Сегодня у нас место, откуда берутся новогодние игрушки. Понятно, что обычный бытовой «ветка, шарик, радость, пушистое дерево» сейчас делают в Китае. Но в Подмосковье есть место, где все предпосылки для создания таких шариков появились ещё в 1825 году. Это Жостово, известное своими расписными подносами.
Добро пожаловать на Жостовскую фабрику декоративной росписи. Началось всё с того, что в Жостово образовалась ремесленная деревня: туда предложили переехать мастеровым сразу нескольких артелей. Ну как «предложили»: примерно так же, как на госпредприятиях иногда предлагают чуточку остаться во время сдачи квартального отчёта и поработать сверхурочно.
Логика такого объединения мастеров на Руси была очень простой: вместе дешевле и практичнее. Например, если кто-то может произвести отличную зелёную краску, пускай лучше делает её не для трёх мастеров в своей деревне, а сразу для тридцати. Один грунтовщик нужен на 2–3 цеха и так далее. Чтобы получился один поднос, нужны семь разных мастеров. Кто-то вырезает и дорабатывает до нужной формы железо, кто-то делает кисточки из беличьих хвостов, кто-то расписывает, а ещё кто-то варит лак. Ну и нужен купец, который хорошо всё это продаст на ярмарке. Так в Жостово образовалось несколько мастерских на общей инфраструктуре.
По сути, село мастеровых было таким аналогом большого завода, только распределённым и совсем не похожим на завод. Хотя бы потому, что завод не пас скотину и не выращивал репу. А в деревне это нужно было — но это всё же была не главная деятельность. Большую часть доходов промысловая деревня обычно получала от продажи своих изделий, а не от сельского хозяйства. Кто-то торговал тканью (как в Иваново), а кто-то вот расписывал сначала всякие коробочки и подставки, а потом вдруг открыл для себя подносы.
Это как раз то время, когда популярность чая у нас очень быстро росла. А поскольку чай был очень даже дорогой штукой, хотелось каждое чаепитие, которое стоило бы вам по сегодняшним ценам минимум 10–15 тысяч рублей, обставлять очень красиво. Из утилитарной вещи для подачи еды подносы постепенно стали частью традиции. Позже в высшем обществе без подноса не мог обойтись ни один воспитанный человек, например, визитку при приходе гостя нужно было принять именно на поднос.
Мастерские в Жостово не конкурировали, потому что у каждой была особенность: кто-то делал подносы для украшения усадеб, кто-то специализировался на дешёвых «односторонних» подносах без лака на тыльной стороне и так далее.
Первые металлические подносы в Жостово расписывали имитируя ценные породы дерева, драгоценный камень (как сейчас рисуют малахит на чашках) и так далее. Экспериментировали с картинами вроде троек лошадей или кораблей, но оказалось, что поднос обычно с чашками, а когда из-под чашки торчит полголовы или нога лошади, это больше похоже на ДТП, чем на картину. Постепенно экспериментируя с сюжетами, которые не портятся от предметов на подносе, пришли к букетам. Цветы оказались универсальным решением, которое идеально учитывало и особенности подноса, и особенности того, что на него ставили. И выглядело всё это очень ярко и празднично, что сказывалось на продажах.
Современные подносы стоят почти как картины
Так появились подносы с цветами. Много позже именно такими композициями начнут расписывать ёлочные шары, но пока давайте чуть ещё поговорим про подносы. Первые рисунки делались на чёрном фоне, потому что чёрная краска была самой дешёвой, на основе сажи. Фон более дорогих подносов мог быть цветным.
Сейчас для каждой формы подносов существуют десятки типовых композиций.
Формы на производство сегодня получают уже готовыми
Всего на фабрике работают около 40 художников: подносы расписывают вручную и каждый создаёт свой рисунок — но по общим правилам. Могут меняться цвета (например, когда выполняют корпоративные заказы в корпоративных же тонах), могут меняться детали рисунков, но общая компоновка остаётся прежней.
«Интересен поднос тем, что этот стиль был очень моден в начале XX
века, — рассказывает экскурсовод Анна Морухова, — назывался он
шинуазри, что в переводе с французского — «китайщина». Это было
очень модно. Вообще, под Китай всё делали, в том числе подносы.
Такой фазан в цветах табака. И эта техника называется «по порошкам»
или «по сквозному». В данном случае это не краски масляные, это
металлические порошки. Их втирают в лак, то есть рисунок сначала
рисуют лаком, затем втирают металлические порошки. Они бывают
серебристые, золотистые, бывают бронзовые. У металлических порошков
есть одно волшебное свойство — то место на подносе, куда их втёрли,
никогда не будет ржаветь. Поэтому порошки чаще всего использовали
для трактирных подносов. Порошки были дешевле, чем краска, и как
консервант защищали поднос»
Во времена СССР подносы понадобились для общепита и их снова заказывали в Жостово. Алюминиевые подносы ещё не появились, до пластиковых было далеко, поэтому страна получила подносы с жостовской росписью. Эксперименты были довольно смелыми, особенно при участии ВХУТЕМАСа. А потом пошли эксперименты с рисунком.
Тяжело было вписать идеологию в поднос, поэтому начали с надписей на краях и традиционной живописи. Вот, например, палатка и костёр для путешественников Союза:
Вот архитектура:
Есть даже подарочный поднос со всеми гербами республик (интересен он Карело-Финской Республикой). А вот образец производственного брака — этот поднос сначала сделали, а потом поняли, что чай на лицо вождю ставить нельзя:
Ну и уже в современной России Жостовский завод взялся за стеклянные шарики. Сначала немного намучились с композицией (потому что шарик круглый, что неожиданно для подноса), а потом поняли, как работать. Шарик пишется вот так:
Чтобы научить мастера после художественного училища писать поднос или шарик, нужно около 500 часов дополнительной практики.
На месте есть магазин при производстве
Сейчас в Жостово открыт музей, куда часто возят школьников. Там же проводят мастер-классы по росписи подноса и можно сделать себе маленький сувенир — самый маленький из подносов на одну чашку.
Так что если вы ещё не были в этой части Подмосковья — а это примерно полтора часа на машине на север от Москвы, то, возможно, стоит заглянуть.
Михаил Лебедев около печи для подносов
А с нами сегодня были главный художник производства Михаил Лебедев и сотрудница музея Анна Морухова.
Сайт музея, сайт производства.
Текст и фото: Сергей Абдульманов.
Комментарии