За помощь в подготовке материала благодарим АльфаСтрахование.
Для путешествий есть специальная туристическая страховка. У разных страховых она может отличаться, но смысл всегда один — компенсировать ваши расходы, когда что-то пошло не так. Обычно такую страховку вы собираете как конструктор.
Например, к туристическому полису можно добавить страховку от невыезда. Она помогает покрыть расходы за несостоявшийся перелёт, бронь гостиницы или тур, если поездка отменилась по не зависящей от вас причине.
Два самых частых случая, когда стоит брать страховку от невыезда:
1. Вы собрались в страну, куда нужна виза. Взяли билеты, забронировали отель и собрали документы. Уверенности, что визу дадут, нет, а деньги за перелёт и гостиницу терять не хочется.
2. Вы боитесь заболеть перед поездкой (или боитесь, что заболеет кто-то из вашей семьи). Ну например, вы мама, которая путешествует с ребёнком, и опасаетесь, «как бы он опять чего не подхватил перед отпуском».
Приходит человек в страховую и говорит: «Мне не дали визу — хочу вернуть деньги за билет и отель». Так, если что, нельзя. Страховкой от невыезда нужно озаботиться до того, как вы подали документы на визу. Тогда, если визу не дадут, можно просить компенсацию. Страховая вернёт деньги за билеты, отель или турпакет (проживание с питанием, трансфером, медстраховкой, консульским и визовым сборами).
Все расходы попросят подтвердить документами:
— Авиабилеты нужно аннулировать и запросить возврат денег. Тогда перевозчик (или его представитель-агентство) выдаст вам справку: там будет написано, сколько вернули денег или что их вообще не вернули из-за невозвратного тарифа. С этой справкой надо идти в страховую — там вам компенсируют невозвратную часть билета.
Бывают страховки, которые покрывают доплату, если вы перебронируете билет. Тогда в страховую нужно нести чек за доплату и подтверждение того, что старый билет пошёл в счёт нового.
— Оплату за отель надо подтверждать договором аренды и чеком. Если бронировали отель на Туту, то все отчётные документы можно скачать в одно нажатие в личном кабинете. Снимок экрана из мобильного приложения, где написано, что вы перевели кому-то деньги, не подойдёт.
И так же, как с авиабилетами: если вам сделали частичный возврат или не сделали никакой, нужны подтверждающие документы. Бронь жилья, документы об оплате, возврат или аннуляция оплаты по брони жилья.
А ещё важно, почему вообще вам не дали визу. Например, если вы сами пропустили срок подачи или неправильно собрали документы, компенсации не будет. Полный список исключений обычно есть на сайте страховой. Вот здесь, например, можно почитать, как с этим у АльфаСтрахования.
«Мне врач сказал, что мне не надо ехать. Вы что, не верите моему врачу?», — часто в страховую приходят с таким запросом. Да, устная рекомендация доктора не работает — нужен медицинский отчёт врача с подтверждением вашего диагноза.
Какие случаи считаются страховыми:
Сроки, в которые травма или болезнь считаются страховыми, у каждой компании свои. Например, у АльфаСтрахования это 15 дней. То есть если вы сломали руку за три недели до путешествия и передумали ехать, компенсации не будет. Если вы сначала сломали руку и получили справку, а потом уже спохватились и оформили страховку — тоже.
Ещё важно, кто именно заболел или получил травму. Обычно страховка действует на самого путешественника и его близких родственников, которые тоже собирались ехать. Только надо внимательно изучить, кто в понимании страховой является для вас «близким родственником». У АльфаСтрахования это отец и мать, дети (и усыновлённые тоже), законные супруги, родные братья и сёстры, бабушки, дедушки, внуки.
Невыдача визы, болезнь и травма — это только самые частые риски. А в условиях страховки от невыезда прописан целый набор ситуаций, которые покрывает полис. Например, у АльфаСтрахования есть ещё вот такие риски:
Если ваше «что-то случилось» не входит в список рисков, то страховая, увы, не поможет. Вот примеры ошибочных обращений в страховую за компенсацией:
А ещё бывает, что власти страны, куда вы едете, закрывают границы или прекращают авиасообщение с вашей страной. Тогда поездка может сорваться. Карантин, чрезвычайное положение, санкции — всё это не страховые случаи.
В целом механизм действий с любым риском вот такой:
1. Случается что-то из списка рисков по страховке.
2. Вы отменяете поездку (или уезжаете домой раньше или позже).
3. Предоставляете в страховую документы о случившемся (для разных ситуаций — разные). Просите компенсацию за билеты, отель или тур.
4. Если с документами всё хорошо и вам одобрили возврат, получаете деньги назад.
Обычно по страховке от невыезда можно вернуть:
Деньги возвращают только в пределах покрытия вашей страховки, а покрытие выбираете вы сами. Чем больше покрытие, тем дороже страховка и тем больше денег смогут вернуть. Например, если на отмене поездки вы потеряли 150 тысяч рублей, а страховку брали с покрытием в 100 тысяч рублей, то выплатят те же 100. Если потеряли 70 тысяч рублей, а страховка у вас с покрытием в 100, то выплатят 70.
Ещё хорошо бы обратить внимание на франшизу. Она есть не во всех страховках, поэтому не забудьте проверить свою. С франшизой страховка обычно дешевле, но вы рискуете потерять больше денег в экстренном случае.
Франшиза — это та часть ущерба, которую не компенсирует страховая (фиксированная сумма). Если ваши убытки меньше франшизы, то страховая не выплатит вообще ничего. Если больше франшизы, то выплатит компенсацию по оговорённым условиям и вычтет из неё сумму франшизы. Тогда часть расходов придётся взять на себя.
Пример: вы купили невозвратные авиабилеты за 27 тысяч рублей и взяли самую дешёвую страховку от невыезда с франшизой в 30 тысяч рублей. Поездка отменилась по страховому случаю, и вы хотите вернуть деньги за билеты. Но вернуть их не выйдет, потому что стоимость билетов меньше франшизы. Если бы билеты стоили 50 тысяч рублей, то страховая вернула бы вам за них 20 тысяч рублей (стоимость билетов минус франшиза).
В разных компаниях процесс слегка отличается, но обычно порядок действий такой.
1. Когда страховой случай наступил, надо оперативно связаться со страховой компанией. Можно позвонить по номеру, который указан на полисе, или нажать кнопку SOS в мобильном приложении или на сайте страховой.
2. Если позволяет время, можно описать ваш случай оператору страховой и получить консультацию. Например, страховая поможет найти нужную медклинику и записаться к врачу, когда вы уже в путешествии. Тогда и платить сразу же будет страховая (если в клинике принимают не только наличку, конечно).
3. Потом надо отправить все нужные документы страховой. Для разных рисков — разный набор. Узнать, какие нужны именно вам, можно в приложении или на сайте. Лучше сразу изучить этот список и именно эти бумаги требовать у врачей.
Если у вас уже были экстренные расходы по страховому случаю в путешествии, то вместе с документами нужно подать и заявление на их возмещение. Как это сделать и в какой форме — можно узнать у страховой. Часто на сайте есть готовый шаблон. Срок подачи обычно ограничен (например, 30 дней после поездки).
4. Дальше ваши документы и заявление рассмотрят и решат, платить ли вам компенсацию. Отказать могут, если ситуация не подходит под какие-то из условий страховки.
Есть три основных способа купить страховку от невыезда:
1. У страховой напрямую: на сайте или в офисе. Только тут важно, что купить её можно только как опцию в дополнение к основной туристической медицинской страховке. Как самостоятельный полис страховка от невыезда не работает.
Чтобы оформить страховку, нужно на сайте страховой заполнить форму с данными о поездке: кто поедет, куда и когда (билеты и другие подтверждающие документы не нужны).
Сколько будет стоить страховка от невыезда — зависит от возраста клиента, страны и покрытия. У АльфаСтрахования это обычно 4–5% от страховой суммы.
2. У туроператора вместе с туром. Такая страховка продаётся как дополнение к туру на сайте туроператора. За неё, как правило, нужно отдать от 4 до 10% стоимости всего тура.
3. На Туту вместе с билетом на транспорт. Мы у себя на сайте предлагаем добавить такую страховку к покупке билета. В этом случае страховка от невыезда — это отдельный полис, который не имеет отношения к медицинскому страхованию, и основную туристическую страховку покупать необязательно.
Такая страховка стоит 3,5% от стоимости билетов. Лимит страховой суммы — 100 тысяч рублей.
Комментарии