|
История оплаты за проезд стара так же, как и история пассажирских перевозок. Платить следовало даже Харону — за перевозку через Стикс. Тогда это была обычная мелкая монета, в наше время за проезд можно расплатиться и с помощью намагниченного куска пластика.
Для чего вообще нужны билеты? Почему нельзя просто отдать деньги и ехать? Ответ простой — билет служит доказательством того, что вы действительно оплатили проезд.
Этимологически «билет» — это расписка, подтверждающая какое-либо право. Особенно важно это подтверждение тогда, когда ехать вам предстоит не в тот же день, а через день или через месяц.
То есть с Хароном-то вы можете расплатиться по факту — и он не торопится, и вы никуда не денетесь. Но вот заплатить так авиакомпании — вряд ли. Ей надо точно знать загруженность самолета еще до его вылета.
Первыми доказывать оплату пришлось грекам — в театры их пускали только по заранее купленным билетам. Билеты на транспорт стали появляться тогда, когда транспортные перевозки стали более-менее регулярными и масштабными.
Запомнить, что вот эти пять человек заплатили — можно (получается, правда, не у всех, вспомните некоторых нынешних кондукторов). Но если пассажиров больше 20 — всех запомнить сложнее. Если же их больше 500, как в современных самолетах, — это практически невозможно.
Уже на первых греческих билетах в театр было хотя бы приблизительно обозначено, какое место должен занять человек в театре.
Этим объясняется, в том числе, существование бесплатных билетов.
Они помогают организовать группу людей и избавиться от суеты при поиске свободного места.
Подтвердить оплату проезда за все время существования транспорта можно было многими предметами.
Показательна здесь история Московского метро — монета в пять копеек, жетоны металлические, жетоны пластмассовые, билеты бумажные и намагниченные.
Жетоны могут быть как целыми, так и с отверстиями (метро в Нью-Йорке). Билеты — со штрих-кодом или с номером (как раньше в наземном транспорте).
Чем отличается билет от жетона? Последний используется для разового прохода, по билету можно пройти несколько раз в течение определенного периода времени. Жетоны при этом долговечнее — как и деньги, один жетон может побывать в руках у многих людей.
Зато на билет можно нанести еще очень много информации, которая вряд ли уместится на жетоне.
А знаменитый «пятачок» в Московском метро был не только способом оплаты, но и символом отсутствия инфляции.
И жетон, и билет нужны при постоянно изменяющейся стоимости.
В нашем веке к списку добавились жд билеты, получаемые по MMS или через WAP/GPRS — штрих-код на экране мобильника считывается специальным сканером. Такие билеты в ходу у немецких железных дорог и даже на некоторых поездах РЖД.
Есть еще и электронный билет, приобретаемый через интернет, — в последнее время это чудо встречается и в России.
Со времени возникновения билета, количество информации на нем увеличилось в разы. В античности, к примеру, на билете ставилась только буква, обозначающая место. В наше время информация на билете закодирована не хуже, чем в шифровках разведчиков Второй мировой. Tutu.ru рассказывает о том, как читать билет.
Наше расписание предельно просто в установке и удобно для ваших пользователей.
Всего за 5 минут вы можете получить актуальное, обновляемое расписание от Туту.ру. Подробнее