Гражданская авиация появилась в начале XX века, а вот кормить на борту стали только через 30 лет (хотя до этого иногда брались бутерброды). Почему? Холодильники были, место было, всё было хорошо, да?
Туалета не было. Туалеты в самолётах начали ставить только в 30-х годах, и тогда же начали радовать пассажиров едой.
В 1936 году United Airlines идёт дальше — ставит на борт духовки. В каждый свой рейс американские авиакомпании закладывали по жареной курице с диким количеством сахара.
В 40-е и 50-е кормили чаще всего как в ресторане, потому что летали очень обеспеченные граждане.
В 60-х стало ещё лучше. Сегодня не в каждом ресторане можно увидеть такую картину, как на Скандинавских авиалиниях, где подавали целый окорок.
Шикарный стол был и у наших авиакомпаний. Особенно при перелётах на дальние расстояния и на рейсах, которые летели за границу. Еду для таких маршрутов готовили в лучших ресторанах Советского Союза. И сегодня ряд ресторанов продолжают готовить еду для авиационного питания, но не для эконом-класса.
Сейчас порции стали делать маленькими. Если класть много еды, то пассажиры, которым и так нехорошо из-за пониженного давления, повысят утилизацию туалетов. Это значит, что придётся строить дополнительные, а это очень дорого. Поэтому еды дают ровно столько, чтобы вы не фотографировали её со словами «вот ведь жлобы же, а!», но и не перегружали туалет.
Еду готовят прямо в аэропортах. Везти её откуда-то ещё, проходить контроль — потерять в качестве. В каждом аэропорту есть один цех для доготовки и приготовления. В Шереметьево три цеха питания, из них два — это общие цеха, которые готовят для всех авиакомпаний. И третий цех — это специализированный цех авиакомпании «Аэрофлот».
Еду готовят в среднем за 2 часа до вылета, чтобы еда, опять же, не перележала. За 30 минут до посадки всю еду на специальных тележках в специальных контейнерах на специальных автомобильчиках перевозят уже непосредственно в самолёт.
Причём авиакомпании всегда делают столько еды, сколько людей на рейсе. Бывает, что кто-то покупает билеты в самый последний момент. Тогда этому человеку также нужно привезти питание. Без питания по количеству пассажиров самолёт не улетит. Это правило. Поэтому если вы сидите в своём кресле и думаете, какого чёрта не взлетаем, когда все пассажиры на месте, то причиной может быть допогрузка питания. Такие дела. Некоторые компании сразу грузят больше, потому что это выгодно. Некоторые грузят чуть меньше, потому что кто-то спит, а кто-то просто не хочет есть и не берёт порцию.
Среди компаний, готовящих обеды на заказ, они номер один во всём мире: LSG Sky Chefs — обеды для 300 авиакомпаний, 460 миллионов штук в год. Они везде. Меняется только слово в названии: LSG Lufthansa Sky Chefs, LSG Аэрофлот Sky Chefs, LSG Singapore Airlines Sky Chefs. И так далее. В общем, они есть в каждом аэропорту. Будете лететь в следующий раз, обратите внимание на машины, которые везут еду на борт.
Как готовят? Вначале в специальный цех привозят продукты в контейнерах, готовят на территории аэропорта, потом всё это кладётся в касалетку. Кто-то ещё называет их кесалетками. Это специальный контейнер из алюминия, в котором подаются горячие обеды на борту. Дальше всё это укладывают в контейнеры для охлаждения или, наоборот, поддержания горячей температуры. Сюда за ними приедут машины и увезут на самолёт. На борту еду только разогревают в специальных печах. Кладут касалетки рядами и доводят до определённой температуры, затем вынимают и подают уже в горячем виде пассажирам.
Если маршруты до 2–3 часов, то горячее питание сразу кладут и туда, и обратно (то есть самолёт, например, летит из Москвы в Санкт-Петербург и сразу обратно). Если самолёт летит больше 3 часов, то еда готовится в обратную сторону уже во втором аэропорту, откуда самолёт будет возвращаться. Все напитки идут в обе части оборотного рейса.
Виды бывают самые разные: низкокалорийная еда, диетическая, бессолевая, диабетическая и тому подобное. Виды питания доступны не только для самых крутых авиакомпаний — сегодня это требование для всех авиаперевозчиков. Единственное — нужно заранее сообщить, какую еду вы хотите. «Аэрофлот» просит сделать это не менее чем за 36 часов до вылета. В этом нет ничего сложного для сотрудников авиакомпании. Если вы страдаете диабетом, то просто нужно заблаговременно об этом сказать. Вам дадут еду для диабетиков, и всё будет хорошо.
Ещё существует особое меню для вегетарианцев, которое, в свою очередь, делится на несколько категорий: только растительные продукты, меню с яйцами и молочными продуктами, азиатское вегетарианское питание и так далее. Это применимо не ко всем авиакомпаниям, но вы также можете об этом заранее заявить.
Есть миф, что кошерное питание часто с самыми здоровыми порциями. Можете проверить, только прочитайте сначала, какой цирк вам устроят, чтобы никто, кроме вас, не касался вашей еды.
В бизнесе чаще всего есть выбор как в ресторане. Есть свои стандарты приготовления. Кроме того, этот класс обслуживает отдельный персонал — выделяется 1–2 стюарда. Плюс там стеклянная посуда, металлические приборы, иногда даже фарфор. На некоторых рейсах вам и с позолотой что-то подадут — та же Qatar Airlines или кто-то из азиатских компаний.
В самолёт запрещено брать нож. В бизнес-классе вам дадут тупой столовый нож. Точильный брусок в самолёт брать не запрещено.
Что делать, если я проспал обед? Меня накормят?
Да, накормят. Правда, выбора у вас уже не будет, потому что два варианта блюд предлагали вначале. Например, рыба с макаронами или картошка с мясом. Раз проспали, получаете то, что осталось. Но если вы уснули, а кто-то просит ещё один обед — не волнуйтесь. Лишние порции отправят в отходы по прилёте в аэропорт.
Что едят пилоты на борту?
Пилоты питаются по бизнес-меню, но не это самое примечательное. Помните, пилотов же несколько. Обычно два. Так вот, у них никогда не бывает одинакового питания. Почему? Чтобы не отравились оба сразу. Это правило работает в абсолютно всех авиакомпаниях мира.
Сколько напитков можно просить на борту?
Если не летите лоукостером, то напитки обычно безлимитные. За исключением алкогольных. Но после введения запрета на распитие алкогольных напитков на борту на российских рейсах это запрещено, хотя на международных, вернее, на иностранных, алкоголь по-прежнему есть.
Почему почти везде есть томатный сок?
Когда мы летим на высоте 9000–10 000 метров, вкусовые параметры большей части продуктов меняются. На такой высоте уменьшается восприятие рецепторами сладкого и горького, да и солёного тоже. По сути, вся еда опресняется, поэтому многое из продуктов воспринимается совершенно иначе. А томатный сок как раз сохраняет свои вкусовые качества. Томатный сок есть в меню в 9 из 10 случаев.
По какому принципу раздают питание?
Раздают питание в зависимости от внутреннего распорядка авиакомпании, но обычно начинают с носа. Если самолёт большой, то две тележки идут навстречу друг другу. Здесь нет чётких правил, это определяют уже самостоятельно в каждой авиакомпании.
Как определяют, сколько должно быть куриных блюд, а сколько рыбных? Обычно везут в соотношении 60 на 40 в пользу курицы. К тому же авиакомпании ведут статистику и точно знают, что чаще выбирают пассажиры.
Чем кормят?
В мире подают не только картошку с мясом, как это делают у нас. Некоторые авиакомпании возводят бортовую еду в отдельный вид искусства. Пробежимся по некоторым блюдам самолётной еды, которые заслуживают внимания.
Delta Air Lines известна мороженым. На самом деле, мало где подают мороженое. Будете лететь Delta по внутренним американским направлениям — помните, что это самое дорогое мороженое в вашей жизни, скорее всего (с учётом стоимости его транспортировки). Air New Zealand подаёт тушёную говядину в вине. Alaska Airlines специализируется на говяжьей грудинке, приправленной чили. Считается деликатесом. Hawaiian Airlines важно показать свою культуру и свою традиционную кухню, поэтому они делают специфический кусок мяса в специфической подливке из довольно-таки дорогостоящих продуктов. И это в экономклассе. Путешествие на Гавайи начинается с Локо-Моко. LATAM Chile (бывшие LAN Airlines) утверждает, что у них самые крутые сэндвичи. Хотя это просто слоёное тесто с сыром и ветчиной, как у нас в ларьке в метро. Virgin America даёт огромную коробку такоса в экономе.
Комментарии