Туту.ру Путеводитель Туту журнал Разное Эргономика библиотеки: конструктивист-биоформер Аалто

Эргономика библиотеки: конструктивист-биоформер Аалто

19 июля 2022

Автор Сергей Абдульманов

Наш Выборг когда-то был вторым по величине городом Финляндии. Там построили самую здоровую водонапорную башню на 4 мегалитра, самый здоровый хлебозавод (1 день выработки = хлеба на месяц на город) и решили построить лучшую небольшую библиотеку на планете. Конкурс выиграл Алвар Аалто.

Проект получился очень интересным.

Алвар заново переизобретал систему освещения, рассчитывал распространение звуковых волн в лекционном зале, проектировал мебель (частично знакомую нам по Икее), оптимизировал пути клиентов, библиотекарей и книг; отказался от гардеробов в привычном понимании, перевернул систему отопления — в общем, взял обычную библиотеку и отрефакторил всё так, как только можно было под материалы и технологии 1927-1935 годов. 

Потом в библиотеке жгли костры солдаты во время войны, затем Выборг стал советским, потом был долгий период без денег, когда с потолка после дождя капало прямо на книги, а потом её отреставрировали, и сейчас это полностью восстановленная по чертежам Аалто библиотека.

Сердце библиотеки — большой читальный зал. Там стоят книги и там читают люди. В 1935 году библиотеки были вместо поисковиков, поэтому поток людей в них был достаточно большой, вплоть до небольшой толкучки в зале.

Первое, что нужно от такого зала, — это освещение. Оно должно быть в меру ярким, по возможности без резких теней. И не расходовать при этом тысячи ламп накаливания и электричество. То есть лучше всего было использовать излучение хорошо знакомого нам термоядерного реактора (Солнца). Но просто так взять и сделать крышу прозрачной как в теплице — не вариант. Тогда в полдень будет слишком ярко и резкие тени будут мешать чтению. Алвар долго думал на стадии проекта, как же это сделать, пока ему не приснилась упаковка для яиц. И тут он сразу понял, что ответ — поляризация!

В общем, смотрите, какие световые колодцы:

Как видите, сверху у нас большой стеклянный слой, а ниже конус. То есть прямой жёсткий свет превращается в мягкий как в обычной лампе. Стеклянный люк выступает лампочкой, конус плафоном. Но дальше ещё круче: посмотрите на высоту зала и белые стены.

Вы как будто сидите в огромном абажуре, а сверху что-то вроде равномерного источника освещения. В итоге летом, весной и осенью в библиотеке есть достаточно яркий, но не бесящий свет. На случай зимы около световых колодцев установлены обычные лампы.

Свет в читальном зале — это забота и о зрении читателей, и о фонде (книгам прямой солнечный свет тоже не очень помогает сохраняться дольше). Если читателю всё равно не хватает света — можно взять и настольную лампу.

Ну или выйти на балкон с креслами — в первом проекте здания он был вот с этой стороны, сейчас выходить на него нельзя.

Сам Алвар описывал процесс проектирования так:

«Когда я проектировал городскую библиотеку Виипури (а времени у меня было много, целых пять лет)… я рисовал всевозможные фантастические горные пейзажи, со склонами, освещёнными множеством солнц в разных положениях, которые постепенно привели к основной идее здания».

Отопление в библиотеке Выборга лежит по потолку. Тут в дискуссию должны бы ворваться физики и сказать, что Аалто, конечно, гениальный архитектор, но, похоже, тот ещё гуманитарий, потому что тёплый воздух имеет меньшую плотность, нежели холодный, и потому нормальные люди используют конвекторы. И они обычно снизу. Но нет, тут дело в другом: если тёплый воздух будет создавать потоки снизу вверх, то очень быстро по всему зданию будет летать пыль в огромных количествах, потому что бумажные книги — это источник не только знаний. А для сохранности книг стабильность температуры тоже важна. Поэтому так.

На потолке 4 километра труб с горячей водой.

Вентиляция это, соответственно, вот эти каналы, в стене вентшахта:

Теперь смотрим на «корабельный мостик» на возвышении.

Это стойка библиотекарей. При финнах тут был чуть иной принцип в сравнении с СССР: на втором этаже не было столов, а были полки с книгами по стенам. Если вам нужна книга в зале — вы берёте её, читаете, потом отдаёте библиотекарю (он ставит её на место по классификатору). Если вам нужна книга домой — подходите к стойке, библиотекарь записывает, что вы взяли, вы уходите. Всего в библиотеке было около 100 тысяч книг по проекту (успели наполнить неполностью, для сравнения 60 тысяч книг — это примерно ёмкость компакт-диска из нулевых «Библиотека в кармане») — и не все умещались в зале. Внизу под залом книгохранилище, а в этой стойке — лестница до него и лифт для книг. Можно было заказать книгу сверху и получить её из медленного хранилища через лифт.

А вот эта корзина нужна для того, чтобы вы могли упаковать книгу, прежде чем нести домой. Полиэтиленовых мешков ещё не было, а сумки с собой граждане не всегда носили. А так книга остаётся сохраннее:

От корзины вы выходите к перилам, и там происходит разделение потоков людей. Вам удобно идти по внутреннему контуру, и вы выходите, не толкаясь с теми, кто только заходит.

Перила двойные, даже руки не соприкасаются.

А вот, собственно, хранилище:

«Здесь издания начиная с восемнадцатого века и заканчивая подарочными сертификатными изданиями двадцать первого века. Вот с этим фондом работают только сотрудники и только в белых перчатках. Есть прижизненные издания российских и зарубежных классиков. Одна из старейших книг на русском языке, это вот первый стеллаж верхняя полочка, «Экономический магазин» 1780 года издания. А рядом это басни Лафонтена 1755 года издания. Работая над проектом, Алвар предназначал библиотеку для где-то 100-200 тысяч экземпляров. На сегодняшний день у нас уже 418. Поэтому в хранилище после реставрации поставлены стеллажи компактного хранения. Они двигаются по рельсам, соединяются в единый монолит, и открывается только одно пространство, где нужно работать, выбирать книжки, брать, обеспыливать. Мы сэкономили полторы тысячи микрополок, то есть нам есть, куда расти».

Газеты хранятся вот так.

При Аалто тут были только обычные стеллажи, сейчас книг стало чуточку больше, поэтому установили систему компактного хранения.

Теперь детский зал, тут интересны светильники:

В зале 4 разных вида электрического света плюс маркизы на окнах, которые регулировали солнечный поток. Это южная сторона здания, поэтому работа со светом строилась по-другому. И тут же обратите внимание на то, как сделан гардероб:

Это деревянная волна, которая переходит в зал. Куртки вешают прямо на крючки на ней и всё. Похожим образом было во взрослой части библиотеки, но там сделали более привычный советский гардероб.

Вот веранда:

А вот тут видно, в каком состоянии была лестница и как её реставрировали.

«Ступеньки имели очень много сколов. Поэтому, скажем так, остерегались ходить по ним и сотрудники, конечно, не пускали читателей, чтобы не было неприятностей. Но реставраторы с этой задачей тоже справились. Они, вкрапляя мраморную крошку, всё это восстановили. Немножко по цвету видно, где отличается, где вот эти сильные сколы были. Но со временем всё это затрётся и будет цвет единый».

Лампы:

Эту модель Аалто придумал ещё до этой библиотеки и использовал в других построенных.

Осталось показать двери:

Вот ещё световой люк:

Это последний, который отдельный:

И лекционный зал, который восстанавливали первым — со знаменитой деревянной волной на потолке, которая работала и модератором звука зала, и правильным отражателем, и системой звукоусиления лектора. И да, это тот самый зал, который наиболее пострадал во время войны.

Обратите внимание на перегородку из дерматина: это для разделения зала. Сейчас такие используются практически в каждой гостинице с конференц-залом. Если же вдруг людей придёт больше, чем запланировано, не страшно — купейные двери раздвигаются и превращают холл в продолжение зала.

Стиль

С точки зрения архитектуры тут у нас ярчайший случай функционализма, но при этом с биоформами — теми самыми деревянными волнами, например. В те годы функционализм был в основном квадратно-гнездовым, что мы хорошо знаем по советскому конструктивизму и Баухаусу. Попытки делать биоформы другими архитекторами предсказуемо кончались переизобретением вообще всего с нуля, вплоть до создания аналогового компьютера для расчётов нагрузок — например, как делал гениальный Гауди. Библиотека — скорее, промежуточный случай, тут нет 100% оптимизации под функционал, но есть очень близкая к этому величина настолько, чтобы это всё ещё оставалось серийным проектом с переиспользованием элементов (у Гауди каждая дверь, например, была разной формы).

В более поздних проектах его здания становились всё более и более округлыми и обтекаемыми, более сложными по форме — технологии серийного производства развивались и позволяли всё больше и больше.

Весь этот скандинавский традиционный деревянный вид, округлые формы при хорошей эргономике — это всё со временем стало основанием того самого скандинавского стиля, а потом и интернационального стиля. Естественно, развивал стиль не только Алвар: тогда из-за индустриализации общества было много подвижек в дизайне и много тех, кто понимал, как всё это применить. Итоговый результат движения сейчас ассоциируется у нас с «финским берёзовым стилем», и его можно увидеть сейчас прямо начиная с терминала прилёта Хельсинки.

Мебель

Мебель в библиотеке делал и сам Алвар, и его первая супруга Айна (она была дизайнером). В 1933 году они даже основали «Артек», которая стала выпускать эту самую мебель. Слегка переделанную трёхногую табуретку вы могли застать в Икее (про это у них со шведами лютый спор про конвергентную эволюцию табуреток), потом она развилась до четырёхногого стула, а из проекта, который Анвар делал раньше для санатория пришёл консольный стул.

Серийные стулья без задних ножек до него из дерева никто не делал. Собственно, в мебели видно всё тот же жёсткий функционализм и первичные биоформы (насколько возможные на тогдашних технологиях) — и всё это в серии.

Собственно, «Артек» (Art + Technology) работает до сих пор. Поначалу супруги просто пополняли коллекцию тем, что они разрабатывали для разных знаковых архитектурных проектов (то есть выступали независимыми подрядчиками по производству того, что независимый архитектор Аалто напроектировал), а потом стали заниматься мебелью уже отдельно от архитектуры.

Напольное покрытие — линолеум на древесной стружке «Армстронг». Кстати, поддерживают они его до сих пор: реставраторы просто спросили, можно ли заказать точно такой же, как век назад — и получили.

Как строили

Библиотека построена на средства меценатов, конкретно — на деньги Юхо и Марии Лаллукка. Причём всё было продумано вплоть до завещания семейного капитала библиотеке — и это завещание они написали ещё до начала конкурса. Вот кто-то устраивает гонки аистов, а кто-то строит библиотеки, ага. Для читателей библиотека открылась в 1935 году, но проработала недолго, чуть больше 3 лет. Потом Зимняя война, вывоз фондов, Великая Отечественная война. Здание сильно пострадало, в частности, все зенитные фонари остались без стёкол, вылетели стёкла и по периметру стен (включая стеклянный витраж). Поскольку это уже тогда был памятник мировой архитектуры, сносить не могли, но и реставрировать сразу после ВОВ средств особо не было. В конце 50-х годов за дело взялся Александр Швер. У него не было доступа к оригинальным чертежам, не было возможности использовать те же материалы, но он отремонтровал здание как мог (сейчас мы бы назвали это частичной реконструкцией). Для наших читателей она открылась уже в 1961 году.

В конце 80-х здание начало сдавать, и пришлось забирать часть фонда в хранилище, куда хотя бы не капало через растрескавшиеся зенитные фонари. Тогда были проблемы со стеклом — в СССР не было технологии изготовления таких массивов для гражданского использования (они требуют достаточно сложных техпроцессов и дорогих расходников, а ресурсы уходили оборонке), и потому оно по краям пошло микротрещинами.

Верхнее стекло имеет диаметр 1,8 метра, его толщина 8 миллиметров, масса 200 килограмм. Оно плоское и выступает за пределы колодца. Швер смог достать в СССР только куполообразные пластиковые изделия, собственно, потому они и растрескались позже.

«Где-то начиная с конца 60-х годов, 70-е, 80-е, здесь текли эти фонари. Туда поднимался специальный человек, который пытался заделывать какой-то замазкой эти трещины. Но, к сожалению, это мало чем помогало, поэтому протекал практически каждый фонарь. Вот эти белые стены, которые мы с вами видим, они были от грибка зеленовато-серые такие, все потресканные, в очень таком неприглядном состоянии. И вот в таком состоянии библиотека работала несколько десятилетий, пока не было принято решение о её полной реставрации».

В 1994 году пошла фрагментарная реставрация. Финнов беспокоила судьба библиотеки, и они нашли чертежи в архивах, чтобы передать копии нашим строителям. Они были готовы также взять на себя контроль за работами. В том же 1994 году отреставрировали витражную стену, потом сделали кровлю над лекционным залом. В 2005-м открыли восточное крыло, это как раз периодика:

Тут раньше было вот так, газеты превращались в стенгазеты:

В 2009 полностью привели в порядок кровлю с зенитными фонарями. В конце 2010 года открыли лекционный зал с деревянным потолком. Здание всё равно было несколько побитым, и на встрече Тарьи Халонен (тогдашнего президента Финляндии) и Владимира Путина Тарья спросила, что там с библиотекой. В итоге 1 апреля началась реставрация ещё на 255,5 миллиона рублей, которая шла до 2013-го. В 2013 году уже стало можно отвечать: «А всё в порядке с вашей библиотекой, приезжайте в гости».

«Библиотека переставала работать вот на эти два с лишним года, пока шли заключительные реставрационные работы. Нам город предоставил площадки, мы вывезли 1/3 наших фондов. 2/3 фондов переживали реставрацию здесь. И два с лишним года, пока шла реставрация, мы принимали читателей, проводили мероприятия на других площадках, которые были выделены городом… Заключительный этап, вот здесь всё превратилось в огромную стройку. Лекционный зал не принимал в заключительном этапе реставрации участие, потому что он был сдан буквально накануне. Здесь хранилась часть фондов, часть мебели. А всё остальное пространство превратилось в одну огромную стройку». Заведующая читальным залом Алла Владимировна Березовская

Итого

Как видите, библиотека прекрасна единством: свет определил форму читального зала, зал определил форму ядра, хранилища и соседних помещений, инженерные системы и все мелочи вплоть до мебели и светильников, которые точно соответствуют решаемой задаче. Получилось сделать всё — и грамотно разделять потоки, и заботиться о фондах, и показывать людям, что библиотека сама по себе — приятное и удобное место.

Библиотека в Казани.

Если вы посмотрите на более современные библиотеки, то увидите похожие мотивы во многих решениях: это или конвергентные формы, или же использование принципов, которые заложил Алвар Аалто.

Сам же он построил ещё много всего: 10 библиотек разного размера, театр в Германии, церковь в Италии, пару институтов в Европе и кампус MIT, фабрику с жилым кварталом при ней и несколько жилых домов разного размера, плюс кучу других общественных зданий. Итого больше двух сотен проектов по миру. Его стиль — строительство целого произведения, то есть он следил за всем — от освещения до цвета и текстур каждой поверхности, от мебели до процессов, ведущих к эргономике внутри здания. 

А с нами сегодня была Алла Владимировна Березовская.

Комментарии

Написать комментарий
Как вас зовут?
Ваш комментарий
Спасибо! Ваш комментарий отправлен на модерацию. После проверки он будет виден другим пользователям.
Показать еще

Похожие статьи

У нас есть огромное сообщество постоянно путешествующих людей. В день в нём задаётся несколько сотен вопросов о том, что правильно делать на месте, как оформлять документы, что нужно и так далее. Примерно треть полезных ответов — это ссылка на какой-то местный чат или телеграм-канал. Собственно, мы решили собрать советы путешественников на одной странице. Вот суперлокальные чаты и каналы,
  Армения Условия въезда: российский паспорт или загранпаспорт. Важно знать: российским паспортом Можно воспользоваться только при перелёте. При въезде на машине обязательно нужен загранпаспорт, который будет действовать ещё три месяца после выезда из страны. Детям до 14 лет для любой поездки нужен отдельный загранпаспорт. Срок разрешённого пребывания — 180 дней.
Обновлено 20 декабря 2024 Открытие границ 2024 Какие страны открыли границу, куда есть рейсы, можно ли уже покупать билеты, что надо знать заранее. Здесь мы, аналитический центр сервиса поездок и путешествий Туту.ру, собираем последние новости по ситуации с открытием границ. Информация постоянно обновляется. Ситуация меняется очень быстро, все оперативные новости мы выкладываем вот в этом тел
Саргассово море – самое необычное на планете: у него нет берегов, нет чётких границ, оно на 1–2 метра выше уровня вод остального Атлантического океана и к тому же самое большое. Этот природный феномен у берегов Америки создали течения и саргассы – водоросли, плотным ковром покрывающие поверхность моря. С Саргассовым морем связано множество мистических легенд о кораблекрушениях. На е