Про матрёшку

От этой пёстрой и местами аляповатой деревянной куклы ломятся сувенирные прилавки по всей России. А каждый иностранец, который побывал у нас, увёз с собой хотя бы одну — а на самом деле сразу несколько, одна в одной. Но знаете ли вы, что она совсем не древняя и первоначально вовсе не народная. У неё были авторы и пиар на весь мир.

В рубрике «Фишки России» мы рассказываем о вещах и явлениях, которые с высокой вероятностью встречаются именно, а иногда и только у нас. Без них не обойтись, если нужно было бы открыть Музей российского настоящего.

Текст: Анастасия Новикова

Редактор: Анна Черникова

Что это такое?

Матрёшка — деревянная разъёмная игрушка, изображает женщину в сарафане и платке. Внутри неё уменьшенная копия первой куклы. И так — несколько раз. Название — производное от имени Матрёна, а оно — от латинского matrona, что переводится как «мать семьи» или «замужняя женщина». Ну а теперь разберёмся, кто и когда это всё придумал. И по пути опровергнем множество мифов.

Дело в том, что публикаций о матрёшке в сети великое множество. Но, к сожалению, авторы бездумно копируют друг друга либо искажают сведения. Так что как минимум в нескольких десятках материалов, которые выпадают на поисковый запрос «история матрёшки» содержится недостоверная информация.

Для проверки данных было исследовано более 50 источников: современных и архивных публикаций, видео- и аудиоинтервью. И истина если не тут, то где-то совсем близко.

 Экспонаты выставки «Музей русской матрёшки» в Сергиево-Посадском музее-заповеднике. Количество кукол в наборе определяет, сколько в матрёшке мест: первые были трёх-, шести- или восьмиместными. Потом научились делать и более чем 30-местные, а рекордная превышает 70 кукол в одной. Фото: официальная группа ВКонтакте Сергиево-Посадский музей-заповедник
Экспонаты выставки «Музей русской матрёшки» в Сергиево-Посадском музее-заповеднике. Количество кукол в наборе определяет, сколько в матрёшке мест: первые были трёх-, шести- или восьмиместными. Потом научились делать и более чем 30-местные, а рекордная превышает 70 кукол в одной. Фото: официальная группа ВКонтакте Сергиево-Посадский музей-заповедник

Миф первый. Матрёшку придумали в российской глубинке

На самом деле матрёшка появилась на свет в Москве. И если бы потребовалось записать в её свидетельстве о рождении адрес, то это был бы особняк в Леонтьевском переулке. Здесь работал магазин «Детское воспитание», держала его Мария Мамонтова (в девичестве Лялина) — жена Анатолия Мамонтова, одного из представителей влиятельной купеческой династии.

Промышленник и меценат Савва Мамонтов вспоминал, что брак его брата Анатолия с оперной певицей Марией Лялиной случился против воли семьи. И Анатолий выпал из гнезда, то есть был отстранён от общения с родственниками. Помириться с близкими помогло увлечение книжным делом. Анатолий Мамонтов открыл типографию, а его жена — книжный магазин «Детское воспитание». Кстати, у них было шестеро детей. Помимо прилавков, здесь располагалась библиотека, а в 1881 году Мария Мамонтова начала издавать ежемесячный журнал «Детский отдых».

Для него Мамонтовы стали придумывать различные игры и игрушки, которые сегодня назвали бы развивающими. Так при «Детском воспитании» возникла мастерская, где изготавливали кукол. А вскоре и одноимённый магазин игрушек. «Чего там не было! Сама М.А. (Мария Александровна Мамонтова. — Прим. ред.) всегда сидела и с увлечением показывала все ею придуманные игрушки. Не только детям, но и взрослым не хотелось уходить из этого чудесного, ею созданного маленького мира, так всё было там красиво, забавно, столько у неё было вкуса и фантазии», — писала племянница Марии Мамонтовой Мария Морозова.

Вот в этой мастерской и была изготовлена матрёшка. Теперь надо понять, кем.

Миф второй. Матрёшку делали народные умельцы издавна, имени первого автора история не сохранила

Матрёшку придумал токарь мастерской при «Детском воспитании» Василий Звёздочкин. Вот что он писал в своей автобиографии: «Увидел как-то в журнале подходящую чурку и по её образцу выточил фигурку, которая имела смехотворный вид, напоминала как будто монашенку и была „глухая“ (не разъединялась. — Прим. ред.). По совету мастеров Белова и Коновалова выточил её иначе, затем показали игрушку Мамонтову, который одобрил изделие». Искусствовед Елена Шульгина тоже сообщала о таких воспоминаниях Звёздочкина.

Когда это было, тоже написано: «Работал токарем по дереву разных африканских пород. В 1900 году изобретаю трёх- и шестиместную матрёшку и посылаю на выставку в Париж». Тут история чуть сжата. В Париж поехала третья матрёшка — восьмиместная. И сегодня она в Музее игрушек в Сергиевом Посаде.

 Экспонаты выставки «Музей русской матрёшки» в Сергиево-Посадском музее-заповеднике. Фото: официальная группа ВКонтакте Сергиево-Посадский музей-заповедник
Экспонаты выставки «Музей русской матрёшки» в Сергиево-Посадском музее-заповеднике. Фото: официальная группа ВКонтакте Сергиево-Посадский музей-заповедник

Василий Звёздочкин родился в 1876 году в деревне Шубино Московской области Подольского уезда в крестьянской семье. Окончил три класса церковно-приходской школы. Потом помогал отцу по хозяйству — пас скот, а в 12 лет встал к токарному станку. В 1898-м, в 22 года, Звёздочкин отправился на заработки в Москву и поступил в столярную мастерскую Марии Мамонтовой в Леонтьевском переулке.

Но матрёшка Звёздочкина была лишь болванкой без лица и костюма. Кто же придумал, что это будет барышня в платке?

Миф третий. В создании матрёшки поучаствовал известный художник

Многие источники приписывают роспись первой матрёшки художнику, графику и иллюстратору Сергею Малютину, который был знаком с семьёй Мамонтовых. Но в автобиографии Василия Звёздочкина встречается упоминание, что Анатолий Мамонтов отдал болванку на роспись «группе художников, работавших где-то на Арбате». А вот Малютин хоть и оставил обширный архив этюдов, эскизов и зарисовок, но никаких намёков на роспись деревянной куклы в них не было.

Сергей Малютин родился в Москве в купеческой семье. Когда мальчику был год, умерла его мать. Когда исполнилось два, скончался отец. Малютин воспитывался в семье тётки в Воронеже. Как того хотели приёмные родители, окончил бухгалтерские курсы и работал конторщиком. Но в конце 1870-х попал на выставку передвижников и решил стать художником. В 1886 году он окончил с серебряной медалью Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1896-м стал членом Московского товарищества художников. Он начинал с жанровых композиций о быте крестьян и городских низов, потом был портретистом, иллюстратором, выступал автором плакатов — в строгой графичной манере периода модерна и неостилей.

В 1896 году Малютин в составе группы художников участвовал в создании декоративного панно для павильона Севера на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде.

Выставка была грандиозным событием. К её открытию в Нижнем Новгороде пустили первый в России электрический трамвай, устроили фуникулёры, которые доставляли пассажиров из нижней части города в верхнюю, построили здание городского драматического театра и гостиницы. А среди экспонатов были первая в мире гиперболоидная конструкция Владимира Шухова, первый российский автомобиль Евгения Яковлева и Петра Фрезе и многое другое.

Сергей Малютин на декоративных панно павильона Север написал фигуры всех персонажей. Он же стилизовал рисунок «Олени» для барьера вокруг павильона. Именно во время этой работы его заметил Савва Мамонтов и пригласил декоратором в свою Частную оперу в Москве.

Вместе с дружившими с Мамонтовым Михаилом Врубелем, Константином Коровиным и Валентином Серовым Сергей Малютин оформлял спектакли «Самсон и Далила», «Орфей и Эвридика», «Садко», «Хованщина», «Князь Игорь», «Кащей Бессмертный», «Руслан и Людмила» и «Евгений Онегин». Так что связи Малютина и семьи Мамонтовых налицо. Но вот подтверждения его роли в появлении матрёшки нет.

 Восьмиместная матрёшка по произведению «Тарас Бульба» Николая Гоголя (слева), мастер Николай Бартрам, создатель и первый директор Музея игрушки. Матрёшка-семья, начало двадцатого века. Фото: официальная группа ВКонтакте Сергиево-Посадский музей-заповедник
Восьмиместная матрёшка по произведению «Тарас Бульба» Николая Гоголя (слева), мастер Николай Бартрам, создатель и первый директор Музея игрушки. Матрёшка-семья, начало двадцатого века. Фото: официальная группа ВКонтакте Сергиево-Посадский музей-заповедник

Почему его считают соавтором, а часто и главным автором куклы, разбирался исследователь истории игрушки Игорь Блюм. И выдвигал версию, что это было благодарностью со стороны советской власти, которая высоко оценила таланты художника. Малютин писал портреты многих революционных деятелей, а в 1924-м создал картину «Ленин на смертном одре», при виде которой разрыдалась вдова вождя мирового пролетариата Надежда Крупская. Возможно, за такие заслуги власть и решила подарить ему авторство матрёшки — чтобы сохранить его имя в истории.

Миф четвёртый. Гораздо раньше другая Мамонтова нашла прообраз матрёшки, который кто-то привёз из другой страны, якобы из Японии

Чтобы опровергнуть этот миф, надо чуть больше вспомнить про Савву Мамонтова и его жену. Потому что именно ей, Елизавете Мамонтовой, приписывают обнаружение импортной предшественницы матрёшки, причём в российской глубинке.

Савва Мамонтов в конце девятнадцатого века — один из богатейших предпринимателей в России. Самый ценный его актив — доставшиеся по наследству от отца Ивана Мамонтова акции железных дорог. Ведь Иван Мамонтов был главным акционером «Общества Московско-Троицкой железной дороги». Дорога сначала шла от Москвы до Сергиева Посада, но Савва Мамонтов дотянул её до Архангельска. Также он владел несколькими заводами и кое-какой недвижимостью.

Но подмосковное имение Мамонтовых Киреево после смерти отца по завещанию отошло старшему брату Фёдору. И Савва решил «обзавестись своей усадебкой... Ко мне явился какой-то сводчик и предложил купить имение около Хотькова монастыря, принадлежащее Аксакову (речь о писателе Сергее Аксакове. — Прим. ред.). Описание было довольно заманчиво, желание купить землю сильное, а потому недолго думая, 22 марта 1870 года я с женой и с Николаем Семёновичем Кукиным отправился с утренним поездом по Троицкой дороге в Хотьково, сели в сани и поехали в Абрамцево...», — вспоминал позднее Савва Мамонтов. Ехать надо было неблизко по тем временам — более чем за 60 километров от Москвы.

На следующий день Савва Мамонтов купил Абрамцево. Покупка была записана на имя жены Елизаветы Мамонтовой. Около 10 лет ушло на то, чтобы переделать в Абрамцеве всё под себя: отремонтировать главный дом, возвести флигель, теплицу и две оранжереи, где потом выращивали клубнику и персики, построить скотный двор с молочной фермой в голландском стиле и церковь по эскизам Виктора Васнецова и Василия Поленова. Ведь ещё когда Мамонтовы обживали Абрамцево в 1870-х, тут воцарился дух творчества и свободы. Их гости музицировали, читали стихи и прозу, ставили любительские спектакли. Приезжавшие в имение художники могли оставаться столько, сколько им хотелось. К 1878-му относят зарождение так называемого Абрамцевского кружка, куда входили те же Васнецов и Поленов, а ещё Илья Репин, Валентин Серов и Михаил Врубель.

Именно в Абрамцеве Репин написал «Не ждали» — а усадьбу называл «лучшей в мире дачей», Васнецов тут создал «Алёнушку», а Серов — «Девочку с персиками», и ведь это портрет дочери Саввы Мамонтова Веры. Сам Мамонтов помогал художникам чем мог. Например, Михаилу Врубелю оплатил поездку за границу, куда тот отправился за вдохновением.

 10-местная матрёшка и матрёшка-футляр, 1953 и 1994 год. Фото: официальная группа ВКонтакте Сергиево-Посадский музей-заповедник
10-местная матрёшка и матрёшка-футляр, 1953 и 1994 год. Фото: официальная группа ВКонтакте Сергиево-Посадский музей-заповедник

Не осталась в стороне от Абрамцевского кружка и Елизавета Мамонтова. Как и муж, она покровительствовала художникам. Но главным её увлечением стал сбор предметов народного творчества. Всё началось летом 1881 года. Вместе с Поленовым, Васнецовым и Репиным Мамонтова отправилась в соседнее с Абрамцево село Репихово. На одном из домов там их внимание привлекла резная доска с изящным растительным орнаментом. Хозяева дома согласились её продать. Доску принесли в Абрамцево, и она-то и стала первым предметом в коллекции народного искусства Елизаветы Мамонтовой.

«Е.Г. (Елизавета Григорьевна Мамонтова. — Прим. ред.) стала с увлечением собирать всё то, что от старины сохранилось по деревням, уцелело от пожаров и от вытеснения фабричным производством», — вспоминала художница Наталья Поленова.

В 1876 году Мамонтова организовала в Абрамцеве кустарные мастерские — столярную, керамическую и женских рукоделий. В столярной, в частности, изготавливали предметы народных промыслов и мебель по частным заказам. Среди клиентов были известные люди, например учёный и общественный деятель Сергей Шереметьев и купец Борис Востряков.

А ещё через девять лет, в 1885-м, Елизавета Мамонтова открыла в Абрамцеве первый в России музей русского народного искусства. В экспозицию вошли предметы быта: прялки, посуда, народная одежда, изразцы. Сначала их выставляли в рабочем кабинете её мужа Саввы Мамонтова, потом он перестал вмещать коллекцию и музей переехал в большую столовую.

В поисках экспонатов Мамонтова регулярно объезжала окрестности Абрамцево и постепенно увеличивала ареал поисков. «Мы начали обходить деревни в Дмитровском и Подольском уездах, а затем ездили не раз в Ярославскую губернию, где лучшие вещи нашли около Ростова в селе Богородском», — рассказывала она в письме художественному критику Владимиру Стасову.

В общем, то, что Елизавета Мамонтова ездила по российским губерниям и сёлам в поисках предметов русской старины, — факт. Но вот ни о какой иностранной или японской кукле, которую она в одной из этих поездок нашла, информации нет. Главная хранительница музея-заповедника «Абрамцево» Елена Мохова тоже эту версию категорически отвергает. Как и настаивает, что в Японии Елизавета Мамонтова не бывала — такая версия тоже есть, она возникла уже в двадцатом веке.

Миф пятый. Игрушку нашли Анатолий и Мария Мамонтовы, но она всё же японская

Эта версия рождена уже во время СССР. Но оспаривают её и в России, и в Японии. Хотя совсем от точки зрения, что японские корни имели место быть, предлагают не отказываться.

Вот источник версии. В 1969 году в издательстве «Советская Россия» вышла книга «Матрёшка». Ее авторами значились тогдашний директор Музея игрушки в Загорске (сегодня Сергиев Посад) Екатерина Можаева и журналист по фамилии Хейфиц с инициалом А. — имени история не сохранила.

 Процесс изготовления матрёшки. Так вытачивают болванку в мастерской в Сергиевом Посаде. Фото: wikimedia/BohunkaNika
Процесс изготовления матрёшки. Так вытачивают болванку в мастерской в Сергиевом Посаде. Фото: wikimedia/BohunkaNika

Прямо на первой странице книги текст: «В 90-х годах прошлого века в Москву, в игрушечную мастерскую А. Мамонтова „Детское воспитание“, привезли из Японии фигуру добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурки эти понравились и послужили прообразом нашей матрёшки».

Специалисты Музея игрушки позднее утверждали, что у этой версии нет ни одного документального подтверждения. Высказывалось предположение, что может журналист Хейфиц решил добавить символу России сенсационности. А вот почему Можаева поддержала его — большой вопрос.

Японской версии удалось крепко осесть в головах советских граждан. На ней, например, настаивал исследователь и исполнитель русского фольклора Дмитрий Покровский. Вот что он говорил на телепередаче «Музыкальный ринг» в 1986-м в ответ на вопрос, что такое русская культура.

«Русская культура — это русская народная песня. Русская культура — это русская классическая поэзия. Русская культура — это икона. Русская культура — это деревенская и городская архитектура. Русская культура — это театр Мейерхольда. Русская культура — это поэзия Мандельштама. Но матрёшка, которая никогда никакого отношения не имела к русской культуре — это не русская культура. Матрёшка — это японская кукла, которая была привезена в Россию в начале двадцатого века и сразу же была использована как изделие, которое раскрашивалось под народные промыслы и продавалось на экспорт. Какое это имеет отношение к русской культуре? Никакого».

Правда, Покровский пошёл тогда дальше: «Матрёшка — это не элемент чужой культуры. Это просто технически созданное, точно также как, ну предположим, так называемые русские гусли, на которых сейчас играют, искусственно созданное в определённой среде явление, которое было с самого начала создано как сувенир для продажи иностранцам, выглядящий русским. Но при этом никогда частью русской культуры он не был и не является сейчас».

 Процесс росписи матрёшек в мастерской в Сергиевом Посаде. Фото: wikimedia/BohunkaNika
Процесс росписи матрёшек в мастерской в Сергиевом Посаде. Фото: wikimedia/BohunkaNika

Про «сейчас» будет ниже, в контексте событий двадцатого века. А пока всё же вернёмся в Японию. Забавно, но мудреца Фукурумы, о котором писали Можаева и Хейфиц, в Японии не существует вовсе. И слова такого в языке нет. Это подтверждает японский исследователь народных промыслов и автор первой в своей стране «Энциклопедии матрёшки» Гэнки Нумата. (Книга вышла в 2010-м.) Автор занялся матрёшкой из-за того, что его бабушка была родом из Владивостока и, пока он рос, рассказывала ему сказки и истории с участием игрушки. Да и в семье сохранилось несколько кукол.

Зато в Японии был и есть Фукурокудзю — один из семи богов счастья. Его и правда изображают как невысокого старца с усами и бородой, а также с непропорционально большой вытянутой вверх лысой головой. В некоторых источниках Фукурокудзю называют «отцом матрёшки». Мол, у высоколобого старичка для русской куклы позаимствовали форму, а наполнить её содержанием — от меньшей копии к большей — придумал уже на российской земле тот самый токарь Звёздочкин. Правда, японские матрёшки с изображением семи богов счастья тоже встречаются. Но, кажется, сделаны они хоть и в начале двадцатого века, но уже по образу и подобию российской куклы. По крайней мере, совсем древних вариантов не обнаруживается.

Гэнки Нумата предлагает всё же считать прототипом матрёшки другую японскую расписную деревянную куклу — кокэси. Её вытачивали из цельного куска дерева либо изготавливали отдельно голову и туловище и потом соединяли. И вот у неё есть древние корни. Первые упоминания о кокэси датируются серединой периода Эдо, то есть началом восемнадцатого века. Есть две версии, как и зачем появилась эта игрушка.

 Процесс изготовления кокэси (справа) и готовая кукла. Фото: istockphoto/PicturePartners, wikimedia/Fg2
Процесс изготовления кокэси (справа) и готовая кукла. Фото: istockphoto/PicturePartners, wikimedia/Fg2

Первая: кокэси — это куклы-сувениры или обереги. В восемнадцатом веке японские крестьяне между периодами сбора риса иногда ездили на горячие источники. И брали с собой всякую утварь, чтобы готовить еду. Но часть покупали у местных деревщиков. Те-то и вытачивали из остатков древесины сувенирных кокэси. Была у кукол и более глубокая составляющая. Крестьяне верили, что источники выходят из чрева горы по воле духов гор. А те обладают силой увеличивать урожай. Кокэси как бы содержали благословение духов. Фигурки везли домой, поближе к рисовым полям.

Вторая, более поздняя версия: кокэси — это поминальные куклы. «Ко» в названии куклы можно перевести как «ребёнок», «кэси» — как «устранить, стереть». Если соединить, то получится «вычеркнутое, забытое дитя». После Второй мировой войны в Японии аборты стали воспринимать как грех. И всё чаще проводили церемонии Мидзуко куё — оплакивание в храмах нерождённых детей ради упокоения их душ. Там же в храмах перенёсшие выкидыш или аборт семьи могли купить небольшую каменную статуэтку — Дзидзо, её наряжали в красный слюнявчик и шапочку и в конце церемонии устанавливали на храмовом дворе в память о младенце. А кокэси, возможно, покупали, чтобы взять домой и продолжать искупать грех в заботе о ней. Но подтверждения этой версии нет.

 Матрешки-кегли (1933 год) и японские куклы кокэси. Фото: официальная группа ВКонтакте Сергиево-Посадский музей-заповедник; wikimedia/Michaela Senz (Senzefrau)
Матрешки-кегли (1933 год) и японские куклы кокэси. Фото: официальная группа ВКонтакте Сергиево-Посадский музей-заповедник; wikimedia/Michaela Senz (Senzefrau)

Кстати, если уж развивать поминальную тему. Саркофаги древних египтян по своему устройству напоминали матрёшку и были вложены один в другой. Чем знатнее при жизни был усопший, тем больше для него готовили гробов для загробного царства.

Фараоны и члены царской семьи имели четыре-пять оболочек для их бренных тел. Так, например, у Тутанхамона было три внутренних деревянных гроба, изготовленных по форме его тела, затем шёл каменный, и все вместе они помещались в пятый деревянный.

А вот бедняки зачастую не могли позволить себе ни одного гроба, и их в последний путь провожали лишь в саване из плотной ткани.

Некоторое сходство с матрёшкой есть и у японской куклы дарумы — воплощения основателя дзен-буддизма Бодхидхармы. Правда, дарума скорее шарообразная и делают её чаще из папье-маше.

 Японская кукла дарума — один из претендентов на предшественника матрёшки. Фото: istockphoto/Theerawan Bangpran
Японская кукла дарума — один из претендентов на предшественника матрёшки. Фото: istockphoto/Theerawan Bangpran

Но важно вот ещё что. За спорами о происхождении матрёшки забывают упомянуть, что её подделывали. Куклу показали в 1900 году в российском павильоне на Всемирной выставке в Париже. И в мастерскую «Детское воспитание» посыпались заказы из-за рубежа. Но спрос превышал предложение. И матрёшку стали копировать. Упоминания об этом есть в книге Николая Бартрама — основателя Музея игрушки, того самого, который в Сергиевом Посаде. Кстати, сейчас музей носит его имя.

«Интересно, что ряд немецких фирм подделывал наших матрёшек, выдавая их за русское производство», — писал Бартрам. Сохранились и эскизы матрёшек учившегося в России немца Александра фон Зальцмана 1904 года. Но он скорее претендовал на своё видение игрушки и авторства не скрывал.

 Эскизы матрёшек Александра фон Зальцмана (слева), 1904 год. И матрёшки из коллекции жительницы Новой Зеландии Этель Мэри Страчан — она работала медсестрой в Англо-русском госпитале в Петербурге (тогда Петрограде) в ходе Первой мировой войны. Фото: wikimedia/Alexander von Salzmann, Auckland Museum
Эскизы матрёшек Александра фон Зальцмана (слева), 1904 год. И матрёшки из коллекции жительницы Новой Зеландии Этель Мэри Страчан — она работала медсестрой в Англо-русском госпитале в Петербурге (тогда Петрограде) в ходе Первой мировой войны. Фото: wikimedia/Alexander von Salzmann, Auckland Museum

Миф шестой. Матрёшку любила императорская семья

Тут всему виной уже упомянутая Всемирная выставка 1900 года в Париже. Мол, матрёшку туда взяли, потому что императорские дети в неё играли. Но дело было так. Императорская семья курировала участие России в выставке. Возложена эта забота была на княгиню Елизавету Фёдоровну, сестру жены Николая II Александры Фёдоровны.

Россия в тот год на выставке возвела несколько павильонов — центральный был стилизован под Московский и Казанский кремли, и вообще блистала, так как привезла много запоминающихся экспонатов. Так, в Париже показали ажурный павильон из чугуна — и мир заговорил про каслинское литьё (речь о мастерах города Касли Челябинской области), ещё выставили пальму, которую из одного рельса выковал кузнец Алексей Мерцалов, также гостей катали на аттракционе-поезде Транссибирской железной дороги.

Среди впечатляющих размером экспонатов была и маленькая — всего 12,5 сантиметра в высоту, деревянная расписная куколка. Она загадочно улыбалась, зажимая подмышкой чёрного петуха. Казалось бы, игрушка могла затеряться на общем фоне. Но нет, матрёшка получила бронзовую медаль за оригинальность формы и своеобразие росписи.

  Та самая восьмиместная «Девушка с петухом», которую показали на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и которая получила бронзовую медаль. Сейчас в коллекции музея в Сергиевом Посаде. Фото: wikimedia/общественное достояние
Та самая восьмиместная «Девушка с петухом», которую показали на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и которая получила бронзовую медаль. Сейчас в коллекции музея в Сергиевом Посаде. Фото: wikimedia/общественное достояние

А в 1906 году на Всемирной выставке, теперь уже в Милане, очередная матрёшка получила уже золото.

Вот только императорская семья именно матрёшку среди других достижений российских мастеров и ремесленников никак не выделяла. Да, была цель показать промыслы, но не более. И подтверждений того, что у императорских детей была деревянная кукла, тоже нет. Известно, что у цесаревича Алексея и его сестёр имелись балалайка и кегли в виде сказочных богатырей, а вот про матрёшку нигде в источниках ни слова.

Жизнь вместо мифов

После зарубежных успехов о кукле узнали, спрос на неё повсеместно начал расти. Газета «Новости дня» от 10 апреля (28 марта) 1901 года писала: «Лондонцы заинтересовались русскими игрушками, и в настоящее время земской кустарной школе в Сергиевом Посаде заказано изготовить для лондонской публики большую партию игрушек, известных под названием „Матрёшка“. Игрушки эти состоят из большой точёной куклы, в которую вкладывается целый ряд других, меньших, изображающих женские типы народностей России».

Пришлось наращивать производство за пределами мастерской при московском магазине «Детское воспитание». Так за дело взялись ремесленные мастерские в Сергиевом Посаде. Игрушечный промысел там существовал с семнадцатого века: вытачивали игрушки из дерева, лепили из папье-маше, шили туловище куклам под импортные фарфоровые головки. И так именно Сергиев Посад стал главным центром производства матрёшки в стране.

Процесс производства за годы не слишком изменился. Чаще всего фигурки кукол делали и делают из липы — реже из ольхи и берёзы. Древесина липы мягкая, а при высушивании с годами не даёт сильных трещин. Деревья обычно срубают ранней весной, потом складируют и выдерживают несколько лет для вывода влаги.

Первой мастер делает самую маленькую куклу. Когда она готова, переходит к следующей — разъёмной. Начинает с её нижней части, после изготавливает верхнюю. И так двигается от меньшей к большей.

Когда готовы все куклы, их покрывают масляным лаком, сушат и полируют. И уже потом приступают к росписи. Использовать можно акварель, темперу, масляные краски. Но чаще отдают предпочтение гуаши. После того как рисунок нанесён, кукол вновь покрывают лаком, причём в несколько слоёв.

Традиционно матрёшку раскрашивали как девушку, одетую в русском стиле, или в образах героев народных сказок. Но были экземпляры, которые выпускали в честь разных важных событий. В 1909 году, к столетию со дня рождения Николая Гоголя, создали серию матрёшек, которые изображали персонажей писателя. А в 1912-м, к юбилею войны 1812 года, выпустили деревянных Наполеона и Михаила Кутузова. В каждого полководца были вложены генералы и солдаты их армий.

С течением времени производство матрёшек осваивали мастера из других регионов СССР. Куклы от региона к региону отличались отделкой и техникой росписи. Так, нижегородцы использовали вместо лака крахмальный грунт и анилиновые краски. А в Вятке игрушки не только расписывали, но и украшали соломой. Где-то, помимо красок, использовали выжигание, где-то отдавали предпочтение тем или иным элементам орнамента и особой цветовой гамме.

Матрёшка дружбы и сотрудничества

После революции 1917 года сначала было не до игр. Но очень быстро дети и молодёжь оказались объектом повышенного внимания новой власти. Ведь они меньше родителей успели впитать буржуазную мораль и идеологию прошлого. А значит из них при помощи мощного идеологического воздействия можно было лепить нового человека — борца за классовые интересы и строителя коммунизма. Воздействовать предлагалось через игры и игрушки.

Первый нарком просвещения Страны Советов Анатолий Луначарский призывал: «Детям не только нельзя препятствовать играть, надо помогать им играть. Надо осторожно, рукою нежной, о любящих пальцах, направлять резвый ручеёк в благоприятную сторону».

Вот только самих игрушек в 1920-е было не так много. Импорт прекратился, а разруха, вызванная Первой мировой и гражданской войной, мешала наладить их массовое производство в первые годы существования СССР. К тому же в погоне за игрушками, которые отвечали бы задачам коммунистического воспитания, случались перегибы. Например, не жаловали оставшихся со времён царской России богато наряженных кукол — они, дескать, прививали буржуазно-мещанские ценности и замыкали интересы девочек вокруг семейного очага.

Широкое распространение в то время получила кустарная игрушка. Правда, не матрёшки, а, например, куклы-работницы и молочницы, которых делали из производственных отходов — ткани, картона и других материалов. В Сергиевом Посаде (в 1930-м его переименовали в Загорск) мастера вытачивали из дерева пионеров-барабанщиков, красноармейцев и матросов. Власть строго следила за правильностью образов.

А в 1934-м был даже образован Комитет по игрушке, который создал списки разрешённых и запрещённых к выпуску детских изделий. Тогда же власти осознали, что тяга девочек к заботе о ком-то в игре неистребима: в отсутствие кукол они по всей стране пеленали, кормили и баюкали всякие чурочки-брусочки. И в 1935-м на Охтенском (позже — Охтинском) химическом комбинате под Ленинградом наладили производство идеологических верных визуально целлулоидных пупсов. Их можно было купать, а ещё одевать в разную одежду.

Но что же матрёшка? В 1940-х с отходом от власти первых поколений революционеров стали уходить в прошлое и педагогические перегибы. Матрёшку начали воспринимать как олицетворение русской земли, плодородия и материнства. Мама рожает дочку, дочка родит ещё — и жизнь продолжится.

В 1950-х началась новая жизнь матрёшки как русского сувенира. Во многом этому способствовал Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве в 1957 году. На две недели фестиваль приоткрыл «железный занавес». СССР впервые принимал в огромном количестве иностранных туристов. Они привезли с собой моду на джинсы, кеды и рок-н-ролл, а увезли матрёшек, которые успешно закрыли брешь в сувенирной обороне СССР.

 Советские марки с изображением матрёшки. Фото: wikimedia/Bin im Garten, Post of the Soviet Union (E. N. Komarov)
Советские марки с изображением матрёшки. Фото: wikimedia/Bin im Garten, Post of the Soviet Union (E. N. Komarov)

В 1960-х уже не только матрёшки, но и изделия в самой разной художественной технике, сохранённой или возрождённой, — хохлома, гжель, жостовская роспись — стали визитной карточкой страны. Они формировали благоприятный образ государства. Фабрика игрушек в Сергиевом Посаде работала в три смены и выдавала по полторы тысячи матрёшек в день. Но её продукция в СССР всё равно была в дефиците — куклы шли на экспорт.

В феврале 1960 года первый заместитель председателя Совета Министров СССР Анастас Микоян отправился на Кубу, где встретился с бывшим тогда в зените славы Эрнестом Хемингуэем. Писателю Микоян подарил три бутылки водки, матрёшку, альбом с репродукциями картин из собрания Эрмитажа и изданный в Москве двухтомник американца.

А год спустя, в 1961-м, десятилетняя Катрин Манди из английского графства Беркшир написала письмо советскому лидеру Никите Хрущёву. На конверте с адресом «Кремль, Москва» красовалась марка за три пенса. В письме Катрин рассказывала, что коллекционирует кукол из разных стран мира, и просила русскую. Хрущёв в ответ отправил Катрин посылку с игрушкой и вложил туда записку: «Дорогой друг, в ответ на вашу просьбу шлём вам деревянную куклу. Советские дети очень любят эту игрушку и зовут её Матрёшка». Заметка в газете «Красное знамя» от 23 февраля 1961 года сообщала, что Катрин подарок получила и собралась с мамой по магазинам в поисках типично английской куклы для внучки Хрущёва.

Не потеряла себя кукла и в лихие 1990-е. Российские дети уже ею интересовались мало — настало время других забав. Зато матрёшкой увлеклись взрослые. Центром продажи игрушек в Москве стала улица Арбат. Сюда стремились заезжие туристы, но до торговой цивилизации здесь всё равно было далеко: многочисленные развалы и прилавки радовали глаз деревянными куклами с лицами российских и западных политиков и звёзд шоу-бизнеса. Матрёшку в образе Михаила Горбачёва с родимым пятном на голове, жостовский (или не совсем) поднос или кроличью шапку-ушанку можно было приобрести за хрустящие западные банкноты.

 Астронавт NASA Кевин Форд с матрёшкой (слева) и матрёшка, расписанная в честь первой женщины-космонавта Валентины Терешковой. Фото: wikimedia/Alexandermcnabb, Bill Ingalls
Астронавт NASA Кевин Форд с матрёшкой (слева) и матрёшка, расписанная в честь первой женщины-космонавта Валентины Терешковой. Фото: wikimedia/Alexandermcnabb, Bill Ingalls

Потом о матрёшке вспомнили мировые модники. В 2008 году к десятилетию российской версии глянцевого журнала Vogue приурочили аукцион, лотами которого стали полуметровые матрёшки от ведущих дизайнеров. Матрёшка Ralph Lauren носила клетчатый костюм (продана за 55 000 евро), вариант от Prada получил лицо топ-модели Евы Евангелисты (продана за 48 000 евро), а кукла Dolce&Gabbana напоминала монахиню в пайетках (продана за 50 000 евро). Но дороже других продали всю в чёрном матрёшку Валентина Юдашкина. За куклу, не торгуясь, заплатили 100 000 долларов США.

 Граффити «Тело, разум и душа» Аниса и Хуаниты Перес на улице Камминг, 161 в Вальпараисо, Чили. Фото: wikimedia/Rodrigo Fernández
Граффити «Тело, разум и душа» Аниса и Хуаниты Перес на улице Камминг, 161 в Вальпараисо, Чили. Фото: wikimedia/Rodrigo Fernández

Сегодня матрёшка вернулась к истокам и чаще всего выступает в роли развивающей игрушки наряду с пирамидкой и кубиками. Но если родители привыкли к традиционному облику куклы в образе девушки в платке, то современные дети знакомы с матрёшками и в виде панд, и в виде семейки Симпсонов. Такая игрушка развивает мелкую моторику, логику и координацию, стимулирует восприятие. Недавно появившийся на свет человек открывает игрушку — вложение за вложением. И словно листает назад десятилетие за десятилетием, будто возвращает нас к тем временам, когда первые матрёшки сами только рождались в руках умелых мастеров.

Комментарии

Написать комментарий
Как вас зовут?
Ваш комментарий
Спасибо! Ваш комментарий отправлен на модерацию. После проверки он будет виден другим пользователям.
Показать еще

Похожие статьи

Обновлено 21 ноября 2024 Открытие границ 2024 Какие страны открыли границу, куда есть рейсы, можно ли уже покупать билеты, что надо знать заранее. Здесь мы, аналитический центр сервиса поездок и путешествий Туту.ру, собираем последние новости по ситуации с открытием границ. Информация постоянно обновляется. Ситуация меняется очень быстро, все оперативные новости мы выкладываем вот в этом теле
  Армения Условия въезда: российский паспорт или загранпаспорт. Важно знать: российским паспортом Можно воспользоваться только при перелёте. При въезде на машине обязательно нужен загранпаспорт, который будет действовать ещё три месяца после выезда из страны. Детям до 14 лет для любой поездки нужен отдельный загранпаспорт. Срок разрешённого пребывания — 180 дней.
У нас есть огромное сообщество постоянно путешествующих людей. В день в нём задаётся несколько сотен вопросов о том, что правильно делать на месте, как оформлять документы, что нужно и так далее. Примерно треть полезных ответов — это ссылка на какой-то местный чат или телеграм-канал. Собственно, мы решили собрать советы путешественников на одной странице. Вот суперлокальные чаты и каналы,
Саргассово море – самое необычное на планете: у него нет берегов, нет чётких границ, оно на 1–2 метра выше уровня вод остального Атлантического океана и к тому же самое большое. Этот природный феномен у берегов Америки создали течения и саргассы – водоросли, плотным ковром покрывающие поверхность моря. С Саргассовым морем связано множество мистических легенд о кораблекрушениях. На е