Цифровой кочевник — это человек, который совмещает работу и путешествия. Такой образ жизни сегодня всё популярнее. Герои рубрики #цифровойкочевник рассказывают свои истории, признаются, каковы плюсы и минусы жизни в движении, дают советы. Наши новые собеседники — Алёна и Паша. Паша путешествует уже восемь лет, Алёна присоединилась к нему два года назад. Теперь они исследуют мир вместе. Вот их рассказ о том, как договариваться о направлениях, паковать чемоданы, создавать дом в любом месте, совмещать работу и отдых на пляже. И о том, какие есть плюсы и минусы в совместных путешествиях.
Герой-кочевник: Алёна
https://www.youtube.com/@ale_medvedeva
30 лет, YouTube-продюсер, блогер.
Места: Аргентина, Испания, Турция, Франция, Хорватия, Шри-Ланка, ЮАР.
Герой-кочевник: Паша
29 лет, проджект-директор в диджитал-агентстве и глава продукта в «Станции Смена».
Места: Аргентина, Греция, Грузия, Испания, Малайзия, Португалия, Таиланд, Турция, Франция, Чехия, ЮАР.
Фотографии: из архива Алёны и Паши
Текст Софья, пишущий кочевник
Паша: Во время учёбы в институте я поехал по обмену в Прагу на полгода. Я жил в общежитии, много общался с людьми из разных стран и путешествовал по окрестностям. Мне понравился формат жизни там: нужно было решать необычные проблемы, постоянно узнавать и пробовать что-то новое. Думаю, те полгода дали мне гораздо больше, чем всё остальное время в институте в России. Когда я выпустился, то пошёл на обычную работу в офис, но быстро оттуда сбежал. Я не понимал, зачем тратить время на просиживание штанов в кабинете. Это было в 2015 году, и тогда о понятии «цифровой кочевник» мало кто знал. Тогда были популярны дауншифтеры, но ехать курить бамбук в Гоа мне не хотелось. Я мечтал путешествовать и развиваться, поэтому стал искать удалённую работу. Когда она нашлась, я ткнул в первое попавшееся место на карте — это оказался Таиланд, и полетел туда. Справедливости ради — я тыкал куда-то, где тепло, потому что не хотел мёрзнуть в московской зиме. Полгода я жил в Азии — путешествовал по юго-востоку. Потом ненадолго вернулся в Россию — в Петербург.
Алёна: Всё началось со «Смены» в 2019 году. «Смена» — это что-то вроде лагеря для взрослых, когда ты приезжаешь пожить и поработать в другой стране. В то время я ходила на нелюбимую работу и поэтому решила сменить обстановку и поехать на две недели на Шри-Ланку. Тогда я совершила первую ошибку начинающего кочевника — сразу купила обратный билет. Спустя две недели я договорилась с руководством и купила новый билет на попозже. Вокруг был океан, интересные люди, моя продуктивность повысилась! Однако мне всё же пришлось вернуться в Москву, но уже для того, чтобы уволиться и искать новую удалённую работу. Как только она нашлась — это случилось в 2020-м, я уехала путешествовать.
Алёна: 4 марта 2020 года Паша закинул в чатик «Смены» вакансию. Я на неё откликнулась и написала, что я тот самый менеджер, которого он ищет. Сначала я прошла собеседование с Пашей, потом два этапа с руководством, и в итоге меня приняли на работу. В июле Паша приехал в Санкт-Петербург из Парижа, мы впервые увиделись и сразу начали встречаться. Первое время я стеснялась, и поэтому мы скрывали наши отношения. Через полгода в компании начались перестановки и мы разошлись по разным проектам. Тогда я набралась смелости, и мы наконец-то раскрыли нашу тайну. Сейчас мы работаем в разных компаниях и уже не парень и девушка, а жених и невеста.
Алёна: Кочевничество — это нестабильность. Мне повезло, что у Паши был опыт, потому что я не знала, например, как быть с деньгами. Куда их переводить, сколько откладывать, на каких картах копить. Тратить всё под ноль — не вариант, потому что когда ты едешь в новую страну, то не знаешь, сколько на самом деле там израсходуешь. Всегда должен быть какой-то запас. Сейчас у меня две карты: одну сделала в Грузии, вторую платежной системы Wise — когда была в Европе. Её мне открыли по грузинским правам, этого достаточно для удостоверения личности.
Паша: Я никогда не бежал из страны, просто было интересно поездить и посмотреть мир. При этом мне нравится баланс — с одной стороны, исследовать город и идти вглубь, давать ему время, чтобы он раскрылся. С другой — не засиживаться долго на одном месте, чтобы не уставать от него. Первые четыре года я экспериментировал и пришёл к тому, что три месяца — это оптимальный период для жизни на одном месте. Самый продолжительный опыт у меня был в Париже, я провёл там два года. Но тогда ещё случилась пандемия. А самый минимальный комфортный срок, чтобы осматриваться и при этом полноценно работать, — 1–2 месяца. Потому что путешествие для цифрового кочевника — это всё же не отпуск, это его жизнь.
Алёна: В начале кочевой жизни мне всегда было жалко денег на базу. Например, сейчас мы живём в Афинах и планируем остаться здесь на три месяца. В это время у нас будут короткие поездки в Европу. Раньше я бы подумала: «Зачем платить за две арендованные квартиры». Но сейчас я понимаю, что это мой комфорт: когда ты часто переезжаешь, на этом экономить не стоит.
Паша: Для понимания — идеальной страны нет. Есть микс плюсов и минусов. Например, я не могу ответить на вопрос, есть ли такое место, где я бы был готов провести всю жизнь. Это сложно. Но я могу ответить на вопрос, где мне прикольно сейчас. В первый раз я поехал в Тай, потому что не очень люблю зиму, — мне было прикольно погреться. Сейчас мне прикольно возвращаться в места, где я уже был. Например, в Стамбул.
Алёна: Обычно это происходит как-то естественно. Кто-то может предложить страну, а другой — его поддержать. Например, так было с Аргентиной. Естественно, мы думаем про часовой пояс, про климат, смотрим, есть ли доступные по цене билеты. Но у нас ни разу не было такого, чтобы мы спорили из-за страны. Кроме того, мы спокойно относимся к тому, что можем разъехаться на какое-то время по разным местам, а потом снова встретиться. Разъехаться, правда, ненадолго.
Паша: Когда мы приезжаем в новое место, много гуляем пешком и исследуем местность. Часто глазами можно найти хорошие локации для работы или прогулок, овощную лавку, которой нет на карте, или приятную смотровую площадку.
Паша: Мы снимаем на Airbnb, потому что доступное жильё на местных сайтах обычно предлагают с комиссией и на долгий срок — от полугода и больше. Но у нас есть лайфхак, как сэкономить: мы пишем хозяину квартиры в сообщениях, что хотим снять квартиру на два месяца, что по меркам Airbnb прилично по времени, и просим сделать скидку. В большинстве случаев это срабатывает, потому что и нам, и хозяину это выгодно. Ведь краткосрочная аренда — это нестабильно, а мы, грубо говоря, берём дни оптом.
Алёна: Главная ошибка кочевника — относиться ко временному жилью как к чужому. Ощущение дома можно создать очень простыми вещами. Мы, например, можем купить чашки для кофе, тапочки, хорошие подушки, свечи и потом оставить всё в съёмной квартире. Зато жизнь там будет приятнее и комфортнее. Ещё у нас есть фишка — мы возим с собой запах для дома, аромадиффузор. Он помогает создавать домашние ассоциации.
Паша: Есть страны, где дороже, есть, где дешевле. Из-за того, что мы их чередуем, в среднем получается нормально. Например, в Париже снимаем небольшое и скромное жильё, зато в центре, вблизи парков и кафешек. А где-то в другом городе, например, в Тбилиси или Буэнос-Айресе за те же деньги можно позволить себе квартиру гораздо больше и лучше. Опять же — баланс.
Паша: Я всегда беру местную сим-карту. Помимо основного телефона, у меня есть второй, где русская симка и в запасе есть ещё три из других стран. Обычно симки сгорают после 12 месяцев неиспользования, поэтому у меня стоит напоминалка, когда нужно совершить какое-нибудь платное действие на каждой симке, чтобы сохранить её.
Алёна: Расскажу, как я собирала первый чемодан. Я взяла много вещей, в том числе туфли на каблуке. Помню, как сделала фото и отправила Паше. На что он сказал, что они мне вряд ли понадобятся. Хорошо, что я его послушала и выложила туфли. За два года я вспомнила про них сейчас первый раз. Сегодня я путешествую с одним чемоданом. Раньше он был на 70 литров, теперь на 20. Отношение к вещам очень поменялось. Во-первых, раньше я брала с собой эмоциональные вещи, те, что напоминали о каком-то периоде или событии. Сейчас я предпочитаю оставлять их, когда период закончен. Например, у меня были крутые тапочки в Барселоне, они были уютные и создавали ощущение дома, но я оставила их, когда мы уехали оттуда. Во-вторых, теперь я воспринимаю вещи в граммах и иногда делаю выбор в пользу более лёгких, чем красивых. Ненужные вещи стараюсь не выкидывать, а раздавать. Это очень легко сделать в любой стране, можно просто найти группу в соцсетях.
Паша: У меня один большой чемодан, один маленький — для ручной клади и рюкзак. И это в принципе все мои вещи. Я пришёл к идеальному набору, с которым я могу комфортно путешествовать. Наверное, мне чуть проще, потому что мы стараемся выбирать страны с тёплым или умеренным климатом, поэтому возим вещи на несколько сезонов. Иногда, кстати, их можно просто арендовать. Мы так делали в Аргентине, когда ходили в горы, — брали в прокате снаряжения обувь и тёплые куртки. Кроме того, я понял, что мне нужна часть эмоциональных вещей, тех, которые доставляют радость и комфорт. Например, у меня есть кофейный набор: небольшая кофемолка, фильтр. Я делаю кофе по одному рецепту, и это приносит мне радость. Для удобства работы я вожу подставки для техники, хотя они занимают место и достаточно много весят. Что касается новых вещей, то когда я смотрю на них в магазине, думаю, а что я выкину взамен. Так как каждый год летом мне нужно приезжать в Париж продлевать документы, я попадаю на сезон распродаж. Я избавляюсь от части старой одежды и удачно покупаю новую. Плюс маленького гардероба: ты стараешься брать качественные вещи, которые прослужат долго. А ещё очень рекомендую организовать хранение вещей: у меня есть тканевые кубы для чемодана. Один — для футболок, второй — для штанов и так далее. Так я всегда знаю, сколько у меня места. А ещё я пользуюсь вакуумными пакетами — тоже супертема!
Алёна: На самом деле, одним из самых сложных моментов для меня оказался поиск мастеров для маникюра. Поэтому сейчас в моём чек-листе переезда стоит пункт «Найти русского мастера». По моему опыту, от него я могу получить более ожидаемый уровень сервиса. Ищу контакты или через чаты в соцсетях, через чат «Смены» или через местных блогеров. Из лайфхаков: я перешла на хорошую косметику, которая продаётся почти в каждой стране, плюс стала более пристально следить за едой, стараться употреблять больше фруктов, овощей, зелени. Потому что лично у меня питание гораздо больше влияет на состояние кожи и волос, чем уход.
Паша: Очень правильно структурировать свои знания о крутых местах. Я заношу всё на гугл-карты. И когда я вернусь в этот город — мне не нужно будет искать всё заново. Также я собираю места, которые хотел бы посетить в будущем. Например, крутой парк или отель где-то в Мексике. Когда я туда поеду, у меня уже будет подборка мест, которые мне бы хотелось посетить.
Паша: Воспринимаю кочевую жизнь в виде разных ползунков, регуляторов. Например, чувство дома, море, друзья, новые впечатления/опыт. Когда что-то из этого идёт вниз, то я уделяю этому больше внимания. Например, если ползунок «новые впечатления» падает, я выбираю место, где ещё не был, чтобы восполнить недостающие эмоции. Но определённо, образ жизни цифрового кочевника и осёдлого человека очень сильно отличаются.
У игры «кочевничество» есть три правила.
Первое: высокий уровень комфорта во время переездов. Неопытные путешественники иногда хотят сэкономить: берут дешёвые билеты в ночное время или добираются от аэропорта на метро. Но на самом деле это очень сказывается на всей жизни. Частые перемещения должны быть комфортными и в удовольствие. Я для этого оплачиваю удобное место в самолёте, в полёте использую тревел-подушку, всегда беру такси от аэропорта до нового дома. Всё это, казалось бы, мелочи. Но именно они составляют общее впечатление о поездках и позволяют путешествовать долго.
Второе: уделять большое внимание выбору жилья. Дом для меня — это не просто место, куда я прихожу поспать. Как правило, я провожу там 70% времени. Поэтому не вижу смысла ютиться в крохотных квартирах или комнатах. Тем более если я планирую провести там три месяца. Ещё мне нравится обустраивать дом под себя, делать его уютным.
Третье: выстроить распорядок дня. Когда он есть, то в жизни становится больше стабильности. Например, утром я принимаю душ, завариваю кофе и только потом сажусь за работу. Это позволяет почувствовать спокойствие.
Все эти правила про комфорт. Когда он есть, человек испытывает меньше стресса, у него остаётся ресурс на поиск приключений. А главное, он получает удовольствие от такого образа жизни.
Алёна: Я нахожу друзей через увлечения. Мне нравятся сальса, бачата, зумба. Как правило, я начинаю общаться с кем-то одним, он знакомит меня ещё с кем-то, и так постепенно я обрастаю связями. Друзья зовут на мероприятия, там я встречаю новых людей, и вот — у меня уже есть круг общения.
Алёна: Были моменты, когда я уставала, даже переезжая с квартиры на квартиру в одном городе. Думаю, что всё же иметь базу, откуда можно путешествовать, — очень удобно. До этого моё максимальное пребывание по времени было в Стамбуле — мы прожили там три месяца. А минимальное — два дня в Минске.
Алёна: Мне хочется попробовать путешествовать в таком формате: брать 3–4 города на 5–6 месяцев. И чтобы среди этих городов были те, в которых я уже жила. Когда ты возвращаешься в знакомое место, оно воспринимается как дом. Ты немного заземляешься и расслабляешься, потому что многое знаешь там. Уже не пугает местный язык — базовые слова тебе известны. Плюс у тебя есть друзья и знакомые, с которыми можно снова пообщаться.
Паша: Решать все бытовые вопросы проще. Есть с кем разделить эмоции. Есть на кого положиться. Мы очень хорошо уживаемся и не устаём друг от друга. Каждый день мы проводим как обычная пара в той же Москве. Просыпаемся, завтракаем, а потом каждый идёт на свою работу. Быть вдвоём в одной квартире и проводить время вместе — это разные вещи. Когда мы заняты делами, то вовлечены в них. А когда хотим побыть друг с другом, то устраиваем себе свидания или едем в небольшое путешествие.
Алёна: Иногда мы выбираемся поработать на пляж. Кстати, это не очень удобно: жарко, потеешь и на мониторе ничего не видно. Но в перерыве между встречами можно вместе искупаться, а потом вернуться к своей работе. Ещё у нас у каждого есть свои увлечения, это даёт возможность провести время с собой и отдохнуть друг от друга. Ещё вместе можно снимать жилье получше. Если в паре люди знают разные языки — это тоже удобно. Например, у нас так: Паша знает английский и французский, а я — английский и испанский.
Паша: Безусловно, нужно попробовать, чтобы понять — твоё это или нет. Для нас это круто. Так мы лучше понимаем, как работает мир, расширяем свои границы, постоянно что-то исследуем. Кроме того, у цифрового кочевника прокачивается навык решать бытовые задачи. То есть человек учится справляться со сложными задачами, и со временем ему это даётся всё проще. Появляется определённая гибкость ума. Но при этом кочевничество подходит не для всех.
Алёна: У нас есть знакомые, кто попробовал такой образ жизни и был рад вернуться домой — пусть даже в съёмную квартиру, купить комнатные цветы, завести кота, выстроить быт на одном месте. В поездке таким людям будет сложно адаптироваться: не та колбаса, чужой язык, иные культурные особенности — всё это вызывает тревожность. Однако мы видим, что глобально мир перестраивается в сторону удалённой работы, распределённых команд. Поэтому это однозначный тренд.
Паша и Алёна: Не обнаружены :)
Чек-лист перед выбором страны
Как понять, подходит ли страна по бюджету
Чек-лист для выбора жилья
Наш средний бюджет в месяц 1 000–1 500 долларов.
Какие приложения помогают цифровым кочевникам
Комментарии