Автобусные перевозки бьют все рекорды по уровню анархичности в сравнении с другими видами транспорта. Перевозчики и автостанции исчисляются тысячами, и даже у небольших есть свои стандарты. Возить пассажиров на автобусах можно официально — такие перевозчики называются «белыми». А можно не очень, и тут речь уже про «серых».
«Белые» рейсы настолько «правильные», что и сказать про них особо нечего. Вот что важно понимать:
— «Белый» рейс ходит по чёткому маршруту и следует расписанию.
— У пассажиров есть все гарантии на случай, если что-то пойдёт не так — например, рейс отменят или автобус сломается. Речь идёт про лицензирование официальные перевозки.
— На «белом» рейсе вам обязаны организовать первую помощь при необходимости. Любая ваша проблема на «белом» рейсе = проблема перевозчика.
— «Белые» рейсы отправляются только с автовокзалов и принимают/высаживают пассажиров только на официальных остановках.
Некоторые остановки могут быть обязательными, а некоторые — по требованию (но все они должны быть указаны в маршруте, поэтому водитель может и должен проигнорировать просьбу «остановите у столба», но должен остановить по вашей просьбе на остановке, если там никого нет, а она указана как необязательная). А ещё он должен заранее вас предупредить про такую остановку. «У башни кто-то выходит?» — вполне нормальное предупреждение. Бывают остановки без посадки — например, конечные для высадки пассажиров.
— Автобус должен быть исправен, а водитель — пригоден. Первое проверяется механиком на начальном и конечном пунктах в дорейсовом и послерейсовом осмотрах (это может делаться в парке перевозчика в этом городе, а не на вокзале). Водитель же должен иметь допуск медиков, что он здоров, трезв и способен управлять. Если рейс дальний и дорога длится дольше 8 часов, в салоне обязан находиться второй водитель.
Диспетчер вокзала также проверяет его путевые листы, чтобы понять, достаточно ли долго он отдыхал между рейсами. При ряде нарушений перевозчик в обход диспетчера вокзала может принять решение о начале рейса. Если в дороге будет выявлено нарушение, то пассажиров высадят, автобус отправят в парк, водителя и перевозчика оштрафуют. Если водитель откажется так делать, то может попасть под статью.
Если на рейс будет допущен пьяный водитель, ответственность понесёт медик. Если на рейс будет допущен сломанный автобус — механика.
У «серого» рейса есть целый ряд косяков, которые и делают его неофициальным. Вот они:
— Нет единых стандартов и требований — нет гарантии того, что ваш автобус будет безопасен. На «серый» рейс могут выпустить откровенно некачественный транспорт. Техосмотр такие автобусы не проходят
— «Серый» рейс может прикидываться заказным, но по факту им не являться. Билеты на такие рейсы продаются незаконно — часто их можно найти в сервисах по поиску попутчиков. «Серый» рейс может нигде не документироваться: пассажиры оплачивают билеты, но не получают никаких подтверждающих документов.
— «Серые» рейсы далеко не всегда отправляются с автовокзалов. Они могут подхватывать людей в более выгодных местах — то есть, по сути, воровать пассажиров у «белых».
— Автобус, следующий «серым» рейсом, может остановиться практически где угодно. Так можно высадить пассажиров, которые попросились выйти «вон там, у столба», или набрать новых. Нелегальные остановочные пункты — один из столпов, на которых держатся такие рейсы. При этом «серые» маршруты могут специально дублировать «белые». Разницу можно не заметить.
— Если у вас возникла какая-то проблема во время «серого» рейса, её вряд ли кто-то будет решать.
— Водитель «серого» рейса не проходит медосмотр перед выездом. Если он спал два часа за последние двое суток, никто не остановит его в желании сесть за руль.
Комментарии