В России и почти всех соседних странах суммарно можно встретить около 800 видов птиц. Илья Уколов видел и собрал у себя на сайте фотографии 700. Всё начиналось в детстве с любви к природе и подписки на журнал «Юный натуралист» — а сейчас Илья часто путешествует на Дальний Восток, участвует в создании атласа птиц Московской области и готов полночи провести в машине, чтобы увидеть и сфотографировать козодоя в Рязанской области.
Герой: Илья Уколов, бёрдвотчер, фотограф, автор книги «Птицы. Наблюдаем, определяем, фотографируем», создатель базы данных российских птиц «Онлайн-дневники наблюдений птиц». Также ведёт свой «Дневник наблюдений».
Фотографии: из личного архива Ильи
Текст: Полина Сурнина
Я путешествую много, но не только из любви к передвижениям, а потому что мне интересны определённые группы животных и определённые регионы — с точки зрения их обитателей. В основном — это территория бывшего СССР: Россия, Средняя Азия, Кавказ. Я пока не езжу смотреть птиц за пределы этих мест.
У меня в детстве были определители птиц СССР, мне было любопытно про каждую из них что-то узнать и увидеть их своими глазами. В принципе, сейчас мне интересно побывать и в других странах. В мире около 11 тысяч видов птиц, а я наблюдал всего 700. Может быть, когда-нибудь я начну ездить за ними и в другие страны. Но пока я там был только как турист с семьёй.
Чаще всего в последнее время я оказываюсь на Дальнем Востоке. Там я объездил почти все регионы — Сахалин, Курилы, Командоры, Чукотку, Приморье, Хабаровский край, Магаданскую и Амурскую области. В некоторых местах был по два раза. В этом году еду в Таджикистан. Там всегда есть шанс на интересные находки: страна граничит с Гималаями, Индией, Пакистаном, откуда могут залететь новые для этой страны виды.
Я работаю в популярной сфере ИТ, занимаюсь автоматизацией бизнес-процессов на крупных предприятиях. Но для наблюдения за птицами не нужен большой заработок, достаточно наличия бинокля и смартфона, на который можно скачать книги и специальные приложения, чтобы определять птиц по голосу и фотографии. В детстве у меня не было даже бинокля, но это не мешало мне получать удовольствие от наблюдения за птицами.
Отличие осмысленного наблюдения за птицами от обычного отдыха на природе только в том, что вы пытаетесь разобраться, как кого вокруг зовут. И когда узнаёте в лицо птиц-соседей, вам становится интересно расширять горизонты на ближайший лес, на ближайшую речку. Потом оказывается любопытно, кто встречается в вашем регионе, в соседнем. И в конце концов, чтобы встретить новые виды птиц, можно начать путешествовать, а можно сконцентрироваться на изучении родного края.
Всё это сопровождается ведением собственных списков видов, по которым можно оценить собственные труды — насколько эффективно вы провели время и как много всего увидели. Такие списки ведутся как по конкретному региону — например по области, так и по времени — сколько встретили птиц за год. Также можно вести список вообще всех встреченных видов.
Для наблюдения за птицами не нужно обладать секретами маскировки. Вообще, нет тайных знаний о том, как наблюдать, куда ходить и где сидеть. Надо уметь определять птиц, отличать их по внешнему виду и по голосу, знать кто когда прилетает и улетает, кто вообще перелётный, а кто оседлый. В общем, максимально знать о жизни птиц вашего региона — чтобы понимать их, искать их в правильных местах и в правильное время года.
Я родился в Абхазии, а потом переехал в Сочи. Природу я люблю с детства, а путешествовать и фотографировать начал ближе к 30 годам. До этого где жил, там и наблюдал — на Кавказе, на Украине, в Московской области.
На Чёрном море самое интересное время — осень, зима и весна, когда с севера прилетает множество птиц — утки, чомги, бакланы, чайки, ещё редкие цапли. Когда я начинал, не было ещё хороших определителей, некому было подсказать. С одной стороны, было сложно, с другой стороны — интересно, кто это вокруг. Меня увлекало всё незнакомое, что вокруг жило и летало. Часто ошибался, конечно. Сейчас больше опыта, лучше разбираюсь.
Тихоокеанская и чернохвостая чайки
Понимать, что за растение или животное перед тобой, — суть осмысленного нахождения на природе. Существуют книги-определители, где есть либо рисунки, либо фотографии птиц в разных нарядах, разных возрастов и полов. Хорошие определители стрелочками показывают, чем похожи виды и чем они друг от друга отличаются.
Сейчас бёрдвотчинг уже практически неотделим от фотографирования, потому что удобно сравнивать кадры с изображениями из книги и пытаться самостоятельно определять, что за птица была перед тобой. Есть и специальные программы, которые могут определять птиц по записи голоса, по фотографии, в том числе с использованием искусственного интеллекта. Можно спрашивать старших товарищей — есть форумы, сообщества любителей птиц, которые всегда помогут.
В 2017 году у меня вышла книга с базовой теорией для начинающих «Птицы. Наблюдаем, определяем, фотографируем». К тому моменту уже было достаточно определителей на русском языке, но не хватало информации о том, какие есть места для наблюдений, как выбирать технику для бёрдвотчинга, как научиться различать птиц. В этой книге я делюсь своим опытом и знаниями, которые мне кажутся полезными для начинающих.
Лучший период для наблюдения за птицами в средней полосе России — апрель, май. Потом начинается гнездование и птицы становятся скрытными. Зато в сентябре стартует осенний пролёт, он тоже очень интересный.
В Московской области есть четыре основных места, где пролёт гусей, уток, лебедей и журавлей наблюдать лучше всего. Самое популярное — Лотошинский рыбхоз на северо-западе. На севере под Талдомом есть заказник «Журавлиная родина». Там и экскурсии проводят, и самостоятельно можно приехать на машине. А на юге Московской области есть Виноградовская и Дединовская поймы.
Журавль серый
В Краснодарском крае очень популярны Новороссийск и Суджукская коса. Много видов птиц на лиманах по побережью Азовского моря. В Сочи бывают периоды, когда можно встретить хороший пролёт. Побережье Каспийского моря в Дагестане — прекрасное место для бёрдвотчинга. Озеро Маныч на границе Ставропольского края и Калмыкии тоже.
Многие любители ведут списки птиц, которых видели и сфотографировали. Поэтому те, которых они ещё не встречали, у них вызывают особый интерес. Я, например, в ноябре ездил в Териберку на Баренцево море, чтобы сделать кадры одного вида — морского песочника. Это кулик, который живёт на островах Северного Ледовитого океана, а на зимовку прилетает на побережье Баренцева моря.
Ещё мне хотелось сфотографировать козодоя. В Московской области его сложно увидеть, и мне подсказали место в Рязанской области, где козодоя встречали регулярно. В пятницу вечером после работы я поехал, нашёл, сфотографировал и вернулся обратно ближе к утру субботы. На всю поездку туда и обратно ушло не более семи часов.
Есть несколько видов, которые я рассчитываю увидеть в Таджикистане. Например, сизая горихвостка — я её ещё не наблюдал. На Памире гнездится тибетская саджа. А недавно в Таджикистане заметили птичку под названием розовый конёк, которая раньше там никогда не встречалась. Может, и мне повезёт с ней познакомиться.
Больше всего мне нравятся маленькие серенькие невзрачные птички, которых сложно определять и интересно искать. Например, в Приморье живёт короткохвостка. А у нас — крапивник. Они похожи: смешные, мелкие, прячутся в кустах и громко поют.
Ещё мне нравятся кулики и горные виды птиц — они привлекают своей труднодоступностью: за ними надо идти или ехать высоко в горы. Например, на Кавказе водятся кавказский тетерев и кавказский улар, их очень непросто найти и сфотографировать. Улар живёт на высотах больше 3000 метров. Ещё одна очень красивая и яркая горная птица — большая чечевица, она тоже нечасто попадается на глаза.
Тетерев обыкновенный
В Приморье можно встретить около 500 видов птиц. Это самый большой показатель среди российских регионов. Причём даже необязательно далеко ехать. Можно прилететь во Владивосток, добраться общественным транспортом до острова Русский — и там увидеть много всего. Или взять напрокат машину и отправиться южнее к границе с Китаем и Северной Кореей. Там есть свои виды птиц, в том числе редкие. А на пролёте одних куликов видов 30 можно наснимать.
Ещё один дальневосточный регион — Якутия. На юге там одна природа, на севере другая. Меня, наверное, больше занимает северная, поскольку она необычная. В тундре насколько всё и красиво, и в то же время хрупко — озёра, маленькие, ниже травы, деревья. И птицы там гнездятся такие, каких больше нигде не встретите. Мне запомнился посёлок Чокурдах на северо-востоке Якутии. Там водятся белые журавли (гнездовые эндемики России) и розовые чайки. Увидеть такую чайку мечтают все любители птиц мира. Розовая она потому, что питается определёнными рачками и в перьях накапливается пигмент каротин. Если она перестаёт их есть, оперение белеет.
Стерх, или белый журавль
На зимовку из Якутии улетают все птицы, кроме тундряных куропаток. Эти остаются, потому что далеко перемещаться не умеют. Закапываются в снегу, клюют веточки деревьев — им достаточно, чтобы выжить. Большинство же птиц отправляется на юг — в Австралию, Юго-Восточную Азию. А розовые чайки — на север, к морю. Они перемещаются вокруг северного побережья всех материков. Находят в море незамёрзшие участки и ловят рыбу. Спокойно могут спать на воде или на льдине.
Третье место с уникальной природой — Командорские острова. Там и птичьи базары, и морские котики, и сивучи. Можно увидеть китов. Инфраструктура отличная: есть гостиницы, дорожки проложены, транспортом обеспечивает заповедник. А его сотрудники с удовольствием проводят любые экскурсии. Но добираться туда сложно и дорого: сначала надо попасть в Петропавловск-Камчатский и потом ещё на самолёте или по воде до островов.
От Сахалина очень удобно на теплоходе сходить на Курильские острова. Для высадки нужен погранпропуск. Можно не выходить на сушу, а посмотреть морских птиц с борта судна, тех же альбатросов и буревестников. Альбатросов, кстати, кроме как в Тихом океане, в России больше нигде не встретишь. На самом Сахалине на юге природа ближе к японской и курильской. Там высокие деревья, тропические птицы — например, японская мухоловка. А на севере острова встречаются уже северные виды: кулики, белоплечий орлан и дикуша — птица интересная, но скрытная.
Белоплечий орлан
С каждым годом в России любителей птиц становится всё больше. Ещё в 2010 году нас было очень мало и мы друг друга особо не знали. А вот в этом году в Москве в Ботаническом саду с января по март зимовала сова бородатая неясыть, и там каждый день ради неё собирались десятки фотографов с огромными объективами.
В Москве на базе зоомузея МГУ уже около 25 лет существует программа «Птицы Москвы и Подмосковья», объединяющая любителей птиц. Директор Михаил Владимирович Калякин и сотрудники поддерживают это начинание, выпускают журнал для любителей птиц, проводят семинары, где можно самому рассказать что-то интересное и послушать других. А главное, они направляют наш интерес к птицам на пользу науке.
Дикуша
Например, был сделан атлас птиц Москвы: любители исследовали весь город, узнали, где кто живёт, потом вышла книга. С 2014 года делается атлас птиц Московской области. Территория была поделена на квадраты 10×10 километров. Всего получилось 400 квадратов, каждый из которых надо обследовать. Зимой — чтобы понять, какие виды зимуют, а летом — чтобы выявить, какие птицы гнездятся. Орнитологи тоже участвуют в этой работе, но в основном атлас создаётся силами любителей.
У нас есть сообщество, где мы рассказываем, кто, куда, в какой квадрат поедет. Бываем в самых дальних местах — Шатурском районе, Лотошине. Люди остаются в лесу с ночёвкой даже зимой. У каждого есть свой любимый квадрат или любимое место. Получается хороший результат — уже почти всю Московскую область обследовали. Кажется, в России такой работы не проводилось ещё ни в одном регионе.
Когда любители природы помогают учёным, это называется гражданской наукой. Есть хорошее сообщество в сети iNaturalist. Люди ходят и на телефоны снимают цветы, ягодки, жучков и фотографии с координатами выкладывают в базу. Потом с привлечением специалистов или с помощью искусственного интеллекта определяется, какой вид был отмечен, и в базе данных появляется точка с этим видом. А потом учёные на основании собранной информации пишут статьи о распространении видов.
Самый простой, известный и легко запоминающийся принцип: «Не навреди». Нельзя уничтожать местообитания животных и растений, нельзя их беспокоить, особенно в период размножения. Если птица гнездится, нельзя подходить близко, надо наблюдать в бинокль.
Важно понимать, что одни виды более уязвимы и тревожны, чем другие. Городские птицы более толерантны к человеку, а какие-то могут бросить гнездо с кладкой, если их побеспокоить.
Их хватает. Например, на Чукотке (и только там) гнездится кулик-лопатень. Он на грани вымирания, на всей планете осталось около 200 особей. На путях пролёта в Китай очень сильно изменились ландшафты, ведётся неконтролируемая охота, сокращаются места, где птицы кормились. Всем куликам плохо, а виды, хуже приспособленные выдерживать такие изменения, резко сокращаются в численности.
В Московской области раньше встречалась маленькая жёлтая птичка размером с воробья — дубровник. А сейчас её здесь уже не найти. На Дальнем Востоке дубровник ещё более-менее обычен, а в западной части ареала его стало значительно меньше. Всё потому что дубровники обычно улетают зимовать в Китай, а там в какой-то момент они стали популярным блюдом у местных. Сейчас с этим борются, численность пошла вверх, но в Московскую область они ещё не вернулись.
Почти все птицы имеют свойство приспосабливаться, расширять или сжимать область обитания в зависимости от изменения условий. Заросла степь лесом — появляются новые виды птиц. Вырубили деревья, и лесные птицы перестают гнездиться.
Те птицы, для которых улучшаются условия обитания, расширяют свой ареал. За последние десятилетия в Московской области появились на гнездовании такие виды, как кольчатая горлица, горихвостка-чернушка, сирийский дятел. Раньше они обитали гораздо южнее.
Встречаются в Московской области и птицы по-настоящему тропического окраса — золотистые щурки. Например, их можно найти, если поехать по рязанскому направлению вдоль Оки, там есть овраги и берега, где они гнездятся.
Большинство видов щурок обитает в Юго-Восточной Азии и в Африке. А золотистая щурка в отличие от своих тропических родственников научилась жить гораздо севернее и стала перелётной. Скорее всего, это связано с отсутствием конкуренции за еду, она питается стрекозами, осами, пчёлами, и подходящими условиями для гнездования — много обрывистых берегов, где можно вырыть норы для гнезда.
Горный гусь
Для большинства видов птиц трансформация мест обитания, обусловленная деятельностью человека, — это проблема. Не все птицы готовы приспосабливаться к этим изменениям. Понятно, что вырубка леса ведёт к исчезновению его обитателей. Или если проложили дорогу — появляется шум от проезжающих машин. А значит, что вдоль трассы птиц станет значительно меньше, потому что коммуникации идут через голос, пение, позывки.
Но есть виды (их, конечно, гораздо меньше), которые любят человека, следуют за людьми по городам и занимают территорию. Построили многоэтажку — её заселили чёрные стрижи, прилетели голуби, воробьи, трясогузки, горихвостки-чернушки. Однако таких птиц не так много. И с точки зрения биоразнообразия это не замена тому, что утрачивается.
Птицы отлично запоминают, как и где к ним относятся, и на основании этого решают, как близко к себе подпускать людей. Часто можно наблюдать: вот на одном поле запрещена охота — и гуси там отдыхают спокойно, не боятся человека, а на соседнем поле отстреливать птиц можно — и гуси улетают от человека, увидев его издалека.
Московские кряквы кормятся с рук, буквально вырывают еду. А дикие кряквы испуганно улетают на полкилометра, потому что уже сталкивались с охотниками.
Часто в России стреляют в кого попало. Выехали на природу, выпили и палят в чаек и цапель. Их даже есть потом никто не собирается: попали и бросили. К такой охоте я плохо отношусь. Но если специалисты говорят, что в такой-то период на такие-то виды птиц можно безболезненно охотиться, это не повлияет на их численность и воспроизведение, то такая охота имеет право на существование. По крайней мере, пока на это есть большой спрос у людей.
Но может когда-нибудь в будущем человечество достигнет того уровня развития и понимания, что есть более интересные и менее губительные для природы способы отдыха, например, та же фотоохота.
Ну а пока надо работать с тем, чтобы охотники строго соблюдали все правила, умели отличить краснокнижную птицу от разрешённой к отстрелу. Ещё я за то, чтобы задержанных, например, за браконьерство, лишали права охотиться навсегда.
И я считаю, что охота должна быть разрешена только осенью. Весной, когда птицы только прилетели и многие уже сидят на гнездах, разрешать охоту неправильно, потому что птиц тревожат, убивают самок, готовых к гнездованию.
Интерес бёрдвотчера не в том, чтобы просто увидеть птицу — посмотреть на неё можно и на картинке или по телевизору. А в том, чтобы самостоятельно, без чьей-либо помощи её найти и определить. Любые дикие животные в неволе ничего, кроме сочувствия, не вызывают. Почему-то меня регулярно спрашивают, содержу ли я птиц дома. Нет, я предпочитаю наблюдать их в естественной среде обитания.
Комментарии