В целом есть три варианта, с кем ребёнок до 18 лет может попасть на борт самолёта:
1. Вместе со взрослым пассажиром. Это может быть его родственник, знакомый, тренер — в общем, любой сопровождающий.
2. Вместе с проводником от авиакомпании, если летит самостоятельно.
3. Вообще один.
Не все варианты универсальны — тут многое зависит от возраста ребёнка и требований авиакомпании.
Для детей разных возрастов — разные правила авиаперелётов. Всего есть три варианта.
1. Дети до 2 лет (категория INF — инфант, младенец)
В одиночку они точно не летают — нужно сопровождение взрослого пассажира (имеется в виду либо совершеннолетний, либо человек до 18 лет, досрочно признанный дееспособным). Те же правила работают и с детьми-инвалидами до 12 лет.
На внутренних рейсах ребёнок до 2 лет может летать бесплатно, но только на коленях у взрослого. В любом случае для этого нужно оформлять так называемый нулевой билет. То же самое и на международных рейсах — только уже со скидкой 90%. При этом на коленях у взрослого может разместиться строго один младенец. Если ребёнку до 2 лет всё-таки покупают отдельное место, то с 50-процентной скидкой. Это работает, если нет каких-то противоречащих тарифных условий.
Детское питание, люльку и коляску можно взять с собой на рейс бесплатно сверх нормы ручной клади. Если того позволяют установленные перевозчиком габариты, конечно. Всё это нужно как-то безопасно разместить, чтобы не мешать другим.
И ещё один важный момент. Авиакомпании иногда устанавливают минимальный порог по возрасту — если у вас совсем маленький ребёнок, про это стоит спросить у перевозчика. Например, Уральскими авиалиниями можно полететь через неделю после рождения.
2. Дети от 2 до 12 лет (категория CHD — чайлд, ребёнок)
Им можно лететь вместе со взрослым пассажиром или самостоятельно — но во втором случае строго под наблюдением перевозчика. Тогда ребёнка называют несопровождаемым. Заказать сопровождение от авиакомпании — отдельная платная услуга. Чтобы её оформить, законный представитель ребёнка (то есть родитель, усыновитель, опекун или попечитель) пишет специальное заявление. Такое сопровождение предлагают не во всех авиакомпаниях — об этом ещё будет ниже.
А ещё ребёнка иногда называют несопровождаемым, если он летит с родителями одним рейсом, но в разных классах обслуживания. Например, мама с папой в бизнес-классе, а ребёнок в экономе или наоборот. Тогда он тоже может считаться самостоятельным путешественником и нужно будет заказывать сопровождение. Когда это правило работает и в каком именно возрастном диапазоне — нужно уточнять у авиакомпании.
В реальности большинство авиакомпаний берут на сопровождение детей от 5–6 лет, а не от 2, как пишет Минтранс. Так что детали стоит обязательно уточнять перед покупкой билета. Например, S7 вообще не сажает на борт детей до 12 лет без взрослых и услугу сопровождения тоже не оказывает. А вот у Red Wings для ребёнка можно заказать сопровождение, но только если ему от 6 до 12 лет.
Дети до 12 лет летают со скидкой (обычно от 25 до 50%). Но если речь идёт про самостоятельное путешествие ребёнка, то и платить придётся по взрослому тарифу.
3. Дети от 12 до 18 лет
Этот случай самый простой, потому что формально подросток уже считается взрослым пассажиром. То есть в большинстве случаев можно спокойно лететь без сопровождения. Но если очень хочется, то оформить услугу всё-таки можно — аж до 16 лет. Это делают только по просьбе родителей, усыновителей, опекунов или попечителей.
Бывают, правда, исключения, когда перевозчик требует обязательно сопровождать детей вплоть до 14 лет (чаще всего речь про зарубежные авиакомпании). Вот почему перед покупкой билета нужно обязательно уточнять этот момент в правилах авиакомпании — возможно, сопровождение заказывать всё-таки придётся.
Бывает, что во время путешествия ребёнок отмечает день рождения и переходит в другую возрастную группу. Тогда может возникнуть путаница в правилах. По закону, возраст ребёнка определяется на дату начала перевозки. Но в реальности у разных авиакомпаний разные мнения на этот счёт. Одни оформляют путешествие по тарифу «туда — обратно» — тогда учитывается возраст ребёнка на момент первого вылета. Другие предлагают оформить два разных, не зависящих друг от друга билета — тогда обратный рейс для ребёнка официально проходит уже в новом возрасте и по новым правилам.
Некоторые авиакомпании предлагают услугу «Перевозка несопровождаемых детей». Она очень пригождается одиноким путешественникам от 2 до 12 лет — ребёнок получает кого-то вроде телохранителя. Смысл в том, что на каждом этапе пути за ним внимательно следят сотрудники авиакомпании: они забирают ребёнка у провожающего, проводят его через зону досмотра, сажают на рейс, контролируют в полёте и наконец передают в руки встречающего. Если рейс с пересадкой, то перевозчик может установить минимальное и максимальное время стыковки.
Важно заранее решить, кто именно будет провожать и встречать ребёнка. Это нужно обозначить в заявлении. У каждой авиакомпании для него свой шаблон, но смысл один: скорее всего, вас попросят оставить все контакты, паспортные данные, адреса взрослых и т.д. Это нужно, чтобы сотрудники авиакомпании в случае чего могли легко найти встречающего или провожающего. Если встречающий не явился и его даже на горизонте нет, то проводник остаётся с ребёнком до победного. В аэропорту никто никого точно не бросит — будут разбираться.
Сопровождение платное. Это дополнительный расход к стоимости билета. Заказывать и оплачивать услугу нужно заранее. На tutu и подобных сервисах этого сделать нельзя — опция довольно специфическая, поэтому её обычно оформляют через офис авиакомпании или кол-центр.
Подробные правила сопровождения детей нужно уточнять на сайте авиакомпании. В целом они похожи — вот несколько примеров.
Все цены актуальны в октябре 2023 года.
Если лететь по России
Детям до 14 лет нужно свидетельство о рождении, а подросткам от 14 лет — паспорт. Если ребёнок от 2 до 16 лет летит в статусе несопровождаемого, то документов нужно больше. Точный список зависит от перевозчика, но чаще всего он выглядит так:
Если лететь за рубеж
Если ребёнок летит с кем-то из родителей, то нужны только загранпаспорт и виза (второе, конечно, опционально — смотря в какую страну будет рейс). Но бывает, что ребёнок летит за границу без сопровождения законных представителей (а это, напомним, только родители, усыновители, попечители или опекуны). Тогда с собой ему нужно иметь ещё и нотариально оформленное согласие на выезд от одного из перечисленных. То есть даже если формально пассажир до 18 лет летит за рубеж не один (а, например, с тренером, учителем или даже с бабушкой), то к нотариусу идти всё равно придётся.
И вот ещё важный момент: в российском законе речь только про согласие от одного представителя. Но по факту некоторые страны могут потребовать такое разрешение сразу от обоих родителей. Например, это актуально для Чили.
Вывод: какой бы авиакомпанией вы ни летели, для въезда в другую страну или выезда из неё нужно будет учесть все правила этого государства. Посмотреть, какие именно нужны документы, можно на консульских информационных порталах. О такой необходимости пишут и некоторые авиакомпании. Например, на сайте Аэрофлота есть список документов для оформления услуги «Перевозка под наблюдением авиакомпании». Там сказано, что для международных рейсов понадобятся загран и все необходимые документы. И здесь больше всего вопросов вызывает как раз второе. «Официальную информацию о документах, необходимых для въезда в страну, можно получить только в консульстве той страны, в которую въезжает ребёнок», — подчёркивают в авиакомпании.
Фиксированных норм тут нет — нужно ориентироваться на конкретные тарифы авиакомпаний. Причём чёткой границы между ситуациями, когда ребёнок летит с кем-то и в одиночку, тоже нет.
Если ребёнок летит не один. Сколько багажа может взять ребёнок в сопровождении родителя или другого взрослого — зависит от тарифа. Детали удобнее всего изучать уже во время покупки билета. Вот тут можно прочитать правила нескольких популярных российских авиакомпаний.
Похожие страницы есть на сайтах почти всех перевозчиков.
Если ребёнок летит один. Когда речь идёт про несопровождаемых детей, детали про багаж лучше всё-таки уточнять у перевозчика. На самом деле далеко не все пишут об этом открыто. Но всё же некоторые авиакомпании (например, Смартавиа и Азимут) напрямую говорят, что самостоятельные дети могут взять с собой столько же багажа, сколько и взрослые. То есть формально ребёнка можно нагрузить 23-килограммовым чемоданом и отправить в полёт, если это предполагает тариф. Представитель авиакомпании, который сопровождает ребёнка, поможет ему разобраться с багажом.
Комментарии