Сегодня Денис сам делает оборудование для активного туризма. Ещё сам ездит в горы зимой и летом. Сам знает про них всё и рассказывает другим. И жену с детьми вовлёк в свой образ жизни. А когда-то он просто учился на айтишника и просто ходил в походы с детской секцией.
Герой: Денис Доропей, 40 лет, предприниматель и видеоблогер
Денис Доропей: горные лыжи и сноуборд
Ютюб: https://www.youtube.com/@doropey-denis
Фотографии: из личного архива Дениса
Текст: Софья, пишущий путешественник
Думаю, тем, кто тоже хочет путешествовать и совмещать это с работой, важно правильно расставить приоритеты. Не стоит ожидать, что можно всё время перемещаться по миру и круто продвинуться в карьере. Рано или поздно приходится выбирать: путешественник ты или предприниматель, потратить деньги на хорошее снаряжение или на новый автомобиль. Моей машине, например, 10 лет, но я по этому поводу совсем не переживаю. Зато у меня суперклассный рюкзак и палки, с которыми я исходил чуть ли не все горы в России и не только. Я точно не жалею, что связал свою жизнь с горами и походами.
В школе я попал в туристическую секцию, пришёл туда в пятом классе и с тех пор никогда не бросал это дело. Наша классная руководительница вела математику и турсекцию. Сначала нам рассказывали теорию и прямо на школьной территории объясняли, как разжигать костёр, ставить палатку, пользоваться картой и компасом. Потом постепенно мы начали выходить на один день куда-нибудь недалеко. Дальше с ночёвкой, на подольше и подальше — бывало, ходили даже в горную местность. Ещё раз в год от школы проходили туристические слёты, в которых я всегда участвовал.
Мне всё это очень нравилось, и я втянулся настолько, что не могу остановиться до сих пор. Кстати, у меня звание кандидата в мастера спорта по туристическому многоборью.
Вообще, в моём детстве это было нормой — участвовать в турсоревнованиях. Мы ходили на короткие дистанции, где были подъёмы и спуски с верёвкой, переправы через реки и овраги, преодоление участков со сложным рельефом, имитация спасработ. На длинных дистанциях, до 20 километров, добавлялось ещё ориентирование на местности. Сейчас, кстати, такие кружки тоже есть, но как будто их стало меньше.
Помимо туристических походов, я ещё любил физику и математику и после школы поступил в Московский физико-технический институт (МФТИ). Мне снова повезло: там оказалось немало людей, влюблённых в походы. Возглавлял нашу «банду» Коля Чуприк. Мы ходили в походы по всей стране и летом и зимой — на беговых лыжах. Потом я открыл для себя горные, и началась уже совсем другая история. Горная секция МФТИ, кстати, работает до сих пор.
Это очень обширное понятие. Для меня в первую очередь это что-то связанное с рюкзаком и палаткой. При этом неважно, на день или на пару недель. К тому же есть понятие спортивный туризм. Он бывает пешим, горным, водным, автомобильным, мото, спелеологическим — по пещерам. Возможно, сейчас добавилось что-то ещё. И поход — это необязательно про выход из зоны комфорта. Наоборот, если всё продумать, то можно организовать очень удобную жизнь в палатке. Главное — не брать лишнего, учитывать погоду, грамотно подбирать маршрут и успевать восстанавливать силы каждый день. Тогда вы получите удовольствие вместо боли и страданий.
Если вы только начинаете или пробуете турпоходы или трекинги по горам, то стоит обратить внимание на маркированные трассы. Это отмеченные маршруты на карте, где есть начальная точка и финиш, обозначены места для стоянок и пополнения воды. Их список есть на сайте rutrail. Ещё можно присоединиться к коммерческой группе или просто к группе более опытных походников — это очень сильно сэкономит силы и нервы на первых порах.
Если говорить про меня, то я, конечно, любитель именно горных трекингов летом и горнолыжного времяпрепровождения зимой. В общем, горы — это моя любовь!
У нас в стране огромное количество горных массивов: Хибины, Урал, Кавказский хребет, Алтай, Саяны, Алатау, вершины Сахалина — можно ещё очень долго перечислять. И мало того, что все они отличаются между собой, так и внутри одного массива горы тоже могут быть разные.
Взять хотя бы Урал. На юге, в Башкирии, это один рельеф и ландшафт: вершины более округлые, сами горы не превышают 1500 метров, зато есть разнообразная растительность из-за более мягкого климата — и хвойные, и широколиственные деревья, а ещё поля и луга. А на севере, на Полярном Урале, где высота близится к 2000 метров, совсем другая картина: глубокие ущелья, крутые склоны и обрывы, из растений — много невысоких: например, мелкая тундровая ива или кустарниковая берёза.
Первое отличие — это, конечно, высота. Тут важно учитывать и абсолютную величину, и перепад высот от пика до долины. Чем выше гора, тем холоднее будет наверху. Если взять, к примеру, самую высокую точку российских гор — Эльбрус, то у подножья мы увидим леса с широколиственными и сосновыми деревьями, потом окажемся в зоне «альпийских лугов», а ближе к вершине попадём в арктическую пустыню. На каждом этапе температура будет прилично падать. Кроме того, важно помнить про акклиматизацию. На разной высоте человек будет чувствовать себя тоже по-разному. Чем выше, тем атмосфера более разряженная, с меньшим содержанием кислорода. Человек на высоте с непривычки может чувствовать головокружение и сонливость.
Второе отличие — рельеф и ландшафт. В одних горах будут сопки с небольшими уклонами, в других — ущелья, обрывы и каньоны. Где-то можно пройти в трекинговых ботинках, а где-то будут нужны «кошки», специальные металлические шипы на подошву для лучшего сцепления со льдом, и страховочные верёвки.
Ну и третье большое отличие — это климатические особенности. В Красной Поляне (Кавказские горы), например, достаточно влажно. Летом часто бывают дожди, а зимой идёт очень крупный снег, из-за этого образуется очень пухлый покров. А вот в Забайкалье, в Чарских песках, можно встретить натуральные барханы. Погода в горах меняется очень быстро, к этому тоже стоит быть готовым. Зная такие тонкости заранее, можно лучше собраться в горы, правильно подобрать снаряжение и одежду.
Моя география летнего туризма в горах такая: я обошёл почти весь Кольский полуостров, очень советую Ловозерские тундры и Мончетундры, Хибины.
Урал хорош тем, что он очень разнообразный. Я был и в южной части, и в северной, и в приполярной, и в полярной. Также мной исхожен Кавказ, особенно от Архыза и до Эльбруса. Был ещё в Адыгее и Краснодарском крае, но уже в предгорных территориях.
На Алтае очень люблю Северо-Чуйский, Южно-Чуйский и Катунский хребты. Ну и конечно, Восточные Саяны и Тункинские Гольцы. В районе Шерегеша это Горная Шория и Кузнецкий Алатау. А самое дальнее — Сахалин.
Я хожу с активистами из rutrail. Мы «живем» на сборы краудфандинга. Так как я хорошо знаю горы, то могу предложить разные маршруты для любого уровня подготовки и продолжительности. Конечно, мы проходим сначала всё сами и тестируем на себе, а только потом вносим маршрут на карту.
Кроме того, я иногда вожу группы в трекинг, но скорее они набираются из знакомых и друзей, редко на коммерческой основе. Бывает, вожу блогеров или компании.
Про географию горнолыжных курортов я ещё скажу отдельно, но моё родное место — это Шерегеш, там у меня дача, поэтому там я бываю чаще всего. Тем не менее под погоду (например, под снегопад, чтобы покататься по пухлому снегу вне трасс) я могу сорваться и в Красную Поляну, и в Архыз, на Чегет. Я стараюсь бывать на всех новых курортах и даже трассах, потому что, по сути, это моя работа — делать обзоры горнолыжных курортов. Ну и у меня есть очень много друзей и знакомых горнолыжников, часто мы объединяемся, чтобы куда-то поехать.
А так, у меня очень много информации в моём видеоблоге. Так что приглашаю изучать летние тропы и горные лыжи со мной!
Дело было так. Мы с группой пошли зимой на Полярный Урал в поход на беговых лыжах. Это было где-то в районе 2000-х, тогда ещё сотовой и спутниковой связи толком не было. Тропа шла по сложному перевалу Неприступный. И перед нашим походом там случился сильный снегопад, который скрыл опасные ямы у камней. Я попал в одну такую, дальше пролетел приличное расстояние, ударяясь о камни, сломал руку и ногу, разбил голову. Но, к счастью, ни сотрясения, ни повреждения внутренних органов не было. Однако я мог только лежать.
До ближайшей населённой точки — геологической базы — 55 километров, а до полноценного населённого пункта — 77 километров. Мы приняли решение оставаться на месте и отправить кого-то одного за помощью. Группа спустилась к месту моего падения в обход по тропе, и мы разбили лагерь. У нас в аптечке были обезболивающие и противовоспалительные, поэтому я держался на них, хотя, конечно, трудно пришлось.
В итоге Коля Чуприк, наш руководитель, добрался до населённого пункта и вызвал помощь. За мной прилетел вертолёт МЧС и доставил в больницу в городе Печоре. При этом у нас была договорённость, что если через четыре дня никто не придёт, то мы самостоятельно начнём выдвигаться в сторону аварийной избушки — мы видели её за 12 километров до того, как я травмировался.
Принципиально тот случай не поменял мою жизнь: ну скакал я пару месяцев с костылём по универу и всё. Но я тогда понял, как суперкруто сработала команда в тот момент и насколько вся предыдущая подготовка и отработка спасательных работ были не зря. Тогда очень помогло, что мы знали, сколько может продержаться человек со сломанными конечностями, когда начнётся воспалительный процесс и так далее. Иначе было бы больше паники и тревоги, а это, как известно, ничем не помогает. Тем не менее хочу сказать, что есть огромное количество людей, кто всю жизнь ходит в походы и катается на лыжах без единой травмы.
После института я устроился программистом. Но походы занимали большую часть моей жизни, и я стал искать занятие, связанное с путешествиями. Сначала я пошёл ИТ-директором в компанию «Экспедиция» — она продаёт товары в том числе для туризма. Потом перебрался в «Баск» — они занимаются всем для экстремального спорта. А затем отправился в свободное плавание: некоторое время был партнёром в проектах, которые связаны с производством снаряжения, а потом завёл свой блог.
Сейчас, помимо блога, второе направление, которое мне приносит доход и благодаря которому я могу продолжать путешествовать — это производство туристического снаряжения. Пока у нашей команды всего несколько позиций. Мы делаем носки для горнолыжников: вяжем их по своей уникальной технологии в Электростали. Например, мы усиливаем подошву шерстью, в области пальцев оставляем больше места, чтобы сохранять тепло. А сверху особая компрессионная резинка, которая не передавливает вены. Области подъёма усилены для длительной носки, а резинка у плюсны плотно прилегает, так что носок не натирает.
Почему носки? За сезон я меняю достаточно много пар, а цена на изделия зарубежных производителей очень высокая, хотя качество не всегда суперкрутое. И я решил делать носки сам. Кто пользуется, говорят, что качество — супер, а цена очень низкая — можно было бы продавать и дороже. Но моя идея как раз в том, чтобы делать качественные вещи по доступным ценам, чтобы больше людей могли позволить себе комфортный туризм.
Ещё есть спальники-палатки и рюкзаки. В скором времени хочу запустить производство трекинговых палок. Я не стремлюсь делать всё-всё-всё. Скорее, я иду от своего знания, что где-то что-то можно сделать лучше. Большую часть вещей мы производим в России, в Твери, что тоже здорово, как мне кажется. С палками придётся немного заморочиться: я планирую производить стержни на Алтае, фурнитуру отливать в Подмосковье, а собирать всё в Алтуфьево. Зато я добьюсь того качества, которого хочу.
Сейчас мне сложно вспомнить, как я жил без них. В детстве я ходил в секцию беговых лыж, потом начались походы в горы с ними. В восьмом классе мы были в Карпатах, и я на отложенные карманные деньги взял в аренду горные лыжи. Попробовал. Потом от случая к случаю я продолжал кататься, а уже в институте с друзьями начал ездить в Волен (горнолыжный курорт в Подмосковье. — Прим. ред.), где мы пешком поднимались на горку и скатывались, потому что денег на подъёмник не хватало.
Постепенно я понял, что этот вид спорта мне тоже очень нравится, и решил уделять ему больше внимания и времени. Кстати, тогда же, в институте, мы с товарищами начали снимать видео про наши горные вылазки и выкладывать во внутреннюю сеть университета. Можно сказать, что тогда у меня появился первый видеоблог, а потом, с возникновением Youtube, я перешёл на их платформу. Сейчас у меня на канале около 200 000 подписчиков, а самое популярное видео — про спуск с Эльбруса — набрало 4,5 млн просмотров.
Теперь ведение блога — большая часть моей жизни. В основном я делаю контент про разные российские курорты: снимаю обзоры, показываю трассы, рассказываю, где лучше кататься. Своим примером я хочу вдохновлять людей вставать на лыжи и пробовать новое. Хочу показывать, что зимний отдых в России существует. Что он очень разнообразный и на самом деле доступный. Ну и ещё блог — это тоже часть моего дохода. Когда работала монетизация в Youtube, было получше, но и сейчас осталась реклама, которая тоже приносит копеечку.
В России больше 350 горнолыжных центров. Конечно, все они отличаются и инфраструктурой и протяжённостью спусков. Думаю, что курортов, где общая длина трасс больше пяти километров, не так много, около десяти процентов от общего количества. Но всё же у нас есть, где покататься и помимо Красной Поляны.
Вот куда можно поехать на неделю погонять на лыжах или сноуборде: кировские Хибины, Урал — «Губаха», «Банное», «Аджигардак», «Абзаково», «Мраткино» (небольшой, но гордый курорт). Дальше в Кемерово есть Шерегеш, на Алтае — «Манжерок» и «Телецкий». Также можно посмотреть Красноярск и его «Бобровый лог» — для России это уникальное место, потому что курорт работает прямо на территории города-миллионника. Ещё достоин внимания маленький, но интересный курорт «Приисковый» — там нет подъёмников, зато есть фрирайд, а заброс на вершину происходит на ратраках. Не забудем «Гору Соболиная» на Байкале и небольшие, но красивые горнолыжки Камчатки — оттуда, кстати, родом много профессиональных горнолыжников. На Сахалине есть «Горный Воздух». Ну и кавказское раздолье — Красная Поляна, Архыз, Домбай, Эльбрус — и там построят ещё!
В лёгкой досягаемости есть горнолыжные курорты других стран, и про них, наверняка, многие даже не слышали: в Азербайджане, Армении, Грузии, Иране, Казахстане, Киргизии и Узбекистане. Ещё из неожиданного есть Индия, Южная Корея и Япония. Но это уже дальше и дороже, конечно. Но выбор велик.
Думаю, что вообще у России есть большой запас по росту, потому что доля людей, которые занимаются горнолыжным спортом, хоть и увеличивается, но всё ещё очень мала — около трёх процентов от всего населения страны.
Конечно, многие горы я исходил ещё в детстве и юношестве, когда активно путешествовал с туркружками. Сейчас я путешествую с семьёй — женой и двумя детьми. Дочери, Василисе, двенадцать, сыну, Серёже, шесть. Они разделяют мои увлечения: ходят в походы, зимой тоже катаются на лыжах.
Вместе мы уже побывали на Ликийской тропе в Турции — кстати, очень рекомендую! В России были на Байкале, в Карелии, сплавлялись по рекам Сестра и Дубна и много чего ещё делали.
Когда путешествия, туризм — твой образ жизни, то дети в него просто встраиваются. Они привыкают, что мы собираемся и идём в поход, для них это тоже становится нормой. Дочь Василиса, которой сейчас 12, любит разглядывать и собирать цветочки, сын Серёжа, ему шесть, помогает мне разводить костёр и ставить палатку. Я очень благодарен жене, что она меня поддерживает. В шутку я называю её космодесантницей, потому что за спиной у неё один рюкзак — космический ранец, а спереди в слинге до года с небольшим был сын — как отдельный парашют.
Я замечаю, что возрастные ограничения очень сильно раздвинулись. У меня есть знакомые, которые начали кататься на лыжах после шестидесяти! И вполне хорошо чувствуют себя на горе. Думаю, что если есть такой интерес, то надо пробовать. Это касается и детей.
Но как в случае с детьми, так и в случае со взрослыми, я советую начинать с занятий с инструктором. Во-первых, он покажет правильную технику. Многим самоучкам потом очень трудно перестроиться. А ошибки чреваты травмами. Во-вторых, это гораздо безопаснее. Когда человек только учится, ему трудно уследить и за собой, и за всем, что происходит на трассе вокруг.
К сожалению, не все люди уважительно относятся к другим на склонах, а кто-то просто может не справиться с управлением и влететь в другого. Инструктор, как правило, следит и за такими ситуациями. И всё же горные лыжи и сноуборд — это времяпрепровождение с повышенным риском получить травму, поэтому я настоятельно советую ездить в шлеме и защите, уважать окружающих, не подрезать и не выделываться, ведь человеческая жизнь, в конце концов, гораздо важнее.
А вообще я искренне хочу, чтобы больше людей попробовало горные лыжи или сноуборд. Это и очень красиво, и спортивно. На склонах много классных людей. Попробуйте начать с каких-то небольших горок в том же Подмосковье или у себя в регионе, а потом поезжайте в горы посерьёзнее.
Если есть возможность, то можно устроиться волонтёром на курорт, получить сезонный ски-пасс и кататься в выходные дни. Ещё можно найти работу, связанную с турпоходами или горнолыжкой, и совмещать приятное с полезным. А можно ездить в отпуск не на море, а в горы. Возможности есть всегда! Если думать, что всё дорого или далеко, так никуда не уедете. А вот если искать свой путь, то что-то обязательно появится и приведёт вас в прекрасный мир гор!
Как выбрать снаряжение
В магазине вы увидите огромное количество лыж и сноубордов. Может показаться, что они отличаются только размером и расцветкой, но это не так. Для каждой задачи есть свои решения. Хотите быстро ездить по трассам — вам нужна одна модель ботинок и лыж, хотите фрирайдить — гонять вне трасс по свежему снегу и не тонуть в нём — вам требуется совсем другая. И одежда тоже сильно отличается: термостойкостью, отводом влаги, водоотталкивающим покрытием и ещё много-много чем. В нюансах вы начнёте разбираться сами, набирая опыт. А совет начинающим такой: берите разное оборудование в прокат и запоминайте, что вам больше подходит — какие производители и какие характеристики.
Как выбрать курорт
Есть несколько вещей, на которые стоит обратить внимание: количество трасс, уровень сложности — всего их четыре, от простых к сложным: зелёный, синий, красный, чёрный, ширина трасс — для новичков чем шире, тем лучше, рельеф — лес или открытые участки, инфраструктура и сезон. Ещё я рекомендую относиться к такому путешествию не только как к спортивному времяпрепровождению, но и как к изучению новой местности. Ведь катание занимает одну половину дня, а во вторую можно исследовать окрестности.
Главный вопрос, на который нужно ответить при выборе курорта: чего я хочу? Кому-то нравятся сложные трассы — им на Эльбрус, новичкам подойдёт Архыз со спусками попроще. Тем, кто учится фрирайдить, стоит попробовать в Шерегеше, а для любителей карвинга — скоростного техничного катания по трассам — лучшие места — Сахалин или на Урал.
Бюджет поездки я рекомендую составлять из всех возможных трат. Смотрите на картинку целиком, а не только на авиабилеты и проживание. Изучите заранее, сколько стоит ски-пасс — иногда дешевле купить на несколько дней или даже сезонный, во сколько обойдётся трансфер от аэропорта до курорта, еда в ресторанах и кафе. Если спланировать такую поездку заранее, особенно если выбрать не самый высокий сезон, то возможны доступные варианты.
Кстати, про сезоны. В России катаются с ноября по июнь. Большая часть людей едет в горы с декабря по февраль, ещё небольшая часть — в марте, а вот условно тёплые месяцы достаются профессионалам и фанатам горных лыж.
Горнолыжный календарь
Ноябрь
Шерегеш официально открывается где-то с середины месяца. Хакасия чуть-чуть раньше принимает тех, кто готов фрирайдить. Кировск, «Абзаково», «Банное» и Приэльбрусье открывают одну или парочку трасс.
Декабрь
Шерегеш с этого месяца уже подходит и для трассового катания, и для фрирайда. «Манжерок» начинает работу с середины декабря. Кировск тоже продолжает работать, но стоит учитывать особенности полярного дня и полярной ночи. Также открываются «Бобровый лог», «Мраткино». «Абзаково», «Банное» и Приэльбрусье также продолжают работать.
Январь
Тем, кто не боится морозов, можно отправиться в Шерегеш или на курорты Урала. Там хорошее трассовое катание, но температура в некоторые дни может опускаться до −30. Те, кто больше ценит тепло, могут выбрать курорты Красной Поляны («Роза Хутор», «Альпика», «Газпром» и сама Красная Поляна). Также можно рассмотреть Приэльбрусье, Архыз, Чегет, Домбай и Кировск, но помнить, что там короткий световой день и тоже бывает морозно.
Февраль
Месяц самой высокой загруженности курортов. Учтите, что, например, в Красной Поляне бывают гигантские очереди, а вот в «Телецком» и «Манжероке» можно поймать фрирайд.
Март
Некоторые курорты уже заканчивают работу, а вот Кавказские горы ещё вовсю доступны. В Красной Поляне уже можно застать тёплую весну в долине — и позагорать — и мягкую зиму на пике. Приэльбрусье, Домбай и Архыз — тоже отличные варианты. Снег ещё неплохой, а морозов почти нет.
Апрель
В Шерегеше весело закрывают сезон фестивалем GrelkaFest. На курортах Урала всё ещё можно кататься и даже карвить, потому что с утра трассы ещё прихватывает мороз. Приэльбрусье и Кировск дарят хорошее качество снега и ясную погоду. А вот в Красную Поляну ехать уже не советую — снег тяжёлый и подойдёт не для всех.
Май и июнь
Последняя в сезоне возможность покататься в Приэльбрусье и Мурманской области. Конечно, не стоит ожидать такого же состояния трасс, как зимой. Для более комфортного проезда нужно подготовить доску или лыжи под мокроватый снег. И тогда это рабочий вариант.
Комментарии