной мотошколе.
3. Вначале берите маломощный байк, чтобы справиться с ним.
4. Смотрите по всем сторонам, будьте сконцентрированы на дороге. Иногда другие водители могут выскочить на дорогу с любой стороны в любое время.
5. Сделайте медицинскую страховку для активных видов отдыха.
Трафик на Бали — это детский сад по сравнению с движением на Яве. Там живет более 150000000 человек, что усугубляет ситуацию с хаосом и пробками. Кроме байков, на дорогах появляются грузовики, автобусы, машины. Водители ведут себя ещё более агрессивнее. Главное, что надо запомнить, — каждый сам за себя. То есть ждать, что тебя кто-то пустит, уступит — бесполезно. Скорее тебе надо уходить от столкновения летящей машины или автобуса.
На Яву мы отправились на арендованных байках. Паром отходил от западной части Бали, из города Гилиманук, и прибывал через минут 40 на восточное побережье Явы — Кетапанг. Паром очень крутой, как небольшой плавучий торговый центр: там можно и поесть, и купить что-то, и даже сделать массаж. Билет стоил в районе 4–5 долларов с человека.
Мы планировали проехать остров поперёк до Джакарты и вернуться обратно. В одну сторону — это около 1000 километров, но из-за травмы моего друга нам пришлось сократить путешествие наполовину. В итоге каждый день мы были в дороге около 10 часов и пробыли на острове пять дней. В целом дороги хорошие, хотя и много серпантина. Ещё не везде есть освещение, ну а самая большая проблема — сами водители.
Не обошлось без аварии: в нас опять влетел байк, при том когда мы стояли. Меня не задело, а вот друг на пассажирском сиденье получил небольшую травму ноги.
Вулкан Иджен (Ijen)
Первая точка, куда мы отправились, — вулкан Иджен с голубым огнём и кислотным озером.
Голубой огонь — это природное явление, которое возникает из-за горящих газов серы. Под высоким давлением они вырываются из трещин вулкана и при контакте с воздухом воспламеняются. Огонь видно только ночью и на рассвете.
Кислотное озеро находится в кратере вулкана. Оно считается самым большим в мире кислотным озером с невероятным бирюзовым цветом. Озеро заполнено серной кислотой, а его вода настолько кислая, что при контакте может разрушать металлы.
Мы взяли в аренду респираторы (их легко найти в городе) и поехали к вулкану. На парковке мы узнали, что недавно вступил в силу закон, обязывающий туристов предоставлять справку о здоровье. У нас её, конечно же, не было. И получить её ночью в три часа в Рамадан, когда мало кто работает, было нереально. Мы решили, что не судьба, и поехали дальше.
Водопад Калипаит (Kalipait)
Наткнулись на него случайно, когда ходили в окрестностях Иджена. Вода в нём из кислотного озера, поэтому там высокое содержание серы. Купаться в озере запрещено, потому что это небезопасно. Кстати, kalipait переводится как горькая река.
Национальный парк Балуран (Baluran National Park)
Честно говоря, я туда не доехал, но слышал, что там красиво. Можно взять экскурсию на джипах и проехаться по «Африке Явы». Местные пейзажи напоминают африканскую саванну. А ещё там можно посмотреть на буйволов, оленей, павлинов и леопардов.
Водопад Тумпак Севу (Tumpak Sewu)
Его высота — больше 180 метров, а находится он рядом с горой Семеру, самой высокой на острове. Водопад из-за размеров и масштаба часто сравнивают с водопадом Виктория в Африке. Его название Тысяча водопадов отражает действительность: по полукруглой отвесной скале вода обрушивается несколькими потоками по каскадам, создавая ощущение тысячи водопадов. К сожалению, из-за сухого сезона мы увидели его в спокойном состоянии.
Зато дорога до места красивая. Она идёт через джунгли. У водопада есть несколько смотровых на разных уровнях, так что получится посмотреть на него с разных ракурсов и сделать миллион фотографий на память.
Перед посещением стоит уточнить про доступность троп. Иногда в сезон сильных дождей, трекинг может быть ограничен. Стоимость входа — около 2 долларов. На острове многие природные достопримечательности недорогие.
Вулкан Бромо (Gunung Bromo)
Находится на высоте 2329 метров и является действующим вулканом. Правда, извергает он пепел и дым, а не лаву, но тем не менее производит потрясающее впечатление.
К подножию мы поехали с туристической группой на джипах. Первая остановка была на смотровой Кинг Конг Хил (King Kong Hill), но нам не повезло: всё было в тумане и ничего не было видно. Затем мы доехали до ступеней, которые ведут уже на верх кратера. Мой друг из-за больной ноги остался внизу, а мне удалось подняться и встретить новый день на вулкане. К тому моменту распогодилось, и я успел застать красивый вид. На самом деле находиться у жерла вулкана было немного страшно, в любой момент он мог активизироваться. И хотя говорят, что это безопасно, я испытал острые ощущения.
Водопад Бромо (Bromo)
Находится в национальном парке Бромо-Тенггер-Семеру. Дорога до места живописная, нужно идти через лес, можно совместить с посещением вулкана. Высота водопада — около 200 метров. Очень зрелищно!
У меня был план: взять байк и проехать от Ханоя до Хошимина. К сожалению, с моей бронью что-то случилось и мне не удалось взять байк на всё время. В итоге я перемещался между городами на самолёте, а на месте брал байки на короткое время.
Бухта Халонг (Halong Bay) рядом с Ханоем
Считаю, это обязательное место для посещения. Во всяком случае для меня это было самым запоминающимся событием за всю поездку во Вьетнам. Я взял круиз по бухте, и с группой мы ездили между тысячами известняковых островков по изумрудной воде, заплывали в пещеры и просто любовались природой. Эта территория охраняется ЮНЕСКО.
Винперл (Vinpearl) рядом с Нячангом
Это курорт, расположенный на острове Хон Че, на который можно добраться по длинной канатной дороге. На курорте есть много развлечений: аквапарк, зоопарк, оранжерея и парк аттракционов. Входной билет в зависимости от сезона стоит около 40–50 долларов. Зато в него включены сразу все активности. Там можно было остановиться, чтобы провести выходные, но я решил обойтись одним днём. В целом достаточно интересное место, могу его рекомендовать.
Далат (Da Lat)
Бывшая колония Французского Индокитая. Архитектура города сильно отличается от остального Вьетнама. В Далате интересно спокойно погулять и посмотреть на виллы, особняки, почувствовать себя в старом европейском городе. В центре есть искусственное озеро, вокруг которого можно совершить вечерний променад. А ещё можно заглянуть в соборы. Например, кафедральный собор Святого Николая, построенный в готическом стиле. Кстати, на шпиле установлен флюгер в форме петуха, из-за чего храм в народе называют собор Петуха.
Хошимин (Ho Chi Minh)
Считается молодёжной столицей Вьетнама. И на самом деле город по энергетике сильно выделяется. Там есть много современных кафе и ресторанов, культурных центров. Чувствуется больше динамики, развития. Интересно даже просто прогуляться и проникнуться этой атмосферой. Но можно и заглянуть в пару мест. Например, в собор Сайгонской Богоматери (Notre-Dame Cathedral of Saigon). Это красивый храм в готическом стиле, построенный во времена французского колонизаторства. Ещё мне понравился военный музей Вьетнамской войны (War Remnants Museum). Там достаточно красочно описаны и показаны все ужасы, которые творились здесь пятьдесят лет назад.
В путешествиях всем рекомендую делать страховку. Если будете водить байк, то берите «для активных видов спорта». Кстати, даже пассажирам нужно делать такую же. У моего друга была обычная, и страховая ему ничего не возместила. Медицина в Азии достаточно недешёвая, поэтому можно прилично сэкономить.
Лично я пользовался страховкой один раз во Вьетнаме. У меня воспалился глаз и образовалась опухоль. Я обратился в больницу, где мне сделали операцию и выписали лекарства. Страховка всё покрыла. Если бы не она, даже боюсь представить, сколько бы мне пришлось за все эти процедуры отдать.
Мне нравится совмещать работу и путешествия. Пока я не насытился этим образом жизни, поэтому собираюсь продолжать. Например, этим летом уже успел прокатиться по разным маршрутам.
Из последнего: Санкт-Петербург — Рыбинск (Ярославская область) — Воронеж — Краснодар — Москва — Санкт-Петербург. Проехал примерно 6000 километров.
Прямо сейчас я в новом путешествии: Узбекистан — ОАЭ — Шри-Ланка — Таиланд. Куда дальше — пока не придумал.
В планах есть ещё маршрут через всю Россию тоже на мотоцикле. Вернуться во Вьетнам и всё же сделать путь от Ханоя до Хошимина. А ещё большая мечта — проехать всю Новую Зеландию. Из пешеходных: дойти до базового лагеря Эвереста через перевал Чо Ла и озёра Гокио-Ри.
Путешествия расширили мой кругозор. Благодаря им я получаю новый опыт и эмоции. В общем, путешествовать — это здорово. Главное, найти свой ритм.
Комментарии