Россияне идут в Третьяковскую галерею посмотреть на подлинники картин, которые знают с детства — по учебникам и конфетным обёрткам. Иностранцы стремятся сюда, чтобы взглянуть на работы художников, которые ставили и продолжают ставить рекорды на арт-аукционах. И все они тут смотрят на историю России за прошедшие 11 веков — такую, какой её запомнили или представляли себе художники нашей страны. А ведь собирать такую огромную коллекцию начал один человек — купец Павел Третьяков. И в процессе он не боялся соперничать с самим императором.
Текст: Дарья Рыжкова
В рубрике «Фишки России» мы повествуем о вещах и явлениях, которые с высокой вероятностью встречаются именно, а иногда и только у нас. Без них не обойтись, если нужно было бы открыть Музей российского настоящего.
Главное здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Фото
wikimedia/Mike1979 Russia
Смотрители Третьяковской галереи утверждают, что чаще всего от посетителей слышат фразу «Ну это же этот, как его?». Посетители часто не помнят фамилии художников и путают названия картин. Так, «Утро в сосновом бору» у них — «Мишки на дереве». Но всё равно сами сюжеты знакомы многим с детства.
Что такое коллекция Третьяковки сегодня? Это более 190 тысяч экспонатов: в первую очередь картины и иконы, но также скульптура и произведения современных художников. Часть коллекции выставлена в 11 зданиях в Москве, часть хранится в запасниках. Плюс открываются филиалы в других городах: сегодня они есть во Владивостоке, Калининграде и Самаре.
Чтобы было проще понять, что же такое Третьяковка, откуда в ней что взялось, представим, будто смотрим на картину. Вот полотно, его когда-то и почему-то задумал автор. Изображение выполнено в определённой технике в определённое время и определёнными материалами. Готовую работу убрали в раму и показывают в каком-то пространстве. Вот давайте также поговорим и обо всей галерее — через замысел, сюжет, стиль, автора и обрамление с презентацией.
Основа коллекции Третьяковской галереи — частное собрание братьев Павла и Сергея Третьяковых, её, с более поздними дополнениями, можно увидеть в Москве по адресу Лаврушинский переулок, 10, строение 4. Именно здесь с 1851 года жила семья купцов Третьяковых.
Первые картины из своего собрания Павел Третьяков размещал в жилых комнатах, как это было принято во многих домах, где увлекались собиранием живописи. Но он сразу знал, что передаст коллекцию городу — его замысел был в том, чтобы показать людям максимальное количество достойных работ художников его времени.
Сейчас в Лаврушинском переулке в главном здании Третьяковки 62 зала, в которых произведения расположены по хронологии их создания. Это позволяет проследить, как менялись национальные художественные традиции. Но есть и исключение: экспозицию замыкает коллекция древнерусской иконописи двенадцатого — семнадцатого веков. Хотя сами иконы также представлены в хронологическом порядке.
Кто такие братья Павел и Сергей Третьяковы? С виду обычные купцы. Но не совсем. Во-первых, это были просвещённые предприниматели: они увлекались театром, искусством, тратили деньги не только на расширение бизнеса, но и, как бы сейчас сказали, на социальные проекты. Например, построили ясли, детский сад, больницу и баню для работников их предприятия.
Во-вторых, делом их жизни, в первую очередь старшего брата Павла, оказалась именно галерея. Собирать произведения живописи он начал в 1856 году. Тогда для представителя купеческого сословия занятие это было очень нетипичное. Да, в дворянских кругах коллекционирование уже давно было в чести. Но вот купцы увлеклись подобным только во второй половине девятнадцатого века. Ну а ещё более удивительным было то, что с самого начала Павел Третьяков настаивал — коллекция будет передана городу и людям. И собирал он её только для этого.
Откуда они взялись? Представители богатого купеческого рода, москвичи в третьем поколении. С детства работали в лавке отца, образование получили на дому — но весьма приличное. По завещанию унаследовали несколько лавок в Гостином дворе. Затем открыли торговый дом в Москве и при нём магазин полотняных, льняных и хлопчатобумажных товаров. Позже учредили льняную мануфактуру в Костроме (она работает и сегодня).
Слева работа Ильи Репина «Портрет П.М. Третьякова», 1883 год,
холст, масло. Справа изображение Сергея Третьякова из журнала
«Всемирная иллюстрация», 1877 год. Рисовал Пётр Борель с фотографии
Александра Эйхенвальда, гравировал Иван Матюшин. Фото wikimedia
(1,
2)
Самого Павла современники описывали как человека довольно сдержанного и молчаливого, говорили, что живёт он скорее замкнуто, избегает праздности и светских увеселений, всё время тратит на работу, путешествия — и создание галереи. По записным книжкам, которые цитирует Александра Боткина, дочь Третьякова, в своей книге «Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве» тоже видно, что семья не бедствовала, но и большой роскоши себе в быту не позволяла. На себя Третьяковы тратили гораздо меньше, чем на коллекцию.
Рынок на Большой Сухаревской площади, 1900–1907 годы. Фото
wikimedia
Известно, что первыми покупками Павла Третьякова стали картины с Сухаревского рынка, так называемые старые голландцы. Были ли они старыми и голландцами — неизвестно. Но вскоре Третьяков решил впредь приобретать только современных ему русских живописцев — с ними можно было знакомиться и общаться, а значит, быть уверенным в подлинности работ. Постепенно он приобрёл вкус и авторитет в арт-сообществе, выстроил отношения с художниками и другими собирателями.
Постепенно Павел Третьяков приобщил к коллекционированию и младшего брата Сергея. Но тот больше интересовался современной западной живописью и французским искусством. Его коллекцию в особняке на Пречистенском бульваре могли увидеть только близкие знакомые — это было закрытое собрание. Но о желании Павла оставить всю свою коллекцию городу Сергей знал и в своём завещании оставил аналогичное пожелание. Он умер первым из братьев — в середине лета 1892 года. А через месяц с небольшим, 31 августа 1892-го, Павел Третьяков отправил в Думу заявление, что передаёт городу и коллекцию брата, и собственную. Также в общественное пользование отходил один из домов семьи — тот самый в Лаврушинском переулке.
Что получила Москва от Третьяковых и на каких условиях? 1276 картин, 471 рисунок, 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров (Антонова В.И. Государственная Третьяковская галерея. — Москва: Искусство, 1968). Но взамен Павел и его жена Вера Мамонтова, кстати, двоюродная сестра купца и мецената Саввы Мамонтова, просили о возможности пожизненно пользоваться жертвуемым домом, перестраивать и расширять его. Третьяков также оставлял за собой «право заменять одну картину другою, если в видах улучшения коллекции я найду это необходимым, с условием лишь, чтобы общая стоимость коллекции от сего не уменьшилась». При этом особо оговаривалось, что «это право никак не может принадлежать будущим попечителям».
Грамота об избрании П.М. Третьякова Московской городской думой
почётным гражданином Москвы (1887 год) и опись собрания Сергея
Третьякова (1891 год). Фото wikimedia (1,
2)
Особенно Павел Третьяков настаивал на доступности коллекции для людей. Поэтому просил сделать так, чтобы экспозиция в Лаврушинском была «открыта на вечное время для бесплатного обозрения всеми желающими не менее четырех дней в неделю в течение всего года». Городская дума не стала отказываться от столь щедрого дара и постановила избрать Павла Третьякова почётным гражданином Москвы.
За два года до смерти, в 1896 году, коллекция уже тогда была в собственности города, Павел Третьяков записал в завещание пожелание внести в Московскую городскую думу «...150 000 рублей для употребления процентов на ремонт Галереи, 125 000 рублей на приобретение на проценты с этой суммы живописных и скульптурных художественных произведений для пополнения коллекций».
Музей Павла и Сергея Третьяковых входит в число выставочных площадок Третьяковки. Он находится в доме в Голутвинском переулке, где братья родились и провели детство. Дом первоначально принадлежал их деду.
Как Павлу Третьякову удалось собрать столько всего ценного в своём доме? На это ушло много времени и средств. Исследователи подсчитали, что на коллекцию он потратил более полутора миллионов рублей — если перевести на современные деньги, то столько же, но миллиардов.
Он не сорил деньгами и почти всегда торговался — художники вспоминали не раз его знаменитое «Не будет ли уступочки?». Мотивировал тем, что всё это не для себя, а для будущего музея города, а значит, расточительство тут ни к чему. Но и скрягой Третьяков не был, поддерживал художников в тяжёлых ситуациях. Например, он приобрёл первую работу молодого пейзажиста Фёдора Васильева «Оттепель», а потом ездил навещать больного туберкулёзом художника в Крым, помогал ему деньгами и был готов приобретать его работы. К сожалению, в 23 года Васильев умер.
Бывало, что Павел Третьяков приобретал скандальные или спорные картины и даже те, которые запрещала цензура. А бывало, что и вступал в спор с мастерами, но стоял на своём — например, когда передвижники стали критиковать его за покупку работ модернистов.
Были ли у коллекционера конкуренты? Да, и среди них один весьма влиятельный — император Александр III, который тоже собирал произведения искусства. Вот история из воспоминаний многолетнего смотрителя Третьяковской галереи Николая Мудрогеля:
«Однажды на выставку передвижников приехал царь Александр III. Он тоже собирал русские картины. Ходит по выставке, смотрит... Понравилась ему одна: «Желаю приобрести». Устроители почтительно докладывают:
— Ваше величество, картина уже приобретена Третьяковым.
Царь нахмурился: «Ну, так вот эту приобрету».
— Ваше величество, и эта приобретена Третьяковым.
— А эта?
— Тоже.
— Эта?
— Тоже...
Царь очень рассердился, недовольным голосом сказал устроителям:
— Хотел у вас приобрести что-нибудь, а купец Третьяков всё у меня перебил.
Устроители, конечно, в трепете. И в тот же день вынесли решение: «С выставки ничего не продавать, пока на ней не побывает государь император».
(из книги «Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее: Н.А. Мудрогель», 1962)
Ещё один эпизод противостояния с императором связан с картиной Ильи Репина «Запорожцы». Художник работал над ней 13 лет, было написано три варианта. Самый ранний эскиз Третьяков купил сразу. А за большое полотно Александр III, который уже ранее заказывал Репину картины и поддерживал Товарищество передвижных художественных выставок, куда тот входил, предложил 35 тысяч. Перебить такое предложение Третьяков не мог. Он получил второй, неоконченный вариант картины.
Эскиз картины «Запорожцы», Илья Репин, 1887 год. Холст, масло.
Вдохновением для художника послужил эпизод в имении Абрамцево,
когда меценат и предприниматель Савва Мамонтов зачитал там письмо,
которое запорожцы отправили турецкому султану в 1676 году. В
Абрамцеве с 1878 года в усадьбе собирался так называемый
Мамонтовский кружок, или Абрамцевский художественный кружок, где
работали мастерские традиционных художественных ремёсел, ставились
любительские спектакли, проходили творческие вечера, а художники
приезжали писать с натуры. А потом ещё Репин сам отправился
путешествовать по Запорожью. Фото
Wikimedia
Художник работал над картиной почти 11 лет, с 1880 по 1891 год. Первый законченный эскиз маслом появился в 1887 году, Репин подарил его историку и своему консультанту Дмитрию Яворницкому — он также позировал для фигуры писаря. Ещё одним известным натурщиком стал бытописатель Москвы, автор знаменитой книги «Москва и москвичи», журналист Владимир Гиляровский. Он изображён в образе атамана Серко, или Сирко. Позже Яворницкий продал эскиз Павлу Третьякову — сейчас этот и ещё несколько набросков хранятся в Третьяковской галерее. В 1892 году после успешных выставок в России и за границей — в Будапеште, Мюнхене, Чикаго и Стокгольме — картину купил император Александр III за 35 тысяч рублей. Для Павла Третьякова Илья Репин написал вторую версию картины. До 1930-х годов она хранилась в Третьяковке, а сейчас находится в художественном музее в Харькове.
С Репиным у Третьякова были особые отношения. Дело в том, что художник постоянно стремился доделывать и переделывать картины, даже те, которые уже продал. Третьяков даже распорядился не пускать его в галерею, хотя продолжал с ним тесно дружить. Но однажды в отсутствие Третьякова Репин всё же явился в экспозицию с этюдником и красками. Вот ещё один фрагмент воспоминаний Николая Мудрогеля.
«— Жалко, что его (Павла Третьякова. — Прим. ред.) нет. Ну, всё равно. Дайте-ка мне лесенку, я должен сделать поправку на картине „Не ждали“, — сказал он мне и Ермилову. Мы знали, что Репин — близкий друг Третьякова и всей его семьи. Но как же всё-таки разрешить поправку без особого разрешения Павла Михайловича? Мы смутились. Репин тотчас заметил наше смущение, усмехнулся:
— Вы не беспокойтесь. Я говорил с Павлом Михайловичем о поправке лица на картине „Не ждали“. Он знает, что я собираюсь сделать.
Раз так, делать нечего, — мы принесли ему лесенку, он надел рабочую блузу, поднялся к картине и быстро начал работать. Меньше чем в полчаса голова ссыльного была поправлена.
Третьяков, увидев поправки, был возмущен до крайности — так ему не понравилось всё, что сделал Репин на своих картинах...
...Много дней потом, по утрам приходя в галерею, он останавливался перед картинами и принимался ворчать:
— Испорчены картины! Пропали картины! Репин писал Третьякову письма, но Третьяков не отвечал. Наконец, спустя несколько месяцев, Репин приехал в Москву специально с тем, чтобы выяснить недоразумение. Когда он пришёл в галерею, Третьяков позвал нас, то есть меня и Ермилова, в репинский зал.
— Идите-ка сюда, идите, мы сейчас устроим суд.
— В чём же вы нас обвиняете? — засмеялся Репин.
— А в том, Илья Ефимович, — отвечал ему очень серьёзно Третьяков, — что вы самовольно сделали исправление на трёх картинах, не принадлежащих вам.
— Разве это к худшему?
— Да, по-моему, к худшему. Лицо бывшего ссыльного мне не нравится. А ведь это же не мои картины, это всенародное достояние, и вы не имели права прикасаться к ним, хоть вы и автор».
«Не ждали», Илья Репин, 1884–1888 год. Холст, масло. Есть два
варианта картины «Не ждали»: малый, или первый, датируемый
1883–1898 годами, и большой. И у исследователей творчества Репина
нет общего мнения о том, когда началась работа над большим
вариантом. Так, по воспоминаниям Всеволода Мамонтова, сына мецената
Саввы Мамонтова, интерьер комнаты был списан Репиным с подмосковной
дачи в Хотькове, где живописец провёл лето 1882 года. А
искусствовед и художник Игорь Грабарь утверждал, что работа над
двумя вариантами картины велась одновременно — «в те же летние и
осенние месяцы 1883 г[ода], в мартышкинской даче, прямо с натуры».
Мартышкино — это под Санкт-Петербургом. Версии Грабаря вторили и
искусствоведы Алексей Фёдоров-Давыдов и Ольга Лясковская. Первый
утверждал, что на полотне изображены комнаты дачи в Мартышкине,
вторая отмечала, что на большом полотне Репин использовал «ту же
комнату в Мартышкине, что и на маленькой доске». Как бы то ни было,
картина была представлена на 12-й выставке Товарищества передвижных
художественных выставок в Санкт-Петербурге в феврале 1884 года.
Фото
wikimedia
Картину «Не ждали» Репин написал под впечатлением от казни народовольцев, совершивших цареубийство 1 марта 1881 года, на которой он присутствовал. В то время в обществе не было единого мнения: одни требовали жестокой казни молодых людей, нарушивших одну из главных христианских заповедей, другие желали всепрощения, смотрели на народовольцев как на мучеников и апостолов правды.
В 1885 году картину купил Павел Третьяков. Тем не менее Илья Репин продолжал её дорабатывать — в 1885, 1887 и 1888 годах он вносил изменения в полотно, главным образом они касались лица входящего мужчины — об этом речь в воспоминаниях Мудрогеля. В первоначальном варианте 1884 года, судя по сохранившейся фотографии, главный герой выглядел смелым и решительным. Но в результате доработок возник известный сегодня образ сомневающегося, сломленного жизнью ссыльного.
Павел Третьяков не только наблюдал за тем, что делали художники, но и сам предлагал им сюжеты и героев. Например, он придумал, что в коллекции должна быть портретная галерея «Лиц, дорогих нации» — так он назвал свой, как бы сейчас сказали, проект. Он заказывал знакомым художникам портреты значимых, на его взгляд, современников. Интересно, что ни одного «незаслуженного» портрета в этой серии нет. Ни высоких чинов, ни государственных деятелей, ни царских особ. Зато есть Лев Толстой, который долго отказывался позировать. И есть Фёдор Тютчев, которого писали с фотографии. И есть Николай Некрасов, с которого еле успели сделать портрет, поскольку тот был уже при смерти.
«Заказы портретов были часто связаны для Павла Михайловича с большими волнениями: или портреты не удавались, или оригиналы не соглашались позировать. Или ещё хуже — люди болели и умирали», — пишет в книге воспоминаний дочь Третьякова Александра Боткина.
Например, попытку изобразить Ивана Тургенева предпринимали разные мастера, но ни одна работа не нравилась коллекционеру. Он хорошо знал писателя, общался с ним и желал такого сходства на картине, которое бы передавало его собственное восприятие этого человека. Удовлетворил его только вариант Ивана Похитонова. Вообще Похитонов в первую очередь был известен своими пейзажами, в картинах малых размеров он умел тонко и глубоко передать малейшие нюансы природы. Но и улавливать особенности характера людей художник тоже умел. К тому же с Тургеневым он тоже был знаком лично и даже пользовался его покровительством. Молодой пейзажист познакомился с писателем в Париже в начале 1877 года. А к работе над портретом Тургенева Похитонов приступил в конце 1882 года. Сам писатель отзывался о его работе так: «Похитонов также пишет портрет — необыкновенно выходит удачно и похоже. Это — мастер!» Картина так и осталась незаконченной из-за болезни и смерти Тургенева. Но Павел Третьяков приобрёл её. Галерист вообще высоко ценил мастерство Похитонова — в собрании Третьякова было 23 его работы.
«Портрет писателя Ивана Сергеевича Тургенева», Иван Похитонов, 1883
год. Дерево, масло. Фото Третьяковская
галерея
Почему в галерее так много картин на каждой стене? И зачем они висят иногда в два ряда? На самом деле это немного. И никаких помещений не хватит, если размещать картины свободнее. В современной подаче есть понятная системность — каждому художнику отведён свой зал. А всё в целом подчинено простой хронологии.
Но так галерея стала выглядеть уже после смерти обоих Третьяковых. В 1913 году её попечителем назначили искусствоведа и просветителя Игоря Грабаря. И именно он в течение нескольких лет перевесил всю коллекцию согласно историко-монографическому принципу, который тогда был принят почти во всех музеях мира.
В статье «Галерея без Третьякова» искусствовед Лилия Иовлева пишет: «Со времени смерти П.М. Третьякова тогда прошло уже 15 лет. На арену художественной жизни России выступило второе, считая стремящуюся к авангарду молодёжь, поколение художников, выросших вне тех эстетических принципов, которыми руководствовался Третьяков. При всём уважении к его делу они хотели видеть в Третьяковской галерее музей современный, не „кладбище“, как говорил Остроухов, но музей, живо откликающийся на призывы времени. Экспозиция Третьяковской галереи, при всей прелести ощущения присутствия её создателя, его мыслей, его исканий, была весьма хаотична. Работы одного и того же художника (например, Левитана, Репина, Сурикова и др.) повторялись в развеске как самого П.М. Третьякова, так и в залах „новых поступлений“. Историческая последовательность также соблюдалась весьма относительно».
А как было при Третьяковых? Обычно картины заполняли всё пространство стен, такой способ развески назывался шпалерным. А главной заботой куратора было выгодное освещение, особенно больших картин — с источниками света в конце девятнадцатого века в отличие от современности тоже ведь были сложности.
Шпалерная развеска картин в Третьяковской галерее, 1898 год. Фото
wikimedia/ Карл Фишер
Стремительное пополнение коллекции случилось после революции 1917 года, когда галерею национализировали. Кстати, текст декрета Совнаркома от 31 мая 1918 года правил лично Владимир Ленин: в название «Московская городская художественная галерея П. и С.М. Третьяковых» вписал слово «имени». Так Третьяковская галерея стала единственной на территории России, которая сохранила в названии имя создателя и владельца.
К 1923 году коллекция увеличилась сразу на 50 процентов: разумеется, за счёт национализированных предметов искусства из бывших царских дворцов, частных собраний, музеев и церквей. Среди новых поступлений были и отдельные картины, и целые собрания из подмосковных усадеб Шереметевых, Орловых-Давыдовых и других. Добавились также несколько музейных собраний русской живописи: Цветковская галерея, Музей иконописи и живописи имени И.С. Остроухова и Музей живописной культуры, собрание русской живописи из Румянцевского музея.
ИКОНЫ
Отдел древнерусского искусства в Третьяковской галерее, зал № 59.
Фото
wikimedia/Shakko
Когда Павел Третьяков передавал в дар городу коллекцию, в ней было около 70 икон. После революции эта часть собрания стремительно пополнилась — иконы передавались в государственный Музейный фонд, а оттуда в Третьяковку после изъятия из храмов.
В 1930 году в Третьяковской галерее открыли отдел древнерусского искусства. А в 1932 году Третьяковка вместе с реставрационными мастерскими сама провела семь экспедиций по обследованию церквей, монастырей и деревень Подмосковья, Поволжья, Архангельской области, Новгорода и Пскова.
Но кроме приобретений у Третьяковки были и потери: фонды галереи не избежали изъятий, волной прокатившихся по всем музейным и библиотечным собраниям, — молодой стране были необходимы деньги на борьбу с голодом и индустриализацию, и власти решали этот вопрос как умели: сотни икон и других произведений искусства были проданы за границу.
Зал с картиной Бориса Иогансона «Выступление В.И. Ленина на III
съезде комсомола» (1950, ГТГ), 22 мая 1987 года. Фото russianphoto/Архив
Александра Алексеевича Бобкина
В советские годы галерея регулярно пополнялась исключительно официальным искусством. С каждой большой всесоюзной выставки закупались лучшие работы. Но продолжались и поступления из частных коллекций. Одна из самых громких историй связана с картинами греческого коллекционера Георгия Костаки.
Он родился и большую часть жизни прожил в Москве. Одним из первых понял ценность русского авангарда и к концу 1970-х собрал одну из самых значимых его коллекций в мире. Когда в 1977 году Костаки решил уехать из России, то официально предложил советскому правительству принять значительную часть своего собрания.
Благодаря этой сделке в Третьяковскую галерею поступила коллекция авангарда — 142 произведения живописи и 692 графических листа более чем 40 русских художников, в том числе «Портрет М.В. Матюшина» Казимира Малевича, «Первая симфония Шостаковича» Павла Филонова, «Красная площадь» Василия Кандинского, «Живописная архитектоника. Чёрное, красное, серое» Любови Поповой, «Пробегающий пейзаж» Ивана Клюна.
«Купание красного коня», Кузьма Петров-Водкин, 1912 год. Холст,
масло. Эта картина много лет висела на стене обычной ленинградской
квартиры. Петров-Водкин написал её в 1912 году, в 1914-м отправил
на выставку в шведский Мальмё вместе с работами других российских
художников, и она так там и осталась — началась Первая мировая
война, а потом в России случилась революция. И только в 1950 году
вдове художника Марии Йованович удалось вернуть работы из Швеции.
Музеи не проявили интерес к «Купанию» и владелица продала её
коллекционеру Казимире Басевич. В собрании той и без
Петрова-Водкина уже было много интересных имён: Александр Бенуа,
Михаил Врубель, Константин Коровин, Зинаида Серебрякова, Константин
Сомов, армянский живописец Мартирос Сарьян. Басевич завещала
передать коллекцию Третьяковке. Фото
wikimedia
К главному зданию Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке ещё при жизни Павла Третьякова пришлось делать пристройки. А после его смерти внешнюю часть здания, как раз со стороны Лаврушинского переулка, перестроили по проекту художника Виктора Васнецова.
Проект фасада Третьяковской галереи Виктора Васнецова, 1904 год.
Фото
wikimedia
Тайны техники
Одна из стен залов Третьяковки в Лаврушинском переулке съёмная. И за ней скрыт большой грузовой лифт. На нём картины поднимают из депозитария и увозят обратно. Также внутри галереи есть переходы во все строения комплекса, в том числе в депозитарий и Инженерный корпус. По ним также носят картины, ведь на улице им оказываться нежелательно — возможна порча из-за перепадов температуры.
Рядом с историческим зданием находится Инженерный корпус, в котором базируются инженерно-технические службы — они следят за климатом в здании и его охраной. Во всех выставочных пространствах поддерживается постоянная температура +20° С и влажность 50–55%.
Инженерный корпус Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.
Фото Марии Макуш
Ещё одно здание Третьяковской галереи — действующий храм-музей Святителя Николая в Толмачах. Он построен в конце семнадцатого века. Третьяковы были прихожанами храма и помогали приходу. В 1922 году из храма изъяли 157 килограммов изделий из золота и серебра, а в 1929 году церковь закрыли, колокола сняли, некоторые — разбили, разобрали колокольню. После этого в храме размещались различные службы Третьяковской галереи. Какое-то время там был запасник, где хранилось полотно Михаила Врубеля «Принцесса Грёза» площадью 90 квадратных метров, высотой 14 метров и весом почти в полтонны.
Храм Святителя Николая в Толмачах, 1883 год, Владимирская икона
Божией Матери и алтарь в нём. Фото wikimedia (1,
2)
Теперь оно в зале Михаила Врубеля в основном корпусе в Лаврушинском. А в храме в 1993 году возобновились богослужения. К 1997 году была закончена реконструкция. Внутреннее убранство составляют в том числе около 150 предметов из Третьяковской галереи, некоторые из них специально приносят на богослужения из музея. Главную святыню — Владимирскую икону Божией Матери — держат в специальном киоте, в котором поддерживают постоянную температуру и влажность.
Панно «Принцесса Грёза», Михаил Врубель, 1896 год. Холст,
масло. Фото
wikimedia. Это полотно Михаил Врубель выполнил по заказу
мецената Саввы Мамонтова для Всероссийской
художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде. В
мастерской Саввы Мамонтова была исполнена копия «Принцессы Грёзы» в
технике майолики, которая и по сей день украшает фасад гостиницы
«Метрополь». Некоторое время панно хранилось в здании Русской
частной оперы Саввы Мамонтова, затем — в театре Зимина (ныне Театр
оперетты). Позднее панно попало в архив Большого театра, и про него
забыли, а когда случайно нашли, то передали в Третьяковскую
галерею. Там для него сделали вал (картины крупных размеров
хранятся в музеях на больших «катушках»), а потом отреставрировали
и поместили в зал, специально построенный для картин Врубеля.
Ещё одно здание Третьяковки стоит на набережной Москвы-реки у Крымского моста. Его традиционно называют «Новая Третьяковка». Хотя построено оно довольно давно. В разные годы на этом месте планировались самые разные сооружения. В 1920-е там собирались расположить систему парков и сельскохозяйственную выставку, в 1930-е — построить Дворец искусств, а в 1939-м начали возводить главное здание Академии наук, но позже стройка переехала на Воробьёвы горы. В декабре 1956 года в честь 100-летия Третьяковской галереи решили строить новое здание музея, но снова всё подвисло. Затем последовало решение возвести там одно здание для двух объектов — Государственной картинной галереи СССР и Центрального дома художника (ЦДХ).
Работы над масштабным парковым павильоном с гигантскими выставочными площадями (более 12 тысяч квадратных метров) и большими залами начались в 1965 году. И затянулись на 20 лет.
Новая Третьяковка — второе здание Третьяковской галереи,
расположенное на Крымском Валу в парке «Музеон». Фото
wikimedia/Andrey Filippov
В 1986 году Государственную картинную галерею СССР объединили с Третьяковской галереей во Всесоюзное музейное объединение. Также туда вошли Музей-квартира Аполлинария Васнецова, Дом-музей Виктора Васнецова, Музей-мастерская Анны Голубкиной, Дом-музей Павла Корина с его мастерской, храм Святителя Николая в Толмачах, мемориальная усадьба Павла и Сергея Третьяковых. А основное здание Третьяковки в Лаврушинском закрыли на реконструкцию почти на десять лет, и часть произведений перевезли на Крымский Вал. После окончания реставрации главного здания в 1996-м в корпусе Новой Третьяковки была оформлена первая постоянная экспозиция русского искусства двадцатого века.
В последующие годы в Новой Третьяковке проводили выставки звёздных русских художников, и, чтобы попасть на них, люди стояли в многочасовых очередях. Например, в 2016 году во время выставки полотен Валентина Серова, музей работал по 15 часов в день, а МЧС организовало полевые кухни для обогрева посетителей в очереди. Всего выставку посмотрело более 485 тысяч человек. В 2017 году выставку к 200-летию Ивана Айвазовского посетило более 600 тысяч человек.
«Чёрный супрематический квадрат», Казимир Малевич, 1915 год. Холст,
масло. Фото
wikimedia
«Чёрный квадрат» Казимира Малевича — самая известная и дорогая картина в Новой Третьяковке. Денежная оценка весьма условная, когда картина висит в музее и никто её не собирается продавать. Но работа Малевича «Супрематическая композиция» в 2018 году на торгах аукционного дома Christie’s в Нью-Йорке установила рекорд и была продана за 85,8 млн долларов. «Чёрный квадрат» обсуждают, осуждают, хвалят, критикуют, высмеивают, изучают, пытаясь увидеть скрытый смысл. Для художника он стал манифестом нового направления в искусстве — супрематизма. Впервые этот термин Малевич использовал для описания своих абстрактных работ, представленных на «Последней футуристической выставке „0,10“» в декабре 1915-го. «Супрематизм» происходит от латинского корня supremus, что означает доминирование и превосходство цвета над другими свойствами живописи. «Чёрный квадрат на белом фоне, — заявлял художник, — это первая форма, выражающая отсутствие предмета». Картина была куплена в 1920 году для Музея живописной культуры (одного из первых в мире государственных музеев современного искусства), который в 1924 году стал филиалом Третьяковской галереи.
Сейчас здание Новой Третьяковки у Крымского моста ждёт закрытия. По планам, это случится в 2025 году. Часть экспозиции поедет в хранилища, а часть будет выставляться в новом здании Третьяковки на Кадашевской набережной — его возведение сейчас как раз завершается.
О строительстве очередного корпуса Третьяковской галереи заговорили ещё во второй половине 1990-х, когда расчищали Кадашевскую набережную от ветхих, частично пустовавших построек, некоторые из которых помнили времена Екатерины II.
Новый корпус начали строить ещё в 2007 году, но работы затянулись и
были возобновлены лишь в 2014-м, когда конкурс на строительство
выиграл «Главзарубежстрой». Проект разработал «Моспроект-4», а
фасады здания — архитектурная мастерская «SPEECH Чобан & Кузнецов».
Общая площадь нового корпуса — 35,1 тыс. квадратных метров, из них
около 9 тыс. квадратных метров — выставочного пространства. Фото
Марии Макуш
История Третьяковки в проекте корпуса на Кадашевской набережной словно бы закольцевалась. Павел Третьяков собирал искусство с желанием сделать его доступным людям. Фасад здания на Кадашёвской выглядит как стена галереи, а на ней чёрно-белые репродукции на стекле главных картин из собрания Третьякова. Причём развеска этих будто бы картин шпалерная, которая была характерна для старых музеев.
Репродукции увеличенных фрагментов картин на фасаде выполнены
методом цифровой фотопечати по стеклу. Полупрозрачные стёкла с
изображениями не просто элемент декора, они защищают пространство и
экспонаты внутри от избыточного солнечного света. Фото Марии
Макуш
Всего на фасадах нового корпуса 34 репродукции: «Царевна-Лебедь» Михаила Врубеля, «Неизвестная» Ивана Крамского, «На сенокосе» Казимира Малевича, «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина, «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, «Портрет Мики Морозова» Валентина Серова и другие. Картины отбирали эксперты и кураторы Третьяковки.
Для любителей сёрфить, а не ходить ногами, есть цифровой проект «Моя Третьяковка». И там в оцифрованном виде огромный пласт коллекции.
«Моя идея была, с самых юных лет, наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях, мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь», — объяснял в письме в 1893-м Павел Третьяков дочери Александре. И, кажется, у него получилось. И «это надо видеть» — советовала сама Третьяковка в своём рекламном слогане несколько лет назад.
Комментарии