Я много летаю и повидала разное дерьмо вроде восьмичасовой задержки рейса и больших окон между транзитами в 3 пересадки. Мои друзья теряли документы, или же мы просто летали через Копенгаген летом, когда койка в хостеле стоит 15 тысяч рублей за ночь.
Мы спали в Копенгагене в аэропорту, и было страшно. Как вернулись, я узнала про этот вид хобби много интересного.
Первое — идём на sleepinginairports.net. Там огромная база знаний, есть куча гайдов из серии «В этом аэропорту будьте внимательны, там нет розеток» или «Там есть зона A, где лучше всего спать». Там же показано, где душ, где можно вымыть ноги (в молельнях) и где комната йоги. Комната йоги — это сразу лютый вин, там очень хорошо спать.
Вот видео, где мужчина в Домодедово спит на работающей ленте багажа.
Так делать не надо.
А как надо? Для начала — взять с собой подушку. Канает лёгкий спальник, лёгкий плед или большой платок. Возьмите беруши или купите их в аптеке (лучше возьмите). День в аэропортах обычно начинается в 5 утра, и дальше до полуночи — шумно. Понадобится маска для глаз — свет в аэропорту нигде не выключают. А иногда он ещё и мигает. В некоторых аэропортах есть зоны приглушённого света — например, в Исландии, в KEF, очень круто сделано.
Дальше идёт еда и вода, потому что ночью почти все магазины закрыты. Я беру ещё книгу и антисептик.
Если есть стикеры и фломастер, можно будет написать что-то типа «разбудите меня в пять утра» и приклеить на себя. Говорят, это работает. Когда не на русском. На русском вы с некоторой вероятностью проснётесь без сумки.
Проверьте часы работы аэропорта. Они, бывает, закрываются на ночь. Вот, например, мы летели из Парижа. Не проверили до скольких работает аэропорт и приехали туда с твёрдым намерением провести ночь в тепле и относительном комфорте. Всё было хорошо ровно до 11 часов вечера, пока нас триумфально не выгнали за двери. Часть таких же неудачников, как и мы, пошли искать удачу в ближайшем Макдаке, а мы решили, что раз всё равно у нас с собой палатка, то ночевать будем в ней. Прям на газоне перед аэропортом её и поставили. В 5 утра встали, собрали и пошли наводить марафет в туалете аэропорта. Ну и завтракать в кафешках.
Ещё бывает так, что некоторые терминалы закрыты, поэтому ночевать нужно не в терминале внутренних перелётов, а в международных — они обычно открыты. Но всё нужно перепроверять, чтобы не случилось так, что в 11 вечера вас выгоняют из аэропорта в сонном состоянии.
Идите в транзитную зону. Если у вас есть регистрация на рейс и багаж вы сдали (или вообще едете без него), то в большинстве европейских аэропортов можно пройти по посадочному талону сразу в транзитную зону. Внутри комфортнее спать, чем во внешней части аэропорта, — там ночуют не только пассажиры. Обычно в транзитных зонах есть душ, более удобные сиденья, куча дополнительных сервисов и даже комната для йоги. К тому же там меньше шансов, что вас обокрадут. И сотрудники аэропорта не будут дёргать, чтобы проверить, пассажир вы или нет.
Подумайте о безопасности. Найдите в аэропорту медпункт и полицию. Практически во всех цивилизованных аэропортах они есть. Лучше всего залечь спать где-то рядом с ними — меньше вероятность, что вас обокрадут. По крайней мере, так считается.
Рюкзак нужно обязательно обнимать или хотя бы положить на него руку или ногу. Некоторые особо нервные приковывают себя к своим сумкам. Если вы лежите на полу, лучше повернуть рюкзак или чемодан молнией/замком к стене. Это затруднит доступ к вещам, и процесс кражи станет в разы шумнее. Можно завернуть ручную кладь вторым слоем в лёгкую спортивную сумку — типа тех, что продаются в Икее. Только не берите красные.
Место. Если вы в транзитной зоне, то всё сильно упрощается. Там можно спать в комнатах отдыха, в детских комнатах (в них обычно ковры на полах), в библиотеках, в комнате для йоги. Ещё можно спать в лаунжах. В эти зоны можно пройти, если заплатить определённую сумму. Это может быть дешевле, чем ночевать в отеле в аэропорту или в капсульном отеле. Был случай, когда один предприимчивый путешественник несколько раз покупал билет бизнес-класса с бесплатным обменом, возвратом и бизнес-залом. Приходил в аэропорт, отдыхал в бизнес-зале, ел и пил до вылета, а за определённое время шёл и менял билет. В какой-то момент авиакомпания раскрыла схему, но пару раз этот трюк сработал.
Если регистрации на рейс нет, пройти во внутреннюю зону аэропорта не выйдет. Не получается спать на сиденьях — посмотрите на прекрасные резиновые трапы у стоек регистрации. Они мягкие, нехолодные, вполне анатомической формы. Пару часов до регистрации можно и поспать.
Вариант на крайний случай — аренда машины. Если парковка бесплатная, то это может быть дешевле, чем ночь в отеле.
Не забывайте спрашивать. Иногда сотрудники аэропортов могут помочь с ночным сном, если вы в «чистой» зоне, потому что в «грязной» может оказаться, что вы просто бездомный, а сотрудник выяснять не будет. В Шарль-де-Голле вам могут дать весь набор: плед, коврик, повязку на глаза, зубную щётку. Потом просто ложишься на пол, обнимаешь свой чемодан и спишь. Главное — спросить. Сотрудники могут и сами ходить с пакетами первой необходимости. Видят, что люди пытаются поспать, подходят и выдают всё необходимое. В аэропорту Брюсселя, по слухам, вообще выкатывают раскладушки. То есть всегда есть смысл спросить местных работников. Если вы не уверены, что сейчас хорошо проведёте ночь, просто подойдите и спросите: «А вы мне ничего не дадите?»
Каждый аэропорт имеет свою специфику. В одном месте вас оставят в покое, а в другом могут каждый час будить и проверять посадочный талон, если вы уснёте в общей зоне (не транзитной). Некоторым сотрудникам просто не нравится, когда ночуют в аэропорту, — могут выгнать и всё.
В Сингапуре (Changi International Airport) есть бесплатные лежаки:
А это Сеул (Incheon International Airport):
Он постоянно спорит с Сингапуром за звание лучшего аэропорта. Спальные зоны находятся отдельно от оживлённых магазинов.
В Токио (HND) сиденья без поручней, то есть можно спать в длину. Ещё у этого аэропорта есть гостиницы — не только для людей, а ещё и для животных.
В Хельсинки (HEL) есть платные капсулы для сна и умиротворяющие звуки природы для тех, кто не боится проспать рейс.
Лучше не останавливаться в Южном Судане (JUB) — там в сезон дождей грязевые лужи в зале и сверху капает. В Саудовской Аравии (Jeddah King Abdulaziz International Airport, JED) огромные очереди: «Я лично встретил сотрудника иммиграционной службы, который заснул, проверяя мои документы. Потом он фактически оставил свой пост, просто чтобы побрызгать водой себе на лицо, а затем вернулся и снова заснул». Зато там есть бесплатный Wi-Fi.
Потом Нигерия — Port Harcourt International Airport (PHC). Говорят, что сотрудники вымогают деньги буквально за всё. Например, могут сказать, что виза неправильная и за правильную нужно доплатить. Прилетаете вы фактически в палатку.
Ещё плохие места — Греция, Крит (HER). Соответствует коду — невероятные очереди. Ещё постарайтесь не попадать на длинные транзиты в Нигерию — Lagos Murtala Muhammed International Airport (LOS), Грецию — Santorini Thira National Airport (JTR), Танзанию — Dar es Salaam Julius Nyerere International Airport (DAR), Грецию — Rhodes International Airport (RHO), Францию — Paris Beauvais-Tille Airport (BVA, его закрывают на ночь), Узбекистан — Tashkent International Airport (TAS).
В Шереметьево каждую ночь поспать приезжают около 200 человек. Не жить, а именно поспать. На самом деле, это проблема только Шереметьево — там с этим ничего не делают. На мороз выставили только самых буйных — тех, кто не хотел соблюдать правила. А остальные всё равно приезжают туда ночевать, у них даже есть свои места, персонал аэропорта их знает. По сути, это большая ночлежка. К ЧМ этих товарищей обещают выгнать на месяц, чтобы не шокировать туристов. Посмотрим, получится или нет.
В Хитроу живёт от 20 до 100 человек. Там тоже не ведут статистику, но некоторое время назад вышел целый цикл статей в прессе про таких людей. Эрам Дар, одна из «жительниц» Хитроу, в интервью описала свой быт в аэропорту так: «Жить в Хитроу — это как быть в хорошем отеле. Тепло, очень чисто, и вас никто не трогает. Думаю, это удача, что я здесь. Каждую ночь я сплю в одном и том же месте (между обменником American Express и автоматом с мороженым на полу коридора, ведущего к первому терминалу). Иногда пассажиры поглядывают на меня, проходя мимо. Ночные уборщики моют полы прямо вокруг меня. Я просто закрываю глаза и кутаю голову в шарф, чтобы не слышать ничего вокруг».
В аэропорту Сингапура живёт примерно 11 человек, про одну из его жительниц будет ниже. В Атланте — около 12. Во Франкфурте — около 50 человек.
Многие из этих людей, по сути, не бездомные. Чаще всего им пришлось остаться из-за каких-то проблем с документами. В Шереметьево очень долго жила семья, которая пыталась получить статус беженцев в России. Наши пограничники их выпустили, а немецкие отправили обратно. А ещё в Шереметьево неделю жил один парень по имени Эдик, но он был довольно хорошо известен, поэтому ему быстро дали разрешение на въезд.
В аэропорту Шарль-де-Голль постоянно жил один бомж. Дело было в десятых числах декабря 2017 года. Так вот, в районе 17:30 вечера в терминале 2F он, как обычно, обходил мусорки аэропорта. В процессе толкнул случайно дверку, она открылась. А за ней — офис, принадлежащий кассовой компании Loomis. И это произошло именно в тот день, когда компания собиралась вывозить наличные деньги. Бездомный не растерялся и забрал две сумки. Сообщалось, что украдено 300 тысяч евро, позднее число возросло до 490 тысяч. «Счастливчика» не могут найти и по сей день, хотя личность его была установлена.
Фэн Чжэнху уехал в Японию на лечение. Когда он попытался взять обратный билет, его не пустили. Он попробовал купить его ещё раз. Снова та же ситуация. В общей сложности Фэн пытался вернуться в Китай 8 раз. Прежде чем его пустили на борт самолёта, ему пришлось прожить в аэропорту Токио 92 дня. По приезде в Китай его поставили на особый контроль, а вскоре и вовсе отобрали телефон, ноутбук и посадили под домашний арест. Связано это с журналистской деятельностью Фэна — долгое время он в своих статьях критиковал Коммунистическую партию Китая.
Женщина, скрывающая лицо (а также своё имя), прожила в аэропорту Сингапура 8 лет (и продолжает). Она вовсе не бездомная, и её документы в порядке. В 2008-м её настиг финансовый кризис — дама осталась без денег. В голову ей пришёл потрясающий план: временно пожить в аэропорту, а собственную квартиру сдавать, пока жизнь не наладится. «Временно» растянулось на 8 лет. В месяц женщина получает около $1000, так что проблем с деньгами у неё нет.
Мехран Карими Нассери — один из самых известных случаев благодаря Стивену Спилбергу и Тому Хэнксу: отсылка к фильму «Терминал» в начале текста была не просто так. Этот мужчина поставил абсолютный рекорд — он провёл в аэропорту Шарль-де-Голль 18 лет, с 26 августа 1988 года по июль 2006 года. Почему Мехран оказался в таком положении, точно неизвестно. По одной из версий, его выгнали из страны, по другой — он сам хотел уехать и отказался от гражданства родной страны, чтобы переехать жить в Англию. Но то ли его документы украли в аэропорту, то ли английские службы решили, что его документы непригодны. В любом случае его депортировали во Францию. Уже во Франции власти отказались впускать его в страну. Выживал он за счёт того, что давали ему люди, мылся в душе, дом себе устроил из двух лавок в подвале аэропорта. Ему даже выдали подушки и простыни. Одни говорят, что спустя 18 лет его вызволил оттуда адвокат. Другие считают, что чиновники просто снизошли до него. По последним данным, сейчас он живёт в Париже.
P.S. Пару дней назад в Москве запретили лежать на сидениях и ставить на них багаж.
Автор Евгения Крючкова
Комментарии