4 июля 2022
Сегодня мы поедем смотреть на завод фарфора, который начал обжигать первые чашки ещё в 1961 году для СССР. Компоненты для смеси везли чуть ли не через весь Союз — дело в том, что их нельзя разбить, а готовую продукцию вполне можно, поэтому её лучше производить как можно ближе к покупателям. Завод построили около Екатеринбурга, потому что огромный дефицит посуды был во всём регионе.
Чтобы получить вот примерно такую чашку, нужно сделать очень много операций:
Начинается всё с массозаготовки и получения жидкой массы, которую уже можно будет разливать по формам. Вот этот барабан — на самом деле что-то вроде большого миксера для смеси.
В него загружают сырьё и вот такие вот мелящие тела, (это тот же фарфор, который сделали раньше), они служат маленькими жерновами для измельчения сырья в тончайшую взвесь, чтобы не было ни одного комка.
Потом смесь пропускают через фильтр с магнитами, чтобы избавить от примесей железа. Железо ухудшает качества фарфора:
Вообще, правильная смесь — это одна из самых важных частей успеха. Если вдруг что-то пойдёт не так с исходным сырьём или приготовлением, то чашки будут с дефектами. Поэтому каждая новая партия сырья тестируется в лаборатории, а техпроцесс немного меняется в зависимости от того, что же именно приехало. Даже один и тот же, казалось бы, песок или одна и та же глина от партии к партии будут меняться, а влажность на складе и разная температура при транспортировке тоже изменят готовый рецепт смеси.
Правильная смесь формируется вот в такие заготовки:
Сначала берутся формы, в которые заливается жидкая масса. Вот форма чашки, например:
Вы заливаете, немного ждёте и сливаете остатки так, чтобы масса осталась на стенках — так получается звонкий тонкий фарфор.
Как видите, тут чашки с ручкой, а форма без ручки. Ручку и другие сложные вещи нужно отливать отдельно. За один раз можно отлить только формы без самопересечений. Чайник так вообще состоит из 3 или 4 разных фарфоровых элементов.
Вот, например, эта ручка отливается отдельно и соединяется шликером (той же массой) с основной деталью вручную:
Вместе с посудой сразу же отливается ещё подложка для обжига. Если её не будет, то геометрию тех же донышек чашки может повести при обжиге. А с ней всё получится ровно.
Вот примерно сколько форм может успеть сделать мастер за смену: одна четверть стола — одно рабочее место:
Дальше чашка ставится на подложке в печку. Можно в новую итальянскую:
А можно в старую ещё советскую:
После обжига чашка украшается. На Сысертском фарфоровом заводе мастера рисуют по чашке как обычными красками, так и препаратами золота. В смысле, прямо кисточкой наносят золото на рисунок сверхтонким слоем.
Вот так выглядела заготовка:
А вот так чашка:
Если рисунок наносит машина, то кружка будет стоить примерно в районе 300 рублей, если вручную и относительно простой (как на этой) — то в районе полутора тысяч (плюс-минус).
Вот, например, тут край чашки — золотой:
Золото на завод поступает в жидком виде и хранится в лаборатории. Когда художник собирается работать, он получает раствор под отчёт. У каждого мастера свой золотничок — чернильница для золота. Дальше он рисует, и примерная норма расхода на каждый рисунок заранее известна. Разница может быть не больше 10% — иначе это считается ошибкой, дорогим перерасходом и мастер несёт ответственность. Работа нужна очень точная, хирургическая. Чтобы попадать в норму, выпускники художественных училищ ещё примерно 3 месяца учатся уже на самом заводе на более дешёвых золотосодержащих красках, и только после того, как докажут, что могут работать стабильно — получают золото. После работы все отходы сдаются в лабораторию: например, ткань, которой протиралась кисточка, сжигается, и из неё можно получить ещё немного золота обратно.
Когда золота много либо когда рисунок очень сложный, цена одной маленькой чашки может быть очень высокой. Вот тут очень сложный рисунок требует нескольких обжигов (до 10, в редких случаях до 15 циклов) и большого количества золота. Чашка становится очень дорогим сувениром стоимостью от 8 до 40 тысяч рублей:
Ну и, конечно, осталось показать последнюю чашку с рисунком «под малахит» по старым добрым сказкам Бажова про хозяйку Медной горы:
Вот так делают сувенирную посуду, которая продаётся на Урале во многих магазинах и в аэропортах. Ну а с нами сегодня была Татьяна Николаевна Хасанова с Сысертского фарфорового завода.
Комментарии