Туту.ру Путеводитель Туту журнал Разное Павел Зорин: «Всё происходит здесь и сейчас»

Павел Зорин: «Всё происходит здесь и сейчас»

Павел Зорин — руководитель Центра современной драматургии и режиссуры в Ижевске. Хотя, вообще-то, он архитектор на местном радиозаводе. Сначала Зорин был режиссёром студенческого театра и придумал, как делать актёров из неактёров — так что дошёл с ними до «Золотой маски». Потом стал режиссёром театра на своём радиозаводе, начал делать драматургов из недраматургов — и чудом избежал увольнения за постановку про завод по Кафке. Теперь он объединил все свои и чужие умения под одной крышей. И мечтает конкурировать с Netflix. Рассказываем о театральном фантазёре-реалисте.

Автор Анастасия Новикова

Небольшой квадрат сцены и старинная кирпичная кладка стен. Амфитеатр на шесть рядов из листов фанеры и десяток стульев на самом верху — всего 85 мест. Это Центр современной драматургии и режиссуры (ЦСДР) в Ижевске. Другого такого в городе нет. Сами они себя сравнивают с московским «Гоголь-центром» — тем, каким его задумал Кирилл Серебренников, и близким по духу екатеринбургским «Коляда-Театром», с которого во многом брали пример.

Выйти на сцену и превратиться в актёра здесь может человек любой профессии. Как и написать пьесу для постановки. Тем более что в основе сюжетов — часто рассказы о городских буднях: преступность, буллинг, запрещённые вещества. Ведь это тоже неотъемлемая часть жизни Ижевска. И именно эти истории вместо «запылившегося» Шекспира интереснее предлагать и показывать зрителям Павлу Зорину и его команде. А зрители рады. И не только приходят на спектакли, но и постоянно помогают Центру и деньгами, и руками. «Зрители спрашивают, что нам подарить на Новый год. Приносят бокалы в буфет, ковры для утепления, реквизит, костюмы. Время от времени помогают собрать деньги на покупку проектора или стульев. Есть ребята, которые помогали строить ЦСДР, делали ремонт. И до сих пор они есть в чате волонтёров, которые приходят помочь в буфете или в гардеробе», — рассказывает Зорин.

Руководитель ижевского Центра современной драматургии и режиссуры Павел Зорин на фестивале «Коляда-плейс». Фото: страница ЦСДР во «ВКонтакте»
Руководитель ижевского Центра современной драматургии и режиссуры Павел Зорин на фестивале «Коляда-плейс». Фото: страница ЦСДР во «ВКонтакте»

Партизаны и «Колбаса/фрагменты»

Зорин не режиссёр и не собирался им становиться. Он родился в удмуртском селе Шаркан. Мама работала синоптиком, папа был военным лётчиком, поэтому с детства семья жила в разных воинских частях — от Забайкалья до ГДР. В Ижевске они осели в 1990 году, и там Павел окончил школу и поступил в местный технический университет по специальности «архитектура». В 2000-м устроился архитектором на Ижевский радиозавод. Зорин и сейчас там работает — возглавляет архитектурно-проектное бюро. Но после работы отправляется на репетицию или за кулисы спектакля.

«Я начал писать рассказы в пять лет, — вспоминает Зорин. — От литературы пришёл к драматургии, от неё — в театр». Первым для него стал студенческий театр на факультете иностранных языков Удмуртского государственного университета Les Partisans (фр. «единомышленники»). «Моя жена Инге — специалист по французскому языку. Мы познакомились, когда она была студенткой французского отделения. Потом она стала преподавателем Удмуртского университета. Тогда мы и придумали театр для студентов, изучающих язык. Меня Инге пригласила быть режиссёром». Это было в 2005 году.

Les Partisans ставил один спектакль в год и ездил с ним на франкофонские фестивали. Популярность театра росла, он быстро вышел за рамки студенческого, и в него захотели попасть уже не только студенты, изучающие французский. «Мы принимали всех желающих. Позже их стало очень много, и нам пришлось проводить кастинги», — вспоминает Зорин. Так в труппе оказались юристы, дизайнеры, журналисты.

Сцена из спектакля «БРО» ижевского театра Les Partisans. Фото: страница ЦСДР во «ВКонтакте»
Сцена из спектакля «БРО» ижевского театра Les Partisans. Фото: страница ЦСДР во «ВКонтакте»

С таким составом постановки уже не студенческого театра, а театральной компании Les Partisans доехали до «Золотой маски», одного из главных театральных фестивалей России. Их спектакль «Колбаса/фрагменты» про свадьбу в удмуртской деревне показывали в Москве и Санкт-Петербурге. Там был и воображаемый поросёнок, и отвергнутый жених-татарин и местный «Петросян». «Вопрос об авторе для нас не стоял — это должен был быть наш земляк Валерий Шергин. Это история про деревню, где живут татары, удмурты, русские. Казалось бы, очень узкий локальный контекст, но везде он воспринимается не как что-то экзотичное, потому что в первую очередь это история про простых людей», — рассказывал тогда Зорин.

Заводчане и «Замок»

Les Partisans обрели известность и успех за пределами Ижевска. Но одной театральной студии Павлу Зорину оказалось мало. Он решил привлечь к современной драме своих коллег-заводчан. Так в 2010 году появился театр-студия Ижевского радиозавода. На вопрос, зачем он ему понадобился, Зорин отвечает коротко и уверенно: это театры с разными концепциями и оба по-своему интересные.

Зорину хотелось ставить спектакли об актуальных проблемах, играть их современным языком, с отсылкой к местным реалиям. Ведь в Ижевске, по его словам, кроме «Шекспира в бархатных штанишках и Чехова в парусиновых брюках» смотреть в театре было нечего. Слово «вербатим» горожанам тоже ничего не говорило. Вербатим — это документальный театр, в основе постановок — реальные события, а диалоги и монологи героев — повтор того, что говорили участники или свидетели. Правда, актёрам-любителям про вербатим тоже пришлось объяснять. Но именно в этом жанре Зорин решил делать первую постановку с заводчанами в 2010 году. Сбор материала занял около двух лет — с перерывами на другие проекты.

Костяк труппы — 10-12 человек разных возрастов и профессий — от 23 до 60 лет, от начальников бюро и бухгалтеров до слесарей. «Я сказал:Берите интервью. У обычных работяг, уборщиц, топ-менеджеров“. Мы собрали много материала, и я скомпилировал пьесу. Это был портрет заводчан. У нас большое, сложное производство, на нём занято пять тысяч человек. Закрытая территория — как маленькая деревня. Мы решили узнать: чем живёт народ, какие есть проблемы. А проблемы нашлись разные. Например, у завода есть дочка, которая работает на космос. В то время у них не хватало людей и они заставляли не рабочих, а бухгалтерию, обычных итээрцев (инженерно-технические работники. — Прим. ред.) идти в цеха без средств защиты. На вредном производстве они делали детали в страшных условиях. Они нам всё это сами рассказали», — вспоминает Зорин.

Сцена из спектакля «Кафка-style» театра-студии Ижевского радиозавода. Фото: страница ЦСДР во «ВКонтакте»
Сцена из спектакля «Кафка-style» театра-студии Ижевского радиозавода. Фото: страница ЦСДР во «ВКонтакте»

Продукция Ижевского радиозавода сегодня — телекоммуникационное оборудование и приборы для разных заказчиков, в том числе для космической и оборонной сферы. Люди тут работают поколениями — завод существует с 1958 года. Сценические эксперименты Зорина его коллеги принимали по-разному. Одни стремились попасть в труппу, чтобы несколько раз в неделю проводить нерабочие часы на репетициях. Другие возмущались и даже шли с жалобами в профком. Бурную дискуссию вызвала постановка по роману Франца Кафки «Замок». Были те, кого показанная в спектакле давящая атмосфера и доходящая до абсурда бюрократия задели за живое. Со сцены звучало «замок», но слышалось — «завод». «Отдел кадров хотел нас всех уволить за «Замок», — вспоминал Зорин. — Говорил: „Почему у нас нет цензуры?“. Но у нас очень классный председатель профкома, который нас поддерживал, хоть он и советской закалки».

Сцена из спектакля «Кафка-style» театра-студии Ижевского радиозавода. Фото: страница ЦСДР во «ВКонтакте»
Сцена из спектакля «Кафка-style» театра-студии Ижевского радиозавода. Фото: страница ЦСДР во «ВКонтакте»

«Дискотэка» в Генеральском доме

В 2012 году уже с опытом студенческого и заводского театров за плечами Павел Зорин открыл в Ижевске Центр современной драматургии и режиссуры. Его резидентами стали Les Partisans и театр-студия Ижевского радиозавода. «Они — как братья, очень дружественные коллективы. Актёры из обоих театров иногда участвуют в постановках друг друга», — стоит на своём Зорин.

Сначала ЦСДР располагался в актовом зале местной филармонии. «Пускали раза три-четыре в неделю для репетиций и показов спектаклей. Там были розовые стены, бархатные шторы. Но нам нельзя было ничего перекрашивать или менять. Не было подиума, всё делали на коленке. Билеты мы не продавали — пускали по записи. Аншлаги были, и зрители платили, сколько смогут и захотят. Только когда у ЦСДР появилось своё помещение, мы начали продавать билеты».

Павел Зорин и актёры лаборатории «Некст Про» перед пластическим спектаклем «САРТР. Тошнота» в ижевском ЦСДР. Фото: страница ЦСДР во «ВКонтакте»
Павел Зорин и актёры лаборатории «Некст Про» перед пластическим спектаклем «САРТР. Тошнота» в ижевском ЦСДР. Фото: страница ЦСДР во «ВКонтакте»

Своё пространство Центр обрёл в ижевском Генеральском доме. Здание постройки 1857 года до революции 1917 года включало и зимний сад с пальмами и другими экзотическими растениями, и птичник, и коровник, и каретник. После смены власти в стране кого оно только не видело в своих стенах. Тут был и клуб коммунистов, и ЧК, и школа, и станция скорой помощи. Место под театр Зорин получил от города взамен на обещание вложиться в благоустройство помещения и территории вокруг. «В народе это помещение называют „конюшня“. На самом деле тут никогда её не было, был гараж скорой помощи, а в последние лет 15 — заброшенный склад», — описывает Зорин. Этот склад и предстояло превратить в театральную площадку.

Центр современной драматургии и режиссуры в Ижевске. Фото: страница ЦСДР во «ВКонтакте»
Центр современной драматургии и режиссуры в Ижевске. Фото: страница ЦСДР во «ВКонтакте»

Наступило счастье: команда ЦСДР могла работать круглые сутки семь дней в неделю. «Когда мы туда заехали, нам сказали, что помещение в плачевном состоянии, но это важный объект культурного наследия. Тут не было пола, не было амфитеатра, не было проводки. Мы поменяли шифер на крыше, сделали отмостку. Деньги на это — 240 тысяч рублей — собрали через краудфандинговую кампанию. Мы помним про охранный статус памятника и ничего не портим. Даже наоборот: сейчас репетируем спектакль про историю и современность Генеральского дома, чтобы привлечь внимание людей к необходимости его реконструкции».

Зал Центра современной драматургии и режиссуры в Ижевске. Фото: страница ЦСДР во «ВКонтакте»
Зал Центра современной драматургии и режиссуры в Ижевске. Фото: страница ЦСДР во «ВКонтакте»

И всё же ЦСДР могут в любой момент выселить. Как только найдётся меценат, готовый оплатить реконструкцию. Зорин это понимает, но не унывает. «Театр Коляды (частный драматический театр Николая Коляды в Екатеринбурге. — Прим. ред.) тоже жил в избушке. У них было пятьдесят с чем-то мест. Потом они добились того, что Свердловская область им выстроила и подарила театр».

В текущем репертуаре Центра современной драматургии и режиссуры — 12 спектаклей. И многие затрагивают местные реалии. «Дискотэка» — спектакль-обманка. «Мы говорим, что будем рассказывать про дискотеки, рейвы, клубную культуру, а потом начинаем раскрывать проблему наркотиков. Делимся всем тем, что нам поведали наркоманы, дилеры, менты. Сложное, больное содержание, но в яркой упаковке».

Центр современной драматургии и режиссуры в Ижевске. Фото: страница ЦСДР во «ВКонтакте»
Центр современной драматургии и режиссуры в Ижевске. Фото: страница ЦСДР во «ВКонтакте»

«Деликатес» — тоже удмуртская история. Пьесу о криминальной обстановке в пригороде Ижевска — Завьяловском районе — написал следователь Михаил Соловьёв. В её основе — реальные убийства, изнасилования и даже случаи каннибализма. «Название такое, потому что там есть история про мужика, который убил свою сожительницу ножом из-за того, что она не дала ему последнюю крабовую палочку». На афише стоит ограничение 18+, а особо впечатлительным зрителям не рекомендуют смотреть постановку. «Но истории, которые происходят в Удмуртии, универсальны. Зрители в других регионах узнают себя, свои проблемы», — уверен Зорин.

Конкуренция с Netflix

Центр современной драматургии и режиссуры — место не сугубо театральное, здесь не только играют спектакли и проводят читки. «У нас появились другие амбиции. Мы поняли, что нам нужна площадка, где мы бы не только показывали спектакли, но и реализовывали междисциплинарные проекты, такие как Школа удмуртской драматургии. В ней мы проводим театральные батлы. Бросаем клич, и к нам приезжают команды со всей России. Например, 10 актёров с режиссёром. Мы даём драматурга, и они на три дня уезжают в лагерь. Там разбиваются на пары и каждая получает тему. Например, „что-то не так с этими пельменями“. Драматурги под команду актёров пишут микропьесу, а те ставят этюд. Зрители смотрят только первый акт и голосуют, чей второй акт они больше хотят посмотреть. Получается фестиваль и баттл».

Репетиция спектакля «НЬЮ ЭЙДЖ, или как мы нах% #@лись с Серёжей» ижевского театра Les Partisans. Фото: страница ЦСДР во «ВКонтакте»
Репетиция спектакля «НЬЮ ЭЙДЖ, или как мы нах% #@лись с Серёжей» ижевского театра Les Partisans. Фото: страница ЦСДР во «ВКонтакте»

Работает в ЦСДР и мастерская: каждый год Павел Зорин проводит кастинг, набирает непрофессионалов и затем три месяца учит их актёрскому ремеслу. «У нас не играют профессионалы. Это принципиальная концепция ЦСДР. Мы сами обучаем желающих выступать на сцене. У всех наших актёров есть вторая основная профессия», — поясняет Зорин. При этом худрук уверен — его ученики дадут фору многим профи. «Им можно денег не платить, хлебом не кормить, главное, дать поиграть. Но мне важно, чтобы они были на должном уровне», — отмечает Зорин. Среди учеников Зорина, например, Евгений Санников. Он уехал в Санкт-Петербург, где играет у Льва Додина в Малом драматическом театре — Театре Европы в Санкт-Петербурге.

Со своими учениками Павел Зорин ставит и хочет продолжать ставить спектакли, непохожие друг на друга: рефлексировать над жизнью родного города и республики. «То, что мы не умели раньше, за какую тему не брались или какую форму ещё не осваивали — туда и идём».

Гастроли нижегородского «ТЧК Театра» со спектаклем «Бешеная балерина» на сцене ижевского ЦСДР. Фото: страница ЦСДР во «ВКонтакте»
Гастроли нижегородского «ТЧК Театра» со спектаклем «Бешеная балерина» на сцене ижевского ЦСДР. Фото: страница ЦСДР во «ВКонтакте»

Зорин не строит иллюзий на счёт популярности театра в Ижевске. Такой досуг в городе, где 645 тысяч жителей, — для 5% населения. «В Ижевске большинство умных ребят в театр не ходит. Для нас конкурент вовсе не местный театр драмы, где половина афиши — барахло, которое для ума ничего не даёт. Для нас конкуренты — Netflix с их сериалами и всякие концерты. К нам ходят люди, которые не ходят в классический театр. Большой народной любви и популярности как у Киркорова или Баскова нет, но популярность в театральном плане дают нам фестивальные проекты», — признаётся Зорин. Но добавляет, что ЦСДР горожане называют местом атмосферным. Таким, где в безопасной обстановке нередко идёт интимный разговор о важном, о том, о чём редко можно поговорить в другом месте.

В планах ЦСДР — дойти до посещаемости в 20 тысяч зрителей в год и обеспечить сотрудников стабильной зарплатой. А пока труппа играет 2-3 спектакля в неделю с сентября по май в зале с заполняемостью от 50 до 90 зрителей.

Сцена из спектакля «INCOGNITO — межгалактический бар-караоке» ижевского театра Les Partisans. Фото: страница ЦСДР во «ВКонтакте»
Сцена из спектакля «INCOGNITO — межгалактический бар-караоке» ижевского театра Les Partisans. Фото: страница ЦСДР во «ВКонтакте»

В целом социальную роль ЦСДР Зорин не переоценивает: «Боюсь, театр ни на что не влияет. Это не волонтёрская, не активистская деятельность. Мы не знаем, что делать с проблемой алкоголизма и убийствами по пьяни». Но не считает нужным просто проходить мимо них: «Эта проблема нас цепляет, мы можем про это рассказать».

Для Зорина театр — это и важная антропологическая практика. «Это классный инструмент для изучения как окружающего мира, так и мира внутреннего. Конечно, здорово, когда всё, что мы делаем, нужно ещё кому-то: ижевчанам, жителям республики. Но особая гордость — рассказывать о нашей малой родине и видеть, как это откликается в сердцах других, когда они хотят приехать к нам в Ижевск и увидеть всё сами».

Руководитель ижевского Центра современной драматургии и режиссуры Павел Зорин и актёр ЦСДР на читке новой пьесы. Фото: страница ЦСДР во «ВКонтакте»
Руководитель ижевского Центра современной драматургии и режиссуры Павел Зорин и актёр ЦСДР на читке новой пьесы. Фото: страница ЦСДР во «ВКонтакте»

А ещё театр для ижевского худрука — это самый большой кайф. «Такого больше не найти нигде: ни в кино, ни в блогинге, потому что всё происходит здесь и сейчас. Нет ни одного одинакового показа. Сегодня ты играешь так, а в следующем спектакле ничем не защищён от провала. Даже если это суперхит. Каждый раз это какое-то приключение и остриё жизни».

Комментарии

Написать комментарий
Как вас зовут?
Ваш комментарий
Спасибо! Ваш комментарий отправлен на модерацию. После проверки он будет виден другим пользователям.
Показать еще

Похожие статьи

  Армения Условия въезда: российский паспорт или загранпаспорт. Важно знать: российским паспортом Можно воспользоваться только при перелёте. При въезде на машине обязательно нужен загранпаспорт, который будет действовать ещё три месяца после выезда из страны. Детям до 14 лет для любой поездки нужен отдельный загранпаспорт. Срок разрешённого пребывания — 180 дней.
У нас есть огромное сообщество постоянно путешествующих людей. В день в нём задаётся несколько сотен вопросов о том, что правильно делать на месте, как оформлять документы, что нужно и так далее. Примерно треть полезных ответов — это ссылка на какой-то местный чат или телеграм-канал. Собственно, мы решили собрать советы путешественников на одной странице. Вот суперлокальные чаты и каналы,
Саргассово море – самое необычное на планете: у него нет берегов, нет чётких границ, оно на 1–2 метра выше уровня вод остального Атлантического океана и к тому же самое большое. Этот природный феномен у берегов Америки создали течения и саргассы – водоросли, плотным ковром покрывающие поверхность моря. С Саргассовым морем связано множество мистических легенд о кораблекрушениях. На е
Обновлено 21 ноября 2024 Открытие границ 2024 Какие страны открыли границу, куда есть рейсы, можно ли уже покупать билеты, что надо знать заранее. Здесь мы, аналитический центр сервиса поездок и путешествий Туту.ру, собираем последние новости по ситуации с открытием границ. Информация постоянно обновляется. Ситуация меняется очень быстро, все оперативные новости мы выкладываем вот в этом теле