В июле начинаются съёмки нового документального сериала о восхождении российской команды на один из сложнейших восьмитысячников мира К2. О том, что заставляет людей стремиться ввысь, нырять в глубины или просто активно отдыхать и путешествовать, — в разговоре с продюсером сериала Валдисом Пельшем.
Валдис Пельш на Южном полюсе. Фото: wikimedia/IrenGreen
Валдис Пельш родился в Риге в 1967 году. В 1990-е получил известность как телеведущий и один из участников группы «Несчастный случай». Сегодня он автор и продюсер документальных фильмов и сериалов. В свободное от съёмок время профессионально занимается дайвингом и прыгает с парашютом — в активе около 400 прыжков. Ещё одно увлечение — коллекционировать армейские шлемы времён Первой и Второй мировых войн и чёрные открытки с ночными видами городов.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
«Люди, сделавшие землю круглой» (2015) — о лётчиках Валерии Чкалове и Михаиле Громове и первых сверхдальних трансполярных перелётах из СССР в США.
«Ген высоты» (2016) — о покорении Эвереста группой любителей под руководством профессиональных спортсменов.
«Самый умный в мире небоскрёб» (2016) — о здании МГУ им. М. В. Ломоносова на Воробьёвых горах в Москве.
«Алтай. Путешествие к центру земли» (2016) — о культуре, быте и природе региона.
«Берлин 41-го. Долетали сильнейшие» (2017) — о дальней авиации в Великую Отечественную.
«Полярное братство» (2018) — о сотрудничестве советских и британских лётчиков в защите полярных конвоев и Мурманска в 1941 году.
«Гвардии „Камчатка“» (2018) — об обороне Петропавловска-Камчатского в 1854 году.
«Большой белый танец» (2019) — о белых акулах и их взаимодействии с человеком.
«Человек, который всегда хотел большего» (2019) — о бизнесмене Василии Шахновском, который накануне своего 60-летия решил взойти на Эверест, но перед этим совершить восхождения на три вершины в разных частях света: Казбек, Манаслу и Охос-дель-Саладо.
«Антарктида. Хождение за три полюса» (2020) — о переходе в автономном режиме на вездеходах-амфибиях через самый малоизученный континент планеты, через полюс недоступности, Южный полюс и полюс холода.
«Арктика. Увидимся завтра» (2020) — о технологиях настоящего и будущего для этого сурового региона.
«Русский Север. Дорогами открытий» (2021) — о путешествии через Ярославскую, Вологодскую, Мурманскую, Архангельскую области, а также Карелию, республику Коми и Ненецкий автономный округ.
«Планета Земля. Увидимся завтра» (2021) — о ближайшем будущем науки и технологий.
«Татарстан. Дорогами открытий» (2022) — о самых интересных местах Татарстана, обычаях и истории региона.
«Узбекистан. Заглянуть за горизонт» (2022) — о туристических маршрутах по стране, которых нет в путеводителях.
Беседовала Анна Черникова
— Вы готовите второй проект с альпинистом Александром Абрамовым и клубом «7 вершин» — о восхождении на К2. Это второй по высоте после Эвереста восьмитысячник мира. Ваш первый совместный сериал, о покорении Эвереста, снят несколько лет назад. Вы продолжаете искать ответ на вопрос, почему некоторых так тянет в горы? Или вы сами увлеклись альпинизмом?
Ни то, ни другое. Выяснилось, что главное — это процесс. Очень интересно наблюдать за целеустремлёнными людьми, которые движутся в направлении самого, наверное, желанного для них в этот временной момент события. И в то же время за тем, насколько тяжело им это движение даётся и как они находят в себе силы делать каждый следующий шаг.
Кроме того, мы сразу планировали три вершины. К2 — вторая. Мы как минимум два года бьёмся над этим проектом. И вроде сейчас выходим на финишную прямую.
— Во время съёмок на Эвересте вы сами поднялись до 6000 метров над уровнем моря. На К2 планируете идти выше?
На К2 работа выше базового лагеря, то есть выше 6000 метров, сопряжена с повышенным риском для съёмочной группы. А до самого базового лагеря там шесть дней идти по леднику. Причём сама гора открывается наилучшим образом только за два дня до подхода к лагерю. Съёмочная группа будет снимать в базовом лагере — чтобы получить хороший план горы, и ниже. Дальше будут работать наши высотные операторы. Они профессиональные альпинисты, и на них мы возлагаем ответственность за съёмки от базового лагеря до вершины.
Кадры из фильма «Ген высоты», 2016 год
— Есть мнение, что альпинисты, особенно те, кто ходит по самым опасным маршрутам, — максимально эгоистичные люди: они что-то доказывают себе, но забывают о родственниках, детях. Что вы думаете по этому поводу?
Эту идею можно абсолютизировать и назвать эгоистичным любое увлечение человека. Вот кто-то коллекционирует спичечные коробки — так он забывает о семье, тратит на хобби если не деньги, то время, которое мог бы посвятить ей. На самом деле альпинисты — обычные люди. Просто на вершине они проходят некий обряд очищения. Знаете, когда они спускаются, они совершенная табула раса. Хотите совет? Если ваш богатый приятель идёт в горы, а вы думали взять у него денег в долг, то ждите его в базовом лагере. Когда он спустится, можно просить обо всём. Это если мы говорим о любителях.
Альпинисты-спортсмены, профессионалы, более замкнуты в себе. Они малоэмоциональны. Для них горы — это их жизнь, их повседневная реальность. В горах они привыкли концентрировать энергию, а не раздавать её. И вот они сидят в палатках — и терпят, потом идут вверх — и терпят. Поэтому в фильмах про восходителей-профессионалов либо не хватает эмоций, либо они наигранные. Когда профессионалы рассказывают, как им сложно или какой опасности они только что подвергались, — это они изображают экстравертов, потому что таковы правила шоу-бизнеса. И их об этом попросили.
— Поэтому в центре вашего сериала про Эверест любители?
Да, мы не просим героев предъявить эмоции. Мы находимся в той страте производителей кино, которым интересно, как люди дают выход своему негативу в стрессовой ситуации. И пусть человека выворачивало наизнанку, он ругался, кричал и бился в истерике. Но всё-таки он дошёл до вершины, он стоял там наверху, и весь мир был под ним. Он спустился и смог своей радостью поделиться со зрителями. Вот этот человек для меня героичен, потому что он не скрывал ни как ему тяжело, ни как он счастлив.
Кадр из фильма «Ген высоты», 2016 год
— В прошлом году вышла очередная книга Райнхольда Месснера — альпиниста, который первым взошёл на Эверест без кислородных баллонов, а также установил множество рекордов в горах. И он много пишет о том, что главную вершину мира превратили во что-то попсовое, туда заходят теперь все кому не лень — благодаря помощи гидов и шерпов. А это умаляет достижения таких, как он...
Для профессиональных альпинистов вообще абсолютно нормально бубнить. Что касается Месснера, то он очень сложный и весьма противоречивый человек. Кстати, у нас с ним не получилось любви, потому что он выкатил нам огромную сумму за интервью и сказал, что выделит нам 40 минут, а говорить будет только о том, о чём захочет. Но нет сомнений, что он великий альпинист. То, что для него обыденно и просто, для других очень тяжело и сложно. Важно вот что: даже если восходитель запутался кошками в верёвках и шерпы ему помогают, всё равно каждый следующий шаг он делает сам. Этот человек всё равно идёт сам.
Да, количество восходящих на Эверест увеличилось. Этому, без сомнения, способствуют и технологии — ведь мы же живём в технологичном веке. Я и про технологии адаптации, и расчёта энергии, которая понадобится на горе, и про технологии доставки этой энергии внутрь организма альпиниста — с помощью витаминов, и про технологии спасения. Конечно, это всё упрощает попадание на вершину. Но гора продолжает забирать людей. И не только эта гора. Тот же Эльбрус каждый год забирает жизни альпинистов. Идущий на вершину не может быть на сто процентов уверен, что всё сложится замечательно и он вернётся. Так что одни идут, другие идут и бубнят. И то и другое — логичные составляющие нашей жизни. А Эверест в любом случае остаётся Эверестом. Это крыша мира. И то, что десять лет назад попасть на неё было сложнее, чем сейчас, не умаляет сегодняшних достижений.
Вообще, когда люди идут на гору, пусть даже не самую высокую на свете, например на пятитысячник, они всё равно преодолевают себя и чего-то достигают. И им интересно жить. Другим интересно жить по другим причинам.
Кадр из фильма «Полярное братство», 2018 год
— У вас сразу много причин для интересной жизни — вы же увлекаетесь и дайвингом, и скайдайвингом. Эти увлечения похожи между собой?
Это всё абсолютно разные вещи. Дайвинг — это парение, скайдайвинг, то есть парашютный спорт, — тоже парение на потоке, но в то же время очень быстрое движение в сторону земли, скоростное падение. Однако с иллюзией того, что вы летите — ведь вы можете перемещаться в воздухе, а если вы не одни, то взаимодействовать. Техника скайдайвинга отличается от дайвинга. В парашютном спорте вы определяете своё положение в пространстве или перемещение геометрией своего тела. А в дайвинге ваше положение — это ваше дыхание.
Так что и механики разные, и удовольствия разные, и картинки разные. Но одно увлечение другому совершенно не мешает, скорее они друг друга дополняют. И раз они доступны, то было бы обидно их не попробовать — как и массу других вещей в жизни. В конце концов, так вы становитесь лучшим рассказчиком: «А вот у нас ещё случай был...»
Конечно, эти увлечения сопряжены с некоей повышенной ответственностью. Но если человек готов к этой ответственности, то вперёд и с песней! А вот если не готов, то не надо и пробовать — ничего хорошего не получится.
Кадр из фильма «Русский Север. Дорогами открытий», 2021 год
— Вы как-то рассказывали, что во время одного из погружений вас атаковала акула...
Да, на меня напала довольно крупная самка галапагосской акулы. Всё было по классике: горбатая поза, опущенные плавники, сужение кругов. В этом случае существует протокол, как действовать, которому я и следовал. Первый шаг: я поставил запасной регулятор давления акваланга на принудительную подачу воздуха — при этом вы окутываетесь таким облаком пузырей. Второй шаг: я начал резкое движение навстречу акуле. В природе жертва должна убегать. А другое поведение акулу пугает. И третий шаг — упереться руками ей в прямо в рыло, когда она совсем близко. Рыло у неё очень чувствительное, и она отступает. Но до третьего шага не дошло, она прекратила атаку раньше.
Кадр из фильма «Большой белый танец», 2019 год
— Каков в целом ваш подход ко взаимодействию с живой природой в путешествиях? Например, у норвежцев, для которых отпуск на природе — почти национальное увлечение, есть позиция, что природа главная. А вы как на это смотрите?
Надо понимать, что мы всё-таки слабее природных энергетических массивов. Будь то волна, или ветер, или крупные животные, или мелкие, но кусачие звери. При взаимодействии с ними нужно учитывать, что они могут оказаться сильнее тебя.
Например, на съёмках «Большого белого танца» я и другие участники фильма выходили на открытую платформу, и рядом, на расстоянии полутора метров, плавала большая белая акула. Но делали мы это так. Сначала опускались под воду в специальной клетке и наблюдали за поведением акулы. Видели, что она проявляет лишь большое акулье любопытство, но не агрессию. И тогда оценивали обстановку, масштаб риска и принимали решение, выходить или нет на платформу. Потому что всегда нужно помнить, что время разворота акулы в воде — где-то одна десятая секунды. И вам стоит быть готовым среагировать правильно — второго шанса она не даст.
Есть такая гавайская фридайвер — Оушен Рэмси. Она снимала погружение к акулам и взаимодействие с ними. Но там показана только вторая часть процесса. А этому тоже предшествовала серьёзная оценка рисков.
Кадр из фильма «Большой белый танец», 2019 год
Мы, конечно, не какие-то подчинённые во взаимоотношениях с природой. Просто у всех свои возможности. Зачастую возможности животных, возможности природных явлений сильно превосходят наши. И чтобы всё закончилось хорошо, остались прекрасные воспоминания, надо это учитывать и не расслабляться. Я видел однажды, как человек запихивает кулак в пасть акуле-няньке. Акула-нянька — большая и добрая рыба, милейшее создание. Она очень миролюбивая. И название у неё такое ласковое. Всё это приводит к иллюзиям. У неё небольшая челюсть. Но она выбрасывает эту челюсть вперёд — и всасывает то, что ей досталось. И руку человека она с лёгкостью ломает в этот момент. Только не все об этом знают.
Норвежцы скорее пропагандируют максимально уважительное отношение к природе — мы не должны там ничего тревожить или портить. Но мы вторгаемся — такова человеческая натура. Мы отправляемся в путешествия, пересекаем континенты, бороздим моря и океаны, следуя своим целям — и они могут быть по отношению к природе если не агрессивными, то энергичными. Идеально было бы найти некий баланс, как в той же Антарктиде. Нам там только в первые сутки было сложно помнить, что весь мусор, который мы производим, надо собирать и везти дальше с собой. А вот опытные полярники окурки кладут в карман — у людей выработалось абсолютно правильное отношение к окружающей среде. Хотя брошенный мусор мы там всё равно видели. Его очень мало, но он есть. То есть человек остаётся человеком. А нужно на природе оставаться человеком, но внимательным и аккуратным.
Кадр из фильма «Узбекистан. Заглянуть за горизонт», 2022 год
— Люди делятся на тех, кто тяготеет к тёплым странам, и тех, кто предпочитает холодные. Судя по вашей фильмографии, вы человек Севера, это так?
Да, я сложнее переношу жару, нежели холод. В холоде есть возможность. Но если придумается какая-то история в пустыне Наска или в Неваде, то, значит, будем потеть.
— Тем более что опыт съёмок в тёплой стране у вас есть — вышел уже второй ваш фильм про Узбекистан...
Первый снимался по заказу узбекских коллег, а потом мы его адаптировали для российского телевидения — получился небольшой отчёт бывалых путешественников под названием «Узбекистан. Заглянуть за горизонт». Сейчас уже представлен второй фильм, он тоже снят в сотрудничестве. А посвящён второй в мире коллекции русского авангарда, которая находится в Узбекистане, но не в Ташкенте, а в городе Нукус — это столица Каракалпакии (первая по значимости коллекция собрана в Третьяковской галерее в Москве. — Прим. ред.). Фильм называется «Ловцы солнца» и рассказывает о феноменологии того, как была составлена эта коллекция, как она обогатилась за счёт тех художников, которые творили на земле Узбекистана. И как туда попали работы художников, которые никогда в Узбекистане не бывали, — московских, санкт-петербургских.
Кадр из фильма «Узбекистан. Заглянуть за горизонт», 2022 год
Для нас, группы, съёмки получились революционными в плане собственных открытий. Я, например, никогда не увлекался современным искусством, и авангардом в частности. А тут удалось соприкоснуться с действительно великими работами. Фильм построен на рассказе о судьбе трёх художников. Это Александр Волков, Александр Николаев (он же после принятия ислама Усто-Мумин) и Виктор Уфимцев. Они по разным причинам и разными путями оказались в Туркестане, прожили там свою творческую жизнь и оставили большое наследие, которое разошлось и по России, и по миру. Ведь русский авангард — это самое востребованное в мире направление русского искусства.
Также в фильме прослеживаются истории Игоря Савицкого — его имя носит музей в Нукусе, и Георгия Костаки. Эти два без сомнения великих и удивительных человека осознали ценность авангарда и захотели сохранить всё, что возможно, но каждый пошёл своим путём. Очень интересно наблюдать за их перипетиями. Ещё у нас был неплохой бюджет. И нам удалось поиграть с картинами — я там существую порой как герой полотен, взаимодействую с персонажами внутри.
— У вас в фильмах вообще много компьютерной графики. Это ваша позиция, что современное документальное кино должно быть технологичным?
Это необходимость. Мы ещё в первом проекте «Люди, сделавшие землю круглой» (мини-сериал 2015 года, посвящённый главному триумфу отечественной авиации 1930-х — сверхдальним трансполярным перелётам экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова. — Прим.ред.). потратили 40 процентов бюджета на раскрашивание чёрно-белой кинохроники. Потому что я как-то обратил внимание, что детей, подростков нельзя заинтересовать чёрно-белыми съёмками, для них это анахронизм. Они не понимают, почему картинка не цветная. Это такой художественный приём?
Когда мы покрасили героев, фильм заиграл по-другому. Благодаря компьютерной графике и анимации получилось кино, которое может быть воспринято молодыми людьми, понято ими.
А вообще, у меня два повода для гордости. Первая — что в школах их показывают как учебные пособия: и «Людей, сделавших Землю круглой», и «Антарктиду», и «Берлин 41-го. Долетали сильнейшие», и «Камчатку». И дети через эти фильмы легко воспринимают историю. Там доступно, понятно, а и иногда и реально круто. А вторая — что все наши фильмы украл один большой пиратский онлайн-кинотеатр, где представлены мировые новинки в прекрасном качестве. Выходит, что наши работы приравняли к мировым шедеврам.
Кадр из фильма «Люди, сделавшие землю круглой», 2015 год
— А у вас была такая цель, когда вы начинали снимать, — чтобы ваши фильмы дошли до школ?
Мы осознанно снимаем для максимально широкой аудитории. Если производить кино для специалистов, получится такой кухонный жанр. А он не очень хорош для любого телевидения. И неважно, публицистика ли это, путешествия или политика. Вы должны быть понятны и интересны максимально широкой аудитории.
Причём, как только фильм выходит на телеэкран, мы выкладываем его в Youtube — сразу, едва его увидели жители Камчатки. На другие платформы мы отдаём фильмы за практически символическую сумму. И на «Мою планету», и на региональные каналы — всё для того, чтобы достучаться до максимально широкой по возрасту и месту проживания аудитории. Так мы выполняем свою функцию — рассказываем историю большому числу зрителей на понятном и доступном для всех языке.
Кадр из фильма «Антарктида. Хождение за три полюса», 2020 год
— Кстати, о языке. Есть мнение, что язык для современной молодёжи должен быть максимально простым. У вас в фильмах богатый литературный закадровый текст. Думаете, возможен на нём диалог с двадцатилетними?
Уверен, что да. Они прекрасно понимают литературный язык. Но в силу специфики общения, например, в социальных сетях, где они проводят много времени, у них возникает привычка разговаривать на примитивизированном языке — такой там используется. Это не очень хорошо, но так было всегда. Литературный язык — язык общения не такого уж большого количества людей.
Вообще, публицист, писатель, ведущий — это человек, который своим языком, своей манерой общаться поднимает планку, чтобы к ней хотя бы иногда стремились. Да, есть большое количество плохих рассказчиков и плохих ораторов. Тем более надо популяризировать более-менее приличную, связную литературную речь.
Кадр из фильма «Русский Север. Дорогами открытий», 2021 год
— Вот эта основательность подхода и в путешествиях вам важна? Или всё же иногда хочется бежать вперёд, а не копать вглубь?
Есть разные подходы. Нам предлагали нарезать наши фильмы на трёхминутки для соцсетей. Мы отказались, потому что подобный материал живёт неделю. Потом приходит новый, быстро сделанный. Это знаете, как на базаре в Иерусалиме лавочник. Он несёт горячий противень со свежей выпечкой и кричит, будто ему аж руки жжёт: «Ай-ай-ай». Чтобы все обратили внимание — потом же остынет. Так и с коротким форматом. Через неделю вас уже забудут. Мне, вот честно, жалко тратить время на подобное. Хочется рассказывать истории, которые, если человеку интересно, останутся у него в голове. Ну а если уж ему неинтересно, то он найдёт для себя другие формы увеселительного досуга — и это его выбор.
— Путешествия — это же часто встречи вот такими с интересными людьми. Нет ли желания написать книгу?
Сейчас пишется книга о нашей экспедиции по Антарктиде. Не мемуары, а именно хроника пересечения континента весьма необычным способом — на вездеходах-амфибиях «Емеля», созданных конструктором Василием Елагиным. А ещё мы очень многих провоцируем на творчество. Вот альпинист, руководитель клуба «7 вершин» Александр Абрамов год назад опубликовал «Ген высоты». Его жена Людмила Коробешко недавно выпустила «Ген высоты 2.0». Николай Манвелов по итогам съёмок нашего фильма «Гвардии „Камчатка“» об обороне Петропавловска-Камчатского в 1854 году написал большую историческую монографию. Думаю, после летней экспедиции на К2 у Абрамова получится ещё одна книга.
— Расскажите, куда в России и за её пределами вы бы хотели вернуться? И, может быть, есть мечта где-то побывать, куда вы ещё не доехали?
Вернуться хочу на Камчатку и на Алтай — они оба на первом месте. И зимой, и летом они просто вау! На втором месте — озеро Байкал. Кстати, фильм, который мы сняли на Алтае, там показывают и в гостиницах, и на вокзалах, и в аэропортах. Нам это очень приятно. Это, наверное, одна из высших наград, которую можно заработать своим трудом.
Съездить я бы хотел на австралийское побережье — понырять на Большом Барьерном рифе. Ещё посмотрел бы на ход сардин на восточном побережье Африки.
Кадр из фильма «Алтай. Путешествие к центру земли», 2016 год
— Но вот всё-таки и погружения, и восхождения — это ещё и физический труд. Зачем все эти усилия?
Каждый выбирает свой ритм, свои цели. Название фильма «Узбекистан. Заглянуть за горизонт» — это, наверное, если не моё кредо, то мой модус вивенди: узнать, что там дальше. Мы в Антарктиде столкнулись с белой бескрайностью: две-три недели линия горизонта никакая. Ты движешься к ней, но ничего не меняется, ничего не происходит. А я всегда за горизонтом представлял дерево или дом — превращал бессмысленное перемещение из точки А в точку Б в попытку достичь какой-то цели.
Кадр из фильма «Антарктида. Хождение за три полюса», 2020 год
— Но в конце нужен дом?
Конечно. Должна быть точка, после которой вы понимаете, что ужасно соскучились по дому — и сейчас вам надо ехать туда. Нет ничего более важного и ничего более приятного, чем дорога домой.
Комментарии