Павел Зорин — руководитель Центра современной драматургии и режиссуры в Ижевске. Хотя, вообще-то, он архитектор на местном радиозаводе. Сначала Зорин был режиссёром студенческого театра и придумал, как делать актёров из неактёров — так что дошёл с ними до «Золотой маски». Потом стал режиссёром театра на своём радиозаводе, начал делать драматургов из недраматургов — и чудом избежал увольнения за постановку про завод по Кафке. Теперь он объединил все свои и чужие умения под одной крышей. И мечтает конкурировать с Netflix. Рассказываем о театральном фантазёре-реалисте.
Автор Анастасия Новикова
Небольшой квадрат сцены и старинная кирпичная кладка стен. Амфитеатр на шесть рядов из листов фанеры и десяток стульев на самом верху — всего 85 мест. Это Центр современной драматургии и режиссуры (ЦСДР) в Ижевске. Другого такого в городе нет. Сами они себя сравнивают с московским «Гоголь-центром» — тем, каким его задумал Кирилл Серебренников, и близким по духу екатеринбургским «Коляда-Театром», с которого во многом брали пример.
Выйти на сцену и превратиться в актёра здесь может человек любой профессии. Как и написать пьесу для постановки. Тем более что в основе сюжетов — часто рассказы о городских буднях: преступность, буллинг, запрещённые вещества. Ведь это тоже неотъемлемая часть жизни Ижевска. И именно эти истории вместо «запылившегося» Шекспира интереснее предлагать и показывать зрителям Павлу Зорину и его команде. А зрители рады. И не только приходят на спектакли, но и постоянно помогают Центру и деньгами, и руками. «Зрители спрашивают, что нам подарить на Новый год. Приносят бокалы в буфет, ковры для утепления, реквизит, костюмы. Время от времени помогают собрать деньги на покупку проектора или стульев. Есть ребята, которые помогали строить ЦСДР, делали ремонт. И до сих пор они есть в чате волонтёров, которые приходят помочь в буфете или в гардеробе», — рассказывает Зорин.
Руководитель ижевского Центра современной драматургии и режиссуры
Павел Зорин на фестивале «Коляда-плейс». Фото: страница ЦСДР во
«ВКонтакте»
Зорин не режиссёр и не собирался им становиться. Он родился в удмуртском селе Шаркан. Мама работала синоптиком, папа был военным лётчиком, поэтому с детства семья жила в разных воинских частях — от Забайкалья до ГДР. В Ижевске они осели в 1990 году, и там Павел окончил школу и поступил в местный технический университет по специальности «архитектура». В 2000-м устроился архитектором на Ижевский радиозавод. Зорин и сейчас там работает — возглавляет архитектурно-проектное бюро. Но после работы отправляется на репетицию или за кулисы спектакля.
«Я начал писать рассказы в пять лет, — вспоминает Зорин. — От литературы пришёл к драматургии, от неё — в театр». Первым для него стал студенческий театр на факультете иностранных языков Удмуртского государственного университета Les Partisans (фр. «единомышленники»). «Моя жена Инге — специалист по французскому языку. Мы познакомились, когда она была студенткой французского отделения. Потом она стала преподавателем Удмуртского университета. Тогда мы и придумали театр для студентов, изучающих язык. Меня Инге пригласила быть режиссёром». Это было в 2005 году.
Les Partisans ставил один спектакль в год и ездил с ним на франкофонские фестивали. Популярность театра росла, он быстро вышел за рамки студенческого, и в него захотели попасть уже не только студенты, изучающие французский. «Мы принимали всех желающих. Позже их стало очень много, и нам пришлось проводить кастинги», — вспоминает Зорин. Так в труппе оказались юристы, дизайнеры, журналисты.
Сцена из спектакля «БРО» ижевского театра Les Partisans. Фото:
страница ЦСДР во «ВКонтакте»
С таким составом постановки уже не студенческого театра, а театральной компании Les Partisans доехали до «Золотой маски», одного из главных театральных фестивалей России. Их спектакль «Колбаса/фрагменты» про свадьбу в удмуртской деревне показывали в Москве и Санкт-Петербурге. Там был и воображаемый поросёнок, и отвергнутый жених-татарин и местный «Петросян». «Вопрос об авторе для нас не стоял — это должен был быть наш земляк Валерий Шергин. Это история про деревню, где живут татары, удмурты, русские. Казалось бы, очень узкий локальный контекст, но везде он воспринимается не как что-то экзотичное, потому что в первую очередь это история про простых людей», — рассказывал тогда Зорин.
Les Partisans обрели известность и успех за пределами Ижевска. Но одной театральной студии Павлу Зорину оказалось мало. Он решил привлечь к современной драме своих коллег-заводчан. Так в 2010 году появился театр-студия Ижевского радиозавода. На вопрос, зачем он ему понадобился, Зорин отвечает коротко и уверенно: это театры с разными концепциями и оба по-своему интересные.
Зорину хотелось ставить спектакли об актуальных проблемах, играть их современным языком, с отсылкой к местным реалиям. Ведь в Ижевске, по его словам, кроме «Шекспира в бархатных штанишках и Чехова в парусиновых брюках» смотреть в театре было нечего. Слово «вербатим» горожанам тоже ничего не говорило. Вербатим — это документальный театр, в основе постановок — реальные события, а диалоги и монологи героев — повтор того, что говорили участники или свидетели. Правда, актёрам-любителям про вербатим тоже пришлось объяснять. Но именно в этом жанре Зорин решил делать первую постановку с заводчанами в 2010 году. Сбор материала занял около двух лет — с перерывами на другие проекты.
Костяк труппы — 10-12 человек разных возрастов и профессий — от 23 до 60 лет, от начальников бюро и бухгалтеров до слесарей. «Я сказал: „Берите интервью. У обычных работяг, уборщиц, топ-менеджеров“. Мы собрали много материала, и я скомпилировал пьесу. Это был портрет заводчан. У нас большое, сложное производство, на нём занято пять тысяч человек. Закрытая территория — как маленькая деревня. Мы решили узнать: чем живёт народ, какие есть проблемы. А проблемы нашлись разные. Например, у завода есть дочка, которая работает на космос. В то время у них не хватало людей и они заставляли не рабочих, а бухгалтерию, обычных итээрцев (инженерно-технические работники. — Прим. ред.) идти в цеха без средств защиты. На вредном производстве они делали детали в страшных условиях. Они нам всё это сами рассказали», — вспоминает Зорин.
Сцена из спектакля «Кафка-style» театра-студии Ижевского
радиозавода. Фото: страница ЦСДР во «ВКонтакте»
Продукция Ижевского радиозавода сегодня — телекоммуникационное оборудование и приборы для разных заказчиков, в том числе для космической и оборонной сферы. Люди тут работают поколениями — завод существует с 1958 года. Сценические эксперименты Зорина его коллеги принимали по-разному. Одни стремились попасть в труппу, чтобы несколько раз в неделю проводить нерабочие часы на репетициях. Другие возмущались и даже шли с жалобами в профком. Бурную дискуссию вызвала постановка по роману Франца Кафки «Замок». Были те, кого показанная в спектакле давящая атмосфера и доходящая до абсурда бюрократия задели за живое. Со сцены звучало «замок», но слышалось — «завод». «Отдел кадров хотел нас всех уволить за «Замок», — вспоминал Зорин. — Говорил: „Почему у нас нет цензуры?“. Но у нас очень классный председатель профкома, который нас поддерживал, хоть он и советской закалки».
Сцена из спектакля «Кафка-style» театра-студии Ижевского
радиозавода. Фото: страница ЦСДР во «ВКонтакте»
В 2012 году уже с опытом студенческого и заводского театров за плечами Павел Зорин открыл в Ижевске Центр современной драматургии и режиссуры. Его резидентами стали Les Partisans и театр-студия Ижевского радиозавода. «Они — как братья, очень дружественные коллективы. Актёры из обоих театров иногда участвуют в постановках друг друга», — стоит на своём Зорин.
Сначала ЦСДР располагался в актовом зале местной филармонии. «Пускали раза три-четыре в неделю для репетиций и показов спектаклей. Там были розовые стены, бархатные шторы. Но нам нельзя было ничего перекрашивать или менять. Не было подиума, всё делали на коленке. Билеты мы не продавали — пускали по записи. Аншлаги были, и зрители платили, сколько смогут и захотят. Только когда у ЦСДР появилось своё помещение, мы начали продавать билеты».
Павел Зорин и актёры лаборатории «Некст Про» перед пластическим
спектаклем «САРТР. Тошнота» в ижевском ЦСДР. Фото: страница ЦСДР во
«ВКонтакте»
Своё пространство Центр обрёл в ижевском Генеральском доме. Здание постройки 1857 года до революции 1917 года включало и зимний сад с пальмами и другими экзотическими растениями, и птичник, и коровник, и каретник. После смены власти в стране кого оно только не видело в своих стенах. Тут был и клуб коммунистов, и ЧК, и школа, и станция скорой помощи. Место под театр Зорин получил от города взамен на обещание вложиться в благоустройство помещения и территории вокруг. «В народе это помещение называют „конюшня“. На самом деле тут никогда её не было, был гараж скорой помощи, а в последние лет 15 — заброшенный склад», — описывает Зорин. Этот склад и предстояло превратить в театральную площадку.
Центр современной драматургии и режиссуры в Ижевске. Фото: страница
ЦСДР во «ВКонтакте»
Наступило счастье: команда ЦСДР могла работать круглые сутки семь дней в неделю. «Когда мы туда заехали, нам сказали, что помещение в плачевном состоянии, но это важный объект культурного наследия. Тут не было пола, не было амфитеатра, не было проводки. Мы поменяли шифер на крыше, сделали отмостку. Деньги на это — 240 тысяч рублей — собрали через краудфандинговую кампанию. Мы помним про охранный статус памятника и ничего не портим. Даже наоборот: сейчас репетируем спектакль про историю и современность Генеральского дома, чтобы привлечь внимание людей к необходимости его реконструкции».
Зал Центра современной драматургии и режиссуры в Ижевске. Фото:
страница ЦСДР во «ВКонтакте»
И всё же ЦСДР могут в любой момент выселить. Как только найдётся меценат, готовый оплатить реконструкцию. Зорин это понимает, но не унывает. «Театр Коляды (частный драматический театр Николая Коляды в Екатеринбурге. — Прим. ред.) тоже жил в избушке. У них было пятьдесят с чем-то мест. Потом они добились того, что Свердловская область им выстроила и подарила театр».
В текущем репертуаре Центра современной драматургии и режиссуры — 12 спектаклей. И многие затрагивают местные реалии. «Дискотэка» — спектакль-обманка. «Мы говорим, что будем рассказывать про дискотеки, рейвы, клубную культуру, а потом начинаем раскрывать проблему наркотиков. Делимся всем тем, что нам поведали наркоманы, дилеры, менты. Сложное, больное содержание, но в яркой упаковке».
Центр современной драматургии и режиссуры в Ижевске. Фото: страница
ЦСДР во «ВКонтакте»
«Деликатес» — тоже удмуртская история. Пьесу о криминальной обстановке в пригороде Ижевска — Завьяловском районе — написал следователь Михаил Соловьёв. В её основе — реальные убийства, изнасилования и даже случаи каннибализма. «Название такое, потому что там есть история про мужика, который убил свою сожительницу ножом из-за того, что она не дала ему последнюю крабовую палочку». На афише стоит ограничение 18+, а особо впечатлительным зрителям не рекомендуют смотреть постановку. «Но истории, которые происходят в Удмуртии, универсальны. Зрители в других регионах узнают себя, свои проблемы», — уверен Зорин.
Центр современной драматургии и режиссуры — место не сугубо театральное, здесь не только играют спектакли и проводят читки. «У нас появились другие амбиции. Мы поняли, что нам нужна площадка, где мы бы не только показывали спектакли, но и реализовывали междисциплинарные проекты, такие как Школа удмуртской драматургии. В ней мы проводим театральные батлы. Бросаем клич, и к нам приезжают команды со всей России. Например, 10 актёров с режиссёром. Мы даём драматурга, и они на три дня уезжают в лагерь. Там разбиваются на пары и каждая получает тему. Например, „что-то не так с этими пельменями“. Драматурги под команду актёров пишут микропьесу, а те ставят этюд. Зрители смотрят только первый акт и голосуют, чей второй акт они больше хотят посмотреть. Получается фестиваль и баттл».
Репетиция спектакля «НЬЮ ЭЙДЖ, или как мы нах% #@лись с Серёжей»
ижевского театра Les Partisans. Фото: страница ЦСДР во
«ВКонтакте»
Работает в ЦСДР и мастерская: каждый год Павел Зорин проводит кастинг, набирает непрофессионалов и затем три месяца учит их актёрскому ремеслу. «У нас не играют профессионалы. Это принципиальная концепция ЦСДР. Мы сами обучаем желающих выступать на сцене. У всех наших актёров есть вторая основная профессия», — поясняет Зорин. При этом худрук уверен — его ученики дадут фору многим профи. «Им можно денег не платить, хлебом не кормить, главное, дать поиграть. Но мне важно, чтобы они были на должном уровне», — отмечает Зорин. Среди учеников Зорина, например, Евгений Санников. Он уехал в Санкт-Петербург, где играет у Льва Додина в Малом драматическом театре — Театре Европы в Санкт-Петербурге.
Со своими учениками Павел Зорин ставит и хочет продолжать ставить спектакли, непохожие друг на друга: рефлексировать над жизнью родного города и республики. «То, что мы не умели раньше, за какую тему не брались или какую форму ещё не осваивали — туда и идём».
Гастроли нижегородского «ТЧК Театра» со спектаклем «Бешеная
балерина» на сцене ижевского ЦСДР. Фото: страница ЦСДР во
«ВКонтакте»
Зорин не строит иллюзий на счёт популярности театра в Ижевске. Такой досуг в городе, где 645 тысяч жителей, — для 5% населения. «В Ижевске большинство умных ребят в театр не ходит. Для нас конкурент вовсе не местный театр драмы, где половина афиши — барахло, которое для ума ничего не даёт. Для нас конкуренты — Netflix с их сериалами и всякие концерты. К нам ходят люди, которые не ходят в классический театр. Большой народной любви и популярности как у Киркорова или Баскова нет, но популярность в театральном плане дают нам фестивальные проекты», — признаётся Зорин. Но добавляет, что ЦСДР горожане называют местом атмосферным. Таким, где в безопасной обстановке нередко идёт интимный разговор о важном, о том, о чём редко можно поговорить в другом месте.
В планах ЦСДР — дойти до посещаемости в 20 тысяч зрителей в год и обеспечить сотрудников стабильной зарплатой. А пока труппа играет 2-3 спектакля в неделю с сентября по май в зале с заполняемостью от 50 до 90 зрителей.
Сцена из спектакля «INCOGNITO — межгалактический бар-караоке»
ижевского театра Les Partisans. Фото: страница ЦСДР во
«ВКонтакте»
В целом социальную роль ЦСДР Зорин не переоценивает: «Боюсь, театр ни на что не влияет. Это не волонтёрская, не активистская деятельность. Мы не знаем, что делать с проблемой алкоголизма и убийствами по пьяни». Но не считает нужным просто проходить мимо них: «Эта проблема нас цепляет, мы можем про это рассказать».
Для Зорина театр — это и важная антропологическая практика. «Это классный инструмент для изучения как окружающего мира, так и мира внутреннего. Конечно, здорово, когда всё, что мы делаем, нужно ещё кому-то: ижевчанам, жителям республики. Но особая гордость — рассказывать о нашей малой родине и видеть, как это откликается в сердцах других, когда они хотят приехать к нам в Ижевск и увидеть всё сами».
Руководитель ижевского Центра современной драматургии и режиссуры
Павел Зорин и актёр ЦСДР на читке новой пьесы. Фото: страница ЦСДР
во «ВКонтакте»
А ещё театр для ижевского худрука — это самый большой кайф. «Такого больше не найти нигде: ни в кино, ни в блогинге, потому что всё происходит здесь и сейчас. Нет ни одного одинакового показа. Сегодня ты играешь так, а в следующем спектакле ничем не защищён от провала. Даже если это суперхит. Каждый раз это какое-то приключение и остриё жизни».
Комментарии