В современном мире все популярнее образ жизни цифровых кочевников, то есть людей, которые совмещают работу и путешествия. Герои рубрики #цифровойкочевник рассказывают свои истории, признаются, каковы плюсы и минусы подвижной жизни, дают советы. Наша новая собеседница — Маша. У неё за плечами 10 лет опыта путешествий и больше 50 стран. Маша рассказала о том, как с ней случилось выгорание от постоянных переездов, что значит её татуировка в виде связки ключей и почему цифровое кочевничество похоже на тренинг личностного роста. Во время интервью Маша находилась в Мехико.
Герой-кочевник: Маша
36 лет, переводчица с английского и испанского
Места: Северная и Южная Америка, почти вся Европа и Юго-Восточная Азия
Фотографии: из архива Маши
Текст: Софья, пишущий кочевник
В 2013-м я пережила ряд личных трагедий, и тот год был для меня достаточно тяжёлым. Поэтому я поняла, что в родном городе — Краснодаре меня ничего больше не держит, и решила посмотреть, куда можно поехать. В то время цифровое кочевничество как образ жизни не было популярно. Разве что тревел-блогеры уезжали зимовать в Азию. Одним из таких была моя знакомая, она как раз отправилась в Таиланд, и я решила последовать в том же направлении. Не с ней, а одна — в Бангкок. У меня не было удалённой работы, но был запас денег и большой запал попробовать, и я решила рискнуть.
Очень удачно прямо перед поездкой на меня вышла одна компания и предложила удалённую работу — вести проект для датского офиса Skype. Я согласилась и поехала зимовать в Таиланд, предвкушая, как буду работать и исследовать Бангкок. Правда, за первые две недели новый город я почти не посмотрела. Всё, что я успевала — выйти в забегаловку у дома на обед и вечером подняться на крышу, чтобы увидеть что-то ещё, кроме экрана ноутбука. Вскоре мне это надоело, и я решила, что хочу найти место с более приятным видом во время работы. Например, кафе у океана. Я выбрала Чиангмай. В то время это место было чем-то вроде хаба для немногочисленных цифровых кочевников. Именно там я увидела, что оказывается есть такие же люди, как я — кто не живёт на одном месте, у кого есть удалённая работа и кто может сидеть с ноутбуком на пляже. Ещё там я узнала, что можно ничего не планировать, не брать обратный билет и не знать, куда ты поедешь дальше. Там и начались мои настоящие приключения. В течение полугода я объездила почти всю Юго-Восточную Азию и только потом вернулась домой в Краснодар.
Тот проект, к которому я присоединилась, уехав в Таиланд, продолжался четыре месяца. Когда он подходил к концу, стали заканчиваться и мои деньги. Помню, что уже принимала перевод Western Union от мамы, как мне пришло новое приглашение на работу. Это было очень неожиданно и очень вовремя. На ту вакансию я подавалась ещё перед отъездом из России, когда искала удалённую работу. К моменту, когда мне ответили, я уже забыла, что отправляла резюме. Я приняла то предложение. Кстати, продолжаю сотрудничать с этим заказчиком и сейчас — уже почти 10 лет. Я занимаюсь переводами пресс-релизов и информации для сайтов модных брендов. Например, Hugo Boss и Max Mara. Не могу сказать, что это самая любимая работа, но благодаря ей всё это время я могла путешествовать и жить там, где мне интересно.
Так или иначе, у меня всегда где-то есть база. Или хотя бы пара оставленных чемоданов у друзей. В самом начале моей базой была комната в квартире у мамы в Краснодаре. Потом на полтора года я сняла в этом городе квартиру. В основном я хранила там вещи, потому что большую часть времени всё же путешествовала. Затем я пошла дальше и купила свою квартиру. Но, как можно догадаться, там я тоже не задержалась надолго и теперь сдаю её. Сейчас могу сказать, что моя база — это вещи, оставленные у друзей в Тбилиси. Потому что это то место, куда я обязательно планирую вернуться.
Сейчас у меня с собой один большой рюкзак на 50 литров и один маленький — для прогулок по городу. У меня было несколько стадий изменения отношений с вещами. В первый раз я отправилась в путешествие с туристическим рюкзаком. В него поместилось не так много вещей. В основном всё для тропического климата. Потом я перешла на большой чемодан. Но достаточно быстро поняла, что это не вариант. Мне не нужно много вещей, а таскать с собой огромный чемодан совсем не удобно. Уже не получится заскочить в автобус и поехать в другой город. Ну или получится, но будет сложнее. Поэтому, в конце концов, я опять вернулась к рюкзаку. Что касается самих вещей, то в моём наборе по-прежнему лёгкие вещи. Я стараюсь перемещаться по странам с тёплым климатом, так как не очень люблю зиму. Правда, бывает, что мои вещи не подходят под страну. Например, когда я приехала в Бразилию, то поняла, что там одеваются совсем по-другому и что мои вещи мне не нравятся. Поэтому я отправилась на шопинг. Мне очень нравятся секонд-хенды, винтажные магазины и свопы — мероприятия, где люди отдают ненужное им в обмен на чужое. Очень удобно: можно и от своих вещей избавиться и найти что-нибудь локальное. Кстати, когда задерживаешься где-то в одном месте больше, чем на два месяца, сразу начинаешь обрастать вещами. Например, пока я жила восемь месяцев в Тбилиси, перевезла туда из своей квартиры в Краснодаре вещи, о которых при частых перемещениях и не вспоминала: куртку, отпариватель, книги. Конечно, хочется иметь больше вещей. Но когда понимаешь, что тебе придётся таскать их на себе, то сразу от этой безумной идеи отказываешься. Из того, что всегда со мной, назову воронку для кофе и тапочки. Домашние тапочки — это вообще топ. С ними в любом месте становится уютнее.
Мне гораздо важнее район, чем квартира. Потому что я не тот человек, который будет дополнительно что-то покупать и улучшать в квартире. Например, у меня год не было занавесок, и меня это совсем не раздражало. Мне сложно обустраивать пространство. Это то, что не даёт энергию, а, наоборот, отбирает её. Конечно, ещё многое упирается в бюджет. Например, я договорилась с собой, что путешествие по Латинской Америке сейчас бюджетное. Однако иногда позволяю себе выходить за финансовые рамки. Например, с жильём. Вот сейчас в Мехико у меня снята квартира на месяц чуть дороже, чем я планировала. Зато, она мне очень нравится!
Очень важно заранее погуглить про то место, где хотите поселиться. Потому что сама по себе квартира может быть хорошей, но вот всё вокруг — не очень. Думаю, что район определяет, насколько мне в принципе комфортно в городе. Потому что если я живу на окраине, а вся движуха в другом месте — это грустно. Если мне каждый раз надо пользоваться общественным транспортом, чтобы добраться, скажем, до кофейни, то даже хорошая квартира этого точно не стоит. А ещё бывает, что район не просто удалённый, но ещё и опасный. Кстати, не всегда нужно ориентироваться на центр. Например, сейчас я живу в Мехико в районе Эскандон. Он находится через дорогу от популярного хипстерского квартала Ла Кондеса. Здесь всё здорово: кофейни, магазины, приятные люди и безопасная обстановка. Спокойно и очень приятно. Но стоит прогуляться минут десять, как начинаются неблагополучные кварталы. В Латинской Америке есть особенность: центр городов обычно это не самый безопасный и удобный район для жизни. И хорошо бы знать про это заранее.
Чаще всего на Airbnb, потому что моя аренда — краткосрочная. Иногда проверяю местные чаты в соцсетях и спрашиваю, не пересдаёт ли кто-то свою квартиру, пока сам уезжает в путешествие. Но такая удача — редкость. Ещё со временем у меня появились друзья по всему миру, и теперь иногда я могу останавливаться у них.
Рассказ обо всех путешествиях за десять лет занял бы слишком много времени. Я то уезжала, то возвращалась на базу. Но за это время успела посмотреть очень многое. Объездила почти всю Европу: чаще всего бывала в Португалии, Франции и Испании. Много путешествовала по Балканам. Исследовала почти всю Юго-Восточную Азию. Больше всего мне там нравятся Вьетнам, Таиланд и Бали. Ещё была в США и в Южной Америке. Возвращаться не хотела бы в Камбоджу и Македонию. В Камбодже ужасный контраст между двумя мирами: туристическим и местным — нищим. А в Македонии мне было очень скучно.
Самая долгая пауза в путешествиях была связана с выгоранием: я очень устала от постоянных перемещений и вернулась в родной город — Краснодар. Мне просто никуда не хотелось ехать, не было сил выбирать билеты и заново обустраивать быт на новом месте. Мне хотелось понятной и предсказуемой жизни, и я решила осесть дома на какое-то время. Я сделала всё как полагается: купила абонемент в спортивный зал, купила растения и начала выстраивать быт. Но меня хватило на полтора месяца. На это время я полностью от себя отстала: ничего не планировала, не дёргала и не доставала себя. И, честно, это быстро надоело. Конечно, я не сразу вернулась к кочевому образу жизни. Сначала мне попалась на глаза афиша концерта в Петербурге — я на него съездила. Потом нашлись недорогие билеты на Бали, я полетела туда — с обратным билетом. В последний день на острове я сходила на свидание и влюбилась. Поэтому в Краснодар вернулась ненадолго и улетела обратно. Это не был продолжительный и серьёзный роман, но думаю, он вернул мне романтический дух путешествий. С Бали я отправилась в Колумбию с осознанием, что жить на одном месте — это всё же не для меня. Бывают города, которые, скажем, на 95 процентов мне подходят. Например, Тбилиси. Но осёдлая жизнь там не приносит мне удовольствия. Я поняла, что скучаю по путешествиям. И по новым местам. И по работе с видом на океан.
У меня сложные отношения с родным городом. Я поняла, что Краснодар мне нравится, но при условии, что я оттуда уезжаю. Когда я купила квартиру, то сделала татуировку — связку ключей на левом предплечье. В то время для меня это был своего рода якорь, точка на карте. Но постепенно моё отношение и к ощущению дома, и к этой татуировке поменялось. Это всё те же ключи от дома, только теперь они сообщают, что мой дом внутри меня. Думаю, что чем больше я путешествую, тем больше у меня домов. Мне нравится вопрос не «откуда ты родом», а «где ты местный». Например, я могу сказать, что я чувствую себя местной в Краснодаре, Медельине, Буэнос-Айресе и Тбилиси, где я уже была раз восемь, если не больше. И я всё ещё в поиске. Местным ты становишься, когда у тебя появляются друзья, когда ты хорошо знаешь район и город, когда научился локальному сленгу. Собственно, и сейчас я еду по Латинской Америке, чтобы почувствовать, как мне живётся в новых местах. Возможно, одно из них станет моим новым домом.
Их шесть: Бразилия, Колумбия, Грузия, Португалия, Испания и Таиланд. В этих странах я была чаще всего, и туда хочется возвращаться. Кроме того, мне близка местная культура и есть близкие друзья. А ещё эти места я могу назвать своим домом.
Я совершенно точно не человек-план. Я не люблю покупать обратные билеты, и мне нравится принимать спонтанные решения. У такого подхода есть хорошая сторона: ты гибкий в своих действиях, ты можешь делать всё, что захочешь, ты не привязан к точным датам и отталкиваешься только от себя. Но и плохая сторона тоже есть: огромный выбор давит. Я заметила, что когда покупаю билет в следующее место, то меня отпускает, я перестаю прокручивать варианты в голове и волноваться. Я люблю, когда у меня свободное расписание, и не люблю чётких рамок. Ещё я заметила, что когда устаю, то хочу, чтобы у меня был план. Билет в кармане всегда успокаивает.
У меня сейчас одна карта грузинского банка, и мне этого достаточно. Но чем больше карт разных банков и разных стран, тем однозначно лучше. Например, я знаю, что в Бразилии не принимают грузинские карты. Если поеду туда, то придётся осваивать криптовалюту.
На самом деле это одна из самых больших сложностей в жизни кочевника. Поначалу тебе трудно завести знакомства. Но даже если тебе это удалось, то возникает вторая проблема: как поддерживать отношения и связь потом? Конечно, с некоторыми друзьями я продолжаю общаться и после того, как уехала из страны, где мы познакомились. Время от времени мы обмениваемся видео и голосовыми сообщениями. Есть и такой формат: я не пишу людям и они не пишут мне после расставания. Но если мы где-то пересечёмся, то я уверена, что мы продолжим общаться, будто виделись только вчера. Мы правда пересекаемся с друзьями в разных частях света. И это происходит даже чаще, чем я могла представить. Есть и третья сложность: с новыми людьми непросто уйти в глубину, а поверхностного общения и так хватает. Для того чтобы узнать друг друга получше, требуется время. Действительно крепкие отношения получается заводить там, где ты находишься хотя бы месяца два. Например, в Медельине я ходила в кружок «Вяжи и болтай» (оригинальное название — Stitch ’n Bitch). Там собирались девчонки и общались. Я не вязала, а рисовала, но всё равно было здорово. Оттуда у меня две подруги, с которыми мы до сих пор общаемся. Вообще мероприятия, которые повторяются каждую неделю, — хороший вариант. Потому что делая что-то вместе, вы сближаетесь. Это может быть клуб настольных игр, спортивная секция, йога, танцы. Такие мероприятия можно искать на сайте Couchsurfing — в социальной сети для ночлега у местных и поиска локальных мероприятий или в приложениях для знакомств. Но с ними своя сложность: они отнимают очень много времени. Например, вчера я провела в Tinder около трёх часов и по большей части за пустыми разговорами. А они меня очень раздражают. Хочется познакомиться с местными не только ради свидания, а ещё чтобы узнать получше город, например. Побывать там, куда не доходят туристы, открыть места с вкусной едой.
В целом я считаю себя очень адаптивным человеком. Могу приспособиться почти к любой пище. Но вот на Шри-Ланке мне очень мало что подходило — и из готовых блюд, и из продуктов в магазине. Найти там пропитание было целым приключением и испытанием. Приходилось изобретать. Кроме того, часто бывает, что дома нет кухни, остаётся питаться в кафе и ресторанах. В Мексике всё острое, но я люблю такое, поэтому мне в кайф. Кстати, тут очень вкусная уличная еда, что очень упрощает вопрос с питанием — совсем не обязательно готовить дома или тратить время на выбор ресторана.
1. Я проживаю несколько жизней за короткое время. Каждая страна — своя история, свои люди, свои приключения, будто маленькая жизнь.
2. Я чувствую себя в путешествиях лучше. Мне удаётся усмирить мой синдром дефицита внимания и гиперактивности. В жизни кочевника постоянно всё меняется, и это здорово. Для меня важны новизна и состояние исследования, так я получаю свою порцию дофамина.
3. Я прохожу непрерывный тренинг личностного роста. И всегда через людей. Когда я на одном месте, развиваться сложнее. Встречая новых людей, я учусь у них, перенимаю хорошие качества, черты характера, привычки. То есть постоянно становлюсь лучше.
4. Я могу изучать иностранные языки в естественной среде. Например, вариантов испанского языка столько же, сколько стран, где на нём говорят. И локальные слова можно узнать только на месте. Тебя им не научат ни в одной языковой школе. Я побывала в Колумбии, Аргентине, Мексике — и везде есть свои особенности, которые я теперь знаю и использую в работе и жизни.
5. У меня есть возможность климатической миграции. Это значит, что я могу выбирать то место, где погода для меня комфортна. Правда, иногда у меня организм удивляется, почему у него за год случилось три весны. Но это всё равно лучше, чем сидеть в холоде полгода. Я совершенно не скучаю по зиме, и была приятно удивлена, что могу сама выбирать время года.
6. Я становлюсь более открытой людям. В самом начале мне было непросто сблизиться с незнакомым человеком. Но в путешествии общение — это неотъемлемая часть жизни. Теперь я спокойно могу провести небольшой разговор с соседом по столику в кофейне или попросить кого-то о помощи на улице.
1. Стресс. Я испытываю его каждый раз, когда переезжаю. Именно поэтому я всё больше смотрю в сторону знакомых мест, где мне не нужно искать всё заново. Сейчас я в Мехико, и мне тут всё в новинку. Мне нужно найти, где кофейни со спешелти кофе и где коворкинги, где прачечная — с этим тут особенно не просто, а стиральной машины дома нет. Ещё разбираюсь, где нормальные магазины, в которых не берут «налог на туриста», другими словами, — не обманывают. Раньше я не придавала всем этим процессам большого значения. Но поняла, что на самом деле они отнимают много времени и сил. Это очень большая когнитивная нагрузка.
2. Общение. Я рассказала про него выше, но это и правда один из самых больших минусов — сложно выстроить тесные и глубокие отношения. Иногда очень хочется иметь под боком своих людей.
3. Дороговизна. Постоянные путешествия дороже жизни на одном месте. Самые большие статьи расхода: билеты и краткосрочная аренда жилья.
4. Интернет. Даже если хозяин квартиры пишет, что у него 200 Мб, это ещё ничего не значит. Потому что может оказаться, что такая скорость в общей зоне на первом этаже, а у тебя апартаменты на третьем — и там сети нет. Это моя ситуация сейчас. Сегодня утром, чтобы сделать онлайн-зарядку, я спускалась вниз, прогружала часть видео, возвращалась. И потом ещё несколько раз вниз-вверх — чтобы закончить тренировку. Другой пример: на прошлой неделе я поехала на побережье. Интернет был только на улице, где стояла жара. А в помещении ничего не работало. У меня много встреч и работы онлайн. А хороший интернет найти очень сложно.
Это совершенно точно. Я считаю, что путешествия — это круто, но их ценность очень сильно завышена, в том числе картинками из социальных сетей. Может сложиться ощущение, что если ты не путешествуешь, то это как-то некруто и нездорово. Что ты живёшь скучно и неполноценно. На самом деле, я уверена, что можно быть удивительным и разносторонним человеком и при этом никуда не бежать. Я знаю, что для многих людей важны ощущение дома и монотонный быт. Как правило, они долго привыкают к новому. Я, например, супербыстро адаптируюсь, но я — не все.
Два прошлых месяца я путешествовала, то есть много перемещалась, и теперь осела на месяц в Мехико. Я устала, я отдыхаю. И я этому очень рада. Потом, скорее всего, я поеду дальше, но опять где-то задержусь. Мне бы хотелось добраться до Буэнос-Айреса и повидаться с городом и друзьями. Или оказаться в Тбилиси месяца на три-четыре. Было бы здорово составить список из нескольких мест, куда я буду регулярно стремиться. Сейчас в моих планах не только исследовать новое, но и возвращаться в любимые места.
Что делать в первую очередь в новом месте
Какими приложениями пользоваться
Комментарии