Инструкцию по восхождению на высочайшую вершину планеты для сервиса путешествий Tutu.ru написала Ольга Румянцева, горный гид и путешественница, автор книги «7 вулканов Лаборатории Касперского».
Ольга Румянцева. Фото из личного архива
В 2018 году Ольга Румянцева участвовала в международной женской лыжной экспедиции на Северный полюс, в 2022 году взошла на Эверест. Также Ольга Румянцева в одиночку выполнила программу «7 вулканов», совершив восхождения на самые высокие вулканы всех континентов: Эльбрус в Европе, Демавенд в Азии, Килиманджаро в Африке, Гилуве в Австралии и Океании, Охос-дель-Саладо в Южной Америке, Орисаба в Северной Америке, Сидли в Антарктиде.
Для успешного восхождения на Эверест необходимо хотя бы пару лет походить в горы. Подняться на вершины 5000-7000 метров.
Конечно, с развитием индустрии восхождения требования к альпинистам сильно снизились, но физиологию не обманешь. Организм должен быть готов ко встрече с высотой.
Впрочем, и при хорошей подготовке, и при соблюдении минимальных рекомендаций гарантий как восхождения, так и ненанесения вреда организму никто не даст.
Усиленно готовиться обычно начинают за полгода: занимаются с личными тренерами; проходят полный чекап организма; пьют бады для укрепления здоровья. Рекомендуется за два-три месяца съездить в горы и сходить на 6000-7000 метров.
Ольга Румянцева на леднике Кхумбу на Эвересте. Фото из личного
архива
1. Три-четыре восхождения в год. Последние 10 лет я регулярно выезжаю в горы в качестве гида, это даёт уверенность и понимание происходящего.
2. Занятия фридайвингом. Это навык управления дыханием, когда надо продышаться, восстановить его, взбодриться или, наоборот, расслабиться. И про управление мозгами. Особенно, когда ныряешь под лёд. Помогает убрать приступы паники, расслабиться.
3. Ныряние в холодную воду.
4. Ультратрейлы. Последние три года я участвую в забегах на дистанции от 50 до 100 километров по горам. У меня всё неплохо с выносливостью и сохранением работоспособности в течение 12–20 часов в суровых погодных условиях.
5. Медицинские чекапы. За месяц до отъезда я проверила свой организм. Сердце, лёгкие, анализ крови — всё было в идеальном состоянии, чего я даже не ожидала.
Ольга Румянцева во время ультратрейла на Алтае. Фото из личного
архива
Эверест расположен на границе Непала и Тибетского автономного округа в Китае. Так что восхождения совершаются с двух сторон: с севера — со стороны Тибета, с юга — с непальской стороны. Поэтому у каждого, кто задумывается о подъёме на Эверест, возникает вопрос: с какой стороны идти?
На пути в базовый лагерь Эвереста. Фото из личного архива
Со стороны Тибета к базовому лагерю Эвереста, где восходители проводят немало дней, идёт шоссе. Соответственно, все грузы привозят на машинах, что делает лагерь более комфортным. Да и сам маршрут на вершину гораздо безопаснее, ведь там нет ледника Кхумбу, который приходится преодолевать тем, кто идёт с юга. Однако из-за коронавируса Тибет до сих пор закрыт для туристов, так что уже второй год восхождения на Эверест проходят только со стороны Непала.
Буддийская ступа по пути в базовый лагерь Эвереста. Фото из личного
архива
Путь со стороны Непала — это маршрут, по которому было совершено первое восхождение на Эверест. В 1953 году новозеландец Эдмунд Хиллари и шерпа Тенцинг Норгей впервые поднялись на самую высокую гору нашей планеты. С тех пор путь к Эвересту не сильно изменился. Здесь по-прежнему нет дорог и надо неделю идти по горным тропам, чтобы попасть в базовый лагерь. Само восхождение более трудное и опасное из-за уже упомянутого ледника Кхумбу. По нему надо подниматься из базового до первого лагеря на высоте 6000 метров. Причём за время экспедиции этот путь — непростой и опасный — придётся пройти не один раз.
Однако те, кто ходил на Эверест с обеих сторон, сходятся во мнении, что путь с юга хоть и тяжелее, зато интереснее и красивее. Да и недельный треккинг до базового лагеря позволяет лучше акклиматизироваться.
Ниже я детально опишу, как происходит восхождение со стороны Непала. Со стороны Тибета лагеря расположены приблизительно в таком же порядке.
Вся экспедиция на Эверест от момента прилёта в Непал до вылета домой обычно занимает 40–45 дней, но бывают и исключения. Например, благодаря хорошей погоде и удачному стечению обстоятельств наша экспедиция на Эверест вместе с дорогой от дома до дома длилась 33 дня, что своего рода рекорд для подобных восхождений.
Важно помнить: вы можете «слегка» задержаться. Никто не назовёт точную дату, когда вы окажетесь дома. Всё сильно зависит от погоды. Иногда участники неделю находятся в базовом лагере и никуда не идут, ожидая благоприятного погодного окна для восхождения. Поэтому авиабилеты все покупают с открытой датой обратного вылета.
Подвесной мост на пути в базовый лагерь Эвереста. Фото из личного
архива
Экспедиция начинается с того момента, когда группа собирается в Катманду, столице Непала. Дальше — перелёт в небольшой горный посёлок Лукла, где и начинается треккинг в сторону базового лагеря Эвереста. Восхождение делится на три этапа, два из которых — это подготовительная часть. На неё уходит почти месяц.
Первый этап: поход от Луклы до базового лагеря на высоте 5300 метров. Занимает около 10 дней.
Базовый лагерь Эвереста. Фото из личного архива
Второй этап: несколько дней в базовом лагере, чтобы отдохнуть, ещё раз проверить снаряжение, собраться для перехода в верхние лагеря. Тут же начинается процесс акклиматизации непосредственно на маршруте.
Высокогорная деревня недалеко от посёлка Намче-Базар. Фото из
личного архива
Участники совершают выходы с ночёвками в верхние лагеря и спускаются на отдых, постепенно доходят до третьего лагеря на высоте 7000 метров. Акклиматизация считается законченной после возвращения из третьего лагеря на базу. С базы участники на несколько дней спускаются на 3500-4000 метров, чтобы отдохнуть.
Третий этап: после двух-трёх дней внизу все возвращаются в базовый лагерь и начинают «ждать погоду». Никому не хочется оказаться в районе вершины в бурю. Надо, чтобы в планируемый день восхождения на горе не было сильного ветра и больших осадков. Ожидание может занять неделю.
Непосредственно восхождение начинается в тот момент, когда группа принимает решение идти на штурм и покидает базовый лагерь. Начинается движение от базового лагеря до вершины с ночёвками в лагерях. Идут в лагерь I (6000 метров), лагерь II (6500 метров), лагерь III (7100 метров).
Проход через трещины на леднике Кхумбу на Эвересте. Фото из личного
архива
На четвёртый день группа поднимается в штурмовой лагерь на высоте 8000 метров и поздно вечером выходит на штурм, чтобы утром оказаться на вершине. В тот же день стараются спуститься до лагеря II и на следующий день вернуться в базовый лагерь на высоту 5300 метров.
Чтобы успешно подняться на гору и, что важнее, спуститься с горы, не навредив организму, требуется хорошая акклиматизация — подготовительный процесс, когда организм привыкает к пребыванию на больших высотах. Поэтому только путь до базового лагеря занимает неделю. Участники экспедиции постепенно набирают высоту, давая организму привыкнуть к нехватке кислорода.
При недостаточной акклиматизации у человека могут проявиться симптомы горной болезни: тошнота, одышка, отсутствие аппетита, головная боль, слабость. Как правило, симптомы горняшки всегда проявляются при подъёме на новую высоту: иногда почти незаметно, иногда очень сильно. При хорошей акклиматизации они постепенно проходят, организм привыкает к недостатку кислорода. Проходит вялость и одышка, не болит голова. В итоге даже на 5000 метрах и выше человек чувствует себя настолько комфортно, что может там жить относительно долгое время.
Связка восходителей на леднике Кхумбу на Эвересте. Фото из личного
архива
Всё, что происходит до прихода в базовый лагерь, можно назвать подходами, которые тоже являются частью акклиматизации, потому что они происходят на высотах от 2400 до 5300 метров. Но выше базового лагеря восходители используют уже альпинистское снаряжение, высотную обувь и одежду, ходят в связках, преодолевают преграды на леднике и проходят в итоге часть маршрута (до высоты 7000 метров), которую надо будет пройти непосредственно при подъёме на вершину. А всё, что до базового лагеря, — это прогулка по хорошим тропам, не требующая никакой альпинистской подготовки.
Для восхождения на Эверест есть два сезона: весна (с середины апреля и до конца мая) и осень, когда закончились летние муссоны. Большинство восхождений совершаются весной, так как погода стабильнее, световой день длиннее, а средняя температура выше, чем осенью. Осенью немногие спортсмены пытаются взойти на Эверест. Становится холоднее, световой день — короче.
Вид на вершину Мера Пик (на переднем плане) и Эверест. Фото из
личного архива
Любители, из которых в основном и состоят коммерческие экспедиции на Эверест, должны выбрать компанию-организатора экспедиций. Чаще выбор из двух вариантов: непальская компания или западная (российские входят в число последних). Восхождение в экспедиции непальских организаций стоит от 45 до 60 тысяч долларов. С западной компанией — 70-150 тысяч долларов. Если же речь о профессиональных альпинистах, которые совершают спортивные восхождения и порой прокладывают новые маршруты на вершину, они собирают собственную группу.
Я выбрала восхождение с российской компанией «Клуб 7 Вершин». Это дорогой вариант, но финансово мне помогли ребята из «Лаборатории Касперского». Они фанаты дикой природы и смелых людей, и мы не первый год дружим и путешествуем вместе. Когда я приняла решение восходить на вершину мечты, их команда взяла все мои расходы на себя.
Часто стоимость участия в экспедиции путают со стоимостью пермита, то есть разрешения на восхождение. Его выдаёт та страна, откуда планируется идти на вершину. В 2022 году пермит на Эверест стоил 11 тысяч долларов на человека. Участие в экспедиции стоит от 45 до 150 тысяч долларов на человека (в зависимости от сервиса и компаний). Поэтому, когда говорят о стоимости восхождения на Эверест, имеют в виду и пермит, и логистику от Катманду и обратно, а также работу гидов и шерпов, кислород и прочее-прочее, необходимое для того, чтобы попытаться взойти на вершину.
На подъёме к лагерю IV. Фото из личного архива
Я ходила в составе экспедиции, которую организует «Клуб 7 Вершин». У компании огромный опыт организации восхождений на восьмитысячники (более 20 экспедиций), группу сопровождают очень опытные гиды: руководитель экспедиции Александр Абрамов в этом году поднялся на Эверест в одиннадцатый раз. Стоимость участия в такой экспедиции вместе с пермитом — 75 тысяч долларов.
Газопровод по-непальски: баллоны тут перевозят мулы. Кадр сделан на
пути в базовый лагерь Эвереста. Фото из личного архива
К этому надо прибавить обязательные расходы, которые не входят в стоимость экспедиции: бонус за восхождение высотному шерпе (2000 $), чаевые шерпам в базовом и других лагерях (500 $), страховка (500-1000 $) и сопутствующие расходы, которые то и дело возникают в экспедиции (порядка 500 $). То есть ещё где-то 3500-4000 $ дополнительно.
Не забываем, что до Непала ещё нужно долететь. Весной 2022 года билеты из Москвы в Катманду стоили около 1000-1500 $.
Как правило, до подъёма на Эверест люди совершают ряд восхождений на более низкие вершины, год за годом накапливая опыт и снаряжение. Так что к моменту покорения Эвереста остаётся купить какие-то отдельные вещи. Например, ботинки для восхождений выше 8000 метров. Стоит такая пара больше 100 000 рублей. Такая же цена у пухового комбинезона для высотных восхождений, тёплый спальный мешок стоит 60 000-80 000 рублей.
Можно предположить, что кто-то в мире вдруг решит, что ему срочно надо на Эверест, и поедет закупаться всем — от майки до ботинок. В этот день магазин закроется на спецобслуживание, а счёт может сравняться со стоимостью самой экспедиции.
В моём случае большинство необходимых вещей у меня было. Спальник и комбез мне одолжили друзья. Как говорится, не имей сто рублей (их всё равно не хватит).
Для участников коммерческой экспедиции вопросы быта решают организаторы. Как правило, в стоимость участия включены все расходы по питанию и проживанию.
По дороге в базовый лагерь Эвереста участники останавливаются на ночлег в небольших и относительно комфортных гостиницах с электричеством, тёплой водой и кроватями. В некоторых есть простыни с электроподогревом, что очень кстати, так как такие отели не отапливаются, а ночью температура опускается до нуля. При каждой гостинице есть небольшой ресторан.
Лагерь III, высота 7100 метров. Фото из личного архива
Также каждый организатор восхождения оборудует свой базовый лагерь, где участники экспедиции проводят время между выходами в верхние лагеря и при подготовке к восхождению. Получается целый город из палаток.
На высоте почти 8000 метров на пути к штормовому лагерю. Фото из
личного архива
Базовые лагеря разных компаний различаются по комфорту. В нашей экспедиции участники проживали в больших одноместных палатках с кроватью. В лагере была палатка кают-компания для совместного отдыха, баня, палатка-столовая. Еду готовил повар одного из лучших ресторанов в Катманду.
Лагерь IV, высота 8000 метров. Фото из личного архива
В верхних лагерях, которые тоже оборудует компания-организатор, всё гораздо скромнее. Есть только небольшие двухместные палатки и общая палатка-столовая. В третьем и четвёртом лагере даже такой палатки нет, но там это уже и не нужно.
Все спрашивают, как выглядит вершина Эвереста. На что это похоже, сколько там человек разместится, можно ли с неё упасть. Вершина Эвереста похожа на достаточно крутой снежный холм. Поэтому, находясь на ней, не стоит отстёгивать самостраховку от перил. И рюкзак, если снимаешь, лучше пристраховывать.
На вершине. Фото из личного архива
Вообще я не понимаю, где люди, которые постят красивые кадры с вершины Эвереста, их берут. Я и сама пыталась, и посторонних шерпов просила. Но у них то руки замёрзли, то кнопка не нажималась. Чувствую — зря на вершину шла!
Большинство несчастных случаев в горах происходит при спуске с вершины. Ничего удивительного в этом нет: организм уже истощён, восходитель устал и не так внимателен. Поэтому главное — сохранить силы на обратный путь.
Даже отличная подготовка и железное здоровье не гарантируют успешного восхождения. Есть десятки причин, по которым может не получиться подняться на Эверест. Плохая погода, простуда, даже банальное расстройство желудка может преградить путь к вершине.
На подъёме к лагерю IV. Фото из личного архива
Всегда важно помнить: горы стояли и будут стоять, а жизнь у человека одна. Поэтому как бы ни было обидно, сколько бы труда ни было вложено, сколько бы денег это ни стоило, важно найти в себе силы отказаться от восхождения, если что-то пошло не так.
Бывает, причиной стала какая-то локальная проблема, которую можно быстро исправить, если позволяет погода и время. Тогда стараются предоставить человеку второй шанс: дают отдохнуть несколько дней и сделать ещё одну попытку восхождения. Впрочем, чаще всего ни сил, ни времени на такую попытку не остаётся.
Что делать дальше? Каждый решает для себя. Когда в начале экспедиции мы обсуждали такую ситуацию, многие из участников сказали, что если не смогут подняться с первого раза, то обязательно вернутся на следующий год и проделают весь путь сначала.
Указатель на тропе в базовый лагерь Эвереста (англ. «путь к
Эвересту»). Фото из личного архива
Комментарии