Герои рубрики #цифровойкочевник — люди, которые совмещают работу и путешествия. Наш новый собеседник — Лена. Уже год она путешествует на автодоме в компании глухой кошки и спортивной собаки. Вот её рассказ про шиномонтаж на границе, дальнобойщика-садовника и мечту сменить колёса на паруса.
Герой-кочевник: Лена, 41 год, блогер
Фотографии: из личного архива Лены
Текст: Софья, пишущий кочевник
Жить в автодоме суперкомфортно. Мне важно наладить ежедневный быт — на этом держится моя психика. Сейчас я знаю, что перед сном всегда приму горячий душ, потом займусь йогой на коврике, лягу на комфортную кровать, а с утра приготовлю один из любимых завтраков. Например, творог с орешками, ягодами и мюсли или яйца с лососем, чёрным хлебом и зеленью. А ещё я заварю кофе на овсяном молоке в гейзерной кофеварке.
Все привычные мне вещи со мной, где бы я не проснулась: на обрыве у моря, в центре города или на парковке у торгового центра. Кроме того, я адепт slow living (англ. — «неспешная жизнь»). Мне нравится размеренность и совсем не нравится надрываться. Я не спешу увидеть всё и сразу, как это было в моих прежних путешествиях. Стараться объять необъятное — большой стресс. На автодоме я могу выбирать, сколько километров проехать сегодня, как долго зависать у какой-то достопримечательности или на сколько дней остановиться в том или ином городе.
Чаще я задерживаюсь в городах, чтобы сходить на бьюти-процедуры или показать животных ветеринарам — со мной путешествуют кошка и собака. И ещё чтобы закупить продукты и дать собаке поиграть с другими собаками. Но я не очень люблю города, меня больше тянет на природу. Вместо архитектурных развалин и исторических достопримечательностей я всегда выберу лес, горы и море. Когда вы в автодоме, можно гармонично это сочетать. Например, сегодня в 06:30 утра я проснулась в центре большого европейского города и пошла с собакой гулять в парк. Но уже через неделю буду стоять на берегу Ионического моря, а вместо утренней прогулки у Каберне будет утренний заплыв. Вот такие моменты я больше всего ценю в жизни в автодоме.
Я из Норильска. В юности, как и многие, решила уехать учиться, поступила в университет в Петербурге. С 2002 года я четырнадцать лет строила карьеру как Java-программист. Мне удалось дорасти до руководящей должности и пожить в нескольких странах. Например, я поработала в Южной Корее на Samsung, в Нидерландах — на TomTom, в США — на Motorola и другие компании. В каждую страну я приезжала по специальной визе высококвалифицированного мигранта. Тогда было принято ходить в офис и контролировать всё на месте. Мне даже предлагал работу Google, но я отказалась, потому что к тому времени у меня случилось выгорание. Я поняла, что доросла до своего потолка в профессии и перестала видеть для себя перспективы. Вот тут случилась моя первая поездка не по делам, а чтобы разобраться, чего я хочу от жизни дальше.
В 2014 году я поехала в Таиланд: с рюкзаком, без плана, без ожиданий и без обратного билета. Я сразу влюбилась в этот формат путешествий! Сначала я проводила время, как и полагается, на пляже с кокосом в руках. Но потом мне стало скучно и я отправилась в Бирму. Тогда это было настоящее приключение. Скоростную трассу между странами ещё не построили, нужно было ехать по опасному одностороннему серпантину: по чётным дням дорогу открывали в одну сторону, а по нечётным — в другую. В Бирме не было банкоматов, и нужно было запасаться наличными. Сколько привезли — на то и рассчитывайте.
Кстати, я путешествовала автостопом, меня подобрала молодая семейная пара. Они вообще не говорили по-английски, зато накормили в каком-то местном кафе бобами и рисом. Правда, в конце поездки оказалось, что они ждут от меня 10 тысяч в местной валюте. Я решила поторговаться, а потом от них убежала — и это гораздо более яркое воспоминание, чем любой пляж с кокосами.
В итоге я провела в Азии полгода и посетила семь стран: кроме Бирмы ещё Вьетнам, Индию, Камбоджу, Лаос, Таиланд и Филиппины. Эмоции были потрясающие: вау, можно путешествовать не только по пакетным турам, можно торговаться за жильё с хозяином квартиры, можно не бояться ездить одной, ведь все страхи в основном надуманные! Я открыла для себя новый мир и тогда же задумалась, как бы мне монетизировать путешествия — стала пробовать разное.
Кажется, я перепробовала всё. Например, я удалённо продюсировала съёмки, была контент-фотографом, вела страницы соцсетей для других и писала о своих приключениях в блоге сама. К программированию у меня было отвращение, и я ни в коем случае не хотела в него возвращаться. К тому же удалённо предлагали гораздо меньше денег, чем если ты начальник в офисе. Для меня это тоже было психологическим барьером. В итоге моим основным занятием стало создание текстов и ведение соцсетей. Я хорошо писала для других и рассказывала о всех приключениях в своём блоге. Люди как-то находили меня и подписывались. Сейчас я жалею, что тогда, в 2016-м, не вкладывалась в раскрутку. Тем не менее с тех пор в моём блоге стало гораздо больше подписчиков и сейчас никакой другой работы, кроме блога, у меня нет. Я зарабатываю на рекламе, партнёрских проектах и веду курс по написанию интересных текстов. Это что-то вроде смеси математики, логики, юмора, психологии и копирайтинга. Я хороший аналитик, знаю, что заходит в соцсетях — и рассказываю об этом другим. То есть я про смыслы, а не про запятые.
После азиатского трипа я вернулась в Питер и на полгода вышла работать в офис. Однако поняла, что этот путь точно не мой — и придумала себе новую авантюру. Это был 2016 год. На блоге я тогда почти ничего не зарабатывала и продолжала вести аккаунты для других — это приносило мне около 20 000 рублей в месяц. У меня тогда была открыта трёхлетняя виза в США и куплен билет: ещё получая хорошую зарплату в офисе, я планировала автопутешествие с подругами. Вместо этого я разделила 20 000 рублей на тридцать дней, перевела в валюту — тогда курс был 60–70 рублей — и придумала проект «Кругосветка за девять баксов». Я должна была жить на эту сумму, путешествуя. Конечно, это казалось чем-то нереальным, но я рассудила так: если не получится, то просто займу денег на обратный билет и вернусь.
Дело в том, что в Америке очень распространена система каучсёрфинга: есть сайт с жильём, где хозяева разрешают остановиться у себя путешественникам бесплатно. А перемещаться я планировала автостопом. Поэтому деньги нужны были только на еду. Я анонсировала проект в блоге и улетела в Штаты. Конечно, самый обсуждаемый вопрос у комментаторов был, сплю ли я с владельцами жилья. Со стороны казалось, что хозяева не могут пускать переночевать просто так — и моя история выглядела как обман. Тем не менее мой план сработал! Я действительно жила на эту сумму и путешествовала. Конечно, я не покупала одежду, не шиковала, и не посещала платные аттракционы. Зато владельцы жилья часто показывали необычные местные достопримечательности.
Однажды один из моих постов завирусился, и ко мне за ночь пришло 30 000 новых подписчиков. Можно сказать, что тогда я проснулась знаменитой. Этот толчок очень помог мне: я стала дороже продавать рекламу в блоге, а люди всё приходили. Постепенно я увеличивала свой дневной бюджет и проехала все США и Мексику. А потом и Центральную Америку. Суммарно я провела в Америке чуть меньше года.
Началось всё с того, что я купила очень дешёвый билет туда из Бостона. В какой город, не помню, зато помню стоимость — 64 доллара. Потом я привычно зашла на сайт каучсёрфинга, выбрала нормальный вариант по оценкам и отзывам. Точка была где-то рядом с пристанью, и когда я приехала, то поняла, что это не дом, а лодка. Оказалось, что капитан — очень изобретательный человек. На яхте сломался автопилот. Вместо ремонта капитан придумал приглашать на борт людей, чтобы те стояли за штурвалом, пока он спит. Путешественники соглашались, потому что были в полном восторге от такого приключения. Что ж, я не стала исключением. Мы провели в море около недели. И это действительно было прекрасно. Больше всего мне запомнились дельфины в волнах и светящийся планктон в унитазе. Вода на яхте для некоторых нужд берётся прямо из-за борта — так он туда и попал.
Сначала на яхте было мирно и хорошо: капитан ко мне не приставал, я к нему тоже. Но в какой-то момент он начал намекать: «Ты привлекательная, я тоже ничего, давай что-нибудь придумаем». И однажды на рассвете, когда мы в очередной раз причалили к берегу, я просто сбежала — уехала вглубь Мексики и поехала дальше по стране. Так что ни в этот раз, ни в какой другой отношений с владельцами жилья у меня не возникло.
После американских путешествий я вернулась в Питер. Правда, ненадолго: так как доходы существенно выросли и вернулись к тем, что были в офисные времена, я вскоре отправилась осуществлять свои тревел-хотелки. Побывала в Австралии, Новой Зеландии, на Бали. Снова вернулась в Латинскую Америку и оттуда добралась на огромном круизном лайнере до Антарктиды. Каждое из этих путешествий длилось шесть—девять месяцев. Я перемещалась из отеля в отель, и, честно говоря, это выматывало. Больше всего я устала от отсутствия постоянного места, привычного расписания жизни и от смены еды — когда не знаешь, будет тебе вкусно или нет, особенно на завтрак. Поэтому когда случилась пандемия, я была очень рада оказаться дома в Питере, наладить быт и неожиданно для себя завести двух животных.
Сначала я взяла кошку. Друзья обнаружили котят в подворотне. Я выбрала самого активного и здорового на вид. Но врачи нашли потом у неё скрытые инфекции. Я долго её лечила, но возникли осложнения на уши, она не слышит, и на мозг — иногда у неё не очень с координацией, но это не особенно заметно. Я назвала кошку Шираз — в честь одноимённого сорта вина. А чуть позже у меня появилась Каберне — золотистый ретривер. Я выбирала породу, которая будет хорошо ладить с кошкой. Но мы с Каберне тоже отлично ладим — она мой лучший компаньон во всех приключениях. Я никогда не была собачницей, но считаю, что взять Каберне — одно из лучших решений в моей жизни.
Во время пандемии в Питере я ездила с животными на легковушке за город. Уже тогда я поняла, что и Шираз, и Каберне отлично чувствуют себя в дороге. Думаю, что этот фактор тоже во многом повлиял на моё решение об автодоме.
Лет пять назад я летела из Австралии — с пересадкой. Первый рейс длился 16 часов. И всё это время я была зажата между полным мужчиной и качком. Я тогда пообещала себе, что больше никогда не буду путешествовать экономклассом. С тех пор я всегда беру билеты в бизнес, неважно, сколько они стоят. Тот момент был поворотным: я поняла, что зарабатывать деньги просто так неинтересно, а вот ставить какую-то цель — круто. И важна не конкретная сумма, а состояние, в котором я хочу жить. При этом я понимаю, что на всё нужно время. В самом начале я ездила на девять долларов в месяц, но ставила цель — работать удалённо и обеспечивать себе высокий уровень комфорта. Считаю, у меня получилось её достигнуть.
Я жила с двумя животными в Питере и размышляла, что делать дальше. Тогда мне на глаза попался ролик в YouTube про автодома. Я сразу поняла, что это именно то, что мне нужно. На тот момент у меня была легковая машина, которую я просто заправляла, мыла и иногда возила на ТО. Но я абсолютно ничего не понимала в автодомах, поэтому первое, что пошла делать — смотреть всевозможные ролики на YouTube на английском языке. Мне кажется, я пересмотрела все, что были на тот момент. Это заняло примерно полгода. После этого я сформулировала требования к своему автодому. Большинство автодомов рассчитаны на семью, там мало места для хранения вещей, зато очень много кроватей. Мне, конечно, это совсем не подходило.
Я поняла, что мне нужны хорошая кровать, не раскладная, а чтобы можно было и ночью спать, и днём завалиться в любой момент; большой шкаф, чтобы повесить одежду на плечики и аккуратно разложить вещи; отдельные ящики для хранения еды животных и лотка Шираз; хороший душ и туалет — мне совсем не хотелось опять зависеть от отелей или кемпингов. Ещё в мой список вошли: посудомойка, фен, блендер, кондиционер... В общем, я планировала обустроить настоящий автономный дом на колёсах. Поиски показали, что таких нет. Тогда я приняла решение купить пустой фургон и собрать начинку сама. Я брала новый, чтобы избежать поломок в дороге. Машина обошлась мне примерно в четыре миллиона, были накопления, и ещё столько же ушло на ремонт. Он длился около полутора лет. Что-то я делала сама, например, вырезала окна и стелила пол. Ремонт в автодоме — это не то же самое, что в квартире. Тут нужно помнить, что каждую секунду в движении происходит вибрация, и если что-то плохо закрепить, оно просто отвалится. В России, в отличие от США или Европы, культура путешествий на автодомах развита очень слабо, поэтому и мастеров, которые с ними работают, тоже, считай, нет.
Но самой проблемной оказалась электроника — её переделывали несколько бригад. Зато теперь у меня аккумулятор на 550 ампер-часов и мощный инвертор, который позволяет без электросети одновременно пользоваться феном, посудомойкой и заряжать ноутбук. Хотя большинство автодомов могут полноценно существовать только будучи подключёнными к розетке. Кроме того, у меня в автодоме есть полноценное рабочее место и кухня с раскладывающейся столешницей на случай, если мне приспичит приготовить что-нибудь сложное. Длина моей машины — семь метров.
Я уехала из Питера в Финляндию почти год назад. С тех пор я успела побывать в Норвегии, Швеции, Дании, Германии, Австрии, Италии, потом поехала в Словению, Хорватию, Черногорию, Сербию, Турцию, Грецию. Сейчас я в Албании, а путь держу в Исландию. Всё так прекрасно, что я планирую продолжать! Будут ещё Испания, Португалия и снова Норвегия.
Норвегия стала для меня сюрпризом: это очень красивая страна. Но в первый раз я оказалась там осенью и на летней резине. Кое-где уже была гололедица, поэтому я не везде смогла проехать. Теперь я уже на всесезонке и планирую останавливаться и купаться в каждом озере!
Большинство видео про автодома в соцсетях показывают, как одним прекрасным утром человек открывает дверь или окно — а там потрясающий вид. И такое действительно случается. Но ещё бывает, что ты открываешь дверь, а за ней трасса или заправка. Потому что до любого красивого места нужно доехать, и не всегда удаётся сделать это за один день. Например, как-то я ехала по Дании, шли дожди, мне не хотелось где-то надолго останавливаться. Я пробиралась на юг, в более тёплые страны. А подписчики комментировали мои посты тогда в духе «Да что это за путешествие такое — по парковкам!». Я понимаю, что люди привыкли видеть красивые картинки и не задумываются, что за ними стоит. Но ведь даже чтобы поехать на выходные куда-нибудь в Подмосковье, нужно взять вещи, зайти в магазин и добраться до природы. Но ночёвки на заправках и трассе стоят того, чтобы одним утром открыть дверь и восторженно посмотреть на бескрайний морской простор.
Для выбора стоянок есть удобное приложение — Park4night. Оно создано как раз для кемперов и показывает ближайшие стоянки и места, где можно слить грязную воду и заправиться чистой, зарядиться, переночевать. А иногда я просто еду наобум и ночую в понравившемся мне месте. Важно соблюдать правила дорожного движения и никому не мешать. А так можно останавливаться везде, где нет на это запрета. Так я делала, например, в Норвегии. Но, справедливости ради, там везде красивые места. Ещё останавливаюсь на заправках или на парковках у торговых моллов. Бывает, встаю где-нибудь в центре города, но не на главной улице, а в переулке, рядом с парком и хорошими кафе для завтрака. Так я чувствую себя резидентом в гуще событий. А вообще, я всегда доверяю себе. Если мне хочется задержаться где-то, то не отказываю себе в этом, а если совсем не нравится место, то просто еду дальше.
Я специально брала новую машину, чтобы избежать неожиданных поломок — и это было максимально правильное решение. Для обычного ТО я ищу мастерские на Google-картах, смотрю, какие отзывы и есть ли опыт обслуживания автодомов.
Однако, пару раз я всё же попадала в неприятности в дороге. Когда переезжала границу Черногории и Сербии, прошла один контроль и мне поставили штамп, но ещё не прошла второй. И тут пограничник заметил, что у меня спустило колесо. Так я оказалась в максимально неудобном положении: даже не могла вызвать помощь, потому что буквально находилась между двумя странами. Я сначала сделала то, что полагается девочке — села и поплакала. Потом взялась читать мануал про машину. И тут кто-то постучал мне в окно. Оказалось, что пограничник с четырьмя коллегами пришли мне помогать менять колесо. Они быстро справились, и я счастливая отправилась дальше.
Ещё был случай, когда я поехала в национальный парк на севере Швеции и у меня загорелась красная лампочка с каким-то значком. Друг по телефону объяснил, что это значит: у машины закончились сразу и масло, и антифриз. А я была в 150 километрах от цивилизации. Тот же друг посоветовал залить немного воды вместо антифриза и спокойно добраться до автостанции. Я так и сделала, и уже к вечеру с машиной всё было в порядке.
Со временем становится понятно, что безвыходных ситуаций не бывает, что всегда найдётся кто-то рядом, чтобы помочь. Кроме того, я научилась относится к проблемам, как к задачам, которые нужно просто решить. Если не можешь решить сам, значит, нужно делегировать.
Безвыходных ситуаций не бывает, всегда найдётся помощник. А ещё благодаря своему прошлому в роли руководителя ко всем проблемам я отношусь как к задачам и сразу прикидываю, что могу сделать в этой ситуации.
За всё время со мной произошёл один неприятный случай: я остановилась в Финляндии на парковке у дороги и в зеркало заднего вида заметила, что прямо за мной припарковалась фура. Из неё вылез дальнобойщик с лопатой и пошёл в мою сторону. Я знала, что там были случаи нападения на машины с российскими номерами, поэтому не стала проверять, идёт он бить окна или приглашать сажать цветы. И просто быстро уехала. Говорят, что на автодома «покушаются» в Испании. Проверим.
Мне пришлось перевести фургон по документам в разряд автодома, потому что когда я его покупала, он назывался грузовиком. Это прямо прописывается в ПТС. В остальном на машину нужен стандартный набор документов, права самой обычной категории В. Сама я путешествую со старой шенгенской визой, которую мне выдали на пять лет. По ней можно находиться 90 дней на территории Евросоюза, потом нужно выезжать тоже на 90 дней — и можно заезжать снова. В принципе, это удобно, потому что машина тоже может находиться в Европе на зарубежных номерах не больше полугода. Потом нужно выехать и можно опять заехать на полгода. А вот в Турции машине разрешено находиться только 90 дней, а потом нужно выехать. Заехать обратно можно только через полгода.
Отдельная история со страховкой. Обычная российская не подойдёт. Страховка «Зелёная карта», которую раньше оформляли россияне, выезжая в Швейцарию и Евросоюз, с 1 июня тоже перестаёт работать. Но уже появились альтернативы: европейские компании начали делать страховки для россиян.
С животными тоже есть нюансы. Например сейчас, когда я буду въезжать в Грецию из Турции, то есть на территорию Евросоюза, мне нужно будет предъявить паспорта животных с отметками о чипировании, а также подтверждение, что у моих животных есть все необходимые прививки — это обязательное требование везде. А вот на въезде в Турцию ещё нужны были титры на бешенство. Но все вопросы с документами решаемы. Главное — заниматься всем этим заранее.
С шенгеном и российским загранником на самом деле доступна вся Европа — и Балканы, а там очень много интересных мест!
У меня машина с баком на 100 литров воды и аккумулятором на 550 ампер-часов. Это значит, что я могу спокойно жить четыре дня в лесу и ни в чём себе не отказывать: ежедневно работать и заряжать технику, готовить еду, принимать душ, пользоваться посудомойкой и феном. Ещё один плюс аккумулятора моего автодома — три вида подзарядки. Первый — от солнечных батарей, это особенно удобно в тёплых странах, например, в Турции я могла зарядиться так почти до ста процентов. Второй — в движении, когда накапливается лишняя энергия от работы двигателя. Ну и третий — от самой обычной розетки на 220 вольт. Бывает, я нахожу кафе, у которого есть терраса и совсем рядом парковочное место — и прошу разрешения подключиться к ним. Чаще мне разрешают, но иногда и отказывают, и это тоже окей.
Воду можно пополнять на заправках, как, например, в Турции, или на специальных парковках для кемпинга. А однажды я заправлялась из пожарного гидранта: на заправке не работал водопровод и работники предложили вот такую альтернативу. Но, конечно, с началом путешествий на автодоме я научилась по-другому относиться к ресурсам, более осознанно. Я всегда помню, сколько у меня осталось электричества и воды, и планирую, когда смогу их пополнить и, исходя из этого, разумно трачу.
Основное, что помогает мне путешествовать одной на автодоме, — самостоятельность. А ещё то, что я не паникую в сложных ситуациях, а ищу решение. Если что-то случилось и сама я не могу с этим разобраться, то делегирую. Ну и ещё мне свойственна рациональность. Я никогда не еду до изнеможения. Есть правило: когда я устала или нервничаю, просто ложусь отдохнуть, поспать или звоню подруге, чтобы меня виртуально взяли на ручки, пожалели, успокоили — и наутро всё налаживается.
Я самодостаточная, мне не нужно общение в большом количестве изо дня в день и мне совсем не нужен человек рядом, чтобы делиться эмоциями от путешествия. Хотя у меня есть друзья, с которыми я часто созваниваюсь. Иногда по три раза в сутки. Наверное, именно поэтому я никогда не чувствую себя одинокой. Я ощущаю поддержку близких на расстоянии. Я научилась звонить сама друзьям, если они пропадают. Парадокс, но наше общение стало более частым и качественным. Когда я жила в Питере, то общалась с друзьями реже. Казалось, что вот они, на расстоянии получаса, но времени на общение не находилось. Это тот самый синдром одиночества в большом городе. На расстоянии я начала больше ценить людей. А ещё, конечно же, я не чувствую одиночества из-за животных. Они мои большие друзья!
Мне очень нравится наблюдать за животными в новых условиях. Например, в Турции мы с друзьями арендовали яхту, и было забавно наблюдать, как кошка всё время сидела на носу и смотрела на рыбок. А собака при виде сапа сразу же начинала радоваться, ведь это значило, сейчас хозяйка будет катать её вокруг бухточек.
Вообще собака — мой главный компаньон. Когда мы с ней гуляем где-то по парку, я общаюсь с собачниками. Как правило, они очень приветливые и дружелюбные, сразу сдают все явки и пароли: где лучший грумер, в какую ветеринарную клинику обращаться, в какое кафе пускают с собакой и так далее. Здорово, что в Европе есть много специальных парков, куда можно прийти с питомцем. В остальном правила очень простые — собака должна быть на поводке на улице и за ней нужно обязательно убирать.
Из сложностей вспоминаются бродячие собаки в Турции — их там было очень много и они кидались на Каберне. Хотя с людьми они довольно дружелюбны. Ну и, конечно, путешествие с животными увеличивает расходы. Не могу сказать сколько точно трачу на животных в месяц, но думаю, около тысячи евро. Тем не менее я благодарна себе за то, что решила их завести, а Шираз и Каберне — просто за то, что они есть. Из-за животных моя жизнь изменилась к лучшему.
Как говорится, у меня есть план, и я его придерживаюсь. Он заключается в том, чтобы обследовать животных в бюджетных странах. Последний раз я делала это в Сербии. До того был неприятный опыт: кошка разболелась в Норвегии. Приём врача, УЗИ и лекарства обошлись мне в 1500 евро. Поэтому когда я еду через страну, в которой в принципе жизнь дешевле, то ищу и ветеринаров.
Кстати, сама я тоже выбираю, где обращаться к врачам. Недавно, когда была в Турции, прошла плановое обследование там. Я раньше слышала, что медицина в Турции на высоком уровне и весьма доступная — и это оказалось правдой. Превентивные меры гораздо лучше проактивных. А сейчас я изучаю возможность оформления для себя расширенной медстраховки, чтобы иметь возможность обратиться к врачу для планового обследования, а не только в критическом случае. Например, посетить стоматолога, гинеколога или терапевта. Для животных, к сожалению, такой страховки нет.
Когда я была в Турции, туда приехали мои друзья и мы взяли в аренду яхту. Для меня это был вызов, потому что у меня морская болезнь. Но оказалось, что она хорошо лечится таблетками и специальным пластырем, который клеят за ухо. Мы потрясающе провели время. И я, и животные остались в полном восторге! Собака научилась плавать, а кошка с удовольствием гуляла по палубе — конечно, на поводке. Тогда и родилась моя новая мечта — купить парусный катамаран и в компании моих животных пересечь Атлантический океан. При этом я хочу не какую-нибудь раздолбанную и подержанную лодку, а самую хорошую! Я бы взяла 32-футовый катамаран, где будет ещё больше места, чем в автодоме. Для этого нужно накопить около 500 000 евро — я постепенно иду к этой цели. Думаю, мне понадобится около четырёх лет. А сейчас я учусь на капитана и буду периодически тренироваться выходить куда-нибудь недалеко. Я представляю, как обставлю всё внутри: будет много растений — пока мне кажется это хорошей идеей, бамбука, красивая и удобная мебель. Ещё в интерьере будет много натуральных материалов, льна и хлопка. Моя тайная страсть — дизайн интерьеров. Так что всё будет потрясающе красиво!
Прочитать другие истории цифровых кочевников можно здесь.
Комментарии