Профессия Руслана — обучать других вождению. Но с детства он мечтал не просто управлять машиной, а путешествовать за рулём. И сейчас отдаёт любимому хобби всё время. Вот рассказ Руслана, что видно через лобовое стекло, куда заводит любопытство и где в России самые хозяйственные люди.
Герой: Руслан, 36 лет, автоинструктор и автопутешественник
VK: https://vk.com/ruslanhabar
Фотографии: из личного архива Руслана
Текст: Софья, пишущий путешественник
Автомобиль для меня — и дом, и офис, и средство для путешествий. Я обожаю водить! Могу быть в дороге несколько дней подряд, с перерывами на заправку и сон. Мне нравится сам процесс, наверное, поэтому я проехал по маршруту Хабаровск — Санкт-Петербург четыре раза и могу ещё десять или даже больше. Два раза я ездил в Монголию. Один раз, в детстве с отцом, но тоже на машине, побывал в Казахстане. Ну и ещё много гоняю по Дальневосточному округу, откуда я родом.
Да, я останавливаюсь в красивых местах и разных городах, чтобы осмотреться. Но главное для меня и что приносит удовольствие — это сама дорога. Возможно, это у меня в крови.
Суммарно в путешествиях за рулём я уже накрутил, наверное, несколько сот тысяч километров. Точно я никогда не считал, но по ощущениям я бы уже мог обогнуть Землю по экватору, и, вероятно, не раз.
Я мечтал ездить по стране на машине с юности. В 2001 году, когда мне было четырнадцать, мы с папой отправились из Хабаровска, откуда я родом и где, жил с рождения, в Казахстан. У нас был тогда дизельный микроавтобус, даже не помню марку, но доверия он совсем не внушал. Однако мы решили рискнуть, потому что очень хотели посмотреть страну. И не зря! Получилось настоящее приключение.
Самым сложным в том путешествии оказалось отсутствие нормальных дорог. Помню, что от Читы начинался кусок грунтовки протяжённостью примерно 4 000 километров! Но и это было ещё не самое страшное. Потом дорога превращалась в рабочую — для лесовозов: разбитую, с глубокой колеёй и огромными камнями. И так ещё 500 километров.
Иногда на обочинах стояли машины с пробитыми колёсами, но у нас, к счастью, всё обошлось. Правда, один раз мы не рассчитали запас бензина. Топливо закончилось, а заправок посреди глухого леса не было. Нам повезло, что рядом проходили железнодорожные пути, а на них стоял тепловоз. Как сейчас помню, машинисты отлили нам 40 литров солярки, чем нас и спасли.
Мы ехали в одну сторону две недели. Очень многое я тогда увидел впервые. Например, меня удивила природа в Иркутской области. У нас, в Хабаровском крае, в основном леса. Там же были холмы и бескрайние степи.
Вокруг Улан-Удэ мне запомнились юрты и табуны лошадей. Дальше мы двигались вдоль Байкала, и я, конечно, искупался в озере. Стоял август, но вода всё равно была очень холодная. Кстати, в этом году я опять был на Байкале и тоже в августе. И снова купался — 22 года спустя. И опять вода была такая же ледяная, но всё равно очень приятная.
Дальше мы с папой тогда приехали в Новосибирск. Город меня особо не впечатлил, но я запомнил зоопарк. В Хабаровске, к слову, зоопарка нет до сих пор. У нас, на Дальнем Востоке, по улицам и даже иногда по торговым центрам ходят медведи, этим меня не удивить. А там я увидел животных, которые у нас не водятся, — льва и жирафа.
Автомобиль в итоге нас всё-таки подвёл — сломался, когда мы уже были в Иркутске. Закипел двигатель, но мы смогли его починить и добраться до казахского Семипалатинска. Там мы машину продали и отправились в Алматы, а потом и домой на поезде.
Это, кстати, был уже совсем другой опыт: просто сидеть и смотреть в окно. Можно подумать, что и в автопутешествиях всё то же, но на самом деле нет. На машине можно останавливаться в любой момент, заезжать в соседние с нужными вам города, выбирать, где остаться на подольше.
В общем, после того путешествия с папой я дал себе обещание, что когда вырасту, обязательно поеду ещё — уже сам. И я сдержал его!
Я автоинструктор. Обожаю водить и обожаю знакомиться с людьми. Получается, я один из тех, кто максимально любит свою работу. Хотя образование у меня совсем в другой области: я повар-кондитер четвёртого разряда. По этой специальности, правда, так никогда и не работал.
После обучения я отслужил в армии, потом устроился по контракту в авиацию МЧС. Параллельно начал подрабатывать на авторынке и продавать подержанные машины. В МЧС через некоторое время я попал под сокращение, а на авторынке дела шли так себе, и вот я остался практически без работы и без денег.
Мой лучший друг в тот момент только устроился в автошколу и позвал меня. Я согласился и с тех пор там работаю — вот уже десять лет. Я преподаю практику, то есть вождение. Это моя основная работа и источник дохода, а в автопутешествия я еду по зову сердца или благодаря случайностям. Например, первый раз в Монголию я поехал, потому что мне было безумно интересно совершить такое путешествие. Второй раз меня нашли через чат фотографов в телеграме. Был нужен опытный водитель, который справится с уазиком на механике и уже бывал в Монголии, то есть знает местность. Я откликнулся, не зная людей, на свой страх и риск. Так случилась вторая Монголия.
В Санкт-Петербург или Москву я могу поехать и по делам, и просто так. Например, как-то мой друг участвовал в гонках под Москвой и я отправился с ним за компанию. А по родному Хабаровскому краю я просто катаюсь по выходным или в праздники.
Да, мне не сидится на месте. Поэтому едва я возвращаюсь из одной поездки, сразу начинаю планировать другую.
После казахской эпопеи с папой мы то и дело выбирались с семьёй куда-нибудь недалеко — в радиусе тысячи километров, то есть по Хабаровскому краю. А в 2018 году я решился на большое двухнедельное соло-путешествие в Монголию. Я тщательно готовился: полгода смотрел маршруты, читал статьи, задавал в сети вопросы людям, которые там уже побывали.
План был такой: я выезжаю на своём авто из Хабаровска, пересекаю границу в городе Кяхте, оттуда еду до Улан-Батора, затем в пустыню Гоби, потом посещаю ещё пару туристических мест. До Улан-Батора всё шло по плану. В городе я провёл пару дней, посмотрел гигантский конный памятник Чингисхану, статую Марко Поло, разные храмы и двинулся дальше в сторону города Даланзадгада. Моей следующей точкой должен был стать каньон Хэрмэн-Цав, но выяснилось, что дожди сильно размыли дорогу к нему.
А ещё оказалось, что это место привлекает туристов, а вот монголы не очень-то его любят. Они не советуют ехать туда ни в хорошую, ни в плохую погоду. Как я понял, они считают, что там живут злые духи. Однако я решил всё же рискнуть — очень хотелось испытать себя и добраться до точки, где порой нет ни одной живой души.
На последней заправке перед каньоном мне встретилась туристическая группа из 40 машин, которая только что предприняла попытку прорваться к каньону — но безуспешно. «Там глинистая дорога. Завязнешь. А машины с туристами там раз в две недели ходят», — отговаривали они меня. Но я всё равно был настроен ехать.
К счастью, я разговорился с другой группой — уже из четырёх машин. Ребята сказали, что вместо Хэрмэн-Цава едут к горной гряде Баянзаг — там тоже каньон. А ещё там находили много фрагментов скелетов и кладки яиц динозавров. Вот в такое место ребята пригласили меня поехать с ними. Конечно, я согласился — и не пожалел!
Я увидел вулкан — название уже не вспомню, и 24-метровый водопад Улаан-Цутгалан на правом притоке реки Орхон, горячие источники. Посетил Каракорум — древний город, основанный, по преданиям, сыном Чингисхана. Послушал поющие пески в Хонгорын-Элс (это супер! А я-то думал, что ерунда). Ещё посмотрел на слияние двух рек — вода у одной темноватая, обычная, а у другой — ярко-бирюзовая.
В той группе был шаман. Я скептик и не очень-то верю в такие штуки, но было три ситуации, когда я усомнился в своих убеждениях.
В первый раз мы переезжали реку вброд и у моей машины отвалился номер. Река была не очень глубокая, но довольно бурная. Естественно, мы остановились, и я пошёл искать табличку. Бродил полчаса в воде, но безрезультатно. Тогда шаман сел на землю, покачал головой, поделал что-то ещё, потом зашёл в реку и достал номер!
Вторая история не про меня. Мы остановились у кафе. К нам подошёл пастух, пожаловался, что потерял табун лошадей. Шаман вызвался помочь. Он надел майхабши — специальную ритуальную шапку, постелил коврик прямо на улице, сел на него и погрузился в транс. Он качался около минуты и что-то говорил. Потом встал и указал пастуху направление движения. Кстати, мы поехали в ту же сторону. И обогнали пастуха. Километров через 20–30 мы встретили ничейный табун. Уж не знаю, тот самый ли, но я был поражён.
Ну и третья история. Шаман как-то делал массаж нашему гиду и при этом говорил то голосом старухи, то голосом маленькой девочки. Так себе представление, честно говоря. А потом он повернулся ко мне и первое, что сказал: «Ты в детстве ведь в аварию попал». Это правда — нам навстречу вылетел лесовоз, и папа, уходя от столкновения, съехал в кювет. Машина перевернулась.
Потом шаман посоветовал мне быть осторожным в 36 лет. Сейчас мне как раз 36, день рождения у меня в июне. Пока, слава Богу, всё хорошо.
Два раза я ездил из Хабаровска в Москву и один раз — в Санкт-Петербург. Скажу честно: дорога и вид за окном достаточно однообразные. И пейзаж, и города по пути не очень отличаются. Хотя, некоторые всё же запоминаются. Например, Тюмень произвела на меня впечатление развитого города.
Ещё могу вспомнить Нижний Новгород. Там своя культура и атмосфера, есть старые постройки, соборы — красиво! При этом повсюду новые кафе, видно, что город развивается.
В Красноярске мне больше всего запомнилась дамба. С неё можно увидеть сброс воды из Енисея — потрясающее зрелище. А вот Омск и Иркутск большого впечатления, к сожалению, не произвели.
А вот что хорошо заметно, когда так долго едешь, — это есть ли у региона хороший управленец. Это понятно и по качеству дорожного покрытия, и по ухоженным обочинам, и по наличию освещения и инфраструктуре на трассах, и по обработанным полям вокруг.
Допустим, в Башкирии и Татарстане всё так, просто супер! Там все дороги подсвечиваются, все заправки чистые, есть кафе и туалеты. Можно сделать очень комфортную остановку. Но, к сожалению, не на всей трассе от Хабаровска до Москвы так. Однако, если вспомнить, что раньше где-то дорог не было совсем, то становится ясно, что мы уже сильно продвинулись. Сейчас автопутешествие не проблема: навигатор в каждом телефоне, связь есть на протяжении почти всей дороги. Построены заправки, отели, кафе.
На самом деле большинство городов очень похожи. Через несколько дней пути они сливаются в один. Я говорю исключительно о первом впечатлении, потому что понимаю: чтобы узнать любое место по-настоящему, там нужно остаться не на один день. А мне такие поездки нравятся, потому что я люблю ехать и неважно куда.
Мне очень нравится процесс движения. Усталости за рулём я не чувствую. И даже на знакомой дороге мне интересно: я каждый раз обращаю внимание на что-то новое.
Бывают люди, которые проедут тысячу километров за сутки и всё, больше за руль месяц не сядут. Я не такой. Мне кажется, я могу десять раз вокруг Земли объехать! Вот, например, скоро мне опять из Хабаровска нужно попасть на машине в Санкт-Петербург. И я уже предвкушаю радость перемены мест.
Обычно я сам за рулем. В редких случаях, когда еду с кем-то, могу пустить напарника, но я должен быть уверен в нём как в хорошем водителе. Сам стараюсь ехать весь световой день, пораньше ложиться спать и пораньше вставать. С четырёх до девяти утра — самые свободные дороги. В основном это связано с графиком движения фур. Обычно грузовики выезжают в районе десяти или одиннадцати утра, и тогда начинаются пробки. Удача — успеть проскочить до них.
Стационарными рациями, кстати, как у дальнобойщиков, я не пользуюсь. Так что и их переговоры не слышу, да мне они и неинтересны. А вот переносные беру, если едем в группе. Это очень удобно. Можно договориться об остановке и заправке или решить свернуть и посмотреть что-то в пути. И просто иногда приятно поболтать с кем-то в дороге.
Когда я еду один, то частенько могу съехать с трассы в город или деревню: походить, размяться, перекусить. А могу и просто прокатиться по главной улице и посмотреть на город из окна.
А ещё я никогда не выбираю точки остановок заранее. В основном мой дом и мой офис — машина. Конечно, иногда я ночую в отелях, чтобы принять душ и зарядить технику. Но иногда я остаюсь спать в машине или ставлю рядом с ней палатку — я её вожу с собой. А гаджеты заряжаю от пауэрбанков.
Я обожаю случайно остановиться где-нибудь и разговориться с человеком. Самое интересное, что есть у людей — их истории.
Недавно я ехал по Приморскому краю и в бухте Муравьиная вдруг вижу самолёт ТУ-134. Откуда он там? Я притормозил. Смотрю — около самолёта ходит мужчина. Он мне рассказал, что лайнер летал в 1980-х, потом его списали в Челябинске по сроку службы, разобрали и частями привезли сюда. Планировали открыть в нём ресторан, но из-за ковида всё затянулось, вот он и простаивает без дела. Через некоторое время к нам подошёл ещё один человек и сообщил, что когда-то летал на этом самолёте в качестве пилота. Поверить в такое было сложно. Но мужчина забрался в кабину и вынул из потайного кармана бумаги с именами пилотов. Его имя было там! Он показал мне паспорт, всё сходилось!
Думаю, что главное качество путешественников — любопытство. Именно поэтому мне нравится говорить с людьми, они хранители знаний о местности, через них можно получить совсем другой опыт.
Если вы отправляетесь в автопутешествие, то должны или хорошо разбираться в машине, чтобы при случае починить её самостоятельно, или иметь хороший сервис, который подготовит всё должным образом. А в идеале, как в моём случае, пусть лучше будет — и то и то.
У меня Land Cruiser Prado («Ленд-Крузер-Прадо») [или: У меня японский внедорожник с повышенной проходимостью]. В машине я абсолютно уверен и знаю её вдоль и поперёк. Ещё у меня был не самый приятный опыт с уазиком — ездил второй раз в Монголию на нём и то и дело устранял какие-то мелкие поломки — и с Toyota Harrier. Так что свой крузак я ни на что не променяю. За все мои автопутешествия с этой машиной ни разу ничего не случалось.
Из расходников я беру только масло и антифриз плюс набор инструментов, ну и запаску. Перед каждым дальним броском загоняю авто в знакомый сервис. Иногда и сам ковыряюсь в гараже с ними. Мы устраняем любые дефекты, даже самые незначительные, потому что в дороге всё может сыграть роль.
А с уазиком была такая история. Когда я отправился в качестве водителя в Монголию с группой фотографов, машину в сервис перед поездкой загнали без меня, поэтому оценить её состояние заранее я никак не мог. Первая поломка случилась в районе Новосибирска, мы обзвонили и объехали сервисов сорок, и нигде нам не могли помочь, а требовалось всего-то поменять сальник. Только через 500 километров, в Горно-Алтайске, нашёлся специализированный сервис, где нам всё сделали и заодно устранили другие недочёты, о которых мы даже не подозревали.
Во второй раз уазик подвёл уже в Монголии. На заправке я заметил под днищем большую лужу. Оказалось, что потёк расширительный бачок. И не то, чтобы он отошёл, он треснул по заводскому шву. Конечно, никаких сервисных центров рядом не было, но нам помог механик с заправки. Он закурил сигарету и взял клей «Момент». Протёр тряпочкой бачок, потом промазал шов клеем, стряхнул туда пепел и перемешал. И так несколько раз. Починил! Весь оставшийся путь мы проделали без проблем.
У уазика 2020 года выпуска было на момент приключений 56 000 километров пробега. Даже условно новую машину нужно досконально проверять перед путешествием и не вестись на «до Москвы дотянет». Если что-то можно поменять — поменяйте заранее.
Говорят, что в России две проблемы: дураки и дороги. Могу сказать, что иногда это правда, но всё же большая часть трасс очень даже хорошая. От Хабаровска до Санкт-Петербурга 97% дороги вообще отличные. Если раньше где-то было невозможно проехать, то теперь — без проблем. Например, тот же участок от Читы.
Со мной сложных ситуаций в пути, к счастью, не случалось. Наоборот, я сам стараюсь помогать, если вижу, что кто-то стоит у обочины. Однажды остановился возле дедушки со сломанной машиной. Кто знает, вдруг он давно там и у него нет еды и воды.
Самые проблемные водители на трассах — перегонщики. У них, как правило, нет номеров, поэтому они не боятся камер — несутся и подрезают. Ещё есть у меня наблюдение, что после Уральского хребта по направлению к Москве повышается концентрация неадекватных фур, водители которых считают себя главными. Будто для них не существует правил. Выезжают на встречку — а вы, будьте добры, им уступите.
Чем больше людей будет ехать спокойно и не лихачить, тем меньше будет аварий, тем безопаснее будет ездить. Это касается каждого.
Опять же, по моим наблюдениям, культура вождения в России растёт. Если говорить очень грубо, то мы переходим от азиатского стиля вождения, где все мечутся и передвигаются хаотично, к европейскому, где никто никуда не спешит и уважительно относится к другим участникам движения. Меня такая тенденция очень радует.
Я очень его люблю, многие места уже тут исследовал. Могу посоветовать посетить окрестности посёлков Ванино или Совгавань. Отвесные скалы и Охотское море. Ещё, конечно, Шантарские острова. Но, чтобы добраться туда, нужно потратить много времени и денег. Туда ходят катамараны и летают вертолёты. Если такой возможности нет, то поездить по бухточкам Охотского моря — тоже отличная идея. Особенно красиво в золотую осень. Ещё там можно встретить морских котиков и огромных орлов.
Конечно, лучше ездить с гидом или специальной группой. Особенно в тайгу. Там действительно много животных, которые будут рады встретить вас в обеденное время — вы же понимаете, о чём я. Но, например, Большехехцирский государственный заповедник стоит того, чтобы посмотреть его. Там и природа красивая, и если повезёт, увидите гималайского медведя или амурского тигра.
Рядом с Комсомольском-на-Амуре есть озеро Амут, тоже потрясающее место. Туда ехать примерно 500 километров по хорошей дороге от Комсомольска и потом ещё несколько десятков километров по грунтовке. Зимой, кстати, там работает горнолыжный курорт.
Другое озеро — Большой Сулук. Находится в кратере бывшего вулкана. Ехать из Комсомольска чуть дольше — километров 800 (500 по хорошей дороге, 300 по грунтовке), а потом 6–8 часов пешком. Кажется, что сложно, но когда приходишь, понимаешь, что проделал весь путь не зря.
Ещё раньше был Хинганский карьер, а в нём озеро с супербирюзовой водой, потому что завод сливал туда какие-то отходы. Но сейчас владельцы завода сменились и забетонировали карьер. Правда, путь туда остался, там красивая лесная дорога.
Пока в ближайших планах поездка из Хабаровска в Санкт-Петербург. Потом надеюсь продолжать выезды по стране, может, посмотрю другие регионы. Иногда меня спрашивают, не хочу ли я купить автодом. Но я пока не созрел. Да и не вижу у нас инфраструктуры для подобных путешествий. Если я один, то мне и в своей машине комфортно. А для автодома нужны стоянки, возможности заправиться водой, слить отходы. Так что такая история меня не привлекает.
А вот ездить за рулём планирую, пока не сядет батарейка!
1. Отгоните автомобиль на ТО. Насколько бы вы ни были уверены в машине, обязательно перед поездкой устраните все недочёты, даже мелкие.
2. Держите всегда в салоне запас воды 2–3 литра на человека: попить, помыть фрукты или овощи, залить в бачок омывателя или вместо антифриза.
3. Берите аптечку. Она почти никогда не пригождается, но с ней вы будете чувствовать себя гораздо увереннее. Я, к слову, ни разу ей не воспользовался, но всегда беру её с собой.
4. Подберите музыку. Очень здорово заранее составлять плейлисты под разное настроение: грустное, весёлое или мечтательное.
5. Зарядите пауэрбанки. Лучше быть готовыми к любой ситуации: а вдруг у вас разрядится и аккумулятор в машине, и мобильный телефон. Понятное дело, что вероятность мала, но лучше предусмотреть всё заранее.
6. Возьмите дополнительную фототехнику. Например, у меня есть дрон, благодаря которому я могу рассмотреть местность лучше и получить более яркое впечатление. Единственное, стоит проверять правила региона — много где дроны сейчас запрещены.
7. Захватите с собой палатку и спальник. По дороге вы можете оказаться в каком-то красивом месте, о котором не знали заранее, и захотеть там переночевать. Со мной такое случалось не раз.
8. Соберите косметичку со средствами гигиены. Одноразовые салфетки, антисептик, пакеты, запасная зубная щётка и паста (в дополнение к основной), даже одноразовые стаканчики — всё это поможет сделать поездку комфортнее.
9. Берите перекус. Бывают участки дороги, на которых не встретишь магазин, или вам просто не захочется есть в придорожном кафе. Лучше иметь небольшой запас еды с собой.
10. Если планируете ехать не один, то заранее познакомьтесь со спутниками. Лучше путешествовать с близкими по духу людьми, с теми, кто вас понимает и с кем вы на одной волне. Это добавляет впечатлений и положительных эмоций.
Комментарии