Именем Гавриила Сарычева названы семь географических объектов: мыс и пролив в Тихом океане, остров в Чукотском море, горы в Антарктиде, на Алеутских островах и Новой Земле, вулкан на Курилах. Сарычев — полярный исследователь, один из крупнейших океанографов конца восемнадцатого — начала девятнадцатого века, основоположник полярной археологии. В 1785–1793 годах он побывал с экспедицией в северо-восточной части Сибири, прошёл по Северному Ледовитому и Тихому океану. По мотивам этой поездки он выпустил отчёт под длинным названием «Путешествие флота капитана Сарычева по Северо-восточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному Океану, в продолжение осьми лет, при Географической и Астрономической морской Экспедиции, бывшей под начальством флота капитана Биллингса, с 1785 по 1793 год». Вот вторая глава из него — про Якутск.
Автор: Гавриил Сарычев
ГЛАВА II.
Якутск в конце девятнадцатого – начале двадцатого века. Фото:
Library of
congress
(...) Генваря 10 приехал я в город Якутск. Он стоит на левом берегу Лены, и есть самой старинной из всех здешних городов (Якутской острог построен в 1647 году, и после сделан городом.). Старая деревянная его крепость с башнями существует еще и ныне, однако в некоторых местах уже обвалилась; в ней каменное казенное строение и церковь, кроме которой есть еще две каменные же церкви, одна в монастыре, другая в городе, и две деревянные. Впрочем все домы обывательские деревянные, построенные на старинной Руской вкус; между ними по разным местам рассеянны Якутские юрты. Окошки в домах, за неимением стекол, у некоторых слюденые, у других летом бывают пузырные, а зимою вставливаются большие льдины, прикрепляемые к косякам снегом, облитым водою; от чего, по жестокости здешних морозов, так крепко примерзают, что никакая теплота в покоях не сильна их оттопить. Свет сквозь льдины бывает такой же, как и сквозь обмерзлые стекла.
Шитик, плоскодонное речное судно, на реке Лене, 1890 год. Фото:
Library of
congress
Жители, населяющие город, кроме Чиновников присутственных мест, суть дети боярские, Козаки, Якуты, также купцы и мещане; последние большою частию из поселенных, а некоторые и наказанные, однако здесь поправившие свое поведение и сделавшиеся порядочными гражданами. Да и вообще можно сказать, что во всей Сибири ссылочные, и даже самые те, кои заточены туда в наказание за чрезвычайные злодейства, и коих бы между нами и виду страшились, не только ходят там вольно, но ниже слышно о каких-либо от них шалостях. Многие из жителей имеют к ним доверенность, и держат их без опасания в своих домах: ибо в таком случае ссылочные остерегаются сделать малейшее преступление, чтобы не быть сосланными на вечную работу в Нерчинские рудокопные заводы. Впрочем нет сомнения, что между сими нещастными есть и добрые по сердцу своему люди, которые может быть случаем, нуждою, или обстоятельствами вовлечены в преступление. Здесь предварили меня, что далее к Охотску в зимнее время никто не ездит, кроме легкой почты, по причине глубоких снегов и необитаемых мест, и советовали дожидаться весны; но я, не хотя упустишь времени, решился непременно ехать, каковые бы впрочем ни могли повстречаться со мною трудности и беспокойства. Двенадцать дней употребил я на приготовление к сей трудной дороге. На два месяца запас провизии и сделал себе для защиты от тамошнего столь холодного климата и по тамошнему образцу, теплое оленье платье, обыкновенно употребляемое в дорогах.
Спуск каторжан в шахту на Савинском руднике Нерчинского горного
округа, 1891 год. Фото: Wikimedia/Kuznetsov,
A.K
22 Числа Генваря отправился я из Якутска на верховых, а кладь и провизию повезли на вьючных лошадях, полагая на каждую не более пяти пуд. Якуты были проводниками; каждой из них вел за собою вьючных лошадей, числом не более девяти, связанных поводами так, что они шли одна за другою; между ними была и одна заводная.
Для меня бы крайне трудно было в дороге объясняться с моими проводниками и с народами, кои я проезжал, если бы здешний Коммендант не дал мне Козака, знающего Якутской и Тунгусской языки; с помощию его везде я мог получать все нужное. Из всех вообще Якутов очень редко кто говорит по-Руски: потому что Россияне, поселившиеся здесь, все без изъятия знают их язык; и для того первые не имеют нужды учиться нашему, а последние чрез то получают от них великую выгоду в торговле и промене товаров.
Лошадь в праздничной сбруе и наездник в торжественной одежде,
окрестности Якутска, 1890 год. Фото: Library of congress
Сперва ехали мы по летней дороге, лежащей к Охотску, чрез учрежденные станции; а потом, во сте пятидесяти трех верстах, поворотили от ней влево на зимнюю, лежащую через вершину реки Индигерки или Омекони, которая хотя и будет против летней дороги около пяти сот верст далее, однако ехать по ней гораздо удобнее: нет больших горных хребтов, и снега бывают не так глубоки, как по первой.
От Якутска до реки Алдану, три ста пятьдесят верст, дорога шла через Якутские улусы (Улусом называется несколько селений, состоящих под управлением одного Князька или Старшины.) или селения, ровными местами, где часто попадались перелески, озера, поля и сенокосные дуга. Лес везде лиственица и березняк. Ночлеги имели мы по большой части у Князьков (**)(Князьками здесь называются выбранные из зажиточных Якутов старосты.) в юртах, и принимаемы были везде ласково. Можно сказать, что гостеприимство у Якутов есть первая добродетель: не успеешь приехать к селению, как они уже встречают, помогают сойти с лошади и ведут в юрту, раскладывают большой огонь, снимают с приезжего платье и обувь, очищают снег, и сушат. Постелю приготовляют в самом покойном месте, и стараются услужить, сколько возможно. Сверх того потчуют всем, что только у них есть лучшего; иные дарят еще соболем, либо лисицей. За все то старался я отдаривать бывшими со мною на их вкус разными мелочами и табаком, которой они очень любят курить; а к водке столь пристрастны, что не стыдятся, когда дашь одну рюмку, попросить другую, а там и третью.
Сцена сельской жизни, окрестности Якутска, 1890 год. Фото:
Library of congress
Якуты, как думать надобно, происходят от древнего поколение тех Татар, кои не были еще Магометанами. Доказательством сему служит подобие лица, образ жизни, а более всего язык их, которой так сходен с Татарским, что бывший в Экспедиции с нами Татарин большую часть разговоров их мог разуметь без нужды.
Многие из Якутов принимают Христианский Закон; однако это большою частию бедные, и крестятся только для того, чтоб избавишься на несколько лет от подушного; богатым же не нравится, что Закон Христианский запрещает иметь двух жен, есть в посты говядину, масло и молоко, а особливо употреблять кобылье мясо, которое они почитают лучшим в свете кушаньем, и говорят, что если б Руские узнали в нем вкус, то не стали бы совсем употреблять говядины. Жир кобылий и говяжий едят без всего, с жадностию, и более сырой; также пьют с удовольствием растопленное коровье масло; почитают его лекарством в некоторых болезнях, и поят им больных. Грудному ребенку, чтоб не плакал, дают сосать кусок сырого говяжьего жиру. Летом, когда станут жеребиться кобылы, из молока их делает кумыс, точно такой же, как и у Татар; а зимою, вместо его, пьют ундан, составленный из кислого коровья молока и непахтанного масла, смешанного с водою; из чего выходит довольно вкусной напиток. Отсюда можно видеть ясно, что весь запас и провизия их состоит из непозволенной Христианам пищи; а наши Проповедники требуют, чтоб новокрещеные Якуты непременно воздержались от запрещенного Законом и соблюдали посты: но как у них ни хлеба, ни овощей, ни рыбы нет; то и не возможно исполнить сего предписания. Вот причина, почему большая часть Якутов не крестятся.
Состоятельная семья якутов (слева) и якутка в праздничном наряде,
1890 год. Фото: Library of congress
Юрты Якутские строятся сверх земли, видом четвероугольные, коих величина соразмерна числу семьи. Сперва вкапывают в землю три ряда столбов, средний ряд несколько повыше других; на оные ряды кладут три перекладины вдоль и две поперек, на концы двух крайних продольных перекладин: таким образом связывается юрта. Верх покрывают горбылями от средней перекладины на обе стороны скатом; стороны обносят такими жь горбылями, приставливая их несколько наклонно к крайним перекладинам; после чего всю юрту покрывают травою, потом землею и дерном. Внутри юрты, по средине, на самой земле, обыкновенно бывает очаг, обращенный к лучшей стороне жилища; трубу над очагом делают из длинных тонких жердей, соединяя их плотно и обмазывая внутри глиною. Дрова на очаг кладут не плашмя, а стоймя, и огонь беспрестанно горит во всю зиму. Кругом юрты, подле стены, сделаны широкие лавки, разделенные перегородками для постели каждого человека. Рогатой скот держат в особой пристройке, соединенной с юртою большим отверстием, через которое он ходит; от чего в жилище Якутов бывает отвратительной запах. Летние юрты, совсем отменные от зимних, называемые урасы, делаются круглые; ставятся конусом из жердей и покрываются снаружи берестою.
Интерьер урасы, летнего жилища якутов, которое представляло собой
крытый берестой шалаш. Рисунок Михаила Носова, 1938 год. Михаил
Носов — учёный-краевед, этнограф и один из первых профессиональных
якутских художников. Фото:
Library of congress
Платье носят Якуты, богатые из оленьей, а бедные из лошадиной кожи, и притом как зимою, так и летом почти одинакого покрою, с тою только разностию, что для зимнего кожи употребляются с шерстью. Вместо рубашки надевают нагрудник, потом род длинного полушубка шерстью внутрь; а сверх всего с завороченными полами кафтан, называемой санаях, шерстью вверх. Штаны у них короткие, на четверть выше колен; к ним привязываются ремешками наколенники, опускающиеся не много пониже икр; потом на ноги надеваются носки, а на них сапоги, называемые этербесы. Достаточные Якуты сверх всего платья носят привязанные к поясу два набедренника, состоящие из двух четверосторонних лоскутов красного или синего сукна.
Якут молотит сноп, 1890 год. Фото:
Library of congress
Каждой Якут, когда едет в дорогу, привешивает к поясу большой нож на длинной палке, огниво, кремень и трут, приготовляемой из травы полыни, а за сапоги кладет гамзу или трубку, которая бывает по большой части деревянная, с коротеньким чубуком, расколотым вдоль для удобнейшего чищенья и связанным ремешком. Табак курят, примешивая к нему половину самых мелких деревянных стружек, и всегда дым глотают: часто случается им закуриваться до того, что падают без памяти. Уверяют, что проглоченный дым табачной полезен бывает во время колики при засорении желудка..
Якутские женщины за бытовыми хлопотами. Слева — взбивание масла в
маслобойке, справа — перемалывание зерна на мукомольных жерновах,
1890 год. Фото:
Library of congress
Женское Якутское будничное платье почти такое ж, как и мужское, но нарядное длиннее и полнее обыкновенного; покрыто цветным сукном, фанзою или китайкою, унизано серебряными и медными бляшками разных фигур, и обложено кругом широкою опушкою из мехов бобровых или выдреных. К сему платью шапки надевают особого роду, с тремя кверху хохлами из птичьих перьев; в ушах носят серебряные большие кольца, волосы завязывают назади в косу.
Комментарии