tutu_loader
Идет загрузка...

Сверхзвуковые самолеты: быстрее слова

Слово не воробей — вылетит, не поймаешь. Эта поговорка очень хорошо подходит для описания созданных в середине ХХ века пассажирских сверхзвуковых самолетов. И потому, что поймать их, падавших как-то очень часто, не получалось. И потому, что их создание было обусловлено не насущной необходимостью, а именно словом.

Реактивные самолеты в 50-х годах конструировались из-за необходимости в быстрой перевозке большого количества людей на большое расстояние. Причина создания сверхзвуковых самолетов — престиж страны.

tu-144

 

В начале был… кто?

Именно из-за него, из-за престижа, до сих пор спорят о первенстве создания сверхзвуковика Россия и западные страны. Вроде бы чего тут спорить-то?

Наш Ту-144 поднялся в воздух 31 декабря 1968 года, Конкорд — 2 марта 1969.

По версии западных светил, отстающий СССР украл западные технологии и поэтому запустил свой самолет раньше. В любом случае стоит заметить, что Ту-144 наша страна создавала в одиночку, тогда как само слово «конкорд», «согласие», говорит нам о сотрудничестве стран при его создании.

Построившие Конкорд Англия и Франция, кстати, спорили, как должен называться самолет — по-английски или по-французски. Разница — в букве «е» на конце, Concord у англичан или Concorde у французов.

В отличие от 1812 года французы победили — англичане оказались на одну букву согласнее.

 

Русская Принцесса Ди

Несмотря на первенство, отечественный самолет летал совсем недолго. Начало его карьеры было достаточно неудачным — большой смотр на международном авиасалоне в Ле-Бурже в 1973 году закончился катастрофой.

Самолет во время показательного полета вошел в пике и развалился на части на глазах у изумленной публики. Как выяснили позже, причиной катастрофы стали воздушные папарацци на французском истребителе «Мираж».

Пилот истребителя непременно должен был сфотографировать русский сверхзвуковой, для чего и летел в опасной близости от нашего самолета.

Во время очередного маневра «фотографа» пилоты Ту-144 неожиданно для себя увидели этого мастера воздушной фотосъемки и попытались уклониться от неизвестно откуда взявшегося «Миража».

Не выдержав перегрузок при уходе от папарацци, наш самолет стал разваливаться в воздухе.

 

Сверхзвуковые сто грамм

Несмотря на неудачи Ту-144 продолжал совершенствоваться и летать. Каждый его взлет был событием — самолет делали штучно (всего около 19 машин).

Ту-144 обслуживал линию Москва — Алма-Ата. Сервис на борту был первоклассный, коньяк с икрой. Билеты стоили где-то на треть дороже, чем на обычные самолеты. Гастрономические изыски помогали не только подчеркнуть торжественность момента, но и сгладить периодически возникавшие внештатные ситуации.

Правда, самолет продержался на регулярных авиалиниях СССР недолго — использование сверхзвуковых машин было делом престижным, но нерентабельным.

tu-144

 

Роковой привет из прошлого

Иностранцы были более самоуверенны, и окончание карьеры оказалось у Конкорда намного печальнее. Его сняли с эксплуатации после катастрофы на взлетной полосе 25 июля 2000 года. В тот день немолодой DC-10 оставил какую-то свою запчасть на полосе.

Запчасть повредила топливные баки, и Конкорд поднялся в воздух уже в огне.

Почему все же поднялся? Потому что момент принятия решения о взлете прошел, после него отказаться от взлета невозможно. В итоге самолет рухнул с отказавшими двигателями, убив при этом еще 4 посетителей кафе.

По мнению российских экспертов, Ту-144 успел бы совершить аварийную посадку на взлетную полосу.

 

Обгон по расписанию

Да, сверхзвуковые самолеты опередили свое время так же, как опережали все существующие на тот момент самолеты. Кроме того, они были чрезвычайно дороги в использовании.

Но их появление — это прежде всего история победы над скоростью, а не над статистикой перевезенных пассажиров и грузов. Ту-144 в такой статистике начисто проигрывает Конкорду — он был снят с эксплуатации намного раньше. Зато мы намного отстали и в другой статистике — катастроф сверхзвуковых самолетов. Все должно происходить в свое время, даже обгон звука.

P.S.

Нынешние проекты сверхзвуковиков для бизнес-авиации (к примеру, Ту-444) скромнее проектов тех лет. И скорость медленнее, и вместительность салона меньше. Это лишний раз доказывает, что сверхзвуковой самолет остается элементом престижа, роскошью, но не средством передвижения.

 

 

 

Была ли полезна статья: Да Нет

Наше расписание предельно просто в установке и удобно для ваших пользователей.

Всего за 5 минут вы можете получить актуальное, обновляемое расписание от Туту.ру. Подробнее