Туту.ру Путеводитель Туту журнал Разное Про центральное отопление

Про центральное отопление

Жилых многоквартирных домов в городах России миллионы. И очень разных среди них тоже очень много. Но у них у всех есть кое-что общее. В Санкт-Петербурге и Петрозаводске, Москве и Владивостоке, Ростове-на-Дону и Тюмени в квартирах есть она — батарея центрального отопления. Потому что Россия — единственная в мире страна с централизованной отопительной сетью, в основе которой процесс совместной выработки электрической и тепловой энергии. Рассказываем, как это работает, кто так придумал, и показываем красоту.

Автор: Екатерина Волкова

В рубрике «Фишки России» мы повествуем о вещах и явлениях, которые с высокой вероятностью встречаются именно, а иногда и только у нас. Без них не обойтись, если нужно было бы открыть Музей российского настоящего.

В России есть как минимум три памятника, в которых использован образ батареи отопления. В Самаре с 2005 года батарея висит на стене проходной одной из старейших действующих теплоэлектростанций Поволжья — Самарской ГРЭС. В Ростове-на-Дону в Соборном переулке у дома 23 с 2016-го имеется скульптура сантехника с батареей. А в Перми с 2017-го на Комсомольском проспекте установлен арт-объект в виде скамейки, у которой батарея выполняет роль спинки.

 Батарея на стене проходной Самарской ГРЭС (слева) и сантехник с батареей в Ростове-на-Дону. А ещёобраз чугунной гармошки использовали писатели, поэты, музыканты, режиссёры и даже цирковые артисты — советский клоун Карандаш на арене Московского цирка исполнял номер с радиатором. Фото wikimedia (1,2)
Батарея на стене проходной Самарской ГРЭС (слева) и сантехник с батареей в Ростове-на-Дону. А ещё образ чугунной гармошки использовали писатели, поэты, музыканты, режиссёры и даже цирковые артисты — советский клоун Карандаш на арене Московского цирка исполнял номер с радиатором. Фото wikimedia (1,2)

Нельзя не заметить, что батарея во всех случаях — лишь элемент композиции. (Как и то, что везде к ней прилагается кот.) А жаль. Батарею бы увековечить отдельно. Впрочем, вся российская система центрального отопления, видимая часть которой для большинства граждан та самая батарея, — это грандиозный памятник технической мысли в стремлении людей к комфорту в не самом тёплом климате.

Но ведь батареи есть и в других странах — скажете вы. Да, верно. И потому отдельно взятая батарея или даже батарея с котом, как на памятниках, — это только надводная часть айсберга. Или в случае с отоплением — надземная конструкция. Но огромная часть системы спрятана под землёй.

Физика

Протяжённость труб отопления сегодня в России под землёй и на поверхности — более 167 тысяч километров. (Подсчёты ведутся в двухтрубном исчислении, что это и почему так — можно почитать вот тут.)

Но откуда и куда ведут эти трубы? И как в них попадает горячая вода? В России существует теплофикация — совместная выработка электрической и тепловой энергии. То есть получение горячей воды для отопления (и бытовых нужд) привязано к производству электричества.

Место действия в основном — теплоэлектроцентрали. Сокращённо — ТЭЦ. Там сжигают топливо (уголь, газ или мазут) и получают пар, который приводит в движение турбины для генерации электроэнергии. А отработанный пар используют для нагрева воды.

Горячая вода по трубопроводам поступает в тепловые пункты. Там её распределяют по местным сетям, и дальше по трубам она попадает в батареи в квартирах. Комнаты нагреваются, вода в батареях остывает и по трубам возвращается на ТЭЦ для повторного нагрева — так поддерживается непрерывный цикл.

Почему бы просто не пускать пар на выработку новой электроэнергии, а в домах не ставить электронагреватели? Причин сразу много. Если сводить их к короткому ответу, то это невыгодно и нетехнологично.

А зачем городить огород с трубами под землёй от большущих ТЭЦ? Ведь ещё и утеплять эти трубы приходится, чтобы горячая вода в них не грела понапрасну землю в пути и не остывала? Почему бы не поставить котельную в каждом дворе? Кое-где так и сделано. Особенно ближе к центру больших городов. ТЭЦ-то стоят преимущественно по окраинам. А максимальная протяжённость теплотрассы от них до потребителя без экономически невыгодных потерь — около 20 километров. Но есть много но. Безопасность. Если котельная газовая, то вокруг неё нельзя строить инфраструктурные объекты — детсады, школы. Экология. Дым от сгорания угля и газа надо куда-то выводить. Высокая — более 100 метров — труба в каждом дворе вряд ли украсит город. А низкая вряд ли улучшит в нём воздух. Поэтому схема проста — на окраинах городов строят ТЭЦ, к ним подключают многоквартирные дома спальных районов. В центре, где человейников меньше, а ТЭЦ ставить нельзя и негде, идут по пути котельных.

Вообще же важно понимать, что в России многие ключевые мегаполисы расположены в холодных широтах. Такая высокая плотность населения, как у нас, в суровых природных условиях не встречается ни в одной другой стране мира. Да и вообще у нас 65 процентов площади страны — это территория вечной мерзлоты. И большую часть года без дополнительного обогрева в жилищах температура будет существенно ниже комфортной.

А в других странах так не умеют? В смысле подключать ТЭЦ или отапливать сразу много домов котельной? Умеют. И в Норвегии, например, или в той же Дании есть центральное отопление. Но не в таком объёме как у нас. Потому что с учётом климата и ряда других факторов выгоднее топить жильё иначе. Или не топить вовсе.

На способы и технологии отопления в разных странах влияют климат, богатство природных ресурсов, состояние экономики и экологии, формы собственности. Действительно в странах Западной, Центральной и Северной Европы центральное отопление есть, но только в очень небольшом числе домов — в основном в крупных городах. А так у каждого района или даже здания отопление отдельное. Это позволяет выбирать источник тепла: автономные нагреватели — бойлеры, котлы, насосы, иногда даже дровяные печи, а также солнечные батареи. На европейском юге во многих домах радиаторов нет вовсе. Там в ходу тёплая одежда и в случае совсем уж критического похолодания — электронагреватели. Но их использование дорого — тарифы на свет высоки, так что к ним прибегают редко, предпочитая пару-тройку недель в году носить тёплые пижамы.

Европейская страна с большой сетью центрального отопления, к которой подключены около 90 процентов домов, — Исландия. Но там нагрев воды идёт за счёт геотермальной энергии — вулканических зон и гейзеров.

Кто всё это придумал в России? Сейчас будет словосочетание из учебника истории — советская власть. Точнее, конечно, учёные, но на заре СССР и во многом по запросу властей.

Систему со всеми сотнями тысяч километров труб, котельными, ТЭЦ и так далее начали возводить в СССР ровно 100 лет назад. А раньше? Россия топилась дровами. Конечно, усовершенствования существовали. Например, ещё в пятнадцатом веке умели размещать печь в нижней части постройки в специальном помещении, где накапливался тёплый воздух, и его оттуда подавали вверх по жилым пространствам. Так делали в Грановитой палате Новгородского кремля.

Не переставали искать способы согреться и в дворянских особняках. Николай Львов, житель не самой тёплой Тверской области, архитектор усадеб для здешнего дворянства, в конце восемнадцатого века выпускает двухтомник «Русская пиростатика». Там он объясняет, как усовершенствовать систему обогрева зданий, и в частности описывает своё изобретение — калориферную печь. Он предлагает из печей и каминов разводить тёплый воздух по зданию по металлическим трубам. Эту систему с разными доработками будут применять в больших каменных постройках вплоть до начала двадцатого века.

Ещё используют так называемые аммосовские печи. Их придумал генерал и военный инженер Николай Аммосов в соавторстве с ещё одним военным инженером Василием Карелиным в 1835 году. Такая печь размещается в подвале. Она состоит из топки и воздушной камеры. В стенах здания прокладывают жаровые, вентиляционные и дымовые каналы. Первые — для обогрева, вторые — для удаления горячего воздуха, третьи — для вывода дыма из каминов.

В 1840-е аммосовское отопление появилось в здании петербургской Академии художеств, а затем распространилось по жилым домам.

С водяным и вовсе не заладилось. Вот что пишет журнал Министерства путей сообщения и общественных зданий в 1861 году: «Замечательно, что ещё в 1834 годе горным инженером Петром Григорьевичем Соболевским сделано было несколько весьма удачных устройств водяного отопления, но со смертью его в 1841 годе полезное дело это, к сожалению, осталось без всякого развития. Хотя впоследствии заводчик Нобель и пытался устроить в Санкт-Петербурге водяное отопление, но оно не удалось».

Жизнь

Так что в начале двадцатого века в крупных городах России (о глубинке и речи нет) любой обогрев, кроме классического печного, — роскошь. Только новейшие доходные дома и богатые домовладельцы могут позволить себе жильё с современными на тот момент отопительными системами: воздушной, водяной или паровой. Котельные устраивают в подвале или пристройках — кстати, некоторые из них теперь признаны памятниками. При этом трубы и радиаторы проводят только в жилые помещения, а мансарды и хозяйственные пространства отапливают по старинке.

В одном из таких прогрессивных «ЖК» жил профессор Преображенский — главный герой повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». После революции профессорская квартира в Калабуховском доме попала под «уплотнение» — в неё въехали новые соседи, «жилтоварищи». И Преображенский время от времени причитал: что же теперь будет с паровым отоплением?..

«Придётся уезжать, но куда, спрашивается? Всё будет как по маслу. Вначале каждый вечер пение, потом в сортирах замёрзнут трубы, потом лопнет котёл в паровом отоплении и так далее. Крышка Калабухову!»

Кстати, Калабуховский дом — это реальное здание, которое и сейчас легко отыскать в Москве. Принято считать, что его прототипом послужил доходный дом 1904 года по проекту архитектора Семёна Кулагина на пересечении Пречистенки и Обухова переулка. Но индивидуального парового отопления там уже давно нет, его тоже подключили к общей теплоцентрали.

Всего же в начале двадцатого века в одной только Москве дровяных печей около полумиллиона. В Петрограде (так с 1914-го называется Петербург) при большом уже количестве многоэтажных доходных домов — даже с канализацией и водопроводом — 94 процента жилых помещений топят дровами.

Когда и кто всё меняет? Как уже было сказано, советская власть. И почти сразу, как становится властью. По заданию Владимира Ленина к концу 1920 года Государственная комиссия по электрификации России (сокращённо ГОЭЛРО), разрабатывает план, как обеспечить огромную страну светом. Он рассчитан на 10–15 лет и предполагает строительство 30 электрических станций (20 ТЭС и 10 ГЭС) общей мощностью 1,75 млн кВт.

А в 1923-м профессор петроградского Электротехнического института Владимир Дмитриев предлагает использовать отработанный пар теплоэлектростанций для отопления жилых домов в городе. В ноябре 1924 года в Ленинграде на ТЭЦ-3 на набережной реки Фонтанки запускают теплоэлектроцентраль, к которой подключают дом № 96 на набережной реки Фонтанки — это дореволюционное здание оказалось ближайшим к станции.

Эксперимент признают удачным. И новое жильё в городе, речь о типовых проектах и домах-коммунах, теперь сразу проектируют с отоплением. Так к людям и котам массово приходят батареи — из чугуна.

Чугунные радиаторы — изобретение девятнадцатого века. И их, ещё до центрального отопления, придумали в Санкт-Петербурге — на фоне развития металлургии и многоэтажного каменного строительства. Ведь дома надо было топить. Но распространение они получили не сразу. В то, что если батареи делать, то они будут кому-то нужны, поверил Франц Карлович Сан-Галли. У этого промышленника прусско-немецкого происхождения был чугунолитейный завод в Петербурге на Лиговском проспекте. После революции его переименовали в чугунолитейный и механический завод «Кооператор», а затем превратили в бумажную фабрику — она, кстати, работает до сих пор. Завод, конечно, делал не только батареи. Ещё, например, решётки ворот Зимнего дворца. Но батареи тоже. Первые были в виде толстых труб с вертикальными дисками.

В 1900 году Сан-Галли получил крупный заказ на водяные батареи для Александровского дворца, куда Николай II перенёс царскую резиденцию. Об этом свидетельствуют сметы на строительные работы по дворцу за 1900 год: туда отдельной строкой вписаны расходы на «устройство водяного отопления взамен аммосовских печей и коробовых печей» на 50 000 рублей (примерно 50 миллионов рублей на современные деньги).

Слово «батарея» тоже ввёл Франц Сан-Галли. Ранее в русском языке его использовали только в военном деле для обозначения полкового подразделения. В случае с нагревательным элементом слово заимствовано из французского словосочетания batterie de chauffage — «батарея отопления». А само слово batterie означает набор одинаковых элементов, которые, собранные вместе, действуют лучше. Соответственно батарея — это же тоже набор трубок/ дисков. То есть батарея — это набор трубок или дисков, которые усиливают тепло.

 Петербургский дом Сан-Галли до сих пор обогревают радиаторы, которые изготовили на его производстве больше 150 лет назад. Фото wikimedia (1,2)
Петербургский дом Сан-Галли до сих пор обогревают радиаторы, которые изготовили на его производстве больше 150 лет назад. Фото wikimedia (1,2)

 Батареи в Доме Зингера на Невском проспекте пережили три революции, две мировых войны, монархию и перестройку. Фото wikimedia
Батареи в Доме Зингера на Невском проспекте пережили три революции, две мировых войны, монархию и перестройку. Фото wikimedia

Но вернёмся к реализации плана ГОЭЛРО. Трест Коммунстроя (затем Коммунэнергострой) под руководством Дмитриева — того, который придумал топить дом в Петрограде от ТЭЦ, разрабатывает проекты теплофикации завода «Красный треугольник» в Ленинграде, а также жилых домов Новосибирска, Красноярска, Ярославля, Иваново-Вознесенска, Астрахани, Казани, Воронежа, Петрозаводска, Тулы и других городов.

  В главном зале Певческой капеллы в Петербурге можно получить не только музыкальное, но и историко-техническое впечатление: тут сохранились звездчатые батареи. Такая форма в дореволюционной России была популярна наряду с классической гармошкой. Их крепили к стене или устанавливали на полу, в том числе в петербургских парадных. Фото Wikimedia/GAlexandrova
В главном зале Певческой капеллы в Петербурге можно получить не только музыкальное, но и историко-техническое впечатление: тут сохранились звездчатые батареи. Такая форма в дореволюционной России была популярна наряду с классической гармошкой. Их крепили к стене или устанавливали на полу, в том числе в петербургских парадных. Фото Wikimedia/GAlexandrova

Москва же ждёт тепла ещё несколько лет: в 1928-м оно появляется на предприятиях, например, на заводах «Парострой» и «Динамо», а также на Трёхгорной мануфактуре. В 1931 году водяной трубопровод прокладывают по Раушской набережной от первой в городе теплоэлектростанции — ГЭС-1.

В 1931–1932 годах создают первую генеральную схему теплофикации Москвы с крупными ТЭЦ на периферии города. В 1940-м отопление есть практически во всех новых зданиях столицы. Но тогда же уходят в прошлое изысканные батареи из чугуна. Теперь это простые гармошки.

Окончательно к центральному отоплению переходят уже после Второй мировой — во времена хрущёвской массовой застройки. А в условиях, когда важны низкая стоимость производства и минимальный расход металла, радиаторы, ещё более компактные, для панельных домов производят уже из стали. Зато к 1975 году центральное отопление есть уже в 98 процентах московских квартир. Для сравнения: — в Западном Берлине тех лет отапливались только 43 процента квартир.

Сегодня статистика такова: в большинстве крупных городов централизованное теплоснабжение обслуживает до 70–95 процентов жилья.

Лирика

Современные ТЭЦ, как и их младшие братья радиаторы, в угоду утилитарности обычно лишены какого-то декора. Нужно быть специалистом, чтобы отличить одну от другой эти промышленные громадины. Общее у них — очень высокие дымовые трубы. Кстати, это одни из главных визуальных ориентиров в городах. Узнать их очень легко: на них обязательно нанесены красно-белые горизонтальные полосы одинаковой ширины. По окраске можно определить примерную высоту: если труба ниже ста метров, полосатой будет только верхняя треть. Если выше ста метров — труба полосатая целиком. Контрастная окраска роднит трубы с маяками — так их легче замечать пилотам авиации. Полосы называют дневной маркировкой. Светоотражение и лампы красного цвета — ночной маркировкой.

Но сначала было совсем иначе: к проектированию ТЭЦ приглашали лучших архитекторов, а здания декорировали лепниной, мозаиками и другими произведениями искусства. Так что немало первых подобных станций признаны сегодня памятниками.

Например, речь про Красногорскую ТЭЦ в Каменске-Уральском. Первые строения этого огромного комплекса, который до сих пор питает Уральский алюминиевый комбинат, выполнены в стиле постконструктивизма — переходного направления от советского авангарда к сталинскому ампиру.

 Красногорская ТЭЦ в Каменске-Уральском. Архитекторы проекта — Георгий Валенков и Евгений Коротков. Фото wikimedia (1,2,3)
Красногорская ТЭЦ в Каменске-Уральском. Архитекторы проекта — Георгий Валенков и Евгений Коротков. Фото wikimedia (1,2,3)

Ещё можно вспомнить котельную первой ТЭЦ (МОГЭС) на Раушской набережной в Москве. Её автор — архитектор Иван Жолтовский, которого часто называют русским Палладио. Жолтовский даже в эпоху авангарда был приверженцем форм и образов ренессансной Италии. Для котельной он придумывает огромные прозрачные эркеры из металла и стекла во внутреннем дворе. Сквозь них свет беспрепятственно попадает в огромный зал.

 Котельная первой ТЭЦ (МОГЭС) на Раушской набережной в Москве. Главный фасад украшен арочными окнами. Внутри, во всяком случае, раньше, был паркет, пышные гардины, бронзовые люстры, похожие на лампы из Московского метрополитена, и красные ковровые дорожки. А с развитием ЭВМ к этому антуражу добавился футуристический диспетчерский щит. Фото russiainphoto.ru/Архив Валентина Хухлаева / Галерея Люмьер, wikimedia/ПАО «Мосэнерго»
Котельная первой ТЭЦ (МОГЭС) на Раушской набережной в Москве. Главный фасад украшен арочными окнами. Внутри, во всяком случае, раньше, был паркет, пышные гардины, бронзовые люстры, похожие на лампы из Московского метрополитена, и красные ковровые дорожки. А с развитием ЭВМ к этому антуражу добавился футуристический диспетчерский щит. Фото russiainphoto.ru/Архив Валентина Хухлаева / Галерея Люмьер, wikimedia/ПАО «Мосэнерго»

На ТЭЦ в конце 1930-х вообще смотрят как на полноценную часть города и элемент городского ансамбля, вокруг них должны вырасти рабочие посёлки, должны быть посажены парки и скверы. Все планы отменяет Вторая мировая война.

Но кое-что возвращается. Во второй половине двадцатого века ТЭЦ становятся более масштабными и сложными по композиции, на фасадах появляется ещё больше стекла, а вместо кирпича главный строительный материал — сборный железобетон. Его применяли, например, для Кировской ТЭЦ в Ленинграде в 1956 году. Появляется и новый декор: витражные и мозаичные панно, а также изображения с чеканкой по металлу. Они разбивают монотонный объём на более мелкие составляющие и делают здание сомасштабным человеку.

1960-е — период массового строительства и запуска ГЭС в СССР. И период возведения массового отапливаемого жилья в растущих городах. Профессия энергетика романтизирована донельзя. Именно тогда их изображения впервые появляются в интерьерах и на фасадах ТЭЦ. И хотя на станциях работают люди многих специальностей, в центре чаще всего энергетик — человек в белом халате, интеллигент в очках и свитере с высоким горлом. Он сидит за ЭВМ, с чертежами и штангенциркулем в руках. Это образ мыслителя, усилиями которого приводится в действие вся гигантская сложная махина. Ровно такие панно есть, например, на ТЭЦ-1 в Пензе и ТЭЦ-5 в Кирове.

 ТЭЦ-5 в Кирове. На стенах — изображения энергетиков, главных романтиков эпохи: человека в рабочей одежде, который уверенной походкой стремится в светлое будущее, и интеллигента в очках, размышляющего над чертежами. Фото wikimedia
ТЭЦ-5 в Кирове. На стенах — изображения энергетиков, главных романтиков эпохи: человека в рабочей одежде, который уверенной походкой стремится в светлое будущее, и интеллигента в очках, размышляющего над чертежами. Фото wikimedia

Иногда энергетик как мифологический Прометей несёт людям огонь или как литературный Данко, который вырвал своё сердце, чтобы осветить путь заблудшим. Панно с такими сюжетами появляются уже в позднесоветскую эпоху: на Саранской ТЭЦ-2, Сызранской ТЭЦ и Орской ТЭЦ-1. К той же теме относится необычное панно на ТЭЦ в Ново-Свердловске: рука, которая несёт энергию миру, а её окружают космос и древо познания.

Ещё на ТЭЦ часто возникают изображения женщин — причём в самых романтических, а иногда даже пикантных трактовках. «Три грации» Сакмарской ТЭЦ колдуют над пробирками в химическом цехе.

На Чайковской ТЭЦ-1 потоки энергии связывают двоих влюблённых, а в более откровенной работе художника Спиропуло на Самарском филиале Волжской ТГК пара запечатлена на фоне труб. Названа работа «Ода свету и теплу». А энергетика здесь — прямая метафора любовных отношений между мужчиной и женщиной.

Самим энергетикам, судя по всему, романтика и некоторая сентиментальность тоже не чужды. Частый персонаж мозаик и росписей, а также скульптурного оформления ТЭЦ — Владимир Ленин. Ведь именно он дал задание реализовать план ГОЭЛРО. Так вот, на пермской ТЭЦ-6 есть традиция в День энергетиков, 22 декабря, на голову местной статуи Ильича надевать каску.

Метафору можно расширить. Ведь любовь россиян к центральному отоплению не меньшая. Вокруг темы вырос огромный культурный пласт, знакомый практически любому жителю постсоветского пространства. Высоцкий в песне «Про речку Вачу и попутчицу Валю» пел: «Я на лестницах ночую, где тепло от батарей. Это жизнь! Живи и грейся...»

 ТЭЦ на граффити в честь Егора Летова в Омске: лидер «Гражданской обороны» родился в этом городе и в своих песнях часто воспевал эстетику окраин. Фото Артем Иванов
ТЭЦ на граффити в честь Егора Летова в Омске: лидер «Гражданской обороны» родился в этом городе и в своих песнях часто воспевал эстетику окраин. Фото Артем Иванов

Мемы о начале отопительного сезона, выражение «посидеть на трубах», фотографии с котами на батареях, пейзажи городских окраин с трубами ТЭЦ — всё это часть культурного кода современной России.

Комментарии

Написать комментарий
Как вас зовут?
Ваш комментарий
Спасибо! Ваш комментарий отправлен на модерацию. После проверки он будет виден другим пользователям.
Показать еще

Похожие статьи

Саргассово море – самое необычное на планете: у него нет берегов, нет чётких границ, оно на 1–2 метра выше уровня вод остального Атлантического океана и к тому же самое большое. Этот природный феномен у берегов Америки создали течения и саргассы – водоросли, плотным ковром покрывающие поверхность моря. С Саргассовым морем связано множество мистических легенд о кораблекрушениях. На е
Обновлено 6 сентября 2024 Открытие границ 2024 Какие страны открыли границу, куда есть рейсы, можно ли уже покупать билеты, что надо знать заранее. Здесь мы, аналитический центр сервиса поездок и путешествий Туту.ру, собираем последние новости по ситуации с открытием границ. Информация постоянно обновляется. Ситуация меняется очень быстро, все оперативные новости мы выкладываем вот в этом тел
У нас есть огромное сообщество постоянно путешествующих людей. В день в нём задаётся несколько сотен вопросов о том, что правильно делать на месте, как оформлять документы, что нужно и так далее. Примерно треть полезных ответов — это ссылка на какой-то местный чат или телеграм-канал. Собственно, мы решили собрать советы путешественников на одной странице. Вот суперлокальные чаты и каналы,