Туту.ру Путеводитель Туту журнал Разное Автопутешественница Наталья: «Не могу представить, как жить без машины»

Автопутешественница Наталья: «Не могу представить, как жить без машины»

Инженер по первому образованию, Наталья всю жизнь за рулём. В 1990-е таксовала, чтобы накормить детей. А теперь на колёсах проводит лучшее время в жизни — путешествует в самые недоступные регионы России. При этом она просто бухгалтер на удалёнке. А ещё она победила рак.

Герой: Наталья Шиповская, бухгалтер, автопутешественница

VK: https://vk.com/shipa.travel

Фотографии: из личного архива Натальи

Текст: Софья, пишущий путешественник

Про возраст

Меня зовут Наталья. Мне 58 лет, и я активно путешествую за рулём автомобиля. Я из тех людей, кто не чувствует свой возраст и какие-то связанные с этим ограничения. У меня очень скудная аптечка с собой: какие-то базовые лекарства от отравлений, головной боли и ушибов. Думаю, что возраст — это и правда состояние ума, то, как человек себя ощущает. Я могла бы подумать, что мне поздно путешествовать, бегать, водить грузовик, а отправиться на Север так вообще опасно! Но нет! Наоборот, я решила, что для меня всё возможно, весь мир открыт, всё доступно. И эта уверенность привела меня к тому, что я живу жизнью мечты, вокруг меня те люди, которые разделяют мои ценности, с кем мне интересно.

Про одиночную поездку из Владивостока в Москву

Я только что вернулась из очередного 20-дневного автопутешествия. Мои друзья делали фильм для проекта БАМ-туристический, и им нужен был человек, который после съёмок перегнал бы их машину из Владивостока в Москву. И они предложили мне. А для меня это была супервозможность проехать знаменитый маршрут в одну сторону.

Так что сейчас позади 12 000 километров (я сворачивала иногда с трассы), 7 часовых поясов — и вся Россия. Я впечатлена разнообразием природы в нашей стране. Хотя трасса и идёт почти по одной долготе, я увидела океан, тайгу, степи и вспаханные поля, горы и реки. А ещё мне сопутствовали разные природные явления: пыльные бури во Владивостоке, пожары в степи. Кстати, это очень страшно, когда огонь идёт по полю сплошной полосой. Ещё я своими глазами увидела, как работают дамбы — в Тюменской области. Эти сооружения действительно держат воду, не давая ей разлиться на жилые массивы.

Мне удалось застать Байкал во льду. Интересно, что в некоторых местах лёд абсолютно ровный, а в других поверхность вся — сплошь острые глыбы. Они стоят у берегов, как баррикады. Ещё я ехала по регионам с самым разным вероисповеданием: и православие, и буддизм, и мусульманство, и иудаизм.

Трасса идёт параллельно железнодорожному Транссибу. Не везде, конечно, прямо бок о бок с ним, но в любом случае относительно недалеко, километрах в 10–20. Это значит, что там везде есть инфраструктура. Транссиб же проложили уже больше ста лет тому назад. Так что кафе, магазинов, отелей по всей дороге полно. Ни разу не испытала каких-то проблем.

С заправками тоже всё в порядке. Единственное, на участке от Казани до Москвы я ехала по платной трассе М12, её недавно открыли, и там пока не самая развитая инфраструктура. Тем не менее сами дороги шикарные, с хорошим покрытием, освещением. Бывали, конечно, моменты с плохой дорогой. Но по большей части я осталась довольна.

Считаю, что мне очень повезло оказаться в таком путешествии. И то, что я ехала одна, — тоже супер, я выбрала свой темп, сворачивала, куда хотела, отдыхала, сколько нужно. Плюс за эту поездку я побывала в семи новых для себя регионах, и теперь мне осталось заехать на Чукотку, Сахалин и в Магаданскую область, чтобы отметиться во всей России.

Про молодость

Я родилась в городе Александрове, во Владимирской области. Окончила Бауманку по специальности «инженер по подъемно-транспортным машинам и оборудованию» в 1988-м. Но успела спокойно поработать только два года. А потом в стране и со страной произошло то, что произошло, — и инженеры стали никому не нужны.

Да, тогда случился такой период. Как и многие тогда, я торговала на рынке, таксовала. Когда дела наладились, ближе к 2000-м, я открыла своё предприятие (современное ИП), чтобы легализовать заработок. Правда, быстро поняла, что ничего не знаю про финансовый учёт. А также как правильно вести и сдавать бухгалтерию, поэтому решила получить второе высшее образование — экономическое. Во время учёбы я устроилась в рекламное агентство бухгалтером. С тех пор им и работаю. А вот места работы меняла довольно часто — каждые два с половиной года. Почему-то мне становилось скучно. Неважно, большая компания или маленькая. На последнем месте работы у меня сложились очень тёплые отношения с коллегами. Но к тому времени я увлеклась автопутешествиями. Совмещать работу в офисе с поездками было трудно. Приходилось то подгадывать даты под праздники, то уходить в отпуск, то писать за свой счёт. Я поняла, что нужно что-то менять.

Про удалёнку

Летом 2020-го, когда все сидели на карантине из-за ковида, друзья позвали меня проехаться вдоль реки Мезень на автомобиле — это республика Коми. Мне очень хотелось туда отправиться, но отпускные дни у меня закончились, а отпроситься бы не получилось. Нужно было выбирать. Тогда я осознала, что всех денег всё равно не заработаю. И решилась уволиться и присоединиться к друзьям в путешествии. Надо сказать, что на тот момент у меня была пара клиентов, которых я вела удалённо — готовила для них документы, сдавала отчётность. Это та деятельность, которой не нужно заниматься каждый день, не нужно быть для этого в офисе, но и денег там тоже меньше. Тем не менее это было хорошее подспорье для того, чтобы решиться уйти в свободное плавание. Сейчас я продолжаю вести старых клиентов, иногда беру новых. Но всегда выбираю с условием, что могу работать удалённо, отвечать в течение суток, потому что иногда бываю в местах, где нет сети. При этом в период отчётности я, конечно, всегда на связи.

Про первое кочевое путешествие

В Коми я поехала на своём автомобиле — подготовленном для внедорожных приключений «Паджеро Спорт 2». Я отправилась со знакомой компанией увлечённых автопутешественников — с ними уже бывала раньше на Кавказе и в Карелии. Это люди разного возраста, от 30 и до 60, и с детьми. Всего нас было шесть машин и 12 человек.

Та поездка была по-своему хороша. Во-первых, это был не отпуск, а начало нового образа жизни. Во-вторых, в тот год в Коми не было ни людей, ни комаров. С людьми понятно — много кто сидел по домам и, видимо, не решался путешествовать. А вот что случилось с комарами, я не знаю, но это было приятным бонусом. Мы буквально были одни на песчаных пляжах, наслаждались солнцем и теплом, была середина июня, мы купались в речке с приятной прохладной водой. Сосновые леса, широкая Мезень... Кстати, река действительно очень большая, мы, если я правильно помню, раз восемь переправлялись на паромах с одного берега на другой, чтобы продолжить путь. А однажды даже тянули машины на себе.

Про приключения в пути

Мне запомнилась одна милая история. Мы доехали до какой-то небольшой деревни (название я, к сожалению, не вспомню), где нужно было заправиться. На бензоколонке было всего два вида топлива: «бензин» и «дизель». На месте никого не оказалось. Выяснилось, что и дни, и часы работы очень ограничены. Мы зашли в ближайшее кафе, чтобы узнать, нельзя ли позвать заправщика. К удивлению, через несколько минут он был на месте и заправлял нам машины. Потом мы отправились к переправе. Но и там никого не оказалось. Мы снова вернулись в деревню, чтобы узнать про паромщика.

Женщина в кафе удивилась: «А что, Ванька не приехал, что ли?» По обычному телефону (такому, где нужно крутить диск) она вызвала парня, который отвечал за переправу. Мы снова поехали к реке и на этот раз успешно перебрались на другой берег. Было очень непривычно наблюдать за жизнью небольшой деревни, где все друг друга знают и живут сообща.

На второй переправе нас ждало новое приключение. Оказалось, что паром смыло и работники восстанавливали понтон, делали насыпь и не думали нас никуда переправлять. Однако мы договорились, что на следующий день при помощи плотов сами переправимся на другой берег на ручной тяге. И назавтра действительно сначала перевезли на плоту группу людей, а потом по одной стали перетаскивать машины. Трос тянули все вместе. В конце поездки я поняла, что увольнение с работы точно стоило всего пережитого.

Про подготовку машины

Раньше, в 1990-х, я могла и даже любила сама копаться под капотом. Я тогда ездила на «жигулях» и достаточно часто что-то подкручивала, меняла. Но потом у меня появилась первая «иномарка» — «Рено Логан» (производили его в России), и я поначалу удивлялась, что можно проездить неделю и ни разу не залезть под капот.

Сейчас я сама ничего с машиной не делаю. С появлением нормальных сервисов такая потребность отпала. Перед каждой поездкой я просто загоняю машину в мастерскую, чтобы её проверили и подготовили. Есть слесари, которые знают меня и моё авто и которым я доверяю.

Про любовь к вождению

Папа у меня хорошо разбирался в автомобилях, я частенько бывала с ним в гараже. Наверное, это повлияло на моё мировоззрение. Для меня машина — это что-то настолько естественное и неотъемлемое, что я даже не могу представить, как можно жить без неё.

Я пошла получать права в 18 лет. В моей молодости машина была средством выживания, она очень выручала. В нестабильной экономике 1990-х она буквально кормила меня. На ней я отвозила товары на рынок, в ней могла их и хранить. При необходимости таксовала. То есть представить жизнь без машины было просто невозможно.

За всю жизнь я сменила не так много автомобилей. «Копейка» перешла мне по наследству от папы. В 1990-х я поменяла её уже на свою «копейку», новую. Через пять лет, в 1995-м, купила «жигули—-семёрку». И только через 10 лет приобрела свою первую иномарку — «Рено Логан», я была под большим впечатлением! Можно было не открывать капот месяцами! Ещё чуть больше, чем через 10 лет, в 2017-м, я заменила «Логан» на «Каптур», эта машина у меня и сейчас, я использую её для поездок по городу или на небольшие расстояния. И ещё в 2019-м у меня появился «Паджеро спорт» — для серьёзных автовылазок. Вот, в общем-то, и всё. Пока покупать что-то новое не планирую.

Про тягу к путешествиям

Продолжительное время я, к сожалению, занималась другими вещами. А именно выживанием. Я много работала, воспитывала детей и даже не думала, что на машине можно поехать куда-то далеко. Изредка я бывала в отпусках в Турции или Египте, но активными путешествиями это назвать нельзя. Часто ездить я начала около 10 лет назад после того, как перенесла онкологическое заболевание. Точнее, даже во время лечения. Например, я объездила весь Израиль, потому что оказывалась там неоднократно по медицинским причинам. Ещё я придумала, что можно летать в Израиль через другие страны.

Например, я брала билет из Москвы в Тель-Авив через Афины с длинной пересадкой — чтобы успеть посмотреть город. Потом из-за диагноза мне нужно было заняться восстановлением ноги. И я открыла для себя велопутешествия. Одно из первых было вдоль реки Дунай. Мы стартовали в Австрии и двигались вниз по течению. Организаторы сплавляли вещи по реке, а мы с группой налегке ехали по дороге. Вечером встречались с судном в одной точке и отдыхали, а на следующий день продолжали путь. Мне очень понравился такой формат! К тому же я поняла, что, несмотря на болезнь, нога у меня рабочая. Потом я нашла похожую поездку от Берлина до Дрездена вдоль Рейна, туда я отправилась с дочерью. А в 2019-м я попала в клуб автопутешественников, купила новую машину, подготовленную для внетрассовой езды, и как-то задержалась там.

Про рак

Смерть — это то, что бывает не с нами. Я так думала до тех пор, пока не услышала свой диагноз. Конечно, весь этот опыт в корне изменил моё отношение к жизни. Я поняла, что жизнь конечна, что может прекратиться в любой день и что нет смысла откладывать свои желания на потом. Потом может просто не настать. И если вы читаете и думаете, что это точно не про вас, то, к сожалению, могу сказать, что я тоже когда-то так думала. Конечно, я никому не желаю повторить мой опыт или пережить что-то подобное. Я всего лишь хочу сказать, что если у вас есть мечты или желания, то реализуйте их сегодня.

О диагнозе я узнала случайно: в 2013-м пошла провериться по ДМС в поликлинику. Чувствовала себя хорошо, единственное, что беспокоило, — небольшая шишка на ноге, размером с перепелиное яйцо. У меня взяли пункцию и сказали ждать результата 10 дней. Я даже не переживала, потому что была уверена, что это ушиб. Но оказалось, что это опухоль.

Как только я это услышала, то сразу попросила перепроверить — была путаница с датами в документах: на анализах стояла одна, а сдавала я в другую. И я думала, что и результаты тоже могли перепутать. Проверили — диагноз подтвердился: саркома мягких тканей левого бедра. У меня был шок. Но я собралась и начала продумывать дальнейший план действий. С раком я была немного знакома, потому что в 2008 году от него умерла моя мама.

О процессе лечения говорить не буду, потому что он у всех индивидуальный. Скажу только, что лечилась в Израиле и в Москве на Каширке. В итоге мне удалили прямую мышцу бедра — и болезнь ушла. Прошло уже шесть лет, никаких рецидивов до сих пор не наблюдается. Но метастаз — вещь непредсказуемая, он может быть в спящем режиме много лет, а потом проявиться. Однако я верю в лучшее, не теряю оптимизма и живу так, как мне хочется — в путешествиях.

Про семью

Так получилось, что в 1990-е я переехала в Сочи и вышла там замуж. У меня родились двое детей: мальчик и девочка. Сейчас они уже взрослые. Живут в Москве, работают. Нельзя сказать, что они пошли по моим стопам и ударились в поездки. Однако я вспоминаю себя в их возрасте и понимаю, что для всего своё время. Если они решат, что хотят путешествовать, я, конечно же, их поддержку. Но если этого не случится, ничего страшного, у каждого своя страсть. Тем не менее меня они поддерживают. Думаю, что то, что я нашла себя, — хороший пример для них. А с мужем мы разошлись. Такое бывает, это жизнь.

Про первую самостоятельную поездку на машине

Она была в Карелию — на «Рено Каптур». Мне очень понравилась картинка из сети: озеро и над ним предзакатное небо. Захотелось увидеть такое вживую — мне удалось! Я нашла организованную поездку, но на своих машинах. С группой мы ездили по просёлочным дорогам, ночевали кто в палатках, кто прямо в машине. И, конечно, провожали закаты и встречали рассветы у воды. Было просто замечательно! Кстати, там же я встретила свою будущую машину. Один из участников был на «Паджеро». Я влюбилась в это авто с первого взгляда. Удивительным образом оказалось, что хозяин хочет продать его. Для меня это был очень серьёзный шаг, но я согласилась — и ни о чём не жалею. До сих пор без проблем путешествую на машине своей мечты.

Про поездку в Арктику на «Москвиче»

Эта идея пришла в голову моему теперь хорошему знакомому Саше Еликову. Он арктический путешественник с большим количеством интересных достижений за плечами. Например, однажды он на легковой машине добрался до мыса Челюскин. А в другой раз пересёк по льду пролив Невельского и так добрался до Сахалина. Одним словом, безбашенный человек.

Мы познакомились три года назад. Он тогда через соцсети набирал людей, которые бы отправились с ним по зимникам (снежным и ледовым дорогам, которые доступны только в холодное время года. — Прим. ред.) от Красноярска до Якутска. Я откликнулась: написала 3 января и забыла. Проснулась следующим утром и получила новогодний подарок — он позвал в команду! В поездке я зарекомендовала себя как хороший водитель, поэтому мы продолжили общаться.

В начале 2023-го Саша написал, что намеревается проехать на старой советской машине от Твери, где он живёт, до Нового Уренгоя. Мы нашли в Челябинске «Москвич» в хорошем состоянии, провели ТО и решили, что это идеальная машина для нашей авантюры. Ведь мы хотели показать, что в автопутешествие можно отправиться чуть ли не на любом транспорте.

В общем, я согласилась, сначала мы перегнали машину в Тверь и уже оттуда стартанули. В процессе поездки был огромный отклик от множества людей: нас встречали на дорогах и в городах, за нашими приключениями следили в соцсетях. Мы добрались до Нового Уренгоя и решили продолжить движение — доехать до Ямала, а уже потом вернуться в Тверь. Всё задуманное получилось.

Вся эта поездка оказалась чем-то бо́льшим, поэтому мы решили, что в следующем году доберёмся до Якутска. Ехать решили специально в самые морозы, потому что в это время должно быть меньше осадков. В январе 2024-го мы стартовали из Москвы. Сначала отправились в Архангельскую область — чтобы опробовать, что нас ждёт в конце. «Москвич» показал себя хорошо, и мы продолжили путь: Котлас, Пермь, Омск, Красноярск, Братск и далее уже резко на север.

Конечно, машина иногда преподносила сюрпризы, ломалась, и нам приходилось искать запчасти, корректировать маршрут. Но всё это было частью нашего приключения. В процессе мы снимали видео, и уже сейчас можно посмотреть 17 серий этого спонтанного сериала. Там мы много шутим и относимся ко всему с юмором, иначе нельзя.

В день мы проезжали не больше 600 километров, средняя скорость у нас была небольшая. Это связано и с ограничениями самого автомобиля, и с зимними дорогами. Особенно под конец. Мы добрались по зимнику до самой северной точки Якутии, села Юрюнг-Хая. Дальше было уже не проехать, потому что начиналась колея от КАМАЗов, которые везут грузы куда-то дальше.

Мы оставили «Москвич» в Юрюнг-Хая и договорились с водителем «Трэкола» — это шестиколёсный вездеход на шинах низкого давления, — что доберёмся с ним до мыса Пакса. Пожалуй, эту картину я запомню на всю жизнь: очень узкий мыс (в конце шириной метров 10), который уходит в море. (Кстати, по его краю проходит 74-я параллель.) Тут же стоит деревянный маяк, вокруг океан, ты буквально кожей чувствуешь особую энергетику места. Эмоции, честно говоря, переполняли. Было относительно нехолодно, всего минус 35, но очень сильный ветер, ходили высокие волны. Впечатляющее зрелище.

На обратном пути мы заехали в Мирный, алмазную столицу России. Там оставили «Москвич» до лета. Планируем вернуться в тёплый сезон и доехать оттуда на «Москвиче» до Магадана. Но — посмотрим.

Про спорт

Занятия спортом нужны мне для здоровья. Я увлеклась лёгким бегом и зимним плаванием. Лёгкий бег — это бег в своём темпе, обычно на пару-тройку километров. А зимнее плавание — это плавание в холодной воде, при этом совсем не обязательно зимой. Мне нравится совмещать путешествия с каким-то активным отдыхом, приятное с полезным. Но так как я по сути своей человек ленивый, то нашла выход — компанию тех, с кем бегаю и езжу на соревнования.

Например, в прошлом году была весной на забеге в Кисловодске, потом в конце апреля на машине поехала в Крым на Черноморский кубок по зимнему плаванию. Он проходит на озере Абрау, в Новороссийске. В середине-конце весны вода там ещё холодная, около +10, что входит в категорию «зимнего плавания». Такой вот парадокс. Дистанции небольшие: от 50 до 1000 метров, чтобы спортсмены не замёрзли.

До этого, кстати, чуть ли не всю жизнь думала, что и бег, и плавание не моё. Оказалось, что я даже могу выигрывать какие-то соревнования. В Дагестане прибежала первой в своей возрастной группе 45+, хотя целилась в «просто добежать». А вот зарядку, к своему стыду, я не делаю.

Осенью 2023-го года я пробовала подняться на Эльбрус. До этого уже занималась бегом, в том числе в горах, поэтому можно сказать, что была подготовлена к восхождению. Но горы не приняли меня в тот раз. С группой и профессиональным гидом мы пошли с севера и в силу погодных условий — на вершине был ветер до 60 км/ч — отказались от восхождения. Моя самая высокая точка пока 4600 метров. После четырёх тысяч, конечно, начинаются совсем другие ощущения: действительно становится тяжело идти. Если ниже ты делал 50 шагов и отдыхал, то теперь делаешь 20 и встаёшь, потом 10. Но, несмотря на это, я хочу повторить попытку в этом году и всё же подняться, правда, теперь пойду с юга.

Про Россию

На «Москвиче» удалось очень хорошо посмотреть страну, потому что мы часто предпочитали федеральным трассам просёлочные дороги — старались, как говорят, и себя показать, и на других посмотреть. Например, однажды мы наугад свернули с магистрали, проехали буквально 20 минут и оказались в городе Верхотурье в Свердловской области. А там и кремль, и большой монастырь, и главная площадь красиво подсвечивается — сказка! Только потом мы узнали, что по городу проходила когда-то первая сухопутная дорога через Урал — её ещё называют Бабиновской, — и он был очень значимым.

Ещё один пример — во время другого летнего путешествия 2023 года, уже по югу страны, мы с автоклубом заехали в город Сладково. Казалось бы, да что может быть интересного в степном городе рядом с казахской границей? Но я очень удивилась, когда увидела много-много озёр. Подъехав поближе, я поняла, что это искусственные водоёмы, в которых кто-то решил разводить рыбу и продавать её тоннами.

Или вот Тобольск. Сейчас там многое реконструируют. Я застала новые дорожки, указатели и таблички с информацией о промышленниках, которые там жили и развивали добычу и торговлю. Я вижу, что там идёт процесс восстановления культурного наследия. Меня это очень радует!

Вообще надо сказать, что жизнь за МКАДом существует. Во-первых, там есть простор для развития. Во-вторых, это развитие реально происходит. Например, я ездила в Красноярске по зимникам в 2022-м, а уже в 2023-м на их месте проложили новую хорошую асфальтовую дорогу!

Про дело по душе

У меня есть подруга, которая вышла на пенсию и стала флористом. При этом она хотела этого достаточно долго, но работала инженером, потому что так было положено. Я за неё очень рада, но думаю: как жаль, что людям приходится ждать какого-то подходящего момента, чтобы заняться тем, чем они действительно хотят. Уверена, что у каждого есть мысли, что им было бы интересно попробовать. Может, это хобби, а может, и другая профессия. Да даже задуматься о том, что работа не нравится — уже большой шаг к тому, чтобы найти дело по душе.

У меня есть простой совет — начните делать то, что хочется. Пусть в самых простых вещах, это уже поможет сдвинуть парадигму от «надо» к «хочу». Я понимаю, что в вопросе профессии может останавливать финансовая сторона. Конечно, не нужно голодать или отказываться от заработка, не имея запаса. Но, как я уже говорила, всех денег не заработать, а жизнь проходит. Когда я сделала выбор в пользу путешествий и удалённой работы, я поняла, что на самом деле финансов на жизнь мне хватает. Клиенты тоже есть, если нужно, я смогу взять ещё. Я осознала, что могу этим управлять. А жизнь конечна — помните об этом.

Я активно путешествую недолго, около трёх лет. За это время успела полюбить Алтай, Дагестан и, конечно же, наш Север. Меня постоянно зовут в какие-то автопутешествия, то из клуба, то Саша, то новые знакомые. Я с радостью присоединяюсь по возможности. Конкретных планов пока нет — жизнь покажет!

Комментарии

Написать комментарий
Как вас зовут?
Ваш комментарий
Спасибо! Ваш комментарий отправлен на модерацию. После проверки он будет виден другим пользователям.
Показать еще

Похожие статьи

Обновлено 6 сентября 2024 Открытие границ 2024 Какие страны открыли границу, куда есть рейсы, можно ли уже покупать билеты, что надо знать заранее. Здесь мы, аналитический центр сервиса поездок и путешествий Туту.ру, собираем последние новости по ситуации с открытием границ. Информация постоянно обновляется. Ситуация меняется очень быстро, все оперативные новости мы выкладываем вот в этом тел
У нас есть огромное сообщество постоянно путешествующих людей. В день в нём задаётся несколько сотен вопросов о том, что правильно делать на месте, как оформлять документы, что нужно и так далее. Примерно треть полезных ответов — это ссылка на какой-то местный чат или телеграм-канал. Собственно, мы решили собрать советы путешественников на одной странице. Вот суперлокальные чаты и каналы,
Саргассово море – самое необычное на планете: у него нет берегов, нет чётких границ, оно на 1–2 метра выше уровня вод остального Атлантического океана и к тому же самое большое. Этот природный феномен у берегов Америки создали течения и саргассы – водоросли, плотным ковром покрывающие поверхность моря. С Саргассовым морем связано множество мистических легенд о кораблекрушениях. На е