Самолёт Superjet-100 в полёте может набрать 128 метров высоты за 26 секунд. Судоподъёмник Красноярской ГЭС поднимает на ту же высоту баржи из Енисея в Красноярское море примерно за 40 минут. Однако механизм, которому уже больше 40 лет, вызывает не меньшее восхищение, чем флагман российской авиации. Тем более что в нашей стране он такой один, а в мире подобных всего несколько десятков. Правда, увидеть его в работе сегодня удаётся нечасто. Но и без него тут есть на что посмотреть.
Плотина Красноярской ГЭС. Фото: Денис Белевич / wikimedia
Красноярская ГЭС по номинальной мощности 6000 МВт занимает сейчас второе место в России, уступая только стоящей выше на том же Енисее Саяно-Шушенской ГЭС с её 6400 МВт. Но чтобы что-то понять про этих гигантов, проще оперировать параметром «фактическая среднемноголетняя выработка». Для Красноярской ГЭС это 18,35 млрд кВт∙ч за период эксплуатации. Такого количества электричества хватило бы на год, например, всему Новосибирску и области. У Саяно-Шушенской ГЭС этот показатель равен 21,84 млрд кВт∙ч. И это годовой объём энергии, потребляемой Хабаровском и Владивостоком, вместе взятыми.
Плотина Саяно-Шушенской ГЭС в Хакасии. Фото: Андрей Белавин
Обе гидроэлектростанции были задуманы в 1950-е, когда из-за активного развития промышленности регион и СССР в целом нуждались в новых мощных источниках энергии. Изыскания на месте будущей Красноярской ГЭС прошли в 1954-м, а в 1963-м строители уже перекрыли Енисей первой на реке дамбой. К этому моменту выше по течению на месте будущей Саяно-Шушенской ГЭС тоже развернулись активные работы.
Первый гидроагрегат Красноярской станции заработал в 1967-м, запуск остальных 11 завершили к 1971 году. Саяно-Шушенскую, с её 10 турбинами, вводили в строй чуть позже и значительно дольше — с 1978-го по 2000-й.
Сегодня между двумя электростанциями 500 километров хороших асфальтовых дорог. Так что многие совмещают их осмотр в одной промышленно-туристической поездке: прилетают в Красноярск, улетают из Абакана. И по желанию добавляют элементы музейного туризма или активного отдыха.
Более-менее классический маршрут обычно выглядит так: прилететь в Красноярск, день провести в городе — тут есть что посмотреть и где вкусно поесть; потом Красноярская ГЭС и переезд в Абакан; третий день — Саяно-Шушенская ГЭС. Это программа-минимум. Расширять можно неограниченно. Например, в Красноярске прямо в черте города в фан-парке «Бобровый лог» зимой катаются на горных лыжах. А ещё есть национальный парк «Красноярские столбы» с трекинг-маршрутами к причудливым каменным останцам.
Коммунальный мост через Енисей в Красноярске
Те, кому хочется получить от поездки максимум, поедут к ГЭС из Красноярска на машине. Это 38 километров пути плюс ещё немного на интересные отклонения от маршрута. Сначала будет смотровая площадка на Слизневском утёсе. С неё открывается лучший вид на Енисей из всех возможных. На площадке установлен трёхметровый сибирский осётр из железа — памятник знаменитой Царь-рыбе из рассказов Виктора Астафьева. В Енисее таких, конечно, не водилось. Максимум, рассказывают, в начале XX века доставали двухметровых по 100 килограммов. Но художественный вымысел в творчестве никто не отменял. А родная деревня писателя, Овсянка, находится неподалёку. Музейный комплекс в деревне включает дом Астафьева, воссозданную усадьбу его бабушки и экспозицию по повести «Последний поклон». К столетию автора в 2024-м в Овсянке обещают открыть центр с причалом, маяком и новой набережной. Если она будет столь же прекрасна, как набережная в Дивногорске, то местным жителям можно только позавидовать.
Смотровая площадка «Царь-рыба» с видом на Енисей в окрестностях
Красноярска
Дивногорск — город-спутник Красноярска. Толчок к развитию он получил, когда сюда прибыли толпы молодых строителей плотины. Пару лет назад в центре Дивногорска вдоль реки были устроены прогулочные и велодорожки, хипстерские лавочки, арт-объекты и воркаут-зоны. Для посиделок с видами подходит длинная барная стойка с высокими табуретами. Сидя на них, приятно любоваться высоким скалистым противоположным берегом Енисея — ну точно норвежский фьорд.
Набережная в Дивногорске
Из Дивногорска также ездят к Манской петле — красивому изгибу реки Маны, притока Енисея. Над ним на высоком гранитном утёсе недавно устроена смотровая площадка. До красоты семь минут на машине и ещё немного пешком вверх по лестнице. Открыта круглый год.
Изгиб реки Маны известный как Манская петля в окрестностях
Дивногорска
Помимо машины, из Красноярска до ГЭС добираются на поезде: круглый год по субботам ходит экскурсионный состав «Навстречу истории». Вернуться можно на нём же. Летом есть также вариант возвратиться по воде на прогулочном катере — такие предложения встречаются у местных туристических компаний.
Она построена в каньоне шириной 750 метров. Чтобы перекрыть Енисей в этом месте, понадобилось соорудить плотину с максимальной высотой 128 метров. Длина её стены — 1072,5 метра, а ширина по основанию — 95,3 метра.
Если объяснять на пальцах, то плотина в поперечном разрезе представляет собой прямоугольный треугольник. Прямой угол обращён к нижнему течению реки. Вода давит на прямую стенку, которая передаёт давление на основание. И плотина удерживает его за счёт собственного веса. Такой тип плотин называют гравитационным.
На плотину ГЭС ушло 5,52 млн куб. метров бетона. Это примерно 620 тысяч самых распространённых сегодня в России миксеров «КамАЗ» с объёмом «груши» 9 куб. метров. Могучая бетонная завеса особенно эффектно смотрится по вечерам в праздники, когда включена архитектурная подсветка. А самые яркие дневные фотографии гарантированы поздней осенью, когда тайга по берегам Енисея становится золотой и алой.
Праздничная подсветка плотины Красноярской ГЭС
Ближайшая к плотине смотровая площадка — вскоре за мостом через Енисей в направлении Абакана. Отсюда же наблюдают за работой легендарного судоподъёмника, который способен поднять вверх по течению из Енисея в Красноярское море речную баржу весом 1500 тонн. Это эквивалентно весу 15 прогулочных пассажирских судов типа «Москва» или 33 самолётов Superjet-100 с пассажирами. А спроектировать диковинную конструкцию пришлось для сохранения судоходства в этой части Енисея. На многих плотинах для этих целей используются шлюзы. Но разница в уровне воды в случае Красноярской ГЭС такова, что необходимая для её компенсации протяжённость шлюзов превысила бы расстояние от плотины до Красноярска.
Судоподъемник Красноярской ГЭС
Разлившийся над плотиной Енисей местные жители называют Красноярским морем. Водоём достигает в длину почти 400 км, а его глубина превышает 105 м. Его живописные узкие заливы и песчаные бухты с фигурными скалами — любимое место летнего отдыха у красноярцев и туристов. Но дальше по пути в Абакан, столицу Республики Хакасия, есть и другие интересные места для водного отдыха.
Красноярское море над плотиной одноименной ГЭС. Фото: Сергей
Шандин
По мере приближения к границе Красноярского края с Хакасией смешанные леса сменяются уходящими за горизонт полями. И посреди этого плоского «ничего» есть озёра с симпатичными турбазами по берегам, но для готовых к спартанским ночёвкам.
Сторонники комфорта бронируют отель и столик в ресторане в Абакане. А на подъезде к нему восхищаются вырастающими из полей холмами, а потом и суровыми скалами, поросшими коренастыми, совсем не подмосковными берёзами.
До «Саянки», как зовут её местные, от Абакана 120 километров, или чуть меньше двух часов пути. С сентября 2021 года ГЭС официально открыта для туристов. Тут есть музей строительства, можно пройти в машинный зал, увидеть 10 гигантских турбин и береговые водосбросы, а также подняться на гребень плотины, за которым разливается бескрайнее Саяно-Шушенское водохранилище. Попасть можно только с экскурсией. Они проводятся трижды в неделю, но записываться надо заранее, как минимум недели за две, и через аккредитованные турагентства. Сложновато в эпоху сиюминутного туризма, но стоит того, чтобы взглянуть изнутри на шедевр инженерной мысли.
Саяно-Шушенская ГЭС. Фото: Андрей Белавин
ГЭС возведена в нижней части так называемого Саянского Коридора, каньона протяжённостью 280 км, который Енисей пробил в горах Западного Саяна. При проектировании плотины инженеры использовали естественный рельеф местности — почти отвесные каменные стены и природный перепад высот в каньоне. Помимо собственного веса, как в случае с Красноярской ГЭС, здешняя плотина для обеспечения устойчивости использует арочную в горизонтальном сечении конструкцию, которая передаёт часть нагрузки от давления воды на береговые скалы. Такая плотина называется арочно-гравитационной.
Машинный зал Саяно-Шушенской ГЭС. Фото: Андрей Белавин
На создание стены ушло 9,075 млн куб. метров бетона. Из такого количества бетона можно проложить двухполосную дорогу с обочинами не более 1,7 метра с каждой стороны между Москвой и Хабаровском — при толщине бетонного слоя 10 см и ширине полос 3,75 метра каждая.
Схема устройства Саяно-Шушенской ГЭС. Фото: Федеральная служба по
экологическому, техническому и атомному надзору / wikimedia
Ещё немного впечатляющих цифр. Высота плотины — 242 метра. Это примерно как здание МГУ на Воробьёвых горах в Москве, причём вместе со шпилем. Кстати, строилось оно в те же 1950-е, когда задумывались ГЭС на Енисее. Ширина плотины в верхней части — 25 метров, по основанию — 105,7 метра, а длина гребня с учётом врезок в скальные берега — 1074,4 метра. Сегодня стену плотины украшает надпись «Россия», каждая буква в ней высотой 57 метров и шириной 52 метра.
Для любителей «самого»: это самая высокая плотина в России и самая высокая плотина арочно-гравитационного типа в мире. В «Книгу рекордов Гиннесса» она внесена как самое прочное гидротехническое сооружение.
Электрификация страны была в СССР важнейшей задачей, и в возведение подобных махин вкладывались невероятные средства и людские силы. А ещё при этом неизменно цитировали первого советского вождя Владимира Ленина: «Коммунизм — это есть советская власть плюс электрификация всей страны». Вспомнить о нём, глядя на самую большую российскую ГЭС, вполне уместно. В 80 км от неё в направлении Абакана есть посёлок, которому станция обязана частью своего названия, — Шушенское. Ученики всех советских школ сразу бы рассказали, что тут Владимир Ленин в конце XIX века несколько лет провёл в ссылке. После его смерти две избы, где он квартировал сначала один, а потом с женой и тёщей, превратили в музей. Потом в 1990-х вокруг начала образовываться этнографическая экспозиция под открытым небом.
Музей-заповедник «Шушенское». Фото: Tayan23 / wikimedia
В ленинских домах показывают интерьеры и предметы быта и объясняют, что Ленин тут жил неплохо, но книг не хватало. Ещё 29 строений вокруг — крестьянские дома, барские усадьбы и официальные заведения с воссозданной обстановкой конца XIX — начала XX века. Есть и тюрьма, и кабак, и действующие мастерские с лавками. Для полноты погружения в прошлое — при наличии времени в настоящем — некоторые остаются на ночь в одном из стилизованных под старину гостевых домиков с сибирской баней.
Дом в музее «Шушенское», где жил Владимир Ленин. Фото: Vyacheslav
Bukharov / Wikimedia
Ещё один вариант продлить поездку — отправиться в национальный парк «Шушенский бор» у хребта Борус на территории огромного Саяно-Шушенского биосферного заповедника. Это тоже недалеко от ГЭС.
Национальный парк «Шушенский бор». Фото: страница Саяно-Шушенского
заповедника и НП «Шушенский бор» во ВКонтакте
Здесь растут бесценные сибирские кедры и водятся редчайшие снежные барсы и сибирские козероги с роскошными загнутыми рогами. Кто-то остаётся в туристических домиках на одну-две ночи. Кто-то выбирает многодневные трекинги: по заповеднику проложено несколько экомаршрутов, доступных с мая по октябрь. Самый впечатляющий тур «Саянский каньон» предполагает поход по отрогам Западного Саяна и ночёвки на кордонах. Занимает от трёх до восьми дней. И это отличный шанс оценить всю красоту звёздного неба в отсутствие электрической засветки мегаполиса.
Автор Ольга Яковина
Комментарии