Мы тут немного запарились, но разобрались. Обязательный элемент русской бани — парная, и там должно быть тепло и влажно. Причём примерно в одинаковых пропорциях. Слишком высокая температура или недостаток пара — это неправильно. Ещё важно, что веник — это массажёр, а не орудие пытки. А пожелание «иди в баню» — доброе.
В рубрике «Фишки России» мы рассказываем о вещах и явлениях, которые с высокой вероятностью встречаются именно, а иногда и только у нас. Без них было бы не обойтись, если бы мы захотели открыть Музей российского настоящего.
Текст: Нина Набокова
Баня по-чёрному в туристической деревне Мандроги. Здесь дым
выпускали через деревянную трубу на крыше и волоковые окна — на
время банных процедур их «заволакивали», то есть закрывали. Фото:
wikimedia/Janelop
Согласно толковым словарям, баня — комплекс помещений для мытья и парения. Обязательный элемент русской бани — парная, то есть комната с влажным паром, куда заходят греться и париться веником — но его использование факультативно, а потом выходят в зону для мытья.
Правильный пар в русской бане — влажный при температуре 50–70 °С. «Именно это соотношение называют кондицией, или атмосферой бани, — говорит Анатолий Титунин, создатель банного курорта „Гуси-лебеди“. — Запомните число — 120. Сумма температуры и влажности не должна его превышать. Оптимальной по ощущениям будет температура 60 °C при 60-процентной влажности. Соблюдение этого соотношения делает баню хорошей, а нарушение — плохой». Сильного перекоса в любую из сторон тоже лучше избегать, иначе у вас вместо русской бани получится хаммам или финская сауна.
В финских саунах тоже обязательны печи с камнями. Только там воду на камни плещут меньше — у финнов пар более сухой, зато парную нагревают до 90-110 °С.
А вот очень влажный пар при более низкой, чем в русской бане температуре — отличительная особенность турецкого хаммама. Классический хаммам отапливают с помощью котла с водой, пар от него поступает по трубам в помещение для мытья. Влажность там может достигать 80%, при температуре в 40–45 ˚C.
Слово «баня», скорее всего, происходит от латинского baneum или balneum, то есть купальня. В русском языке подобный корень известен с одиннадцатого века — в форме «баньск», хотя мылись и парились к тому моменту уже вовсю и много лет как. Просто раньше такие места называли мыльней или мовницей.
Восстановленная по сохранившимся чертежам баня в имении Мелихово, в
котором c 1892 по 1899 год жил писатель Антон Чехов. Фото:
wikimedia/Stolbovsky
Тепло в парной обеспечивает печь. Нужна печь-каменка, которая топится по-белому. Её толстые стенки долго держат тепло. Поверх очага у неё лежат камни. При топке они раскаляются, и на них плещут воду. Если печь хорошо натоплена, то вода мгновенно испаряется с характерным шипением, помещение парной наполняется тем самым влажным паром, который отличает русскую баню.
Традиционные каменки, сложенные мастерами вручную по старым чертежам и канонам, сегодня ценятся очень высоко. Но в целях экономии времени и места теперь традиционную каменку часто заменяют готовые компактные электропечи с камнями.
Именно в паре заключается польза бани для здоровья: он очищает поры, активизирует кровообращение, оздоравливает лёгкие. Про хорошую баню говорят, что в ней «пар костей не ломит, вон души не гонит». Но на самом деле важен не столько пар как физическое явление, сколько соотношение влажности и температуры воздуха в парной.
Перед первым заходом в парную обычно не моются, но принимают лёгкий душ — только голова должна остаться сухой, иначе будет тяжело в парной.
При заходе в парную голову прикрывают войлочной шапкой — чтобы голове было не так жарко. Вопреки распространённому мнению, в парной не должно быть адски жарко.
Пар можно ароматизировать и сделать полезнее для организма. В воду, которую плескают на каменку, добавляют настои трав, эфирные масла. Иногда ими обрызгивают и стены
Считается, что горчичный пар — 1 столовая ложка сухой горчицы на 3 литра воды — отличное средство для профилактики простуды. Медовый (0,5 ст. л. мёда на 2,5 л воды) обладает антибактериальным действием. Хвойный и эвкалиптовый помогают восстановиться после инфекционных заболеваний.
А Владимир Даль писал про «калильную печь с булыжником или чугунными ядрами, которые, разогрев, поливают квасом». Но на самом деле речь не про квас или пиво в чистом виде. Их попадание на камни вызывает запах гари, говорят опытные банщики. Правильнее развести 150 граммов напитка в 3 литрах воды. Тогда пар будет очень ароматным.
Интерьер чеховской бани в Мелихово. Фото: wikimedia/Stolbovsky
В парной всегда устроен деревянный настил — полок. Обычно он состоит из 1–3 ступеней, чем выше, тем жарче. На них можно сидеть или лежать.
Заходов в парную практикуется несколько. Первый для прогрева, последующие — для постепенного распаривания. Сколько их будет — каждый решает сам, или банщик даст совет. Главное — не переборщить и не перегреться.
Ещё один важный банный компонент — веник. Лупить веником, как иногда показывают в кино, неправильно. Им сначала нагнетают тёплый пар, прогревая тело, потом просто гладят по коже, стимулируя кровообращение, и лишь потом слегка похлопывают, а заканчивают растиранием. Любое применение силы ведёт к травмированию кожных покровов.
Традиционные веники — берёзовые, ивовые, дубовые и из веток других лиственных деревьев сушат и заготавливают в начале лета. Ориентир — православный праздник Троицы, который приходится на июнь, но даты каждый год разнятся.
Ветки срезают, собирают в букет и хранят в подвешенном состоянии в сухом месте дома — на чердаке или в сарае, или в предбаннике. Перед использованием веник ополаскивают в горячей воде. Потом держат в холодной, а затем снова в горячей, только не слишком долго, иначе все полезные вещества уйдут в воду.
Веники для бани заготавливают в начале лета и хранят в подвешенном
состоянии. Фото: Istockphoto/Olena Butivshchenko
Веники из хвойных деревьев тоже возможны. Сушить их не нужно, достаточно облить кипятком. Но париться ими надо очень осторожно: иголки могут поранить кожу. Правильнее просто прижимать ветки к телу и вдыхать хвойный аромат. Летом можно использовать свежие веники из веток смородины, вишни или бузины, их не запаривают.
Научное объяснение роли веника таково: в листьях и хвое содержатся фитонциды. Так называются биологически активные вещества, которые убивают бактерии и грибы, то есть обладают антисептическими свойствами. Чтобы усилить эффект, ветки берёзы, сухие луговые травы, сосновый лапник или иван-чай раскладывают на полу и полках парной.
Вообще, у каждого банщика есть фирменные рецепты, какие веники использовать, чего и сколько добавлять в воду, которой поливают камни. Цена ошибки высока: стоит немного перемудрить с компонентами и запах будет слишком резким или горьким. Придётся проветривать парную.
Кстати, о проветривании. Есть мнение, чтобы пар был лёгким, в парную должен поступать кислород — то есть там необходимо окно или вентиляция. «Споры по поводу вентиляции парной не утихают. Лично я считаю, что наличие форточки в районе вашей головы вполне приемлемо. Гораздо хуже, если вы так и не смогли понять откуда и каким воздухом дышите, — говорит Анатолий Титунин. — Потея и испаряя воду, мы насыщаем атмосферу парной влагой и углекислым газом, к тому же печь потребляет кислород».
Тут надо вспомнить, что с кислородом в парной, да и в бане в целом сначала всё было непросто. Сегодня русскую баню топят по-белому, то есть дым из топки выходит через трубу наружу, не попадая в парную. Но так бани строят с середины — конца восемнадцатого века. А до того бани, как и жильё, топили по-чёрному. Просто потому что не было достаточно безопасной технологии дымоотвода.
Сначала внутри жилищ для их обогрева и приготовления пищи устраивали очаг, дым от которого выпускали через дверь, а также через специальные окошки. Очаг складывали из камней, потом научились формировать из смеси глины и песка. Такие же очаги, а потом печи использовали и для разогрева бань.
Потом научились топить по-серому — когда дым уходил вверх под потолок или в чердачное помещение, а оттуда через деревянную трубу наружу.
Печи с кирпичными дымоотводами стали активно распространяться после начала массового производства кирпича — это произошло в правление Петра I. Кстати, он же в борьбе с частыми пожарами издал указ, запрещающий топить жильё в Петербурге по-чёрному.
Процесс нагрева бани по-чёрному происходил так: очаг или печь топили. Дым в процессе выходил в специальные отверстия в стенах или через дверь. Когда печь и камни на ней раскалились, подбрасывать дрова заканчивали, дожидались, пока всё прогорит, угли и золу выносили на улицу, лавки и пол, если требовалось, отмывали от копоти, окна в стенах закрывали деревянными заслонками. Воздух в бане снова быстро нагревался от прогретой печи и камней — и вот тогда шли париться и мыться.
Важно понимать, что «по-чёрному» — это не потому что внутри бани или дома при таком способе топки образовывался чёрный дым и все поверхности покрывались сажей. При правильном подходе пачкалась только сама печь и места, где дым выходил на улицу. Например, старались использовать дрова, которые дают меньше дыма. На растопку брали сухую сосну, осину или ольху — от них меньше копоти и больше жара. И уже потом добавляли поленья из ели, берёзы.
Баню по-чёрному нельзя было подтапливать в процессе парения, зато она дольше сохраняла тепло. А ещё во время протопки дым дезинфицировал помещение и устранял посторонние запахи.
Баня по-чёрному в музее-заповеднике «Кижи». Дым в такой бане
обеспечивал ещё и дезинфекцию помещения. Фото: wikimedia/A.Savin
Несмотря на меры предосторожности, нередки были случаи отравления угарным газом. А ещё бани часто горели. Поэтому их строили в отдалении от жилого дома, чтобы огонь не перекинулся на другие постройки. Идеально было поставить баню на берегу реки или пруда. И воду для мытья носить ближе, и окунуться после парения приятно, и тушить пожар, если вдруг что, проще.
Мылись раньше в том же помещении, где и парились. Вместо мыла использовали щёлок, водный раствор древесной золы. Роль мочалки играло лыко — внутренняя часть коры дерева, чаще липы, или другие растительные волокна. Упоминания об это есть ещё в источниках двенадцатого — тринадцатого века.
Старики, у которых не оставалось сил выйти из дому, и дети мылись прямо в жилище. А для парения использовали печь. Это когда уже научились делать её по-белому, из кирпича и большой по объёму. Печь топили, потом очищали от золы, низ устилали соломой, чтобы не обжечь ноги, и залезали внутрь — двое помещались без труда. На стенки плескали воду, пиво или квас — точно как в парной.
А вообще традиция использовать жар камней и пар для очистки организма известна с древности. Геродот описывал гигиенические процедуры у скифов — они использовали обтянутую войлоком юрту с горячими камнями внутри. Речь примерно о 450 годе до нашей эры. Ещё у него упомянуто конопляное семя, которое, брошенное на камни, давало удивительный аромат. Омовений водой не было. Грязь просто счищали, обмазывая тело разными полезными составами.
Германцы и славяне тоже давно практиковали мытьё в специально натопленных помещениях. У славян даже было слово «истобка», которое некоторые исследователи связывают с германским stube — комната, помещение. Есть и противники такой трактовки.
У славян, причём на разных землях, традицию париться — и даже право на это — фиксировали документы десятого — одиннадцатого веков. Парение на территории современной России описано и в «Повести временных лет», правда, историки настаивают, что это более поздняя вставка. Также известно, что уже в одиннадцатом веке на Руси пользовались веником — процедуру не раз описывали иностранные путешественники.
Вот, например, свидетельство немецкого учёного Адама Олеария, совершившего путешествие в Московию и Персию в 1633–1639 годах: «Они в состоянии переносить сильный жар, лежат на полке и вениками нагоняют жар на своё тело или трутся ими (это для меня было невыносимо). Когда они совершенно покраснеют и ослабнут от жары до того, что не могут более вынести в бане, то и женщины и мужчины голые выбегают, окачиваются холодною водой, а зимою валяются в снегу и трут им, точно мылом, свою кожу, а потом опять бегут в горячую баню. Так как бани обыкновенно устраиваются у воды и у рек, то они из горячей бани устремляются в холодную. И если иногда какой-либо немецкий парень прыгал в воду, чтобы купаться вместе с женщинами, то они вовсе не казались столь обиженными, чтобы в гневе, подобно Диане с её подругами, превратить его водяными брызгами в оленя, — даже если бы это и было в их силах».
Бани по-чёрному на берегу одной из рек в Сибири, 1890-е. Фото:
wikimedia/Общественное
достояние
Были бани и у народов Северной Европы. Их упадок в Средние века связан с религиозной составляющей — стремлением отказаться от обнажения тела и лишних прикосновений к нему. Сохраняли традицию только финны, и, кстати, поначалу их баня была ближе к русской влажной. Сухой пар — более современное явление.
Кстати, противостояние с религией было и на Руси. До прихода православия верили в особых банных духов. Если человеку становилось в парной плохо или случалось отравление угарным газом, то говорили, что человека до смерти запарил Банник (в других регионах — Лазник, Баенник) или Баба Обдериха (Шишига). Она же могла сильно обжечь. Банных духов вообще было принято винить во всех неприятностях, связанных с мытьём. А чтобы их задобрить, на языческие праздники баню топили специально для них. В такие дни там никто не мылся.
В славянских поверьях Банник — дух бани. Задобрить его помогали
кусок ржаного хлеба с крупной солью, а также немного воды в кадушке
и мыло. Фото: wikimedia/Ivan
Bilibin
Низкие маленькие двери в бани тоже делали совсем не случайно. С одной стороны, для сохранения тепла. С другой, чтобы заходя внутрь, человек поклонился банным домовым.
Всем важным моментам человеческой жизни — родам у женщин, крещению детей, свадьбе и похоронам — предшествовало обязательное омовение. Баня была и больницей, и родильным домом. Значимых гостей тоже сначала отправляли в баньку и только потом приглашали к столу. Знахари проводили там свои обряды, творили заговоры и, вероятно, устраивали жертвоприношения: археологи нередко находят на местах бань кости животных.
В банных традициях других народов всё это тоже есть. Турки ходят в хаммам перед дальней дорогой и другими ответственными событиями, там же отмечают праздник первого зуба у младенца.
Парение в мексиканском темаскале проводит шаман — и каждый этап имеет ритуальный смысл.
Православная церковь боролась с этими традициями, но баня сохранила элементы язычества и отчасти свою ритуальную функцию. Потому в парную не носят икон, там не крестятся. По большим христианским праздникам не моются — делают это накануне. Потому и суббота — традиционный банный день как очищение перед воскресной службой.
Женщины на Руси в бане рожали. Помещение перед этим тщательно мыли,
а потом могли и жить там в тепле несколько дней. А для улучшения
самочувствия после родов считалось полезным париться. Фото:
wikimedia/Общественное достояние
Кстати, человеку, который говорит глупости, и в наши дни говорят: «Иди в баню!» И это, конечно, про очистку помыслов.
«Мы вкладываем в слово „очищение“ не только манипуляции с телом горячей водой и мылом, но и духовный смысл, — говорит Анатолий Титунин. — Просто пойти и вымыть тело — слишком простое для русского человека действие. Нужно, чтобы душа отдохнула. Омовение — практика приведения себя в лад».
К традиции ритуального омовения отсылает и выражение: «Везёт как утопленнику». Полностью оно звучит так: «Везёт как субботнему утопленнику, баню топить не надо». Речь о тотальном — до смешного и грустного невезении.
В поисках особенного пара любители бани могут специально проехать несколько сотен километров, а в любом новом городе или стране исследуют местные парные. Сегодня в России, по данным Национальной банной ассоциации, работает около 700 общественных бань, из них 25 — в Москве.
Но это совсем немного. Чуть больше 100 лет назад, в 1914-м, в Москве на 1 800 000 горожан насчитывалось более 360 общественных городских бань — их называли торговыми. «Единственное место, которого ни один москвич не миновал, — это бани. И мастеровой человек, и вельможа, и бедный, и богатый не могли жить без торговых бань», — писал Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи». Причём в таких банях не только мылись, но также стриглись, резали мозоли и даже лечились: «Ещё в восьмидесятых годах (девятнадцатого века. — Прим. ред.) на окраинах встречались вывески с надписью: „Здесь стригут, бреют, ставят пиявки и пущают кровь“».
Очередь в баню в Курске, 1920 год. Фото: wikimedia/Общественное
достояние
Понятно, что сегодня общественные бани в крупных городах в основном утратили гигиеническую функцию. Но сохраняют социальную. В двадцать первом веке баня остаётся своего рода клубом, в котором встречаются и общаются представители разных социальных слоёв. «Банную культуру и ту самую атмосферу создают, конечно, люди, — говорит Владимир Зобнин, коллекционер искусства на банную тему, друг и гость петербургских Фонарных бань с 1955 года. — На „Фонарях“, например, парились вместе все — от академика до рабочего, от фарцовщика до директора крупного предприятия, тут отдыхали спортсмены, актёры, музыканты и писатели. Здесь обмывались диссертации и олимпийские медали. С детства я усвоил, что баню характеризуют её история и традиции. Как-то в 1960-х я встретил в бане сына одного из парильщиков дореволюционных „Фонарей“. Меня поразил тот факт, что люди из поколения в поколение ходят в одну и ту же баню, чтят и уважают её».
Очередь в Селезнёвские бани на одноимённой улице в Москве,
1912–1913 годы. Фото: wikimedia/Общественное
достояние
Первоначально банное равенство распространялось на мужчин и женщин. Не только в деревнях члены одной семьи ходили мыться вместе, но и в торговых банях разделения на мужское и женское отделение не существовало. Мужчины и женщины мылись просто по разным углам.
С этим явлением долго и безрезультатно боролась как церковь, так и светская власть. В сборнике решений Стоглавого собора 1551 года с возмущением упоминалось совместное мытьё псковских мужчин и женщин, а также иноков и инокинь.
В 1646 году вышел указ: «Чтобы в Нижнем Новгороде в торговых банях мужики с жёнками вместе не парились». Через 100 лет аналогичный указ для Москвы и других городов издал Правительствующий сенат Российской империи. Но предписания властей игнорировались. Екатерина II в 1782 году повторно запретила совместное посещение мужчинами и женщинами торговых бань, а дети противоположного пола могли находиться в мужском или женском отделении только до семи лет. Однако полное разделение по полам произошло только в первой четверти девятнадцатого века, при Александре I.
А ещё «в бане нет генералов» и в «бане все равны». Действительно, баня уравнивает богатых и бедных, знатных и простолюдинов.
Конечно, некоторое разделение всё же существовало, свидетельствует тот же Гиляровский: «Каждое сословие имело свои излюбленные бани. Богатые и вообще люди со средствами шли в „дворянское“ отделение. Рабочие и беднота — в „простонародное“ за пятак». Доподлинно известно, что, например, Сандуновские бани посещали и Александр Пушкин, и Лев Толстой.
Сандуновские бани открылись в Москве в 1808 году. Их учредили
Елизавета Уранова и Сила Сандунов, семья актёров придворного театра
Екатерины II на бриллианты, которые подарила им императрица по
случаю их свадьбы. Фото: wikimedia/Vladimir
OKC
Владимир Долгоруков, генерал-губернатор Москвы с 1865 по 1891 год, тоже ездил в «Сандуны», где, по словам Гиляровского, «в шикарном номере семейного отделения ему подавались серебряные тазы и шайки. А ведь в его дворце имелись мраморные ванны, которые в то время были ещё редкостью в Москве. Да и не сразу привыкли к ним москвичи, любившие по наследственности и веничком попариться, и отдохнуть в раздевальной, и в своей компании „язык почесать“».
Члены царской семьи в общественные бани не ходили. Но у них бани имелись во дворцах. Историки утверждают, что баню ценили Пётр I, Елизавета Петровна, Екатерина II и Александр I. К его коронации в Зимнем дворце даже соорудили новую баню в угловых помещениях, выходивших на Адмиралтейство. Там была отгорожена раздевалка, далее следовала мыльня с утолщёнными стенами и купальня с овальным бассейном.
Сегодня «Сандуны», которые работают с 1808 года, а в 1991 признаны памятником архитектуры — одно из главных мест для банного туризма в столице. Кстати, именно в «Сандунах» начинается действие фильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы».
С 2021 года в Петербурге открыты после реконструкции Фонарные бани. В советское время они считались блатным местом — в некоторые дни билеты туда не продавали и пускали только своих. Среди завсегдатаев «Фонарей» были писатель Сергей Довлатов и поэт Сергей Вольф.
Интерьер Фонарных бань в Санкт-Петербурге сегодня. Фото:
пресс-материалы
Под Петербургом в деревне Энколово есть эстетская общественная баня будущего «Камыши». Мастера готовят целительный ароматный пар по собственным рецептам. Программы отличаются по сценарию, наполнению, идее и эффекту.
По дороге в Нижний Новгород найдите часа четыре и заезжайте в город Ногинск-Богородск. Раньше при путешествии на восток из Москвы тут в первый раз меняли лошадей. Сейчас этого не требуется, но повод всё же есть: комплекс «Гуси-Лебеди» — бани из соломы и глины с шатровой парной, повторяющей кондиции русской печи.
На курорте Красная Поляна на склонах Альпики находятся самые высокогорные (2256 м) бани в России под названием #НеПростоБаня. Из купели и парной с панорамными стёклами открывается потрясающий вид.
В арт-квартале «Патефонка» в Коломне есть баня на крыше SkySpa — необычный проект местных мастеров. Бионический дизайн разрабатывала нейросеть, а парить вас будет Алиса. Та самая — из умной колонки. Словом, это место, где цифровые технологии сочетаются с физическими решениями и гармонично дополняют друг друга.
В загородном отеле Just Wood под Тулой скрывается банное пространство «Веники и пряники». Помимо традиционных парений гостей ждёт бочка-купель с прохладной водой, медовое или солевое скрабирование и, наконец, авторский травяной чай с мёдом и пряником.
Банное пространство «Веники и пряники» в загородном отеле Just Wood
под Тулой. Фото: пресс-материалы
А в гостиничном комплексе «Золото Алтая» в селе Новотурышкино есть свои «Сандуны». И в отличие от московских, тут можно попробовать баню по-чёрному, а также пантовые купания. К слову, они рекомендованы при заболеваниях опорно-двигательной системы, хроническом стрессе и для укрепления иммунитета.
Татарстан сейчас переживает настоящий банный бум. Команды банщиков из этого региона постоянно в лидерах Всероссийского чемпионата по банному мастерству. А в местном комплексе Soloma можно попробовать баню по-серому, когда камни нагреваются прямо на решётке над огнем. Некоторое количество золы попадает в комнату, образуя серый налёт на стенах, но большая часть сажи и дыма выходит через дымоход.
В этнографическом комплексе «Бобровая долина» на берегу реки Иж в Ижевске есть банное пространство «Здоровый Пар». Здесь предлагают как классические программы парения, так и массаж в сочетании с аромапроцедурой, скрабирование на основе натуральных солей и трав и другие спа-процедуры. Для гостей также доступны бассейн с подогревом и кедровые бочки с различными травяными настоями.
Баня «Здоровый Пар» в этнографическом комплексе «Бобровая долина» в
Ижевске. Фото: Андрей Белавин
Своя уникальная баня есть и на Дальнем Востоке. Это «Море пара» — единственный в своём роде банный комплекс, расположенный прямо на воде в живописной бухте Рында. А значит, прямо из парной можно нырнуть в Японское море.
Комментарии