Однажды нагревальщик металла Александр отправился позагорать в Египет. И там у него вспыхнула страсть к путешествиям. Он объехал полмира, а потом и пол-России. Возил за собой приятелей, а теперь приглашает всех желающих и готов считать их своими друзьями. Александр рассказал, в чём прелесть камерных туров, как путешествовать бюджетно и почему машина — лучший транспорт.
Герой: Александр, 39 лет, рабочий завода, профессиональный путешественник и фотограф
VK: https://vk.com/nauka_travel
Фотографии: из личного архива Александра
Текст: Софья, пишущий путешественник
Меня зовут Александр, и мне 39 лет. Большую часть своей жизни я проработал нагревальщиком металла на заводе «Электросталь» в одноимённом городе. Нагревальщик металла — это обычный рабочий, который занимается подготовкой металла к ковке на одном из участков кузнечно-прессового цеха, а точнее, на участке радиально-ковочной машины. Слитки, с которыми я работал, были от 500 килограммов до 2 тонн. За смену наш участок ковал по 15–20, а то и по 30 тонн. Также три года я был инженером и даже руководителем участка, но всё-таки вернулся в обычные рабочие, чтобы было больше возможностей для путешествий.
На завод я попал после армии. Вообще, я, можно сказать, пошёл по стандартной схеме: отучился в школе, поступил в электростальский филиал Московского института стали и сплавов, но ушёл после первого курса, так как было неинтересно. Отслужил по призыву и в 2004-м оказался на заводе.
Путешествовать я начал, конечно же, не сразу после того, как устроился на завод. Вообще моим хобби была техника. Я следил за новинками и тратил деньги на смартфоны, фотоаппараты и компьютеры — мне нравилось их собирать из запчастей. А поездки, особенно заграничные, просто меня не интересовали, хотя не были недостижимыми. Но в 2011-м мой друг позвал меня в Египет в отпуск и я почему-то согласился. Хотя, честно говоря, совсем не собирался. Но по чистой случайности у меня был загранпаспорт — я сделал его просто так.
В ту поездку, по обычной путёвке, я впервые — и это в мои 27 лет тогда — летел на самолёте, впервые увидел море, другой народ, пирамиды, сфинксов, Каир! Для меня всё это было будто другой планетой. Мне очень понравилось. Помню, что возвращался со слезами на глазах. Есть изречение Конфуция: «У человека две жизни, и вторая начинается тогда, когда мы понимаем, что жизнь всего одна». Так вот тогда началась моя вторая жизнь: я влюбился в путешествия.
За тот и следующий год я побывал в Египте ещё три раза! Даже начал учить арабский, настолько проникся страной. Мне было очень интересно общаться с местными, пусть я знал всего пару фраз, я видел, как кардинально менялось их отношение, когда я говорил с ними на их языке. Они это очень ценили. Хотя, думаю, что любой иностранец будет рад, если вы как минимум попробуете поговорить с ним на его родном языке.
Со сбора компьютеров я переместился на сбор впечатлений. Главное, что я тогда понял, — нужно узнавать мир. Это выход из зоны комфорта, но это очень сильно расширяет кругозор. Многие стереотипы рушатся. И понеслось: Стамбул, Гималаи, Лондон, Индия, Будапешт, Марокко, Париж, Ливан, Португалия, Иордания, Рига, Амстердам, Исландия, Норвегия. Всё это были самостоятельные отпускные поездки.
Мне было интересно смотреть города, пропитываться другой культурой. Одним из моих любимых мегаполисов остаётся Стамбул. С одной стороны, это современный город, с развитой инфраструктурой. С другой — там время будто застыло. Очень много красивых видов, архитектуры, традиций. У них около 3000 мечетей, и когда на закате из каждой звучит призыв на вечернюю молитву, это завораживает. Ещё в Стамбуле живёт много экспатов, так что на одной улице можно встретить женщину в хиджабе и девушку в мини с сигаретой. Каким-то образом это всё сосуществует вместе. Ещё там много воды, мне это тоже нравится: залив Золотой Рог, Босфор, два моря. В общем, Стамбул прекрасен!
Ещё из того периода мне запомнились трекинги по Гималаям и Норвегии. В Гималаях я прошёл «кольцо Аннапурны» — 140-километровый маршрут на высоте около 5000 метров от Бесисахара до Джомсома — и посетил южный базовый лагерь Эвереста в Непале на высоте 5364 метра. А в Норвегии был на горе Кьёраг и видел Кьёрагболтен — пятиметровый камень, который застрял в скалах. Также поднимался на Прекестулен — отвесную скалу с плоской вершиной, в переводе её название означает «кафедра проповедника». Ещё восходил на Скьеггедаль, у которой есть каменный выступ над пропастью, известный как «Язык тролля» — оказаться там было моей мечтой.
Я работал по графику. И у меня было 49 дней отпуска в году, которые можно было делить по своему усмотрению. Плюс я сдавал кровь как донор, за это мне давали 10 дополнительных выходных в год — то есть, считайте, две недели. (Сейчас, кстати, я почётный донор.) Плюс праздники, плюс где-то брал за свой счёт. Ну а в последние несколько лет заводской работы помогала лояльность начальства — они с пониманием относились к моему увлечению. Думаю, что мог бы и дальше работать, но мне уже стало неловко, так что в начале 2023 года я уволился. Получается — выбрал путешествия.
Когда я работал, ездил на разное количество дней. Бывало, что мог и на четыре дня улететь. Например, так случилось с Калининградом. Оттуда я доехал до Литвы, потом в польский Гданьск — и вернулся. Получилось коротко, но впечатлений хватило. Самое долгое, на сколько я уезжал тогда, — три недели. Как раз в Гималаи, но на меньше туда просто нет смысла ехать: сложно добираться, плюс акклиматизация требует времени.
Некоторые путешествия я планировал заранее — и тогда согласовывал отпуск. А иногда срывался спонтанно. Например, когда встречал дешёвые авиабилеты. Если помните, когда-то «Победа» устраивала распродажу: перелёты по 99 рублей (так я попал в Калининград), 199 и 399 рублей. Чего ж не полететь! Так я увидел Кипр, Иорданию, Грецию и Израиль. Местные авиакомпании тоже запускали акции с билетами по два евро.
Мне действительно очень повезло с начальством. Я им очень благодарен, но и старался их не подводить, работал всегда на совесть.
Вообще, путешествие — это не всегда дорого. Главное — желание. Сейчас, конечно, обстоятельства изменились. Но тоже можно найти варианты. Часто кажется, что какая-то страна — это супердорого. Например, та же Исландия. Но если всё спланировать, выловить выгодные билеты, то можно уложиться во вполне вменяемые деньги. Моя поездка в Исландию с билетами, проживанием в палатках и иногда в мотелях, с питанием, арендой машины и бензином для неё и морской экскурсией к китам обошлась на двоих в 110 000 рублей. Да, это был 2016 год, но даже тогда это вызывало удивление: неужели за условные 100 000 рублей можно съездить в Исландию, а не в отель в Турции. (Кстати, через год я вернулся в Исландию с одноклассницей, а в третий раз — с небольшой группой друзей — фактически впервые тогда организовал авторский тур.)
На путешествия я тратил большую часть денег, заработанных на заводе. Думаю, чтобы реализовать поездку, важны два момента: ваше желание и верно расставленные приоритеты. Если есть стремление изучить мир, то возможности точно появятся. Главное, ими воспользоваться.
Между путешествиями за границу я ещё ездил по России. Тогда я катался на сноуборде и часто бывал зимой в Кавказских горах. Кстати, со сноубордом интересная история. В детстве я ездил в Рязань — моя мама родом оттуда. Там мы с друзьями попробовали сделать самодельные сноуборды — из фанеры. Мы катались на них с небольших горок, а иногда строили фигуры для прыжков: перила и трамплины. Моё увлечение закончилось тем, что в 2011 году я купил настоящий борд, но ломал то одну ключицу, то другую, то руку — уж думал, не моё. Но сейчас всё ок, я продолжаю кататься. Стараюсь несколько раз за сезон выбираться на склоны.
А вот мой друг детства вывел то наше спортивное увлечение на новый уровень: он построил в Рязанской области сноубордический парк — совершенно бесплатный. Туда ездят даже из Подмосковья. Ещё я открыл для себя в 2016 году Эльбрус и Северную Осетию.
На Эльбрус я поднялся совершенно случайно. В 2014 году мы катались на сноуборде на Домбае и договорились однажды сходить на эту вершину. Я даже купил магнитик с горой и отметкой 5642 метра. Этот магнит висел дома на холодильнике, попадался на глаза, и вот, спустя два с небольшим года, 9 июля 2016-го, я стоял наверху в минус 24, плакал и не верил, что это реальность. Тот товарищ, с которым мы договаривались, кстати, отказался, но я нашёл себе компанию.
Поднимались мы самостоятельно, но я никому это не рекомендую. Я хорошо подготовился теоретически, просмотрел все обучающие видео от Сергея Баранова — одного из лучших коммерческих альпинистов, но я совсем не практиковался. Тот день был одним из самых красивых в моей жизни, но и одним из самых сложных.
Мы пошли, хотя не успели акклиматизироваться — использовали погодное окно, так как потом прогноз обещал метель. Было ясное небо, но очень сильный ветер. Тем не менее кое-как, шаг за шагом мы дошли до верха. Нас было трое: я, мой товарищ и его девушка. Ещё до старта мы договорились, что если кому-то станет плохо, то мы все сразу повернём назад. Но, слава Богу, всё обошлось.
И мы любовались сверху на невероятную красоту — весь Кавказский хребет перед глазами, тень от гор падала на Грузию. Очень счастливый момент — я ощущал, что могу всё. А ещё понимал, насколько ничтожны все бытовые проблемы и насколько величественны горы. Непередаваемо. Тогда я понял, что есть потрясающе красивые места, где можно почувствовать единение с природой, и мне захотелось снова испытать эти ощущения.
В первый автотур я отправился со своей одноклассницей Надеждой. Она, кстати, тоже заядлая путешественница, была в Териберке ещё до режиссёра Андрея Звягинцева, который прославил деревню. Так вот, в декабре 2015-го Надя предложила мне поехать куда-нибудь на авто. Мы подумали, что было бы здорово прокатиться до Грузии и Армении через Дагестан, Чечню и Ингушетию, при этом захватить кусочек Калмыкии. У меня тогда был универсал Chevrolet Lacetti. Как-то особым образом я его не готовил: просто прошёл ТО и купил цепи противоскольжения, чтобы без приключений перебраться через Крестовый перевал на границе России и Грузии — там бывает снежно и скользко.
Мы выехали из Электростали в направлении Волгограда. Потом добрались до Элисты. Там посмотрели город, храм Семи Дней и Золотую обитель Будды Шакьямуни.
Когда мы выдвинулись в сторону Грузии, выяснили, что два дня подряд перед нашим приездом перевал был закрыт из-за опасности схода лавин. Но перед нами его открыли — и даже цепи в итоге не понадобились.
В Грузии мы побывали в Гудаури, Гергети, где поднялись к храму Святой Троицы и крепости Минда, увидели Арку Дружбы народов ещё до реставрации. Потом доехали до Вардзии, где совершенно случайно попали на репетицию свадьбы дочери хозяина отеля. Было очень шумно, гостепреимно и вкусно!
В Армении мы посмотрели Ереван и озеро Севан на высоте почти 1900 метров, добрались до Хор Вирапа — христианского монастыря в горах, места паломничества верующих. А вот гору Арарат так и не увидели: её всё время скрывали облака.
Получилось, что за время путешествия мы пообщались с представителями трёх религий. В Осетии, Грузии и Армении мы посетили христианские храмы, в Дагестане, Чечне и Ингушетии познакомились с исламской культурой, а в Калмыкии, в Элисте, — прикоснулись к буддизму.
Я очень проникся форматом автопутешествий: ты мобилен, можешь чуть ли не каждый день менять планы. Собственно, мы так и делали. Ничего не бронировали заранее, останавливались в небольших отелях по пути. И получилось даже выгоднее. А зимний сезон нам сыграл на руку — туристов нигде почти не было, плюс мне удалось на обратном пути даже покататься на сноуборде в Гудаури — это грузинский лыжный курорт. Единственный минус — короткий световой день. Но я точно стал фанатом поездок на авто.
В 2016 году одноклассница опять позвала меня с собой на машине. Теперь на майские праздники в Северную Осетию. Мы проработали маршрут, подготовили авто и снова вдвоём выдвинулись из Электростали.
Тогда Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария уже развивались в туристическом смысле из-за наличия горнолыжных курортов. А вот Дагестан и Осетия были не самыми популярными направлениями. Мест, чтобы с комфортом остановиться, почти не существовало. Например, мы застали начало строительства первого отеля в Верхнем Фиагдоне в Куртатинском ущелье. Сейчас там уже выросла ещё пара отелей и открылось много гостевых домов. А тогда туристы размещались во Владикавказе или, как мы, ездили с палатками. В Дигорском ущелье работали только базы отдыха «Порог неба» и «Ростсельмаш», а «Тана Парк Отель», самое комфортное место там, только начинали строить.
Нам хотелось не просто проехаться по красивым местам, но и забраться куда-нибудь в горы, однако промаркированных маршрутов не было вообще. Нам пришлось искать в интернете, в советских справочниках тропы, которыми ходили полвека назад. В итоге мы нашли путь на Столовую гору — её видно с проспекта Мира во Владикавказе, и она изображена на гербе Ингушетии. Было очень холодно. Помню, что у нас замёрзло даже овсяное печенье: надкусываешь его, а внутри хрусталики льда. Достопримечательности региона мы тоже посмотрели: город мёртвых в Даргавсе, Кадаргаванский каньон, Дзивгисскую наскальную крепость и много чего ещё.
От той поездки осталось много впечатлений. Там было очень мало туристов, да и в принципе людей вокруг, поэтому я чувствовал себя немного первооткрывателем. Ну и, конечно, сами виды и формат приключения тоже понравились. Мне захотелось вернуться туда ещё, чтобы показать это место друзьям.
С 2016 до 2020 года я продолжал иногда ездить за границу, но и стал активнее изучать Россию. Побывал ещё несколько раз в Северной Осетии. Путешествовал по Ингушетии — тоже очень красивое направление, но мало освоенное. В лучшем случае туристы доезжают до Ассинского ущелья, природного парка Эрзи, едут до башенного комплекса Вовнушки, до Тхабы-Ерды — древнейшего христианского храма в России — и поворачивают назад. Но всё самое красивое и самое интересное — дальше! Парочка перевалов, и справа открывается вид на весь Кавказский хребет. Конечно, зависит от погоды. Но если повезёт, то вы получите возможность оказаться в уединённом и суперкрасивом месте. Там даже в выходные пастухов больше, чем туристов. И много диких животных: зайцы, лисы, косули, шакалы. А вот медведей мне пока не доводилось видеть в дикой природе.
Если двинуться ещё дальше — до границы с Чечней — то можно увидеть Цори, ещё один потрясающий башенный комплекс. Туда вообще почти никто не добирается. Конечно, есть проблемы с инфраструктурой. Но даже одним днём можно много куда доехать. Плюс всегда можно взять палатку и еду с собой и, если захочется, то задержаться на подольше. Я, кстати, всегда беру в свои однодневные туры перекус. Ничего особенного, сэндвичи, блины, чай/кофе, но на природе и с красивым видом всё становится вкуснее!
Начало пандемии, то есть первую половину 2020 года, я просидел дома. Зато как только ограничения стали спадать, я сразу вписался в авантюру. Моему товарищу, который уже занимался организованными турами, потребовался помощник — второй водитель на поездку из Санкт-Петербурга по Карелии, к Соловецким озёрам и в Мурманск. Я отпросился у начальства, взял отпуск за свой счёт и уехал с небольшой группой туристов. Выступал водителем, фотографом и видеооператором в одном лице.
Я ещё в самом начале поездок увлёкся съёмкой и даже завёл небольшой блог. Выкладывал видео на YouTube, но никогда не планировал становиться профессиональным блогером. Просто делал для себя. Но вот в той поездке мой навык фото- и видеосъёмки очень пригодился.
Вообще, та поездка стала для меня хорошим пинком. А вскоре через соцсети на меня вышло турагентство и предложило сотрудничество. Вместе с ними я собрал и отвёз группу в Северную Осетию. Ещё сделал им контент на сайте.
Но продолжения сотрудничества не случилось. Зато я почувствовал в себе силы организовывать и возить группы самостоятельно. Я стал время от времени через соцсети набирать желающих. Весной и осенью возил группы в Северную Осетию, Ингушетию и Дагестан в горы, летом — на Соловки и в Мурманск смотреть на китов, зимой опять в Мурманск, но уже на северное сияние, также ездил с туристами на Байкал.
Кстати, с выходов в море в Мурманске я привозил очень крутые снимки: например, как горбатые киты выпрыгивают из глубины. Некоторые фотографии у меня даже покупали туроператоры, а другие помогли капитану судна, с которым я сотрудничал, заманить к нему в гости друзей. Те давно не находили времени навестить его и вообще думали, что Териберка — депрессивное место из фильма Андрея Звягинцева «Левиафан». А глянули на мои кадры — и примчались любоваться красотами.
Спустя два года, в 2022-м, я решился на авантюру: договорился с начальством, что возьму полугодовой перерыв и попробую силы в авторских турах. Не все туры приносили прибыль. Случалось, что группа набиралась не полностью, но я всё равно выполнял договорённости перед теми, кто уже оплатил поездку. Репутация и довольные клиенты для меня важнее всего. Это дало свои плоды, и люди стали ко мне возвращаться. А также рекомендовать меня знакомым — заработало сарафанное радио. Весь прошлый год я всё ещё совмещал группы и завод. И только в этом решился полностью уйти в свой проект.
Сейчас возить группы — моя основная работа. Самый пиковый спрос приходится, конечно, на праздники, майские и Новый год. До сих пор я стараюсь заниматься всем один, но понимаю, что если хочу как-то развиваться, то мне будут нужны помощники. Конечно, у меня везде есть связи и люди на подхвате. Но пока я и набираю людей и вожу их сам. Это приносит хороший доход. Признаюсь, что в прошлый Новый год, когда у меня было подряд пять трёхдневных туров, я заработал рекордную для себя сумму за две недели. И испытал от осознания этого приятные и необычные чувства.
Однако, как оказывается, организовывать путешествия — это очень тяжёлый труд. Я даже не знаю, что утомительнее: работать на заводе или сопровождать 15 дней подряд людей, которым нужно северное сияние. Подобный тур обычно длится три дня и происходит так: в первый день я забираю группу из отеля, мы смотрим достопримечательности Мурманска, где-то едим, потом отправляемся на фотоохоту. И она может продлиться с девяти вечера до двух-трёх ночи. На второй день днём обычно идём в море искать китов, а вечером снова ловим сияние. Третий день обычно активный — на снегоходах, ещё может быть визит в традиционную саамскую деревню. Но потом всё равно ожидание сияния. Группа улетает, прилетает следующая. И так две недели без выходных.
При этом мне хочется, чтобы у всех было хорошее настроение, чтобы все остались довольны, это требует много и физических, и эмоциональных сил. Это изматывает. Нужно понимать, что путешествовать самому и организовывать путешествия для других — совершенно разные вещи. Но пока мне нравится, что я своего рода поставщик эмоций. Меня это очень сильно заряжает.
Направления, куда я вожу сейчас, — это по-прежнему Северная Осетия и Мурманск. Раз в год делаю тур на Соловецкие острова. Также добавляю Байкал. Собираю группы до восьми человек, иногда и до четырёх — чтобы не нужно было брать второго водителя. Потому что тогда все идеально помещаются в мою машину — лифтованный, подготовленный Renault Duster хорошей проходимости. Я вообще люблю небольшие группы за камерный формат путешествия. Мне всегда было приятно возить друзей в те места, где мне нравится самому, а теперь можно считать, что у меня просто больше друзей.
Спрос на путешествия по России всё выше. Потому и тех, кто стремится на этом заработать, тоже больше, конкуренция увеличивается. Меня это не пугает. Важно знать свою нишу и качественно в ней работать, заниматься рекламой и следить, чтобы люди оставались довольны, тогда и клиентская база постепенно будет увеличиваться. Например, в этом году китайцам открыли въезд в Россию, и в моей новогодней группе будет целых четыре китайца. Если им понравится, то они расскажут обо мне своим знакомым и поток увеличится.
С 1 июля 2024 года все гиды обязаны иметь аккредитацию. Думаю, это требование снизит количество случайных людей в отрасли. Хотя и для меня получить аккредитацию — задачка со звёздочкой. Официально у меня нет законченного среднего специального или высшего образования, а это обязательное условие, чтобы аккредитоваться. В 27 лет я предпринял вторую попытку получить высшее — по специальности «туристическое дело» в гуманитарном университете в Электростали, но из-за загрузки не доучился один год. Буду думать, как быть: или придётся учиться заново, так как восстановиться уже не смогу, или взять в команду аккредитованного гида.
Среди моих коллег я крайне редко встречаю недобросовестных людей. По моему наблюдению, люди, связанные с путешествиями, очень открытые и дружелюбные. Это как будто отличительная черта. Конечно, везде встречаются неприятные персонажи. Иногда кто-то жалуется на простые маршруты, по которым можно погулять и без гида и за сопровождение по которым стыдно брать деньги. Лично я такие не делаю, но ничего не имею против. Всё зависит от спроса и предложения. Есть люди, которые на небольшую прогулку в горы предпочтут отправиться с сопровождением. Кто знает, может, это их первый поход в горы? А есть те, кто и на Эльбрус сам полезет. На рынке есть предложения и для тех и для других. Всегда можно загуглить маршрут и соотнести со своими силами и желаниями. А ещё стоит обращать внимание на ценности. Обычно авторы туров делают то, что интересно им самим. Например, я люблю уединённые места, где можно побыть один на один с природой, поэтому вожу в такие локации или подгадываю время, когда в красивом месте меньше всего людей или совсем их нет.
Чтобы не разочароваться в своём гиде или авторе тура, я советую читать отзывы, обязательно контактировать с организатором до поездки, а ещё почитать про маршрут заранее (насколько он вам подходит, будет ли сложно или легко). По общению с организатором, кстати, уже многое становится понятно. К сожалению, никто не застрахован от обмана, такое случается, но я верю, что добрых и порядочных людей всё же больше.
Мои туры лёгкие, мои клиенты не восходят на вершины весь день, и для путешествия со мной им не требуется специальное оборудование. Но даже если вы хотите попробовать что-то более серьёзное, то начинать я всё равно советую с простых маршрутов. Например, выйти на день в горы и вернуться. В следующий раз отправиться с палаткой, потом на два дня и так далее. Постепенно увеличивать и продолжительность, и расстояние. Обычно человек достаточно быстро понимает, его этот тип отдыха или нет. Если ему нравится, то он сам уже разберётся в снаряжении: и в трекинговых ботинках, и в палках, и в специальной одежде, и в палатках.
Из однодневных маршрутов в Северной Осетии я советую выход к Верхним Кармадонским ваннам. Там нужен пограничный пропуск — документ, который разрешает находится на пограничной территории России и Грузии. Его можно получить прямо на месте, на погранзаставе в посёлке Кармадон. Перепад высот на маршруте около 700 метров, а идти около восьми километров в одну сторону с достаточно равномерным набором высоты. В конце маршрута можно посидеть в горячих источниках.
Сейчас предпочитаю фокусироваться на том, что хорошо знаю: на Северной Осетии, Ингушетии, нестандартных маршрутах по Дагестану, Мурманску, Соловкам и Байкалу. За прошлый год без групп мне удалось съездить только на плато Путорана на полуострове Таймыр и на полуостров Рыбачий в Мурманской области. В восточном направлении по России я бывал в Кемеровской и Иркутской области. Ещё был на Ямале. Пока не был ни на Камчатке, ни на Сахалине. Очень хочу и туда и туда. Ну и потихоньку буду разведывать другие места.
Комментарии