Туту.ру Путеводитель Туту журнал Разное Валерий Шанин: «Я обернулся вокруг света три раза»

Валерий Шанин: «Я обернулся вокруг света три раза»

Он одним из первых открыл для себя автостоп ещё во времена СССР. Потом расширил свой опыт на весь мир, научился зарабатывать в дороге и на впечатлениях от дороги. Когда-то он ездил, потом летал, теперь ходит по тропам. И уверен, что километры — такой же нужный багаж, как и возраст.

Герой: Валерий Шанин, основоположник движения «автостоп» в России

Фотографии: из личного архива Валерия

Текст: Софья, пишущий путешественник

 В Западном Тибете перед корой, то есть ритуальным обходом, вокруг горы Кайлас
В Западном Тибете перед корой, то есть ритуальным обходом, вокруг горы Кайлас

Про романтику первооткрывателя

Я не буду брюзжать и говорить, что раньше было лучше. Но скажу, что раньше было по-другому. Однажды я ехал автостопом по Китаю, язык, естественно, не знал. У меня было с собой две карты: на английском и на китайском. Я знал, куда мне нужно добраться, но сиюминутно часто не имел представления, где нахожусь. Попуткам я тыкал в карту и показывал, куда стремлюсь, но совсем не всегда оказывался, где нужно. Мне приходилось уточнять у местных, в каком городе или деревне я нахожусь. Люди с интересом разглядывали карту, но, к моему удивлению, не всегда могли помочь.

И тогда я ощущал себя первооткрывателем, а ещё очень остро чувствовал момент происходящего здесь и сейчас. Когда же у вас под рукой есть смартфон с интернетом, вы можете найти ответ почти на любой вопрос. Вы можете в пути говорить с родными по видеосвязи и чувствовать себя будто с ними дома. И только если оторвёте глаза от экрана, то вспомните, что вы в другой стране. Едва ли получится почувствовать себя первооткрывателем в таких обстоятельствах.

Ещё пример: я очень люблю Турцию и суммарно провёл в путешествиях по ней два года. Так вот, в 1997-м я забирался наверх крепости Амасьи — старинного городка в 140 километрах от черноморского побережья. Тогда там стояло два лопуха и три коровы. Спустя 15 лет там выстроили стену в два ряда, положили настилы, лестницы, нагнали толпы туристов. Иногда я думаю, что сейчас растёт туристический пузырь. Теперь, когда всё стало доступно, людям нужно просто где-то отметиться, сделать фото и поставить галочку. Но я не уверен, что многие люди на самом деле хотят путешествовать по достопримечательностям.

Я обернулся вокруг света три раза и могу сказать, что у меня больше нет зуда быстро переместиться куда-нибудь. Наоборот, мне теперь нравится замедляться, ходить пешком, исследовать тропы. Ведь если задуматься, то человек был создан для охоты и собирательства. Его привычная скорость — пять километров в час, а не 800, как у самолётов. Иногда здорово не торопиться, а прислушиваться к себе, к природе вокруг. Погружать себя в такие первобытные состояния — в лесу, например, без телефона очень полезно, на мой взгляд.

 В пустыне Вади-Рам, Иордания
В пустыне Вади-Рам, Иордания

Про то, как всё началось

Мне 62 года, и с 1997-го я считаю себя профессиональным путешественником. Я побывал на всех континентах, кроме Антарктиды. Ближе всего я подбирался к ней, когда был в Ушуайе, на Огненной Земле. Страны я перестал считать после 100. Думаю, что сейчас их уже больше 110. Ещё у меня больше 80 фильмов про путешествия и больше 30 книг и путеводителей.

Я рос в Советском Союзе, и в моём окружении не было представления о самостоятельных путешествиях. Я знал, что можно отправиться по путёвке на море или в составе научной экспедиции, например, в горы, или, если вы спортсмен, на соревнования куда-то за рубеж. Я поступил на физический факультет МГУ в 1979 году и тогда начал путешествовать благодаря вузу. После первого курса я был с геологами в Сибири, после второго — с вулканологами на Камчатке. А вот после третьего поехать в экспедицию не получилось — в июле у меня была военная подготовка, а на один оставшийся месяц август уже никто не брал. И я подбил друга отправиться в Крым.

Мы были совершенно не готовы к той поездке: не взяли с собой ни рюкзаки, ни палатки, ни запас еды. Доходило до того, что мы буквально стелили одну газетку на землю, а накрывались другой. Тем не менее в таком формате мы путешествовали. В основном перемещались на общественном транспорте: на автобусах и прогулочных корабликах.

Однажды вечером вышли пешком из Судака и решили направиться в сторону Планерского (сейчас это Коктебель). Через некоторое время рядом с нами остановился автомобиль «Жигули». Водитель уточнил, куда мы движемся, и сказал, что мы пропустили нужный поворот и уже два с лишним километра идём в направлении Симферополя. Нам, в общем-то, было всё равно, куда направляться. Но водитель почему-то сильно озаботился нашей безопасностью и предложил вернуть к повороту. По пути он рассказал, что в четыре утра мимо этой точки пойдут грузовики, которые могут подбросить нас до нужного города.

В четыре утра мы просыпаться, конечно, не стали, но когда встали, решили попробовать поймать попутку. Первым остановился ЗИЛ-130. Так и начался мой автостоп.

Мы с другом сообразили, что схема рабочая, и проехали на попутках весь Крым. Потом переправились через Керченский залив, добрались по побережью Краснодарского края аж до Пицунды, заскочили в Брест и уже оттуда вернулись в Москву.

 На тропе Е4 на полуострове Пелопоннес, Греция
На тропе Е4 на полуострове Пелопоннес, Греция

Про автостоп за границей

После того лета я понял, что автостоп мне как человеку спонтанному очень подходит. Это был пинок от мира, который подтолкнул меня на дальнейшие путешествия. За следующие восемь лет, то есть к 1990 году, я уже проехал автостопом многие республики СССР: Прибалтику, Среднюю Азию, европейскую часть России. Мне казалось, что я изъездил весь доступный и интересный мне мир. А в 1991-м я заканчивал получать второе высшее — психологическое, тоже в МГУ, собирался поступать в аспирантуру и хотел завязывать с автостопом. Но судьба распорядилась иначе.

В МГУ работала система общения с иностранными коллегами. И один из них выписал мне приглашение в США. Мне дали визу, и я отправился в Нью-Йорк. У меня было с собой 300 долларов и никакого плана. Я ехал просто посмотреть страну.

Я решил, что мне нужна какая-то цель после посещения Нью-Йорка, и оттуда я направился к тому коллеге во Флориду. Добираться я решил автостопом, хотя и не был уверен, что этот способ перемещения там работает. Но всё получилось. Так что затем из Флориды, тоже автостопом, я добрался до Калифорнии, а потом через север — Неваду, Юту, Вайоминг, Небраску, Айову, Иллинойс, Индиану, Огайо, Пенсильванию — снова в Нью-Йорк. И улетел домой.

В следующие годы ездил несколько раз автостопом по Польше, Германии, Великобритании — границы для россиян уже открылись. А когда вернулся из последней такой поездки, понял, что накопил приличный опыт в путешествиях не только по родной стране, но и за рубежом.

 Автостоп в Эквадоре во время третьей кругосветки
Автостоп в Эквадоре во время третьей кругосветки

Про выход в люди

Начало 1990-х — время почти без интернета, не говоря уже о соцсетях. А мне очень хотелось рассказать как можно большей аудитории о своём опыте. Поэтому я сделал самое простое и доступное тогда: написал, как умел, статью о поездке по США и пошёл ногами в редакцию газеты «Иностранец».

На удивление статью сразу взяли и напечатали под названием «Люди с большого хайвея». Потом даже предложили написать вторую. Правда, не случилось, потому что газета получила письмо из госорганов о том, что мой первый материал создаёт негативный образ советского путешественника. «Что это такое, спит не пойми где, ездит не пойми как. Как бомж. Советский человек (хотя это и было уже постсоветское время) должен быть солидным»!

В общем, во второй публикации мне отказали, но, как говорится, Остапа понесло. Я написал не просто статью, а целую книгу «Хитч-Хайкинг. Автостопом по США и Европе». Напечатал за свои деньги — 23 февраля 1994-го забрал первый тираж — и сам же занялся пиаром. Я обошёл буквально все СМИ и рассказал им о себе и о книге. А потом замахнулся и организовал первый в России чемпионат по автостопу. У участников было два этапа. В первом нужно было проехать 10-дневный марафон по европейской части. А во втором — за 2 дня объехать Золотое кольцо. По пути в обоих этапах нужно было отмечаться на контрольных точках. Выигрывал тот, кто приезжал первым.

Первый чемпионат России по автостопу проходил с 19 по 30 сентября 1995 года. В программе было два вида соревнований: 10-дневный марафон и спринтерская гонка по Золотому кольцу России. В марафоне приняло участие 14 человек. Все стартовали одновременно в 12 часов 19 сентября от здания МГУ на Воробьёвых горах. Каждый имел право самостоятельно выбрать маршрут, но так, чтобы проехать минимум через 9 контрольных пунктов из 30 и вернуться назад в Москву не позднее 23:00 11 сентября. Основной критерий определения победителя — пройденное за 10 дней расстояние. Информация отсюда.

Внимание прессы было серьёзное: на одного участника приходилось иногда по пять журналистов. Были и телеканалы: ОРТ (теперь Первый канал), РТР (сейчас «Россия-1»), НТВ, зарубежная WTN. Писали про соревнования и газеты: «Известия», Christian Science Monitor. И многие другие.

С тех пор начался бурный рост автостопа в России. Ранее недоступные страны открывались. Люди всё лучше понимали, что если выйти и поехать, то можно и до Индии добраться. А ведь во времена СССР для многих Марс и Нью-Йорк были в одной недостижимой категории.

 На поезде в Шри-Ланке и во время трекинга по железнодорожным путям в Греции
На поезде в Шри-Ланке и во время трекинга по железнодорожным путям в Греции

Про первую кругосветку

В 1996-м я провёл чемпионат Москвы, потом и чемпионат Европы по автостопу. Меня стали называть «известным путешественником». Однако мне чего-то не хватало, чтобы принять это наименование. Например, кругосветного путешествия.

И в 1999 году я отправился в годовое путешествие вокруг земного шара. Мой план был такой: проехать через Азию до Австралии, потом оттуда добраться до Южной Америки, далее в Европу и домой.

Когда я выезжал, у меня в паспорте была проставлена только виза Монголии. Все остальные я планировал делать в посольствах по пути. Однако я не учёл, что на это может потребоваться много времени. Например, возникла трудность с австралийской визой. Её я получил только с третьей попытки. Из Москвы я большую часть ехал автостопом, иногда пересаживался на поезд или корабль. Так я преодолел Монголию, Китай, Лаос, Таиланд, Малайзию, Сингапур и добрался до Восточного Тимора в Индонезии. Оттуда я сел на попутный ооновский самолёт (они согласились меня подбросить) до Австралии. К тому моменту от начала путешествия прошло уже семь месяцев. Так что я сильно не укладывался в сроки.

Основная проблема с моей задержкой в пути была в том, что дома меня ждали жена и двое детей. И я был их единственным кормильцем. Да, я оставил им денег на первые полгода. И предполагал, что вторую половину года они проживут в долг. Но когда я осознал, что вовремя, то есть ровно через год, не вернусь, то принял решение искать работу в Австралии, чтобы переслать домой какие-то средства. Я устроился на цветочную ферму и остался на австралийском континенте больше чем на полгода. Когда денег накопилось достаточно, я решил двигаться дальше. Правда, сначала всё-таки поездил и поизучал Австралию — не всё же мне на цветы на плантациях смотреть.

Следующим пунктом была Новая Зеландия. Добрался я до неё на попутном российском контейнеровозе. Денежные запасы опять иссякли, а вернуться быстро у меня не получалось. История с работой повторилась. Кроме того, оказалось, что сообщение между Новой Зеландией и Южной Америкой тогда было очень скудное. Попасть на грузовой корабль, который ходил раз в месяц, было просто невозможно. Мне пришлось выбирать: лететь в Москву или в Южную Америку. Интересно, что билеты стоили одинаково. Я решился продолжить только потому, что было неудобно бросать — я пообещал проехать вокруг света и должен был это сделать.

В итоге я заработал на билет и долетел до Южной Америки. У меня оставалось 50 накопленных долларов (а выезжал я, кстати, с 300), и мне нужно было как-то двигаться дальше. На тот момент я не был дома уже два года. Я узнал, что из Эквадора в Санкт-Петербург ходят банановозы, и договорился, что сяду на один из них. Три месяца я плыл с бананами в Россию. А из Санкт-Петербурга до Москвы я добрался автостопом. Так закончилось моё первое кругосветное путешествие.

 На рисовых плантациях на Филиппинах
На рисовых плантациях на Филиппинах

Про публичные выступления

Тогда мне снова захотелось рассказывать о моих приключениях, поэтому я с радостью приходил в программы на радио и ТВ, написал книгу «Вокруг света за 280 долларов». 280 — потому что из тех оставшихся 50 я потратил на еду 30 и вернулся домой с 20 долларами в кармане.

Ещё у меня с собой была видеокамера. Я хотел сделать фильм, но в итоге большую часть материала продал телевидению. Например, первые семь серий передачи «Туристический калькулятор» на НТВ были полностью смонтированы из моих съёмок.

Думаю, что если до кругосветки у меня ещё был шанс вернуться к условно обычному существованию, то после неё стало понятно, что я могу жить только путешествиями.

Про работу и проекты

Я начал искать варианты совмещения поездок и заработка. До кругосветки я преподавал социальную психологию на факультете журналистики в МГУ, а потом был психологом-консультантом в МИДе. Там же вёл курсы по психологии делового общения. Но вся эта деятельность предполагала оседлость, поэтому мне не подходила. Первое, что пришло на ум, — писать статьи, чем я и занялся. Ещё начал продавать фото- и видеоматериалы на телеканалы и в фотобанки. Это тоже приносило доход.

С тех пор я больше никогда не выходил в офис. До сих пор доход мне приносят книги, путеводители, продажа прав на фотографии, видеосъёмки и на готовые фильмы.

Кроме того, я принимаю участие во многих проектах. Некоторые придумал сам, в другие меня приглашали. Так, например, я попал в ещё одну кругосветку — за 108 дней. Меня позвали выступить гидом для туристов — а заодно установить рекорд по скорости прохождения маршрута. Это был 2007 год.

В 2008 году я сам придумал проект «Мир без виз». С друзьями мы поехали вокруг света, но по государствам, где с российским паспортом не нужна виза. У нас получилось посетить 38 стран и проехать через Восточную Европу, Африку, Южную Америку и Азию. Мы стартовали 19 сентября, а вернулись 1 июня следующего года.

После я увлёкся пешим туризмом. В 2013 году прошёл Ликийскую тропу в Турции и снял про это фильм. До пандемии я больше мыслил себя как зарубежный путешественник, но с 2020-го начал активно изучать тропы в России. В 2021 году меня позвали в проект «Великий русский северный путь» — от Москвы до Соловков. Я планировал поначалу присоединиться на две недели и посмотреть как пойдёт, а в итоге провёл в проекте два с половиной месяца, дошёл до финальной точки, в пути отснял и потом смонтировал 38-серийный фильм про путешествие.

В дороге я также осознал, что было бы здорово сделать ещё тропу от Херсонеса до Москвы — и так соединить Чёрное и Белое моря. Так что план на этот год — выйти в апреле из Херсона и закончить путь в июле в Москве.

 На руинах Аюттхаи в Таиланде
На руинах Аюттхаи в Таиланде

Про багаж

В путешествия я беру с собой аптечку, но с самым необходимым. У меня нет хронических заболеваний, поэтому и нет медикаментов, которые нужно принимать на постоянной основе. Ещё я обязательно делаю медицинскую страховку, потому что знаю, что можно угодить в разные приключения.

Вещей я беру немного — только самое необходимое и то, что будет не жалко потерять или порвать. Обычно все они помещаются в туристический рюкзак. Путешествовать с чемоданом неудобно, я люблю оставаться мобильным. Ещё у меня всегда с собой камера, жёсткий диск и ноутбук. Технику, деньги и документы стараюсь всегда держать при себе отдельно от других вещей, потому что знаю, что рюкзак могут утащить.

Про детей

В детстве я с родителями жил в Башкирии. Когда мне не было и шести, папа часто брал меня с собой в командировки. Думаю, что поэтому для меня путешествия — что-то само собой разумеющееся. Другое дело, что до вуза я не знал, что можно ездить самому.

Своих детей я тоже приобщил к поездкам. Старшую дочь я взял с собой, когда отправился автостопом в Крым, — ей тогда было 5 лет. С младшей мы ездили от Москвы до Гибралтара, тоже автостопом, когда ей было 13 лет. И можно сказать, что дети унаследовали от меня ген путешественника — они тоже любят это дело.

Сейчас старшая закончила геологический факультет МГУ, так что поездки — это часть её работы. Недавно она вернулась из Аргентины. Младшая увлеклась маунтинбайком и проходит веломаршруты по всему миру. Кстати, она первая из россиянок, кто завершила гонки в Швейцарии, Новой Зеландии и Австралии.

 На тропе Е4 на острове Крит, Греция
На тропе Е4 на острове Крит, Греция

Про тропы

Из наших троп у меня за плечами Валдайская, Волжская, Большая Севастопольская, Крымская. Сейчас добавится от Херсона до Соловков. На самом деле тропы у нас прокладываются очень быстро. Например, активно развивается район Кавказа.

Можно сказать, что я сам принял участие в прокладке и маркировке новой тропы — как раз той, которая от Москвы до Соловков. Это был чужой проект, но он стал мне родным. К тому же я решил продолжить его уже сам и проложить ещёодну часть — от Херсона до Москвы.

Основная идея нового маршрута — найти тропы в обход больших городов и дорог. Правда, не всегда получается сделать это с первого раза. Карта и реальность иногда не совпадают. Ещё нужно думать о том, чтобы тропа была доступна и комфортна для прохождения. Например, нужно предусмотреть на тропе заходы в населённые пункты каждые 20–30 километров — чтобы человек мог идти налегке, без палатки. Также стоит помнить о богатых историей местах и достопримечательностях. Маршрут от Херсонеса до Соловков захватывает Белую Калитву, где произошла битва, описанная в «Слове о полку Игореве», Куликово поле, место битвы на Каринском поле под Александровской слободой, множество монастырей.

Важно понимать, что тропы ориентированы и на профессионалов, и любителей. Прохождение всего маршрута зачастую требует продолжительного времени, так что большинство людей будет выбирать какой-то фрагмент и идти только его. Например, от Москвы можно добраться до Сергиева Посада по тропе «Дорога в Лавру». Это маршрут в 120 километров. По дороге есть места для остановок и маркировка.

В девятнадцатом веке в мире активно развивалось железнодорожное сообщение. В двадцатом начали появляться пешие тропы. Сейчас их активно маркируют, прокладывают новые и вносят на карты. Это происходит по всему миру: недавно появилась иорданская тропа Jordan Trail, корейская тропа Нампхарангиль. В Канаде открыли десятитысячный путь с востока на запад Trans Canada Trail, правда, вот таким маршрутом, на мой взгляд, идти скучно: ты всегда на одной широте. Другое дело — следовать с юга на север. Один из таких новых путей у нас — Большая уральская тропа.

 На Лансароте, одном из Канарских островов, Испания
На Лансароте, одном из Канарских островов, Испания

Про возраст

Конечно, путешествия с возрастом меняются. Но меняются не только они, а весь жизненный уклад. И это абсолютно нормально. Сначала меня увлекал автостоп. Потом я сместился в сторону бэкпэкинга, то есть путешествий на общественном транспорте. И мне стало интересно исследовать глухие и труднодоступные места, а не большие города. Потом пришло время пеших походов.

Наверное, ключевое понимание, которое приходит с возрастом: вы можете заниматься тем, что интересно именно вам, и не оглядываться на большинство. Если кому-то в 50 лет хочется отплясывать на дискотеках по всему миру — пожалуйста. Главное, чтобы ему это было в удовольствие.

Про опасности

За всю историю моих путешествий меня несколько раз грабили. Расскажу самую запомнившуюся историю. Я в компании моих друзей — девушки и парня, ехал по Центральной Америке. Дело происходило в Гватемале по пути в Мексику. Позади уже были Сальвадор, Никарагуа, Гондурас.

Я понимал, что там задаваться вопросом, ограбят нас или нет, не надо. Правильно спрашивать: когда? Поскольку все пять стран занимают лидирующие позиции по уровню преступности. Единственное, чего я хотел, — чтобы всё прошло наиболее безобидным для нас образом. В общем-то, так и получилось.

Мы уже добрались до автовокзала. Было 12 часов дня, по улице слонялись люди, рядом по большому шоссе неслись автомобили. Наш автобус немного задерживался. Мы стояли на остановке. Вдруг из-за угла резко вывернула машина без номеров. Из неё выскочили трое парней с автоматами и пошли на нас.

Время для меня замедлилось. У меня был выбор: забежать в автовокзал, напасть первым или сразу что-то отдать бандитам. Я предпочёл последнее и, не дожидаясь угроз, протянул одному из них камеру. Второй отнял у меня простой сотовый телефон.

В итоге следующая картина: у двух бандитов в одной руке по пистолету, в другой по добыче, а третий ни с чем. Он попытался выхватить у моей спутницы сумку, но она не отдала. Потом — стащить с парня часы, но тоже не вышло. Преступники поняли, что нужно уходить, но уже от своей машины выстрелили в нас. К счастью, промахнулись.

Уже в автобусе я понял, что нападавших кто-то вызвал. Сами по себе ни с того ни с сего они бы не приехали на автовокзал средь бела дня. Меня видели сотрудники автовокзала, ребят — работники соседней забегаловки, куда они ходили за бургерами. Ещё рядом был небольшой продуктовый магазин, и его охранник с помповым ружьём стоял у входа. Вот кто-то из них и позвонил бандитам. Также думаю, я поступил правильно, когда сразу отдал им что-то ценное. Так мы все остались целы.

Ещё раз меня ограбили в Новой Зеландии — стащили ноутбук. А в Швейцарии забрали туристический рюкзак, который я оставил при входе в продуктовый магазин. Я, конечно, был сильно удивлён. Зачем кому-то куча грязных вещей и спальник? Правда, там был жёсткий диск с кадрами прохождения Дороги франков. Вот с тех пор паспорт и жёсткий диск я всегда держу при себе.

 На руинах Вуни, Северный Кипр
На руинах Вуни, Северный Кипр

Про размеры и расстояния

Основной мой вывод после всех моих путешествий — мир един. Нигде нет страны с молочными реками и кисельными берегами. Везде живут примерно одинаковые люди и заботят их схожие проблемы. Так что уверен — путешествия здорово помогают бороться с ксенофобией. А ещё я убедился, что хорошие люди встречаются гораздо чаще, чем плохие. Конечно, во всех странах есть процент негодяев, но в конечном счёте добра больше.

Есть три стадии восприятия мира. Когда ты только начинаешь ездить, тебе кажется, что мир необъятен. Когда за плечами уже много мест, тебе начинает казаться, что мир очень компактен. И, наконец, наступает понимание, что обойти весь мир у тебя никогда не получится — жизни не хватит. И границы мира снова раздвигаются.

Ты осознаёшь, что нет смысла ограничивать себя туристическими местами или известными достопримечательностями. Задача каждого путешественника — выбрать то, что привлекательнее всего для него самого. И чем быстрее человек выйдет из границ в своей голове, тем быстрее для него откроется мир.

Что касается меня, то сейчас меня манят земли бывшей Римской империи. Мне интересно в моих путешествиях находить следы правления Александра Македонского.

Про доступность путешествий

Я часто слышу мнение, что путешествовать дорого и сложно. Но это не так. Путешествовать, сохранив свой привычный уровень жизни, вполне можно. Другое дело, если человек ждёт от путешествий роскошных отелей и условно чёрной икры на завтрак, хотя в обычной жизни для него это не является нормой.

Всеми своими книгами, путеводителями и фильмами я хочу сказать, что каждый имеет право на путешествия. Не каждый должен этим заниматься, но у каждого должна быть такая возможность — несмотря на финансовую ситуацию или отсутствие времени.

Когда-то я вывел для себя такую формулу: за 11 месяцев работы можно спокойно скопить денег на 1 месяц путешествий. Когда дело касается профессиональных путешествий, то схема меняется: нужно работать 1 месяц, чтобы остальные 11 путешествовать. Это тоже возможно, но при условии, что путешествия приносят тебе что-то, что ты можешь продать.

В наше время возможностей совмещать работу и поездки в разы больше. Нет необходимости искать подработку на плантациях или фермах. Можно работать удалённо или вести блог. Человек, который искренне желает увидеть мир, всегда найдёт способ это сделать. Святой Августин говорил: «Мир — это книга, и те, кто не путешествует, успевают прочесть лишь первую страницу». Я абсолютно с ним согласен.

Комментарии

Написать комментарий
Как вас зовут?
Ваш комментарий
Спасибо! Ваш комментарий отправлен на модерацию. После проверки он будет виден другим пользователям.
Показать еще

Похожие статьи

Обновлено 21 ноября 2024 Открытие границ 2024 Какие страны открыли границу, куда есть рейсы, можно ли уже покупать билеты, что надо знать заранее. Здесь мы, аналитический центр сервиса поездок и путешествий Туту.ру, собираем последние новости по ситуации с открытием границ. Информация постоянно обновляется. Ситуация меняется очень быстро, все оперативные новости мы выкладываем вот в этом теле
Саргассово море – самое необычное на планете: у него нет берегов, нет чётких границ, оно на 1–2 метра выше уровня вод остального Атлантического океана и к тому же самое большое. Этот природный феномен у берегов Америки создали течения и саргассы – водоросли, плотным ковром покрывающие поверхность моря. С Саргассовым морем связано множество мистических легенд о кораблекрушениях. На е
У нас есть огромное сообщество постоянно путешествующих людей. В день в нём задаётся несколько сотен вопросов о том, что правильно делать на месте, как оформлять документы, что нужно и так далее. Примерно треть полезных ответов — это ссылка на какой-то местный чат или телеграм-канал. Собственно, мы решили собрать советы путешественников на одной странице. Вот суперлокальные чаты и каналы,
  Армения Условия въезда: российский паспорт или загранпаспорт. Важно знать: российским паспортом Можно воспользоваться только при перелёте. При въезде на машине обязательно нужен загранпаспорт, который будет действовать ещё три месяца после выезда из страны. Детям до 14 лет для любой поездки нужен отдельный загранпаспорт. Срок разрешённого пребывания — 180 дней.